бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 24, 2020
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Oct. 2, 2020
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 20, 2020

Б1.О.02.02 Основы медицинских знаний, 2 семестр 1 полусеместр

Б-0241, 39.03.03, Организация работы с молодежью, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций (ОК-8) Перечислять основные направления профилактики заболеваний, признаки неотложных состояний знаниевый
Интерпретировать признаки отклонений функционального состояния и нормальной жизнедеятельности при возникновении неотложных состояний ориентировочный
Уметь выявлять отклонений функционального состояния и нормальной жизнедеятельности детей, подростков и взрослых при возникновении неотложных состояний операциональный
Опыт оказания первой помощи при жизнеугрожающих ситуациях опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать готовность обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, подростков и взрослых, в том числе с использованием приемов первой помощи

Задачи

  1. Формировать готовность обеспечить сохранность жизни и здоровья человека
  2. Формировать готовность к оказанию первой помощи

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 14.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Формировать готовность к сохранению и укреплению здоровья человека Объяснять принципы и приемы сохранения здоровья человека
  • Принципы сохранения и укрепления здоровья человека.
  • Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.
Основы медицинских знаний Формировать умения по оказанию первой помощи при возникновении неотложных состояний Распознавать симптомы угрожающих жизни и здоровью состояний Демонстрировать приемы первой помощи при развитии жизнеопасных состояний
  • Понятие о неотложных состояниях и их причинах. Оказание первой помощи
  • Базовая сердечно-легочная реанимация.
  • Характеристика и профилактика травматизма.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Лекция 2.0 1
2 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Лекция 2.0 1
3 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
5 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Самостоятельное изучение 2.0 1
6 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Индивидуальная работа 2.0 1
7 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Лекция 2.0 2
8 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Вариативное задание 2.0 2
9 Рубежный контроль Конференция (К-т - 50/50) 2.0 2
10 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 2
11 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Лекция 2.0 3
12 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
13 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Самостоятельное изучение 4.0 3
14 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Индивидуальная работа 2.0 3
15 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
16 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Лекция 2.0 4
17 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
18 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Лекция 2.0 4
19 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
20 Виды травматизма, его профилактика Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
21 Виды травматизма, его профилактика Реферат 2.0 6
22 Виды травматизма, его профилактика Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
23 Первая помощь при травмах различных частей тела Лекция 2.0 8
24 Первая помощь при травмах различных частей тела Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
25 Промежуточный контроль Контрольная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Лекция Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
2 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Лекция Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
3 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
4 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Семинар (Коэффициент - 50/50) Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
5 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Самостоятельное изучение Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
6 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Индивидуальная работа Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
7 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Лекция Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Воспроизведение 44-49
Объяснять суть инфекционного и эпидемиологического процессов; оценивать эпидемическую опасность инфекционных заболеваний. Воспроизведение 50-55
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
8 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Вариативное задание Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
9 Рубежный контроль Конференция (К-т - 50/50) Объяснять основные причины остановки дыхания и кровообращения Воспроизведение 116-131
Демонстрировать проведение базовой сердечно-легочной реанимации Воспроизведение 132-150
10 Рубежный контроль Индивидуальная работа Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Воспроизведение 44-49
Объяснять суть инфекционного и эпидемиологического процессов; оценивать эпидемическую опасность инфекционных заболеваний. Воспроизведение 50-55
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
11 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Лекция Перечислить виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Продемонстрировать оказание первой помощи при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
12 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
13 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Самостоятельное изучение Перечислить виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
14 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Индивидуальная работа Продемонстрировать оказание первой помощи при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
15 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Семинар (Коэффициент - 50/50) Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Воспроизведение 44-49
Объяснять суть инфекционного и эпидемиологического процессов; оценивать эпидемическую опасность инфекционных заболеваний. Воспроизведение 50-55
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
16 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Лекция Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Объяснять основные причины остановки дыхания и кровообращения Воспроизведение 116-131
Демонстрировать проведение базовой сердечно-легочной реанимации Воспроизведение 132-150
17 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснять основные причины остановки дыхания и кровообращения Воспроизведение 116-131
Демонстрировать проведение базовой сердечно-легочной реанимации Воспроизведение 132-150
18 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Лекция Перечислить признаки и способы первой помощи при возникновении несчастных случаев: солнечного и теплового ударов, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусах животными, пауками и змеями, ужалении насекомыми Воспроизведение 103-115
19 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить признаки и способы первой помощи при возникновении несчастных случаев: солнечного и теплового ударов, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусах животными, пауками и змеями, ужалении насекомыми Воспроизведение 103-115
20 Виды травматизма, его профилактика Практическая работа (К-т. 50/50) Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
21 Виды травматизма, его профилактика Реферат Описывать основные виды травматизма и способы его профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
22 Виды травматизма, его профилактика Семинар (Коэффициент - 50/50) Описывать основные виды травматизма и способы его профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
23 Первая помощь при травмах различных частей тела Лекция Описывать основные виды травматизма и способы его профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
24 Первая помощь при травмах различных частей тела Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать основные виды травматизма и способы его профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250
25 Промежуточный контроль Контрольная работа Объяснять основные принципы и подходы к формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Описывать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Интерпретировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Интерпретировать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Воспроизведение 44-49
Объяснять суть инфекционного и эпидемиологического процессов; оценивать эпидемическую опасность инфекционных заболеваний. Воспроизведение 50-55
Описать виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
Перечислить виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Продемонстрировать оказание первой помощи при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
Перечислить признаки и способы первой помощи при возникновении несчастных случаев: солнечного и теплового ударов, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусах животными, пауками и змеями, ужалении насекомыми Воспроизведение 103-115
Объяснять основные причины остановки дыхания и кровообращения Воспроизведение 116-131
Демонстрировать проведение базовой сердечно-легочной реанимации Воспроизведение 132-150
Описывать основные виды травматизма и способы его профилактики. Воспроизведение 151-190
Демонстрировать способы первой помощи при возникновении травм. Воспроизведение 191-250

Литература

Основная

  1. Айзман,Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.А. Суботялов; В.Б. Рубанович; Р.И. Айзман. - Основы медицинских знаний и здорового образа жизни ; 2020-05-22. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. - 214 c. - ISBN 978-5-379-02007-1. URL:http://www.iprbookshop.ru/65284.html(дата обращения: 16.09.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Р. И. Айзман, И. В. Омельченко. - Москва : КноРус, 2016. - 243 с. - (Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-406-02131-6 .- Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Багнетова, Е. А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности : учеб. пособие. Направление подгот. 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Физкультурное образование, профиль "Образование в области безопасности жизнедеятельности"), 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Е. А. Багнетова ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 268, [1] с. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-93190-351-4.- Сведения также доступны по URL:https://lib.rucont.ru/efd/670821/info .- Текст: непосредственный
  2. Балаян,С.Е. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебно-методическое пособие / С.Е. Балаян. - Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. - 80 c. URL:http://www.iprbookshop.ru/49923.html(дата обращения: 16.09.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Кувшинов,Ю.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Ю.А. Кувшинов. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2013. - 183 c. - ISBN 978-5-8154-0275-1. URL:http://www.iprbookshop.ru/55248.html(дата обращения: 16.09.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  4. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учеб. и практикум для приклад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов / М. Н. Мисюк. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 499, [1] с. - (Бакалавр. Прикладной курс). - Гриф МО. - ISBN 978-5-534-00710-7 .- Текст: непосредственный
  5. Орехова,Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования : монография / Т.Ф. Орехова. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2016. - 355 с. - ISBN 978-5-9765-1211-5. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83457 (дата обращения: 16.09.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  6. Пауткин,Ю.Ф. Первая доврачебная медицинская помощь: учебное пособие / В.И. Кузнецов; Ю.Ф. Пауткин. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2013. - 164 c. - ISBN 978-5-209-04360-7. URL:http://www.iprbookshop.ru/22204.html(дата обращения: 16.09.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  7. Педагогика здоровья. Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни школьников : метод. сб. - Москва : Школьные технологии, 2013. - 127, [1] с. - ISBN 978-5-91447-124-5
  8. Полиевский, С. А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Физическая культура"(квалификация "бакалавр") / С. А. Полиевский. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2015. - 270, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-2307-9 .- Текст: непосредственный
  9. Рубанович,В.Б. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман, М.А. Суботялов. - 2-е изд., стер. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. - 224 с. : ил.,табл., схем. - (Университетская серия). - ISBN 978-5-379-01630-2. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57603(дата обращения: 16.09.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  10. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10 - 11 классы : базовый уровень : учеб. для общеобразоват. орг. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников ; под ред. А. Т. Смирнова. - 5-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2017. - 255, [1] с. : [8] л. ил. - ISBN 978-5-09-052289-2 .- Текст: непосредственный
  11. Щанкин,А.А. Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / А.А. Щанкин. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 97 с. - ISBN 978-5-4475-4855-1. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362685(дата обращения: 16.09.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основ-ных классов в постсоветский период. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/.
  2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vmede.org/sait/Obshesyvennoe_3d_medik
  3. Основы микробиологии и эпидемиологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // colleg-emicrob. narod.ru / microbilogy /
  4. Павлова М. Методические рекомендации по «Основам здорового образа жизни» [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://best-host.ru/.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.0.02.02 Основы медицинских знаний [Электронный ресурс]: Направление подготовки 39.03.03, Организация работы с молодежью / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Багнетова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/