бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 15, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
Е.И. Бреусова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 18, 2020
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано Sept. 18, 2020

Б1.В.15 Методы филологического исследования, 7 семестр

Б-7081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владение знаниями о различных стилях, типах и жанрах и приемами анализа текстов (ПК-19) Называет филологические методы исследования и виды анализа текста знаниевый
Описывает принципы анализа текстов различных стилей и жанров в зависимости от выбранного метода исследования знаниевый
Владеет схемой выбора вида и метода филологического анализа текста в соответствии с целью; ориентировочный
Характеризует филологические методы исследования и виды анализа текста операциональный
Опыт обоснования методологии проводимого исследования лингвистического и литературоведческого модулей опыт
Опыт подготовки аппарата научного исследования по теме курсовой работы лингвистического и литературоведческого модулей опыт
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) Владеет принципами выбора методов исследования ориентировочный
Выявляет логическую связь элементов аппарата исследования ориентировочный
Оценивает качество отбора методов исследования ориентировочный
Оценивает качество проблематизации исследований ориентировочный
Выбирает методы исследования, исходя из темы, цели, предмета и объекта исследования операциональный
Умеет работать в составе исследовательского коллектива, в том числе и международного операциональный
способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); Владеет принципами комплексного анализа литературного произведения в общегуманитарной парадигме ориентировочный
Опыт подготовки комплексного анализа литературного произведения в общегуманитарной парадигме опыт

Цели изучения дисциплины

сформировать у студентов основы научно-методологического мышления в области теоретической и экспериментальной филологии

Задачи

  1. Знать основные лингвистические методы, уметь их выбирать и строить исследование на их основе
  2. Знать основные литературоведческие методы, уметь их выбирать и строить исследование на их основе

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.5 ч. из 13.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль № 1 (Лингвистический) Знать основные лингвистические методы, уметь их выбирать и строить исследование на их основе Применяет основные лингвистические методы, строит исследование на их основе.
  • Методологическая основа филологического исследования
  • Исследовательские методы и школы в лингвистике
Модуль № 2 (Литературоведческий) Знать основные литературоведческие методы, уметь их выбирать и строить исследование на их основе Знает основные литературоведческие методы, умеет их выбирать, строит исследование на их основе
  • Исследовательские методы и школы в литературоведении

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Филология в системе гуманитарных наук Лекция 2.0 1
2 Методологические ориентиры исследователя-филолога: общенаучный и филологический инструментарий Лекция 2.0 1
3 Методы контекстуального, интертекстуального анализа. Трансформационный анализ Индивидуальная работа 2.0 1
4 Сравнительно-исторический, сопоставительный и описательный методы в лингвистике Лекция 1.0 2
5 Сравнительно-исторический, сопоставительный и описательный методы в лингвистике Самостоятельное изучение 1.0 2
6 Сравнительно-исторический, сопоставительный и описательный методы в лингвистике Индивидуальная работа 2.0 2
7 Этимологический, стилистический, дефиниционный методы Лекция 1.0 2
8 Этимологический, стилистический, дефиниционный методы Самостоятельное изучение 1.0 2
9 Этимологический, стилистический, дефиниционный методы Индивидуальная работа 2.0 2
10 Структурные методы в лингвистике Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
11 Структурные методы в лингвистике Самостоятельное изучение 2.0 2
12 Методы контекстуального, интертекстуального анализа. Трансформационный анализ Лекция 2.0 3
13 Психолингвистические экспериментальные методы. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
14 Психолингвистические экспериментальные методы. Самостоятельное изучение 2.0 3
15 Методы коммуникативных исследований Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
16 Методы коммуникативных исследований Индивидуальная работа 2.0 4
17 Рубежный контроль. Медоды лингвистических исследований. Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
18 Рубежный контроль. Медоды лингвистических исследований. Индивидуальная работа 2.0 4
19 Биографический метод. Мифологический метод и мифокритические концепции литературы Лекция 2.0 5
20 Биографический анализ книги Ф.М. Достоевского "Записки из мертвого дома" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
21 Биографический метод. Мифологический метод и мифокритические концепции литературы Самостоятельное изучение 2.0 5
22 Мифокритический анализ повести Н.В. Гоголя "Ревизор" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
23 Мифокритический анализ повести Н.В. Гоголя "Ревизор" Самостоятельное изучение 2.0 6
24 Сравнительно-исторический метод. Компаративистика. Культурно-исторический метод Лекция 2.0 6
25 Авторская интерпретация «онегинского» сюжета в творчестве И.С. Тургенева Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
26 Авторская интерпретация «онегинского» сюжета в творчестве И.С. Тургенева Индивидуальная работа 2.0 7
27 Феноменологический, социологический методы в литературоведении. Методы теоретической и описательной поэтики Лекция 2.0 8
28 Феноменологический анализ рассказа В.М. Гаршина "Ночь" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
29 Феноменологический, социологический методы в литературоведении. Методы теоретической и описательной поэтики Самостоятельное изучение 2.0 8
30 Семиотический, структуральный, герменевтический методы. Рецептивная эстетика. Лекция 2.0 9
31 Семиотический, структуральный, герменевтический методы. Рецептивная эстетика. Самостоятельное изучение 2.0 9
32 Структурно-семантический анализ рассказа А.П. Чехова "Черный монах" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
33 Рубежный контроль. Литературоведческие методы исследования. Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 9
34 Рубежный контроль. Литературоведческие методы исследования. Индивидуальная работа 2.5 9
35 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) 0.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Филология в системе гуманитарных наук Лекция Знать основные виды познания Воспроизведение
Уметь определять основные черты научного знания Воспроизведение
Знать основные виды научных исследований Воспроизведение
Знать общефилологические методы исследования Воспроизведение
2 Методологические ориентиры исследователя-филолога: общенаучный и филологический инструментарий Лекция Знать функциональную структуру филологии как науки Воспроизведение
Знать основные виды филологических научных дисциплин Воспроизведение
Знать основные этапы становления филологической науки Воспроизведение
Знать общефилологические методы исследования Воспроизведение
3 Методы контекстуального, интертекстуального анализа. Трансформационный анализ Индивидуальная работа Знать виды и принципы контекстуального и интертекстуального линвистического анализа Воспроизведение
4 Сравнительно-исторический, сопоставительный и описательный методы в лингвистике Лекция Знать особенности применения сравнительно-исторического метода в лингвистике Воспроизведение
Знать типологию сопоставительных методов, особенности их применения в лингвистике Воспроизведение
Знать принципы дескриптивно-аналитического метода Воспроизведение
5 Сравнительно-исторический, сопоставительный и описательный методы в лингвистике Самостоятельное изучение Знать особенности применения сравнительно-исторического метода в лингвистике Воспроизведение
Знать типологию сопоставительных методов, особенности их применения в лингвистике Воспроизведение
Знать принципы дескриптивно-аналитического метода Воспроизведение
Проводить сравнительно-исторические исследования в лингвистике Применение
Проводить сопоставительные лингвистические мини-исследования Применение
Проводить учебные исследования с использованием описательного метода Применение
6 Сравнительно-исторический, сопоставительный и описательный методы в лингвистике Индивидуальная работа Знать особенности применения сравнительно-исторического метода в лингвистике Воспроизведение
Знать типологию сопоставительных методов, особенности их применения в лингвистике Воспроизведение
Знать принципы дескриптивно-аналитического метода Воспроизведение
Проводить сравнительно-исторические исследования в лингвистике Применение
Проводить сопоставительные лингвистические мини-исследования Применение
Проводить учебные исследования с использованием описательного метода Применение
7 Этимологический, стилистический, дефиниционный методы Лекция Знать принципы конструктивного метода в лингвистике Воспроизведение
Знать технику и принципы дефиниционного анализа Воспроизведение
Знать особенности трансформационного метода Воспроизведение
8 Этимологический, стилистический, дефиниционный методы Самостоятельное изучение Знать принципы конструктивного метода в лингвистике Воспроизведение
Знать технику и принципы дефиниционного анализа Воспроизведение
Проводить учебные исследования с использованием конструктивных методов Применение
Проводить учебное исследование с использованием дефиниционного анализа Применение
Знать особенности трансформационного метода Воспроизведение
9 Этимологический, стилистический, дефиниционный методы Индивидуальная работа Знать принципы конструктивного метода в лингвистике Воспроизведение
Знать технику и принципы дефиниционного анализа Воспроизведение
Проводить учебные исследования с использованием конструктивных методов Применение
Проводить учебное исследование с использованием дефиниционного анализа Применение
Знать особенности трансформационного метода Воспроизведение
10 Структурные методы в лингвистике Практическая работа (К-т. 50/50) Знать типологию структурных методов, особенности их применения в лингвистике Воспроизведение
Знать принципы конструктивного метода в лингвистике Воспроизведение
Проводить структуральные лингвистические мини-исследования Применение
Проводить учебные исследования с использованием конструктивных методов Применение
Знать особенности трансформационного метода Воспроизведение
11 Структурные методы в лингвистике Самостоятельное изучение Знать типологию структурных методов, особенности их применения в лингвистике Воспроизведение
Знать принципы конструктивного метода в лингвистике Воспроизведение
Проводить структуральные лингвистические мини-исследования Применение
Проводить учебные исследования с использованием конструктивных методов Применение
Знать особенности трансформационного метода Воспроизведение
12 Методы контекстуального, интертекстуального анализа. Трансформационный анализ Лекция Знать виды и принципы контекстуального и интертекстуального линвистического анализа Воспроизведение
13 Психолингвистические экспериментальные методы. Практическая работа (К-т. 50/50) Знать виды и принципы психолингвистических экспериментов Воспроизведение
Проводить ассоциативный эксперимент в рамках учебного исследования Применение
14 Психолингвистические экспериментальные методы. Самостоятельное изучение Знать виды и принципы психолингвистических экспериментов Воспроизведение
Проводить ассоциативный эксперимент в рамках учебного исследования Применение
15 Методы коммуникативных исследований Практическая работа (К-т. 50/50) Знать языковедческие методы, используемые в коммуникативистике Воспроизведение
Проводить в рамках учебного исследования контент-анализ Применение
Проводить в рамках учебного исследования концептологический анализ Применение
16 Методы коммуникативных исследований Индивидуальная работа Знать языковедческие методы, используемые в коммуникативистике Воспроизведение
Проводить в рамках учебного исследования контент-анализ Применение
Проводить в рамках учебного исследования концептологический анализ Применение
17 Рубежный контроль. Медоды лингвистических исследований. Другое (Коэффициент - 50/50) Выделять принципы проведения исследования с использованием общефилологических методов Применение
Владеть критериями оценки качества отбора общефилологических методов для исследования Применение
Проводить сравнительно-исторические исследования в лингвистике Применение
Проводить структуральные лингвистические мини-исследования Применение
Проводить сопоставительные лингвистические мини-исследования Применение
Использовать общенаучные методы в ходе лингвистического анализа Применение
Проводить учебные исследования с использованием конструктивных методов Применение
Проводить учебные исследования с использованием описательного метода Применение
Проводить учебное исследование с использованием дефиниционного анализа Применение
Проводить ассоциативный эксперимент в рамках учебного исследования Применение
18 Рубежный контроль. Медоды лингвистических исследований. Индивидуальная работа Выделять принципы проведения исследования с использованием общефилологических методов Применение
Владеть критериями оценки качества отбора общефилологических методов для исследования Применение
Проводить сравнительно-исторические исследования в лингвистике Применение
Проводить структуральные лингвистические мини-исследования Применение
Проводить сопоставительные лингвистические мини-исследования Применение
Использовать общенаучные методы в ходе лингвистического анализа Применение
Проводить учебные исследования с использованием конструктивных методов Применение
Проводить учебные исследования с использованием описательного метода Применение
Проводить учебное исследование с использованием дефиниционного анализа Применение
Проводить ассоциативный эксперимент в рамках учебного исследования Применение
19 Биографический метод. Мифологический метод и мифокритические концепции литературы Лекция Знать основные принципы биографического метода Воспроизведение
20 Биографический анализ книги Ф.М. Достоевского "Записки из мертвого дома" Практическая работа (К-т. 50/50) Знать основные принципы биографического метода Воспроизведение
Уметь анализировать художественный текст на основе биографического метода Применение
21 Биографический метод. Мифологический метод и мифокритические концепции литературы Самостоятельное изучение Знать основные принципы биографического метода Воспроизведение
22 Мифокритический анализ повести Н.В. Гоголя "Ревизор" Практическая работа (К-т. 50/50) Знать основные принципы мифологического метода Воспроизведение
Уметь анализировать художественный текст с позиций мифокритического метода Применение
Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
23 Мифокритический анализ повести Н.В. Гоголя "Ревизор" Самостоятельное изучение Уметь анализировать художественный текст с позиций мифокритического метода Применение
Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
24 Сравнительно-исторический метод. Компаративистика. Культурно-исторический метод Лекция Знать основные принципы сравнительно-исторического метода Воспроизведение
Знать основные принципы культурно-исторического метода Воспроизведение
25 Авторская интерпретация «онегинского» сюжета в творчестве И.С. Тургенева Практическая работа (К-т. 50/50) Знать основные принципы сравнительно-исторического метода Воспроизведение
Уметь анализировать художественный текст с использованием принципов компаративистики Применение
Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
26 Авторская интерпретация «онегинского» сюжета в творчестве И.С. Тургенева Индивидуальная работа Знать основные принципы сравнительно-исторического метода Воспроизведение
Уметь анализировать художественный текст с использованием принципов компаративистики Применение
Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
27 Феноменологический, социологический методы в литературоведении. Методы теоретической и описательной поэтики Лекция Знать основные принципы феноменологического метода Воспроизведение
Знать основные принципы структурной и постструктуралистской поэтики Воспроизведение
28 Феноменологический анализ рассказа В.М. Гаршина "Ночь" Практическая работа (К-т. 50/50) Знать основные принципы феноменологического метода Воспроизведение
Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
29 Феноменологический, социологический методы в литературоведении. Методы теоретической и описательной поэтики Самостоятельное изучение Знать основные принципы феноменологического метода Воспроизведение
Знать основные принципы структурной и постструктуралистской поэтики Воспроизведение
30 Семиотический, структуральный, герменевтический методы. Рецептивная эстетика. Лекция Знать основные принципы семиотического метода Воспроизведение
Знать основные принципы структурной и постструктуралистской поэтики Воспроизведение
Знать основные принципы филологической герменевтики Воспроизведение
31 Семиотический, структуральный, герменевтический методы. Рецептивная эстетика. Самостоятельное изучение Знать основные принципы семиотического метода Воспроизведение
Знать основные принципы структурной и постструктуралистской поэтики Воспроизведение
Знать основные принципы филологической герменевтики Воспроизведение
Уметь анализировать художественный текст с позиций герменевтики Применение
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения его структурной семантики Применение
32 Структурно-семантический анализ рассказа А.П. Чехова "Черный монах" Практическая работа (К-т. 50/50) Знать основные принципы семиотического метода Воспроизведение
Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
33 Рубежный контроль. Литературоведческие методы исследования. Другое (Коэффициент - 50/50) Уметь анализировать художественный текст на основе биографического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций мифокритического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с использованием принципов компаративистики Применение
Уметь анализировать художественный текст инструментами культурно-исторического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций герменевтики Применение
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения его структурной семантики Применение
Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
34 Рубежный контроль. Литературоведческие методы исследования. Индивидуальная работа Уметь анализировать художественный текст на основе биографического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций мифокритического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с использованием принципов компаративистики Применение
Уметь анализировать художественный текст инструментами культурно-исторического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций герменевтики Применение
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения его структурной семантики Применение
Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
35 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение

Литература

Основная

  1. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учебное пособие / А.Б. Есин. – 13-е изд., стереотип. – Москва : Флинта, 2017. – 248 с. – ISBN 978-5-89349-049-7. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103362 (дата обращения: 10.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Кентбаева, Б. А. Методология научных исследований : учебник / Б. А. Кентбаева. – Алматы : Нур-Принт, 2014. – 209 c. – ISBN 978-601-241-535-3. – URL: http://www.iprbookshop.ru/69140.html (дата обращения: 10.09.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  3. Турышева, О.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения : учебное пособие / О.Н. Турышева. – 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2017. – 161 с. – ISBN 978-5-9765-1232-0. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115145 (дата обращения: 10.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике : учеб. пособие [предназначено для бакалавров, магистров и преподавателей вузов] / З. И. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта [и др.], 2013. - 818, [2] с. - ISBN 978-5-9765-1683-0. – Текст: непосредственный
  2. Москвин, В. П. Методы и приемы лингвистического анализа : монография / В. П. Москвин. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2017. - 220, [2] с. - ISBN 978-5-9765-2133-9. - Текст: непосредственный.
  3. Пивоев, В. М. Методология гуманитарного знания : монография / В.М. Пивоев. - 2-е изд. - М., Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 523 с. – ISBN 978-5-4475-7155-9. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434687 (дата обращения 10.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. E-Лингво — крупнейшая в российском сегменте Интернета гуманитарная он-лайн библиотека [Электронный ресурс]. – URL: http://e-lingvo.net/ (дата обращения: 10.09.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  2. TextoLogia.ru: Журнал о русском языке и литературе. – URL: http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411 (дата обращения: 10.09.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  3. Энциклопедический словарь филолога. – URL: http://slovarfilologa.ru/ (дата обращения: 10.09.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Методы филологического исследования: Рабочая программа: Учебно-методическое обеспечение дисциплины // Образовательный портал СурГПУ [Электронный ресурс]: 44.03.05 «Педагогическое образование», направленность «Русский язык и литература», зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Д.В. Ларкович. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – URL: http://els.surgpu.ru// (дата обращения 10.09.2020) - Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст : электронный