бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 13, 2020 утверждено Jan. 12, 2021
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Oct. 21, 2020
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Nov. 1, 2020

Б1.В.02.16 Культурология, 9 семестр

Б-6071, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность История и обществознание), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-1 - способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения знать основные культурологические концепции, школы, течения знаниевый
оперировать основными культурологическими понятиями ориентировочный
ОК-5: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия уметь характеризовать исторические и современные социокультурные явления операциональный
ПК-15: способен организовывать сложную историческую и обществоведческую информацию в логически последовательной форме Знание основных тенденций и этапов развития истории культуры знаниевый
Знание системы исторических фактов по истории культуры в их пространственно-временных рамках знаниевый
Понимание возможности преобразования исторической информации в различные формы ориентировочный
Умение выделять этапы исторического развития культуры в пространственно-временных рамках, роль отдельных стран и личностей в историческом процессе операциональный
Опыт выделения тенденций и этапов исторического развития культуры, роли отдельных стран и личностей в историческом процессе опыт
ПК-17: способен ориентироваться в исторических и обществоведческих концепциях и выделять специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке Знание основных культурно-исторических и обществоведческих концепций, тенденций и этапов развития истории культуры знаниевый
Умение отбирать и применять методы исследования в соответствии с заданными условиями профессиональной деятельности ориентировочный
Владение приемами обработки и анализа данных при интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке операциональный
ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности уметь организовывать внеклассные мероприятия направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности операциональный
ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов Опыт в организации и проведении культурно-исторического квеста опыт
Опыт систематизации и презентации сложной исторической информации опыт

Цели изучения дисциплины

научить анализировать проблемы современной культурологии в контексте характеристики культурно-исторических явлений, процессов и повседневных практик

Задачи

  1. уметь характеризовать проблемы современной теоретической культурологии
  2. уметь характеризовать культурно-исторические явления и процессы в контексте повседневных практик
  3. уметь применять культурологические знания в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 11.0 ч.
Часов в неделю 2.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теория культуры сформировать представление о теоретической культурологии: теории, концепции, методы уметь характеризовать современные проблемы теоретической культурологии
  • Предмет культурологии
  • Основные направления и этапы становления культурологии
  • Культурологические теории
  • Методы в культурологии
Модуль 2. Культура как феномен сформировать представление о культуре как о феномене в контексте повседневных практик уметь характеризовать различные стороны культуры в контексте повседневных практик
  • Культура и цивилизация
  • Происхождение культуры
  • Знаки и символы как язык культуры
  • Ценностная природа культуры
  • Элитарная и массовая культура
  • Кульутра России на межцивилизационном пространстве
  • Социальная динамика культуры
  • Наука как форма культуры
  • Религия как феномен культуры
Модуль 3. Культурология в школе сформировать представление о применении культурологическогго знания в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла уметь применять культурологические знания в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла
  • Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Культурология как гуманитарная наука Лекция 2.0 1
2 Проблемы современной теоретической культурологии (работа с журналами) Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 2
3 Проблемы современной теоретической культурологии (работа с журналами) Самостоятельное изучение 2.0 2
4 Основные культурологические концепции Лекция 2.0 3
5 Основные культурологические концепции Индивидуальная работа 2.0 3
6 Типология культуры Семинар 2.0 4
7 Типология культуры Самостоятельное изучение 2.0 4
8 Проблема глобализации в культуре Семинар 2.0 5
9 Проблема глобализации в культуре Индивидуальная работа 2.0 5
10 Проблема глобализации в культуре Самостоятельное изучение 1.0 5
11 Рубежный контроль №1 Контрольная работа 2.0 6
12 Культура как феномен. Происхождение культуры Семинар 2.0 7
13 Культура как феномен. Происхождение культуры Индивидуальная работа 2.0 7
14 Культура как феномен. Происхождение культуры Самостоятельное изучение 2.0 7
15 Культура и цивилизация. Семинар 2.0 8
16 Культура и цивилизация. Самостоятельное изучение 4.0 8
17 Знаки и символы как язык культуры. Семиотика. Семинар 2.0 9
18 Рубежный контроль №2 Контрольная работа 2.0 9
19 Знаки и символы как язык культуры. Семиотика. Индивидуальная работа 2.0 9
20 Знаки и символы как язык культуры. Семиотика. Самостоятельное изучение 2.0 9
21 Ценностная природа культуры. Семинар 2.0 10
22 Ценностная природа культуры. Самостоятельное изучение 2.0 10
23 Элитарность в культуре Семинар 2.0 11
24 Элитарность в культуре Лекция 2.0 11
25 Элитарность в культуре Индивидуальная работа 2.0 11
26 Повседневная культура современного общества Лекция 2.0 12
27 Повседневная культура современного общества Самостоятельное изучение 1.0 12
28 Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла Семинар 2.0 14
29 Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 15
30 Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла Лекция 2.0 15
31 Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла Самостоятельное изучение 4.0 15
32 Массовая культура как феномен современной жизни. Семинар 2.0 16
33 Массовая культура как феномен современной жизни. Лекция 2.0 16
34 Россия в межцивилизационном пространстве Лекция 2.0 17
35 Наука и религия как феномены культуры Контрольная работа 2.0 17
36 Наука и религия как феномены культуры Лекция 2.0 18
37 Наука и религия как феномены культуры Индивидуальная работа 2.0 18
38 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Культурология как гуманитарная наука Лекция характеризовать термин и понятие "культура" Воспроизведение
Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
уметь характеризовать особенности применения культурологическх методов Воспроизведение
уметь применять на практике культурологические методы Применение
2 Проблемы современной теоретической культурологии (работа с журналами) Контрольная работа (< 1 часа) понимать специфику культурологии как науки и дисциплины Воспроизведение
Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
3 Проблемы современной теоретической культурологии (работа с журналами) Самостоятельное изучение характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
4 Основные культурологические концепции Лекция понимать специфику культурологии как науки и дисциплины Воспроизведение
Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
Характеризовать основные направления и школы культурологии Воспроизведение
выделять общее и особенное в концепциях культуры Воспроизведение
характеризовать культурологические концепции Воспроизведение
5 Основные культурологические концепции Индивидуальная работа понимать специфику культурологии как науки и дисциплины Воспроизведение
Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
Характеризовать основные направления и школы культурологии Воспроизведение
выделять общее и особенное в концепциях культуры Воспроизведение
характеризовать культурологические концепции Воспроизведение
6 Типология культуры Семинар характеризовать типы и виды культуры в учениях отечественных и зарубежных ученых Воспроизведение
уметь выделять и анализировать морфологические элементы культуры: ценности, традиции, ритуал, обычай, мистерии и т.п. Воспроизведение
7 Типология культуры Самостоятельное изучение уметь выделять и анализировать морфологические элементы культуры: ценности, традиции, ритуал, обычай, мистерии и т.п. Воспроизведение
8 Проблема глобализации в культуре Семинар уметь выделять и анализировать морфологические элементы культуры: ценности, традиции, ритуал, обычай, мистерии и т.п. Воспроизведение
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
9 Проблема глобализации в культуре Индивидуальная работа уметь выделять и анализировать морфологические элементы культуры: ценности, традиции, ритуал, обычай, мистерии и т.п. Воспроизведение
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
10 Проблема глобализации в культуре Самостоятельное изучение характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
11 Рубежный контроль №1 Контрольная работа понимать специфику культурологии как науки и дисциплины Воспроизведение
характеризовать термин и понятие "культура" Воспроизведение
характеризовать типы и виды культуры в учениях отечественных и зарубежных ученых Воспроизведение
уметь выделять и анализировать морфологические элементы культуры: ценности, традиции, ритуал, обычай, мистерии и т.п. Воспроизведение
Характеризовать основные этапы становления культурологии Воспроизведение
Характеризовать основные направления и школы культурологии Воспроизведение
выделять общее и особенное в концепциях культуры Воспроизведение
характеризовать культурологические концепции Воспроизведение
уметь характеризовать особенности применения культурологическх методов Воспроизведение
уметь применять на практике культурологические методы Применение
12 Культура как феномен. Происхождение культуры Семинар Выделять черты сходства и различия в понятиях кульутра и цивилизация, соотносить уровни развития обществ с их культурой и цивилизацией Воспроизведение
Давать характеристику различным подходам происхождения кульутры Воспроизведение
13 Культура как феномен. Происхождение культуры Индивидуальная работа Выделять черты сходства и различия в понятиях кульутра и цивилизация, соотносить уровни развития обществ с их культурой и цивилизацией Воспроизведение
Давать характеристику различным подходам происхождения кульутры Воспроизведение
14 Культура как феномен. Происхождение культуры Самостоятельное изучение Давать характеристику различным подходам происхождения кульутры Воспроизведение
15 Культура и цивилизация. Семинар характеризовать термин и понятие "культура" Воспроизведение
характеризовать понятия культуры и цивилизации Воспроизведение
Давать характеристику различным подходам происхождения кульутры Воспроизведение
16 Культура и цивилизация. Самостоятельное изучение Давать характеристику различным подходам происхождения кульутры Воспроизведение
17 Знаки и символы как язык культуры. Семиотика. Семинар Понимание семиотического характера культуры. Воспроизведение
18 Рубежный контроль №2 Контрольная работа Выделять черты сходства и различия в понятиях кульутра и цивилизация, соотносить уровни развития обществ с их культурой и цивилизацией Воспроизведение
Давать характеристику различным подходам происхождения кульутры Воспроизведение
Давать характеристику культуры с ценностной позиции, понимать их относительность и универсальность. Воспроизведение
Давать характеристику особенностям элитарного, выделять основные признаки элитарности в культуре Воспроизведение
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
19 Знаки и символы как язык культуры. Семиотика. Индивидуальная работа Понимание семиотического характера культуры. Воспроизведение
20 Знаки и символы как язык культуры. Семиотика. Самостоятельное изучение Понимание семиотического характера культуры. Воспроизведение
21 Ценностная природа культуры. Семинар Давать характеристику культуры с ценностной позиции, понимать их относительность и универсальность. Воспроизведение
22 Ценностная природа культуры. Самостоятельное изучение Давать характеристику культуры с ценностной позиции, понимать их относительность и универсальность. Воспроизведение
23 Элитарность в культуре Семинар Давать характеристику особенностям элитарного, выделять основные признаки элитарности в культуре Воспроизведение
24 Элитарность в культуре Лекция Давать характеристику особенностям элитарного, выделять основные признаки элитарности в культуре Воспроизведение
25 Элитарность в культуре Индивидуальная работа Давать характеристику особенностям элитарного, выделять основные признаки элитарности в культуре Воспроизведение
26 Повседневная культура современного общества Лекция Результаты не указаны
27 Повседневная культура современного общества Самостоятельное изучение характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
28 Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла Семинар уметь применять в профессиональной деятельности знания по культурологии Воспроизведение
опыт разработки и участия в историко-культурном квесте Применение
29 Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла Контрольная работа (< 1 часа) уметь применять в профессиональной деятельности знания по культурологии Воспроизведение
опыт разработки и участия в историко-культурном квесте Применение
30 Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла Лекция уметь применять в профессиональной деятельности знания по культурологии Воспроизведение
опыт разработки и участия в историко-культурном квесте Применение
31 Культурологическое знание в преподавании дисциплин исторического и обществоведческого цикла Самостоятельное изучение Результаты не указаны
32 Массовая культура как феномен современной жизни. Семинар Давать характеристику массовой кульутры, анализировать современную поп-арт с позиций массовой кульутры. Узнавание
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
33 Массовая культура как феномен современной жизни. Лекция Давать характеристику массовой кульутры, анализировать современную поп-арт с позиций массовой кульутры. Узнавание
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
34 Россия в межцивилизационном пространстве Лекция Давать характеристику российской кульутре как межцивилизационного сплава Запада и Востока. Воспроизведение
Давать харатеристику религии как культурного явления Узнавание
35 Наука и религия как феномены культуры Контрольная работа Характеризовать феномен науки с позиций культуры. Узнавание
Давать харатеристику религии как культурного явления Узнавание
36 Наука и религия как феномены культуры Лекция Характеризовать феномен науки с позиций культуры. Узнавание
Давать харатеристику религии как культурного явления Узнавание
37 Наука и религия как феномены культуры Индивидуальная работа Характеризовать феномен науки с позиций культуры. Узнавание
38 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) характеризовать термин и понятие "культура" Воспроизведение
Характеризовать основные направления и школы культурологии Воспроизведение
выделять общее и особенное в концепциях культуры Воспроизведение
характеризовать культурологические концепции Воспроизведение
характеризовать понятия культуры и цивилизации Воспроизведение
Выделять черты сходства и различия в понятиях кульутра и цивилизация, соотносить уровни развития обществ с их культурой и цивилизацией Воспроизведение
Понимание семиотического характера культуры. Воспроизведение
Давать характеристику культуры с ценностной позиции, понимать их относительность и универсальность. Воспроизведение
Давать характеристику особенностям элитарного, выделять основные признаки элитарности в культуре Воспроизведение
Давать характеристику массовой кульутры, анализировать современную поп-арт с позиций массовой кульутры. Узнавание
Давать характеристику российской кульутре как межцивилизационного сплава Запада и Востока. Воспроизведение
характеризовать и прогнозировать развитие повседневной культуры современного общества в контексте гедонизма и маскулинности Применение
Характеризовать феномен науки с позиций культуры. Узнавание
Давать харатеристику религии как культурного явления Узнавание
уметь применять в профессиональной деятельности знания по культурологии Воспроизведение
опыт разработки и участия в историко-культурном квесте Применение

Литература

Основная

  1. Багновская, Н.М. Культурология : учебник / Н.М. Багновская. – 3-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 420 с. – ISBN 978-5-394-00963-1.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116048 (дата обращения: 06.10.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Культурология : учебное пособие / под редакцией С. А. Хмелевской. — 2-е изд. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 143 c. — ISBN 978-5-4486-0884-1.— URL: http://www.iprbookshop.ru/88173.html (дата обращения: 06.10.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. — Текст : электронный
  3. Садохин, А.П. Культурология : учебное пособие / А.П. Садохин, И.И. Толстикова. – Москва : Юнити, 2015. – 295 с. -ISBN 978-5-238-01981-9. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115388 (дата обращения: 06.10.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Астафьева, О. Н. Культурология. Теория культуры : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям / О. Н. Астафьева, Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. — 3-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 487 c. — ISBN 978-5-238-02238-3. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81652.html (дата обращения: 06.10.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. — Текст : электронный
  2. Культурология : методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям / И. А. Акимова, Н. Г. Багдасарьян, С. И. Васильева [и др.] ; под редакцией И. А. Акимова. — Москва : Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2014. — 110 c. — ISBN 978-5-7038-3945-4. — URL: http://www.iprbookshop.ru/30884.html (дата обращения: 09.10.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. — Текст : электронный
  3. Соловьев, В.М. Культурология: учебник для вузов / В.М. Соловьев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 617 с.– ISBN 978-5-4499-0226-9. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=561243 (дата обращения: 06.10.2020).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Журнал "Вопросы культурологии". Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/culturolog/
  2. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

Источники

  1. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]: http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4318
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года) [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/9005213
  3. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. №186 [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/902335243

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая прогамма Культурология [Электронный ресурс]: Направление подготовки История и обществознание, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р. Аминов. – Электрон. дан. – Сургут, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.