бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 24, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 25, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

Б1.О.07.10 Методические основы решения конструкторских задач в начальном общем образовании, 3 семестр

Б-09021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.Т. Асланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен организовывать и оценивать различные виды учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы (ПК-1) знать основные положения по организации и оценке различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы знаниевый
владеть основными положениями по организации и оценке различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы ориентировочный
уметь проектировать и оценивать различные виды учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы операциональный
иметь опыт по проектированию и оценке различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы опыт
способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий (ПКО-1) знать основные положения по организации обучения младщих школьников по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий знаниевый
владеть основными положениями организации обучения младщих школьников по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий ориентировочный
уметь проектировать компоненты образовательного процесса с младщими школьниками по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий операциональный
иметь опыт проектирования компонентов образовательного процесса с младщими школьниками по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий опыт

Цели изучения дисциплины

формирование у студентов готовности организовывать деятельность обучающихся по легоконструированию и робототехники в НОО

Задачи

  1. сформировать представления о направлениях развития легоконструирования и образовательной робототехники и освоить нормативно-правовую базу внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс НОО
  2. сформировать умение самостоятельно проектировать и разрабатывать методическое обеспечение процесса реализации программ по легоконструированию и робототехники в НОО.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 92.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 3.0 ч. (11.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Актуальные проблемы внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс НОО сформировать знания о направлениях развития легоконструирования и образовательной робототехники; ормативно-правовую базу внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс НОО знать основные направления развития легоконструирования и образовательной робототехники; нормативно-правовую базу внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс НОО
  • Дидактическая единица (1) Методика обучения технологии как основа изучения образовательной робототехники. Нормативно-правовая база внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс НОО
  • Дидактическая единица (2) Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей младшего школьного возраста
  • Дидактическая единица (3) Построение образовательного процесса средствами лего и робототехнических конструкторов в НОО
  • Дидактическая единица (4) Организация предметно- пространственной развивающей среды для реализации программ по лего-конструированию и робототехнике в НОО
Модуль 2. Основы легоконструирования и образовательной робототехники в НОО сформировать умение самостоятельно разрабатывать методическое обеспечение процесса реализации программ по легоконструированию и робототехники в НОО уметь самостоятельно разрабатывать методическое обеспечение процесса реализации программ по легоконструированию и робототехники в НОО
  • Дидактическая единица (1) Основы легоконструирования и образовательной робототехники в НОО
  • Дидактическая единица (2) Программирование роботов
  • Дидактическая единица (3) Основы конструирования и программирования в среде LEGO
  • Дидактическая единица (4) Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами легоконструирования и робототехники

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методика обучения технологии как основа изучения образовательной робототехники Лекция 2.0 1
2 Методика обучения технологии как основа изучения образовательной робототехники Самостоятельное изучение 10.0 1
3 Нормативно-правовая база внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс НОО Самостоятельное изучение 12.0 1
4 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей младшего школьного возраста Лекция 2.0 2
5 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей младшего школьного возраста Самостоятельное изучение 12.0 2
6 Основы легоконструирования и образовательной робототехники в НОО Самостоятельное изучение 12.0 2
7 Основы легоконструирования и образовательной робототехники в НОО Практическая работа 2.0 2
8 Программирование роботов Самостоятельное изучение 12.0 3
9 Программирование роботов Практическая работа 2.0 3
10 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Самостоятельное изучение 10.0 4
11 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Практическая работа 2.0 4
12 Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами легоконструирования и робототехники Самостоятельное изучение 12.0 4
13 Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами легоконструирования и робототехники Практическая работа 2.0 4
14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методика обучения технологии как основа изучения образовательной робототехники Лекция знать основные задачи внедрения легоконструирования и робототехники в НОО, обозначенные в нормативных документах. Воспроизведение
уметь извлекать из нормативных документов информацию по легоконструированию и образовательной робототехнике Применение
2 Методика обучения технологии как основа изучения образовательной робототехники Самостоятельное изучение знать основные задачи внедрения легоконструирования и робототехники в НОО, обозначенные в нормативных документах. Воспроизведение
уметь извлекать из нормативных документов информацию по легоконструированию и образовательной робототехнике Применение
3 Нормативно-правовая база внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс НОО Самостоятельное изучение знать основные задачи внедрения легоконструирования и робототехники в НОО, обозначенные в нормативных документах. Воспроизведение
уметь извлекать из нормативных документов информацию по легоконструированию и образовательной робототехнике Применение
4 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей младшего школьного возраста Лекция знать основные характеристики технических способностей детей младшего школьного возраста Воспроизведение
5 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей младшего школьного возраста Самостоятельное изучение знать основные характеристики технических способностей детей младшего школьного возраста Воспроизведение
уметь подбирать диагностический инструментарий по выявлению технических способностей детей младшего школьного возраста Применение
уметь анализировать материалы мониторинга по выявлению технических способностей у детей младшего школьного возраста Применение
6 Основы легоконструирования и образовательной робототехники в НОО Самостоятельное изучение знать основные положения по построению образовательного процесса по легоконструированию Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать робототехнические конструкторы с учетом их специфики Применение
7 Основы легоконструирования и образовательной робототехники в НОО Практическая работа знать основные положения по построению образовательного процесса по легоконструированию Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать робототехнические конструкторы с учетом их специфики Применение
8 Программирование роботов Самостоятельное изучение знание базовых понятий (исполнитель, обстановка исполнителя, алгоритм, алгоритмический язык, программа и др.). Воспроизведение
умение характеризовать роботов и читать элементарные программа\ы Применение
9 Программирование роботов Практическая работа знание базовых понятий (исполнитель, обстановка исполнителя, алгоритм, алгоритмический язык, программа и др.). Воспроизведение
умение характеризовать роботов и читать элементарные программа\ы Применение
10 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Самостоятельное изучение знать методические основы по программированию образовательных программ для начального общего образования Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать образовательные программы уроков и программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике. Применение
11 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Практическая работа знать методические основы по программированию образовательных программ для начального общего образования Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать образовательные программы уроков и программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике. Применение
12 Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами легоконструирования и робототехники Самостоятельное изучение знать основные положения о художественно-эстетическом развитии школьников средствами легоконструирования Воспроизведение
знать основные положения о художественно-эстетическом развитии школьников средствами образовательной робототехники Воспроизведение
уметь выбирать задания для художественно-эстетического развития школьников средствами образовательной робототехники Применение
13 Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами легоконструирования и робототехники Практическая работа знать основные положения о художественно-эстетическом развитии школьников средствами легоконструирования Воспроизведение
знать основные положения о художественно-эстетическом развитии школьников средствами образовательной робототехники Воспроизведение
уметь выбирать задания для художественно-эстетического развития школьников средствами образовательной робототехники Применение
14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) знать основные задачи внедрения легоконструирования и робототехники в НОО, обозначенные в нормативных документах. Воспроизведение
уметь извлекать из нормативных документов информацию по легоконструированию и образовательной робототехнике Применение
знать основные характеристики технических способностей детей младшего школьного возраста Воспроизведение
уметь подбирать диагностический инструментарий по выявлению технических способностей детей младшего школьного возраста Применение
уметь анализировать материалы мониторинга по выявлению технических способностей у детей младшего школьного возраста Применение
знать основные положения по построению образовательного процесса по легоконструированию Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать робототехнические конструкторы с учетом их специфики Применение
знать сущность понятия "предметно-развивающая образовательная среда" Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать предметно-пространственную развивающую образовательную среду Применение
знать основные положения по легоконструированию Воспроизведение
знать основные положения по образовательной робототехнике Применение
уметь моделировать объектны с использованием конструкторов Применение
знание базовых понятий (исполнитель, обстановка исполнителя, алгоритм, алгоритмический язык, программа и др.). Воспроизведение
умение характеризовать роботов и читать элементарные программа\ы Применение
знать методические основы по программированию образовательных программ для начального общего образования Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать образовательные программы уроков и программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике. Применение
знать основные положения о художественно-эстетическом развитии школьников средствами легоконструирования Воспроизведение
знать основные положения о художественно-эстетическом развитии школьников средствами образовательной робототехники Воспроизведение
уметь выбирать задания для художественно-эстетического развития школьников средствами образовательной робототехники Применение

Литература

Основная

  1. Киселёв,М.М. Робототехника в примерах и задачах: Курс программирования механизмов и роботов / М. М. Киселёв, М. М. Киселёв. - Робототехника в примерах и задачах; 2020-12-25. - Москва: СОЛОН-ПРЕСС, 2017. - 136 с. - ISBN 978-5-91359-235-4. URL: http://www.iprbookshop.ru/80564.html (дата обращения 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Никитина, Т. В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников : учебное пособие / Т. В. Никитина. – Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2014. – 171 c. – ISBN 978-5-906777-21-8. – URL: http://www.iprbookshop.ru/31920.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Конструирование и оснащение технологических комплексов: монография / В.С. Крутько; Н.Н. Попок; С.А. Клименко; Р.А. Киселев; А.М. Русецкий; В.А. Данилов; П.А. Витязь; М.Л. Хейфец; ред. А.М. Русецкий. - Минск : Белорусская наука, 2014. - 317 c. - ISBN 978-985-08-1656-6. - URL: http://www.iprbookshop.ru/29463.html - (дата обращения 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Кузьмичёв, А. Э. Программирование для Windows Phone для начинающих / А. Э. Кузьмичёв. – 3-е изд. – Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 165 c. – ISBN 978-5-4486-0508-6. – URL: http://www.iprbookshop.ru/79729.html (дата обращения: 22.09.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  3. Куцакова,Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации: практическое пособие / Л.В. Куцакова. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 64 с. - ISBN 978-5-86775-635-2. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212973 (дата обращения 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  4. Митина,О.А. Программирование: учебно-методическое пособие / Т.Л. Борзунова; О.А. Митина. - Программирование; 2018-06-21. - Москва: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 61 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/46511.html (дата обращения 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Образовательная робототехника : учебно-методический комплекс дисциплины / составители А. С. Соболевский, Э. Ф. Шарипова. – Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2014. – 32 c. – ISBN 2227-8397. – URL: http://www.iprbookshop.ru/31915.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  6. Павлов,Д.И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 1 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 80 с. : ил. - (Внеурочная деятельность). - ISBN 978-5-9963-4652-3 : 288-00. – Текст: непосредственный.
  7. Павлов,Д.И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 2 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 64 с. : ил. - (Внеурочная деятельность). - ISBN 978-5-9963-4653-0 : 288-00. – Текст: непосредственный.
  8. Павлов,Д.И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 3 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 80 с. : ил. - (Внеурочная деятельность). - ISBN 978-5-9963-4654-7 : 288-00. – Текст: непосредственный.
  9. Павлов,Д.И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 4 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 64 с. : ил. - (Внеурочная деятельность). - ISBN 978-5-9963-4655-4 : 288-00. – Текст: непосредственный.
  10. Поляков,А.Ю. Программирование: практикум / Е.Н. Перышкова; А.Ю. Полякова; А.Ю. Поляков. - Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015. - 55 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/55494.html (дата обращения 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  11. Сушков,В.П. Конструирование компонентов и элементов микро- и наноэлектроники: учебно-методическое пособие / О.И. Рабинович; Г.Д. Кузнецов; В.П. Сушков. - Конструирование компонентов и элементов микро- и наноэлектроники ; 2018-05-05. - Москва: Издательский Дом МИСиС, 2012. - 128 c. - ISBN 978-5-87623-565-7. - URL: http://www.iprbookshop.ru/56070.html (дата обращения 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Гейман, Л.К., Титова, М.В. Образовательная робототехника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №4 (14): – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-robototehnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta
  2. Орехов,а О. Н. Внедрение робототехники в образовательный процесс как один из способов развития конструктивной деятельности удетей дошкольного возраста // Символ науки. 2015. №11-2: – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-robototehniki-v-obrazovatelnyy-protsess-kak-odin-iz-sposobov-razvitiya-konstruktivnoy-deyatelnosti-udetey-doshkolnogo
  3. Робототехника в образовании – Режим доступа: http://фгос-игра.рф

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.О.07.10 Методические основы решения конструкторских задач в начальном общем образовании [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Дошкольное образование и Начальное образование, зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; Автор-сост. В.Л.Синебрюхова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана