бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 1, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 1, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

Б1.В.01.02 Инновационные подходы к организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе, 1 семестр

М-0021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) описывает нормативные правовые документы, регламентирующие требования к профессиональной деятельности; перечень и содержание нормативно- правовых актов и локальных актов образовательной организации, регламентирующих виды документации и требования к ее ведению по организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе знаниевый
владеет способами использования нормативных правовых актов и норм профессиональной этики при планировании и реализации профессиональной деятельности и при взаимодействии с с родителями обучающихся в инновационной начальной школе ориентировочный
Умеет планировать, анализировать, оценивать, оптимизировать профессиональную деятельность педагога начального образования на основе положений нормативно-правовых актов в области образования и профессиональной этики при организации работы с родителями операциональный
Имеет опыт анализа профессиональной деятельности педагога с родителями начальной школы на соответствие требованиям нормативно-правовых актов в области образования и профессиональной этики опыт
Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений (ОПК-7) Знает особенности организации и способы взаимодействия педагога с родителями обучающихся начальной школы знаниевый
Владеет критериями отбора методов и технологий эффективного взаимодействия педагога с родителями обучающихся в начальной школе ориентировочный
Умеет отбирать технологии и методы организации взаимодействия педагога с родителями обучающихся начальной школы операциональный
Имеет опыт оценивания планирования организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе опыт
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО -1) Описывает особенности организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе при реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО знаниевый
Владеет способами планирования, оценки и реализации взаимодействия педагога с родителями начальных классов в рамках реализации образовательных программ ориентировочный
Умеет анализировать профессиональную деятельность педагога по взаимодействию с родителями обучающихся начальной школы в в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов операциональный
Имеет опыт проектирования профессиональную деятельность педагога по взаимодействию с родителями обучающихся начальной школы в в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов опыт

Цели изучения дисциплины

формировать умения проектирования работу педагога с родителями обучающихся в начальной школе в рамках инновационных подходов

Задачи

  1. Сформировать умение выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе
  2. Сформировать умение проектировать работу педагога с родителями обучающихся в начальной школе на основе инновационных подходов

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 5.0 ч.
Часов в неделю 1.2 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Нормативно-правовые акты образования регламентирующие работу педагога с родителями обучающихся в начальной школе Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Применение основных нормативно-правовых требований к содержанию работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе
  • Содержание и нормативно-правовая база регламентирующая работу педагога с родителями обучающихся в начальной школе
Модуль 2. Организация работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе на основе инновационных подходов Научиться проектировать работу педагога с родителями обучающихся в начальной школе на основе инновационных подходов Проектирование работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе на основе инновационных подходов
  • Приемы, методы и средства организации работу педагога с родителями обучающихся в начальной школе
  • Проблемы в организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе
  • Инновационные формы организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе
  • Проектирование работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общие требования к организации работы педагога с родителями начальной школы Лекция 2.0 1
2 Нормативно-правовые документы сферы образования регламентирующие работу педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) 2.0 1
3 Рубежный контроль модуля 1 Контрольная работа 2.0 2
4 Особенности организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Лекция 2.0 2
5 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) 2.0 3
6 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) 2.0 3
7 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа 2.0 4
8 Инновационные формы работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) 2.0 5
9 Инновационные формы работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа 2.0 5
10 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) 2.0 6
11 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа 2.0 6
12 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Самостоятельное изучение 24.0 6
13 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общие требования к организации работы педагога с родителями начальной школы Лекция Описывает содержание работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Воспроизведение
2 Нормативно-правовые документы сферы образования регламентирующие работу педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) описывает нормативные правовые документы, регламентирующие требования к профессиональной деятельности; перечень и содержание нормативно- правовых актов и локальных актов образовательной организации, регламентирующих виды документации и требования к ее ведению по организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Воспроизведение
владеет способами использования нормативных правовых актов и норм профессиональной этики при планировании и реализации профессиональной деятельности и при взаимодействии с родителями обучающихся в инновационной начальной школе Воспроизведение
3 Рубежный контроль модуля 1 Контрольная работа Умеет планировать, анализировать, оценивать, оптимизировать профессиональную деятельность педагога начального образования на основе положений нормативно-правовых актов в области образования и профессиональной этики при организации работы с родителями Применение
4 Особенности организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Лекция Описывает содержание работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Воспроизведение
Выявляет педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей обучающихся в начальной школе Применение
Владеет критериями анализа существующих проблем в сложившейся практике взаимодействия педагога начального общего образования и родителей Применение
Определяет специфику существующих проблем в сложившейся практике взаимодействия педагога с родителями обучающихся в начальной школе Применение
Определяет пути преодоления проблем во взаимодействии педагогов и родителей обучающихся начальной школы Применение
5 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) Описывает функции взаимодействия школы и семьи Воспроизведение
Описывает традиционные и инновационные приемы, методы и средства организации работы педагога с родителями обучающихся начальной школы Воспроизведение
Умеет обосновать выбор методов и средств для организации работы педагога начального общего образования с родителями в соответствии с решаемыми профессиональными задачами Применение
6 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) Выявляет педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей обучающихся в начальной школе Применение
Определяет специфику существующих проблем в сложившейся практике взаимодействия педагога с родителями обучающихся в начальной школе Применение
Определяет пути преодоления проблем во взаимодействии педагогов и родителей обучающихся начальной школы Применение
7 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа Владеет критериями анализа существующих проблем в сложившейся практике взаимодействия педагога начального общего образования и родителей Применение
8 Инновационные формы работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) Определяет содержательные особенности инновационных форм работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Воспроизведение
Отбирает инновационные формы работы педагога с родителями обучающимися в начальной школе в соответствии с решаемой задачей Применение
9 Инновационные формы работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа Определение требований к организации работы педагога с родителями обучающихся начальной школы Воспроизведение
Обосновывает проблемы использования инновационных подходов для организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Применение
Описывает традиционные формы работы педагога начального общего образования с родителями Воспроизведение
10 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) Анализирует условия организации работы педагога начального образования с родителями на соответствие требованиям нормативно-правовых актов сферы образования в ОО г.Сургута Применение
Определяет цели, задачи и планируемые результаты работы педагога начального образования с родителями Применение
11 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа Определение требований к организации работы педагога с родителями обучающихся начальной школы Воспроизведение
Обосновывает проблемы использования инновационных подходов для организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Применение
Описывает традиционные формы работы педагога начального общего образования с родителями Воспроизведение
12 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Самостоятельное изучение Анализирует условия организации работы педагога начального образования с родителями на соответствие требованиям нормативно-правовых актов сферы образования в ОО г.Сургута Применение
Определяет цели, задачи и планируемые результаты работы педагога начального образования с родителями Применение
13 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Владеет критериями оценки соответсвия условий организации работы педагога начального образования с родителями требованиям нормативно-правовых актов сферы образования в ОО г.Сургута Воспроизведение
Анализирует условия организации работы педагога начального образования с родителями на соответствие требованиям нормативно-правовых актов сферы образования в ОО г.Сургута Применение
Определяет цели, задачи и планируемые результаты работы педагога начального образования с родителями Применение
Разрабатывает план работы педагога начального образования с родителями Творчество

Литература

Основная

  1. Мандель, Б. Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : учеб. пособие [для магистрантов и преподавателей вузов] / Б. Р. Мандель. - М. : Вузовский учебник [и др.], 2016. - 150, [2] с. - ISBN 978-5-9558-0401-9 . - Текст: непосредственный
  2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов : монография / А.М. Молокостова; Е.В. Логутова; Н.Н. Биктина; И.С. Якиманская. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 124 c. - ISBN 978-5-7410-1254-3. URL:http://www.iprbookshop.ru/54149.html(дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Метлякова, Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования : учебно-методическое пособие / Л.А. Метлякова. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. - 331 c. ISBN 978-5-85218-803-8. URL:http://www.iprbookshop.ru/70622.html (дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Орлов, А. А. Педагогика начального образования: традиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции 27–28 апреля 2017 года : сборник статей / А.А. Орлов; Министерство образования и науки Российской Федерации; Московский педагогический государственный университет; Институт детства; Кафедра теории и практики начального образования. - Москва : МПГУ, 2017. - 360 с. - Библиогр. в кн. ISBN 978-5-4263-0488-8. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471112(дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Педагогическое взаимодействие с семьёй : технологии. Диагностика. Практ. занятия / авт.-сост. М. В. Москвина. - Волгоград : Учитель, 2016. - 190, [1] с. - (Выполняем Федеральный закон "Об образовании в РФ") (Методическая лаборатория). - ISBN 978-5-7057-4261-5 . - Текст: непосредственный
  4. Подымова, Л.С. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности : монография / Л.А. Долинская; Л.С. Подымова. - Москва : Прометей, 2016. - 208 c. ISBN 978-5-9907453-2-2. URL:http://www.iprbookshop.ru/58200.html (дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  5. Ходусов, А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учеб. для осуществления образоват. деятельности по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / А. Н. Ходусов. - 2-е изд., доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 404, [1] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-16-012849-8 . - Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 37–41. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771147.htm.
  2. Кошелева М. Н., Микерова Г. Г. Конфликты учителей и родителей – одна из причин дезадаптации первоклассников к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 19–26. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771144.htm.
  3. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-kak-sotsialnaya-i-psihologo-pedagogicheskaya-problema

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html
  2. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.01.02. Инновационные подходы к организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, зачет/ БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева – Электрон. дан. – Сургут: БУ ВО«Сургутский государственный педагогический университет», 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.