бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 24, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 29, 2020
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

Б1.В.ДВ.21.01 ДВ: Социальное воспитание в классе, 9 семестр 1 полусеместр

Б-6041, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Иностранные языки), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-5 Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия Знать различные модели классных коллективов знаниевый
Знать социализирующие функции школьного класса знаниевый
Знать типологию школьных классов по их социализирующим функциям знаниевый
Владеть обобщенными способами организации социального опыта и индивидуальной помощи в школьном классе ориентировочный
ПК-6 Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса Знать возможности классного коллектива в индивидуальной помощи школьнику знаниевый
Знать содержание и способы индивидуальной помощи в школьном классе знаниевый
Уметь осуществлять организацию индивидуальной помощи в школьном классе ориентировочный
Уметь осуществлять организацию социального опыта в школьном классе ориентировочный
Уметь проектировать организацию социального опыта и индивидуальной помощи в школьном классе операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование у будущих бакалавров умений в проектировании и организации социального воспитания детей в классном коллективе

Задачи

  1. Актуализировать знания студентов о классе как социально-психологической группе, динамике ее развития и особенностей ее влияния на социализацию личности в коллективе
  2. Формировать профессиональные умения по организации социального опыта в школьном классе

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.5 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Класс как фактор социализации школьника и социально-психологическая группа Актуализация знаний студентов о классе как социально-психологической группе, динамике ее развития и особенностях ее влияния на социализацию личности в коллективе; Знать социализирующие функции школьного класса; типологию школьных классов по их социализирующим функциям; различные модели классных коллективов; владеть обобщенными способами организации социального опыта и индивидуальной помощи в школьном классе.
  • Возраст класса: особенности и роль в развитии коллектива
  • Динамика классного коллектива. Коллектив школьного класса как объект и субъект воспитания.
  • Социализирующие функции школьного класса. Типология школьных классов по их социализирующим функциям
  • Факторы социализации и принципы социального воспитания в школьном коллективе
Модуль 2. Организация социального опыта в школьном классе Формирование профессиональных умений по организации социального опыта в школьном классе Знать содержание и способы индивидуальной помощи в школьном классе; возможности классного коллектива в индивидуальной помощи школьнику; уметь осуществлять организацию социального опыта в школьном классе; уметь осуществлять организацию индивидуальной помощи в школьном классе; уметь проектировать организацию социального опыта и индивидуальной помощи в школьном классе.
  • Коммуникативное пространство класса. Организация взаимодействия школьного класса
  • Обучение взаимодействию в школьном классе
  • Организация индивидуальной помощи в школьном классе.
  • Возможности классного коллектива в индивидуальной помощи школьнику
  • Рубежный контроль - контрольная работа
  • Промежуточная аттестация - зачет.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Факторы социализации и принципы социального воспитания в школьном коллективе. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 1
2 Возраст класса: особенности и роль в развитии коллектива. Индивидуальная работа 2.0 1
3 Социализирующие функции школьного класса. Типология школьных классов по их социализирующим функциям. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 2
4 Социализирующие функции школьного класса. Типология школьных классов по их социализирующим функциям. Индивидуальная работа 2.0 2
5 Динамика классного коллектива. Коллектив школьного класса как объект и субъект воспитания. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 3
6 Возраст класса: особенности и роль в развитии коллектива. Самостоятельное изучение 1.0 4
7 Коммуникативное пространство класса. Организация взаимодействия школьного класса. Практическая работа (К-т. 50/50) 6.0 5
8 Коммуникативное пространство класса. Организация взаимодействия школьного класса. Индивидуальная работа 2.0 5
9 Обучение взаимодействию в школьном классе Практическая работа (К-т. 50/50) 6.0 6
10 Обучение взаимодействию в школьном классе Индивидуальная работа 2.0 6
11 Возможности классного коллектива в индивидуальной помощи школьнику. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
12 Организация индивидуальной помощи в школьном классе. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
13 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 8
14 Рубежный контроль Индивидуальная работа 1.5 8
15 Промежуточная аттестация - зачет Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Факторы социализации и принципы социального воспитания в школьном коллективе. Практическая работа (К-т. 50/50) Знать социализирующие функции школьного класса; типологию школьных классов по их социализирующим функциям; различные модели классных коллективов; владеть обобщенными способами организации социального опыта и индивидуальной помощи в школьном классе. Применение
2 Возраст класса: особенности и роль в развитии коллектива. Индивидуальная работа Умение характеризовать особенности школьного класса и их влияние на результативность его развития Воспроизведение
3 Социализирующие функции школьного класса. Типология школьных классов по их социализирующим функциям. Практическая работа (К-т. 50/50) Знание социализирующих функций школьного класса, умение обосновать влияние их реализации на социализацию школьниок в классе Воспроизведение
Умение давать характеристику типов школьных классов по их социализирующим функциям Воспроизведение
Умение проектировать способы коррекции отношений школьников в школьном классе Применение
4 Социализирующие функции школьного класса. Типология школьных классов по их социализирующим функциям. Индивидуальная работа Знание социализирующих функций школьного класса, умение обосновать влияние их реализации на социализацию школьниок в классе Воспроизведение
Умение давать характеристику типов школьных классов по их социализирующим функциям Воспроизведение
Умение проектировать способы коррекции отношений школьников в школьном классе Применение
5 Динамика классного коллектива. Коллектив школьного класса как объект и субъект воспитания. Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей коллектива как группы-общности Воспроизведение
Знание базовых блоков психологической структуры в школьном классе и умение обосновать их значение в формировании и развитии коллектива Воспроизведение
Умение проектировать способ развития классного коллектива на основе знаний динамики и условий его развития Применение
6 Возраст класса: особенности и роль в развитии коллектива. Самостоятельное изучение Умение характеризовать особенности школьного класса и их влияние на результативность его развития Воспроизведение
7 Коммуникативное пространство класса. Организация взаимодействия школьного класса. Практическая работа (К-т. 50/50) Умение определять способы формирования и оптимизации коммуникативных связей внутри классного коллектива Применение
Умение проектировать коллективное творческое дело как средство социального воспитания школьников и накопления ими социального опыта Применение
8 Коммуникативное пространство класса. Организация взаимодействия школьного класса. Индивидуальная работа Умение определять способы формирования и оптимизации коммуникативных связей внутри классного коллектива Применение
Умение проектировать коллективное творческое дело как средство социального воспитания школьников и накопления ими социального опыта Применение
9 Обучение взаимодействию в школьном классе Практическая работа (К-т. 50/50) Владение способом организации взаимодействия в школьном классе (схемой) Применение
Владение методикой организации общения ("КОТ") Применение
10 Обучение взаимодействию в школьном классе Индивидуальная работа Владение способом организации взаимодействия в школьном классе (схемой) Применение
Владение методикой организации общения ("КОТ") Применение
11 Возможности классного коллектива в индивидуальной помощи школьнику. Практическая работа (К-т. 50/50) Умение определять способы формирования и оптимизации коммуникативных связей внутри классного коллектива Применение
Умение проектировать коллективное творческое дело как средство социального воспитания школьников и накопления ими социального опыта Применение
12 Организация индивидуальной помощи в школьном классе. Практическая работа (К-т. 50/50) Умение давать характеристику источникам и типам возможных проблем школьника Воспроизведение
Владение способами оказания индивидуальной помощи в школьном классе в зависимости от характера проблем Применение
13 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) Умение определять способы формирования и оптимизации коммуникативных связей внутри классного коллектива Применение
Умение проектировать коллективное творческое дело как средство социального воспитания школьников и накопления ими социального опыта Применение
Владение способом организации взаимодействия в школьном классе (схемой) Применение
Владение методикой организации общения ("КОТ") Применение
Умение давать характеристику источникам и типам возможных проблем школьника Воспроизведение
Владение способами оказания индивидуальной помощи в школьном классе в зависимости от характера проблем Применение
Умение объяснять роль класса в решении социально-психологических проблем школьника. Воспроизведение
14 Рубежный контроль Индивидуальная работа Умение определять способы формирования и оптимизации коммуникативных связей внутри классного коллектива Применение
Умение проектировать коллективное творческое дело как средство социального воспитания школьников и накопления ими социального опыта Применение
Владение способом организации взаимодействия в школьном классе (схемой) Применение
Владение методикой организации общения ("КОТ") Применение
Умение давать характеристику источникам и типам возможных проблем школьника Воспроизведение
Владение способами оказания индивидуальной помощи в школьном классе в зависимости от характера проблем Применение
Умение объяснять роль класса в решении социально-психологических проблем школьника. Воспроизведение
Умение проектировать формы гуманного взаимопознания школьников Применение
Умение проектировать ситуации выбора и развития самоопределения школьников Применение
Умение проектировать способы стимулирования потребности школьников в самореализации Применение
15 Промежуточная аттестация - зачет Промежуточная аттестация (зачет) Умение характеризовать особенности школьного класса и их влияние на результативность его развития Воспроизведение
Знание особенностей коллектива как группы-общности Воспроизведение
Знание социализирующих функций школьного класса, умение обосновать влияние их реализации на социализацию школьниок в классе Воспроизведение
Умение интерпретировать ключевые понятия дисциплины Применение
Умение определять способы формирования и оптимизации коммуникативных связей внутри классного коллектива Применение
Умение проектировать коллективное творческое дело как средство социального воспитания школьников и накопления ими социального опыта Применение
Владение способом организации взаимодействия в школьном классе (схемой) Применение
Владение методикой организации общения ("КОТ") Применение
Умение давать характеристику источникам и типам возможных проблем школьника Воспроизведение
Владение способами оказания индивидуальной помощи в школьном классе в зависимости от характера проблем Применение
Умение объяснять роль класса в решении социально-психологических проблем школьника. Воспроизведение
Знать социализирующие функции школьного класса; типологию школьных классов по их социализирующим функциям; различные модели классных коллективов; владеть обобщенными способами организации социального опыта и индивидуальной помощи в школьном классе. Применение
Знать социализирующие функции школьного класса; типологию школьных классов по их социализирующим функциям; различные модели классных коллективов; владеть обобщенными способами организации социального опыта и индивидуальной помощи в школьном классе. Применение
Знание базовых блоков психологической структуры в школьном классе и умение обосновать их значение в формировании и развитии коллектива Воспроизведение
Умение проектировать способ развития классного коллектива на основе знаний динамики и условий его развития Применение
Умение давать характеристику типов школьных классов по их социализирующим функциям Воспроизведение
Умение проектировать способы коррекции отношений школьников в школьном классе Применение
Уметь давать характеристику последствиям влияния различных факторов на социализацию школьника на основе анализа педагогических ситуаций Применение
Умение прогнозировать развитиве возможных взаимоотношений членов коллектива и педагога в изменяющихся условиях Применение
Умение проектировать формы гуманного взаимопознания школьников Применение
Умение проектировать ситуации выбора и развития самоопределения школьников Применение
Умение проектировать способы стимулирования потребности школьников в самореализации Применение

Литература

Основная

  1. Канке, В. А.Теория обучения и воспитания : учеб. и практикум для студентов, [магистрантов и аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. А. Канке. - Москва : Юрайт, 2018. - 293, [5] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01217-0.- Текст: непосредственный
  2. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студентов и бакалавров, обучающихся по направлению подгот. 051000 "Профессиональное обучение (по отраслям)", а также техн. и гуманитар. профиля / [А. М. Руденко и др.] ; под ред. А. М. Руденко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 283, [2] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-222-24384-8.- Текст: непосредственный
  3. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учеб. для бакалавров, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. направлениям и специальностям / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. - Москва : Юрайт, 2016. - 486, [2] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-3314-7.- Текст: непосредственный
  4. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учеб. и практикум для акад. баклавриата : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / под общ. ред. А. С. Обухова ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2016. - 421, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-5232-2.- Текст: непосредственный
  5. Ходусов, А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учеб. для осуществления образоват. деятельности по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / А. Н. Ходусов. - 2-е изд., доп. - Москва : ИНФPA-M, 2017. - 404, [1] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-16-012849-8.- Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Маленкова, Л.И. Классный руководитель (воспитатель): педагогические основы и методика деятельности. Краткое руководство по организации воспитательного процесса с использованием тетради классного воспитателя : [16+] / Л.И. Маленкова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 45 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574362 (дата обращения: 17.09.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0682-3. – DOI 10.23681/574362. – Текст : электронный.
  2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: социальное воспитание: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Мардахаев ; Российский государственный социальный университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 392 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496697 (дата обращения: 17.09.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9741-2. – DOI 10.23681/496697. – Текст : электронный.
  3. Орлова, В.В. Социальные технологии работы с молодежью : учебное пособие / В.В. Орлова. – Томск : ТУСУР, 2017. – 144 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481037 (дата обращения: 17.09.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9909642-0-4. – Текст : электронный.
  4. Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / И. В. Плаксина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 161, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-8052-3.- Текст: непосредственный
  5. Ромаева, Н.Б. Теория и практика социального воспитания в России и за рубежом: учебное пособие (курс лекций) / Н.Б. Ромаева, Е.В. Карташева ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015. – 135 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458280 (дата обращения: 17.09.2020). – Библиогр. в кн. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. - Текст: электронный / Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика: [сайт] – URL: http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html (дата обращения: 16.09.2020)
  2. Попова, Я.А. Проблема социализации современного ребенка в школе. – Текст : электронный / Проза.ру [сайт]. – URL: https://proza.ru/2019/12/04/1733 (дата обращения: 16.09.2020)

Источники

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с. - 21 см. - (Стандарты второго поколения) (ФГОС); ISBN 978-5-09-033553-9. - Текст: непосредственный
  2. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" : Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. – Текст: электронный // Информационно-правовой портал "КонсультантПлюс" [сайт]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897. - Текст: электронный // Федеральные государственные образовательные стандарты [сайт]. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 16.09.2020).

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.21.01 Социальное воспитание в классе. - Текст: Электронный: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Направленность: Иностранные языки), зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.