бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 12, 2020 утверждение отклонено Feb. 8, 2021
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Feb. 15, 2021
О.В. Власова декан факультета
согласование отклонено Feb. 8, 2021

Б1.В.01.02 Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки, 2 семестр

А-0251, 39.06.01, Социологические науки (направленность Социальная структура, социальные институты и процессы), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-7: готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования знать современную систему образования; современные теории и модели обучения; современные технологии обучения и их составляющие компоненты; историю развития педагогических технологий в России и за рубежом; этапы конструирования педагогического процесса; классификацию педагогических технологий; особенности различных педагогических технологий, применяемых в современном вузе; концепции развития, обучения и воспитания; пути формирования педагогического мастерства; специфику организации саморазвития, самовоспитания, самообразования педагога вуза; знаниевый
уметь свободно ориентироваться в многообразии современных технологий, предназначенных для обучения в вузе; применять инновационные технологии в преподавании дисциплин направления подготовки; критически оценивать различные концепции, системы и технологии воспитания и образования ориентировочный
владеть способом быть готовым к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования; умениями осуществлять сравнительную характеристику различных видов обучения, умениями выбирать и реализовывать пути совершенствования своего педагогического мастерства, самообразования; самовоспитания, саморазвития операциональный
иметь опыт организации учебно-познавательной деятельности и осуществления психолого-педагогической диагностики; прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций; постановки и решения педагогических задач; моделирования и конструирования педагогической деятельности в вузе. опыт

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональной готовности аспиринов к реализации педагогического процесса в системе высшего профессионального образования на основе осознанного выбора технологий преподавания дисциплин предметной подготовки

Задачи

  1. формирование представления о современной системе образования
  2. формировать представления об инновационных технологиях преподавания дисциплин направления подготовки в высшей школе

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 32.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 0.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 40.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 1.0 ч. из 1.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Современная система образования формирование теоретических основ методики преподавания социологических дисциплин в системе высшей школы на современном этапе знать теоретические основы методики преподавания социологических дисциплин в системе высшей школы на современном этапе
  • Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования
  • Современные требования к социологу. Профессиональный стандарт педагога
  • Компетентностная модель подготовки по профилю
Модуль 2. Инновационные технологии в преподавании высшей школы развитие практических умений по использованию в учебном процессе современных инновационных технологий в преподавании высшей школы в соответствии с ФГОС ВО уметь использовать в учебном процессе современные инновационные технологии в преподавании высшей школы в соответствии с ФГОС ВО
  • Проектирование образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана
  • Выбор технологий проведения занятий в современных условиях

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Лекция 2.0 1
2 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Практическая работа (АК) 2.0 1
3 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Индивидуальная работа 1.0 2
4 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Практическая работа (АК) 2.0 2
5 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Лекция 2.0 2
6 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Лекция 2.0 2
7 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Самостоятельное изучение 8.0 2
8 Компетентностная модель подготовки по профилю Реферат 2.0 4
9 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Практическая работа (АК) 4.0 4
10 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Самостоятельное изучение 4.0 4
11 Компетентностная модель подготовки по профилю Лекция 2.0 4
12 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Лекция 2.0 4
13 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Самостоятельное изучение 8.0 5
14 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Практическая работа (АК) 4.0 5
15 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Лекция 2.0 5
16 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Самостоятельное изучение 8.0 7
17 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Практическая работа (АК) 2.0 7
18 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Лекция 2.0 7
19 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Самостоятельное изучение 10.0 8
20 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 0.0 8
21 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Практическая работа (АК) 2.0 8
22 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Лекция 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
2 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Практическая работа (АК) Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
3 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Индивидуальная работа Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
4 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Практическая работа (АК) Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
5 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
6 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
7 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Самостоятельное изучение Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
8 Компетентностная модель подготовки по профилю Реферат Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
9 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Практическая работа (АК) Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
10 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Самостоятельное изучение Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
11 Компетентностная модель подготовки по профилю Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
12 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
13 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Самостоятельное изучение Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Воспроизведение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
14 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Практическая работа (АК) Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Воспроизведение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
15 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Лекция Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Воспроизведение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
16 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Самостоятельное изучение Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Воспроизведение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
17 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Практическая работа (АК) Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Воспроизведение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
18 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Лекция Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Воспроизведение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
19 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Самостоятельное изучение Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Воспроизведение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
20 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Воспроизведение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
21 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Практическая работа (АК) Давать характеристику структурынм компонентам ФГОС ВО Воспроизведение
Давать характеристику компетентностному и деятельностному подходам в системе высшего образования Воспроизведение
Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
22 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Лекция Давать характеристику структурынм компонентам ФГОС ВО Воспроизведение
Давать характеристику компетентностному и деятельностному подходам в системе высшего образования Воспроизведение
Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Воспроизведение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Канке, В. А. Теория обучения и воспитания : учеб. и практикум для студентов, [магистрантов и аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. А. Канке. - М. : Юрайт, 2018. - 293, [5] с. - ISBN 978-5-534-01217-0. –Текст: непосредственный.
  2. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения : учеб. и практикум для вузов : учеб. для студентов и [аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Ю. Н. Лапыгин ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2016. - 247, [2] с. - ISBN 978-5-9916-5229-2. –Текст: непосредственный.
  3. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям [и аспирантов] / [В. И. Блинов и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - М. : Юрайт, 2018. - 313, [2] с. - ISBN 978-5-534-00080-1.–Текст: непосредственный
  4. Ткаченко, А. В. Методика преподавания социологии : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / А. В. Ткаченко ; Моск. гор. пед. ун-т. – М. : Юрайт, 2016. - 368, [2] с. - ISBN 978-5-9916-7565-9. –Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - М. : Юрайт, 2018. - 150, [2] c. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-00830-2.–Текст: непосредственный.
  2. Зеленская, Ю.Б. Инновационные педагогические технологии : учебно-методическое пособие / Ю.Б. Зеленская, О.В. Милованова ; Институт специальной педагогики и психологии. – Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 2015. – 48 с. – ISBN 978-5-8179-0203-7. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438777 (дата обращения: 06.10.2020).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Морозова, Т. И. Методика преподавания социологии : учебное пособие / Т. И. Морозова, М. Н. Реутова, И. В. Шавырина. — Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2015. — 372 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66661.html (дата обращения: 07.10.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. — Текст : электронный
  4. Фастова, Е. И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога : индивид. образоват. маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариатив. образоват. пространства; диагност. инструментарий на электрон. носителе : [метод. пособие] / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград : Учитель, [2017?]. - 77, [1] с. + 1 электрон. опт. диск (CD). - (ФГОС. Развивающие образовательные технологии). - ISBN 978-5-7057-4203-5. – Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/

Источники

  1. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, началь-ного общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". - Приказ Мини-стерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального об-щего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Зарегистрирован в Минюс-те РФ 6 декабря 2013. Регистрационный N 30550
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа." Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подго-товки" [Электронный ресурс]: Направление подготовки 39.06.01 Социальная структура, социальные институты и процессы / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р. Аминов. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.