бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 21, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 24, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

Б1.В.12.03 Методика обучения русскому языку и литературе, 5 семестр

Б-8021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.Т. Асланова ____________
Н.А. Ротова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); Знает специфику и особенности организации уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО знаниевый
Знает теоретические основы развития связной речи детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности знаниевый
Владеет обоснованным способом выбора методов и приемов развития связной речи детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности ориентировочный
Владеет способами проектирования уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО ориентировочный
Умеет обоснованно выбирать методы и приемы развития связной речи детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности операциональный
Умеет организовывать подготовку учителя к проектированию уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО операциональный
Имеет опыт разработки занятий по развитию связной речи детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности опыт
Имеет опыт разработки конспектов уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО опыт
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); Знает методы диагностики творческих способностей младших школьников в предметной области "Филология" знаниевый
Выявляет критерии для выбора методов диагностики творческих способностей младших школьников в предметной области "Филология" ориентировочный
Умеет выбирать методы диагностики творческих способностей младших школьников в предметной области "Филология" операциональный
имеет опыт выбора методов диагностики творческих способностей младших школьников в предметной области "Филология" опыт

Цели изучения дисциплины

научиться организовывать процесс обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах

Задачи

  1. овладеть теоретико-методическими основами формирования базовых понятий предметов "Русский язык" и "Литературное чтение"
  2. освоить технологии организации процесса обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах
  3. овладеть методами и приемами развития связной речи детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 14.0 ч.
Часов в неделю 2.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе овладеть теоретико-методическими основами преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе владение теоретико-методическими основами преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
  • Методика обучения русскому языку в начальных классах
  • Русский язык как предмет преподавания в начальной школе
  • Обучение грамоте детей младшего школьного возраста
  • Подготовительный период обучения грамоте
  • Основной период обучения грамоте
  • Рубежный контроль по модулю 1
Современный урок русского языка и литературного чтения в начальной школе Научить проектировать уроки русского языка и литературного чтения в начальной школе на основе требований ФГОС НОО Умение проектировать процесс подготовки и планирования уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе на основе требований ФГОС НОО
  • Современный урок русского языка в начальной школе
  • Современная система обучения литературному чтению
  • Рубежный контроль по модулю 2
Развитие связной речи детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности научиться организовывать работу по развитию речи с детьми младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности готовность к организации работы по развитию связной речи детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности
  • Язык, речь и мышление
  • Организация и проведение уроков письменных работ по развитию речи
  • Внеурочная деятельность детей младшего школьного возраста в предметной области "Филология"
  • Рубежный контроль по модулю 3
  • Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методика обучения русскому языку в начальных классах Лекция 2.0 1
2 Методика обучения русскому языку в начальных классах Практическая работа 2.0 1
3 Русский язык как предмет преподавания в начальной школе Практическая работа 2.0 2
4 Русский язык как предмет преподавания в начальной школе Индивидуальная работа 2.0 2
5 Обучение грамоте детей младшего школьного возраста Лекция 2.0 3
6 Обучение грамоте детей младшего школьного возраста Практическая работа 2.0 3
7 Обучение грамоте детей младшего школьного возраста Индивидуальная работа 2.0 3
8 Подготовительный период обучения грамоте Лекция 2.0 4
9 Подготовительный период обучения грамоте Практическая работа 4.0 4
10 Подготовительный период обучения грамоте Индивидуальная работа 2.0 4
11 Основной период обучения грамоте Лекция 2.0 5
12 Основной период обучения грамоте Практическая работа 2.0 5
13 Основной период обучения грамоте Индивидуальная работа 4.0 5
14 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 4.0 6
15 Современный урок русского языка в начальной школе Лекция 2.0 7
16 Современный урок русского языка в начальной школе Практическая работа 2.0 7
17 Современный урок русского языка в начальной школе Индивидуальная работа 2.0 7
18 Современная система обучения литературному чтению Лекция 2.0 8
19 Рубежный контроль по модулю 2 Контрольная работа 2.0 9
20 Современная система обучения литературному чтению Семинар 2.0 9
21 Язык, речь и мышление Практическая работа 2.0 10
22 Организация и проведение уроков письменных работ по развитию речи Семинар 2.0 12
23 Организация и проведение уроков письменных работ по развитию речи Самостоятельное изучение 2.0 13
24 Внеурочная деятельность детей младшего школьного возраста в предметной области "Филология" Семинар 2.0 14
25 Внеурочная деятельность детей младшего школьного возраста в предметной области "Филология" Самостоятельное изучение 2.0 15
26 Рубежный контроль по модулю 3 Контрольная работа 4.0 17
27 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методика обучения русскому языку в начальных классах Лекция выделять основные черты научной дисциплины; определять цель, задачи методики обучения русскому языку на уровне начального общего образования; Воспроизведение
характеризовать основные цели, содержание, принципы обучения грамоте, основные понятия фонетики и графики; Воспроизведение
характеризовать методы и приемы обучения грамоте детей младшего школьного возраста; Воспроизведение
2 Методика обучения русскому языку в начальных классах Практическая работа характеризовать принципы лингвистики (слоговой принцип чтения, лексико-семантический, структурно-семантический, функционально-семантический, фонематический, морфологический, традиционный) Воспроизведение
уметь определять в современных учебно-методических комплексах по русскому языку принцип лингвистики, на основе которого включены задания и упражнения по русскому языку Применение
характеризовать методы и приемы обучения грамоте детей младшего школьного возраста; Воспроизведение
определять основные задачи обучения грамоте детей младшего школьного возраста и соотносить их реализацию со структурой "Букваря" Применение
3 Русский язык как предмет преподавания в начальной школе Практическая работа определять цели и содержание учебного предмета "Русский язык" на уровне начального общего образования; Воспроизведение
характеризовать содержание учебно-методических комплексов по русскому языку на уровне начального общего образования; Воспроизведение
характеризовать методические системы обучения русскому языку в начальной школе и выделять их особенности. Воспроизведение
4 Русский язык как предмет преподавания в начальной школе Индивидуальная работа характеризовать особенности развития методики обучения русскому языку в 18 - 19 вв.; Воспроизведение
выделять основные направления развития методики обучения русскому языку в 20-21 вв . Воспроизведение
5 Обучение грамоте детей младшего школьного возраста Лекция характеризовать основные цели, содержание, принципы обучения грамоте, основные понятия фонетики и графики; Воспроизведение
характеризовать методы и приемы обучения грамоте детей младшего школьного возраста; Воспроизведение
характеризовать особенности современного аналитико - синтетического метода обучения грамоте; Воспроизведение
называть задачи, методы и приемы обучения грамоте на первой ступени; Воспроизведение
6 Обучение грамоте детей младшего школьного возраста Практическая работа характеризовать особенности современного аналитико - синтетического метода обучения грамоте; Воспроизведение
определять основные задачи обучения грамоте детей младшего школьного возраста и соотносить их реализацию со структурой "Букваря" Применение
знать методику проведения звукового и звуко-буквенного анализа слова; Воспроизведение
характеризовать и наполнять конкретным содержанием этапы урока в подготовительный период обучения грамоте; Применение
7 Обучение грамоте детей младшего школьного возраста Индивидуальная работа уметь проектировать звуковой и звуко-буквенный анализ слова как часть урока обучения грамоте; Применение
8 Подготовительный период обучения грамоте Лекция характеризовать и наполнять конкретным содержанием этапы урока в подготовительный период обучения грамоте; Применение
9 Подготовительный период обучения грамоте Практическая работа уметь проектировать звуковой и звуко-буквенный анализ слова как часть урока обучения грамоте; Применение
характеризовать и наполнять конкретным содержанием этапы урока в подготовительный период обучения грамоте; Применение
разрабатывать урок обучения грамоте в подготовительный период. Творчество
10 Подготовительный период обучения грамоте Индивидуальная работа знать методику проведения звукового и звуко-буквенного анализа слова; Воспроизведение
11 Основной период обучения грамоте Лекция знать содержание основных видов работ на уроках обучения грамоте и письма в основной период Воспроизведение
12 Основной период обучения грамоте Практическая работа знать методы и приемы обучения чтению в основной период обучения грамоте Воспроизведение
уметь разрабатывать уроки обучения грамоте и письма в основной период Творчество
определять задачи обучения письму в период обучения грамоте, характеризовать особенности графического действия; Воспроизведение
определять основные задачи пропедевтики орфографического навыка в период обучения грамоте; Воспроизведение
знать содержание различных способов формирования орфографической зоркости первоклассников Воспроизведение
13 Основной период обучения грамоте Индивидуальная работа знать методы и приемы обучения чтению в основной период обучения грамоте Воспроизведение
14 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа Определять основные задачи обучения грамоте детей младшего школьного возраста и соотносить их реализацию со структурой "Букваря" Применение
Уметь проектировать звуковой и звуко-буквенный анализ слова как часть урока обучения грамоте; Применение
Разрабатывать урок обучения грамоте в подготовительный и основной периоды Творчество
15 Современный урок русского языка в начальной школе Лекция характеризовать тип урока, цель, задачи, его структуру в зависимости от поставленной цели Воспроизведение
16 Современный урок русского языка в начальной школе Практическая работа проектировать процесс подготовки и планирования урока русского языка на уровне начального общего образования; Творчество
уметь разрабатывать урок русского языка в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода Творчество
17 Современный урок русского языка в начальной школе Индивидуальная работа проектировать процесс подготовки и планирования урока русского языка на уровне начального общего образования; Творчество
18 Современная система обучения литературному чтению Лекция проектировать процесс подготовки и планирования урока русского языка на уровне начального общего образования; Творчество
19 Рубежный контроль по модулю 2 Контрольная работа Уметь разрабатывать урок русского языка в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода Творчество
Уметь разрабатывать урок литературного чтения в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода Творчество
20 Современная система обучения литературному чтению Семинар уметь анализировать структуру и содержание ООП НО, рабочей программы по литературному чтению. Применение
уметь выбирать методы работы над правильностью и беглостью чтения; над осознанностью и выразительностью чтения; Применение
уметь проектировать процесс работы над художественным произведением; Творчество
21 Язык, речь и мышление Практическая работа характеризовать виды речевой деятельности, закономерности усвоения родной речи; Воспроизведение
выбирать методы и приемы, направленные на формирование навыков связного изложения мыслей в устной и исьменной речи Применение
характеризовать основные направления развития речи обучающихся. Воспроизведение
соотносить планируемые результаты и содержание деятельности обучающихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения (Примерная ООП НОО) Применение
22 Организация и проведение уроков письменных работ по развитию речи Семинар выбирать методы и приемы, направленные на формирование навыков связного изложения мыслей в устной и исьменной речи Применение
соотносить планируемые результаты и содержание деятельности обучающихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения (Примерная ООП НОО) Применение
23 Организация и проведение уроков письменных работ по развитию речи Самостоятельное изучение выбирать методы и приемы, направленные на формирование навыков связного изложения мыслей в устной и исьменной речи Применение
характеризовать основные направления развития речи обучающихся. Воспроизведение
знать общие требования к устным пересказам образцовых текстов и их письменному изложению Воспроизведение
24 Внеурочная деятельность детей младшего школьного возраста в предметной области "Филология" Семинар Уметь определять содержание и выбирать формы внеурочной деятельности в области "Филология" Воспроизведение
Проектировать занятия по внеурочной деятельности в начальной школе в предметной области "Филология" Творчество
25 Внеурочная деятельность детей младшего школьного возраста в предметной области "Филология" Самостоятельное изучение Уметь выбирать формы и виды работы во внеурочной деятельности в предметной области "Филология" Применение
уметь анализировать структуру и содержание программы по внеурочной деятельности в предметной области "Филология" Применение
26 Рубежный контроль по модулю 3 Контрольная работа Проектировать урок развития речи на уровне начального общего образования. Творчество
Проектировать занятия по внеурочной деятельности в начальной школе в предметной области "Филология" Творчество
27 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Использовать порядок выполнения орфографических действий при проектировании уроков обучения грамоте и письма в основной период Применение
Проектировать урок русского языка в начальной школе Творчество

Литература

Основная

  1. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студенов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. Т. И. Зиновьевой. - М. : Юрайт, 2016. - 467, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-5575-0 : 1006-41. - Текст: непосредственный.
  2. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов : для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и [аспирантов] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 292, [2] c. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-06561-9 : 590-58. - Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Гац, И. Ю. Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях : [учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению подгот. 44.03.05 "Педагогическое образование"] / И. Ю. Гац. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 259, [2] с. - (Образовательный процесс). - ISBN 978-5-534-09310-0. - Текст: непосредственный.
  2. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 461, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Педагогическое образование). - ISBN 978-5-4468-0279-1 : 612-70. - Текст: непосредственный.
  3. Методика обучения литературе в начальной школе : учеб. для студентов вузов / М. П. Воюшина [и др.] ; под ред. М. П. Воюшиной. - М. : Академия, 2010. - 283, [2] c. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-7695-5944-0 : 402-40. - Текст: непосредственный.
  4. Поздеева, С.И. Методика обучения грамоте : учебно-методическое пособие / С.И. Поздеева. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – 102 с.– ISBN 978-5-4458-4177-7. –URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221534 (дата обращения: 04.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Пранцова, Г. В. Методика обучения литературе : практикум [для студентов-бакалавров специальности 050301.65 - Русский язык и литература, направление подгот. 050300.62 - Филологическое образование, направление подготовки 050100.62 - Педагогическое образование (профили: "Литература" и "Русский язык")] / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2014. - 268, [2] с. - ISBN 978-5-9765-1126-2 : 247-80. - Текст: непосредственный.
  6. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников : учебное пособие / авт.-сост. Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова и др. – 4-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2016. – 273 с. : ил.– ISBN 978-5-9765-0981-8. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83377 (дата обращения: 03.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Журнал «Начальная школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/
  2. ПроШколу.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/. - Текст : электронный
  3. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://search.rsl.ru/ru. - Текст : электронный
  4. Современный учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://easyen.ru/. - Текст : электронный
  5. Учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/. - Текст : электронный
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/. - Текст электронный
  7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru//. - Тест электронный

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. - 33 с. (Стандарты второго поколения). - Текст: электронный
  2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образовательных стандартов : Аудиозапись выступления А.В.Хуторского на очно-дистантной конференции "Новые образовательные стандарты: метапредметный подход", 17 декабря 2010 года. [Звукозапись] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – http://khutorskoy.ru/discus/audio/Khutorskoy.Ru_20101217-meta.WMA (16 Мб) - 67 мин. - Текст : электронный

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1. В.12.03 Методика обучения русскому языку и литературе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 4.03.01 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Ротова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана. - Текст : электронный