бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 1, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 1, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования, 5 семестр

Б-08021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знает психолого-педагогические теории и технологии, реализуемые в НОО. знаниевый
Владеет схемой анализа психолого-педагогических теорий и технологий, используемых в НОО. ориентировочный
Умеет анализировать психолого-педагогических теории и технологии, используемые в НОО. Умеет обосновать выбор технологии с опорой на психолого-педагогические теории для решения профессиональных задач в НОО операциональный
Имеет опыт анализа технологий, используемых в НОО Имеет опыт отбора технологии с опорой на психолого-педагогические теории для решения профессиональных задач в НОО опыт
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) Знает принципы построения и функционирования образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО знаниевый
Понимание значения возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования Владеет схемой анализа образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО ориентировочный
Умеет анализировать возможности образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО операциональный
Имеет опыт анализа возможностей образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать у студентов готовность к применению психолого-педагогических теорий и технологий при организации образовательного процесса в начальной школе.

Задачи

  1. Формирование у студентов знаний о теоретических основах организации процесса обучения в начальной школе
  2. Формирование у студентов умений осуществлять обоснованный выбор педагогических технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 3.0 ч. (11.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Формирование у студентов знаний о теоретических основах организации процесса обучения в начальной школе Выделяет теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе
  • Общая характеристика учебной деятельности детей младшего школьного возраста
  • Психолого-педагогические теории, являющиеся основой педагогических технологий обучения детей младшего школьного возраста
Модуль 2.Характеристика основных педагогических технологий, используемых в НОО Формирование у студентов умений осуществлять обоснованный выбор педагогических технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей Умеет обосновывать выбор педагогической технологии для решения профессиональных задач.
  • Педагогические технологии в образовательном процессе
  • Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
  • Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
  • Традиционная технология обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Лекция 2.0 1
2 Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Самостоятельное изучение 10.0 1
3 Рубежный контроль Вариативное задание 2.0 2
4 Традиционные технологии обучения Практическая работа 2.0 3
5 Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Лекция 2.0 3
6 Традиционные технологии обучения Лекция 2.0 3
7 Педагогические технологии в образовательном процессе Самостоятельное изучение 20.0 3
8 Педагогические технологии в образовательном процессе Лекция 2.0 3
9 Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Самостоятельное изучение 19.0 3
10 Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности Самостоятельное изучение 30.0 3
11 Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности Практическая работа 2.0 4
12 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 9.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Лекция Описывает критерии диагностики сформированности учебной деятельности (по А.К.Марковой) Воспроизведение
Описывает основные понятия теории формирования понятий Воспроизведение
Описывает основные положения деятельностной теории обучения Воспроизведение
Описывает возможности использования деятельностной теории учения в начальной школе Применение
Выделяет ООД действия (на теоретическом уровне) Применение
2 Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Самостоятельное изучение Описывает цели и задачи НОО Воспроизведение
Выделяет специфику содержания НОО Применение
Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
Обосновывает ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте Применение
3 Рубежный контроль Вариативное задание Выделяет ООД действия (на теоретическом уровне) Применение
Описывает деятельность учителя по формированю ООД у младших школьников Воспроизведение
Выделяет особенности творческого и репродуктивного компонентов педагогического процесса Воспроизведение
Обосновывает синтез творческой и репродуктивной деятельности обучающихся в начальной школе Применение
4 Традиционные технологии обучения Практическая работа Формулирует цели проблемного урока Применение
Моделирует учебную ситуацию на основе технологии проблемного обучения Применение
Проектирует побуждающий и подводящий диалоги на уроке в начальной школе Применение
5 Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Лекция Описывает основные характеристики технологий сотрудничества Воспроизведение
Выделяет признаки технологии сотрудничества Применение
Описывает классификацию учебных проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся Воспроизведение
6 Традиционные технологии обучения Лекция Описывает особенности построения образовательного процесса на основе технологии проблемного обучения Воспроизведение
Описывает основные положения технологии проблемно-диалогового обучения (по Е.Л.Мельниковой) Воспроизведение
7 Педагогические технологии в образовательном процессе Самостоятельное изучение Обосновывает структуру педагогической технологии Применение
Обоснованно отбирает педагогические технологии в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
8 Педагогические технологии в образовательном процессе Лекция Описывает зарубежные и отечественные подходы к определению понятия "педагогическая технология" Воспроизведение
Описывает критерии и признаки педагогической технологии Воспроизведение
Описывает этапы принятия решений о выборе технологии обучения (по В.И. Загвязинскому) Воспроизведение
9 Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Самостоятельное изучение Описывает классификацию учебных проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся Воспроизведение
Описывает этапы проектной деятельности Воспроизведение
Выделяет особенности организации проектной деятельности в начальной школе Применение
Описывает возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации технологии дифференцированного обучения в НОО Воспроизведение
Выделяет особенности реализации модели «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В. В. Фирсов), модели «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» ( Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения ( И.Э.Унт) в НОО Применение
10 Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности Самостоятельное изучение Описывает отличительные признаки модульной технологии Воспроизведение
Описывает принципы МТО (модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности) Воспроизведение
Моделирует учкбную ситуацию на основе технологии модульного обучения Применение
11 Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности Практическая работа Описывает отличительные признаки технологии интерактивного обучения Воспроизведение
Обосновывает отбор интерактивных методов в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Моделирует учебную ситуацию с использованием интерактивных технологии обучения Творчество
Описывает основные характеристики технологий полного усвоения Воспроизведение
Проектирует конспект урока с применением технологии полного усвоения Применение
12 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Описывает цели и задачи НОО Воспроизведение
Выделяет специфику содержания НОО Применение
Описывает зарубежные и отечественные подходы к определению понятия "педагогическая технология" Воспроизведение
Обосновывает структуру педагогической технологии Применение
Описывает критерии и признаки педагогической технологии Воспроизведение
Определяет основания для классификации педагогических технологий Применение

Литература

Основная

  1. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с. : ил. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - ISBN 978-5-496-02285-9 . - Текст: непосредственный
  2. Медникова, Л. А. Педагогические технологии в начальном образовании : учебное пособие / Л.А. Медникова, А.Р. Лопатин; Министерство образования и науки Российской Федерации; Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. - 268 с. : ил., табл., схем. - ISBN 978-5-7591-1463-5. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275643 (дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Педагогика начального образования. Ч.1 : Учебное пособие / сост. Н. В. Донских. - Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 201 с. - ISBN 978-5-4497-0158-9. URL:http://www.iprbookshop.ru/85825.html(дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология : Учебное пособие / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян. - Саратов : Научная книга, 2019. - 126 с. - ISBN 978-5-9758-1772-3. URL:http://www.iprbookshop.ru/81045.html (дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Батколина, В. В. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования : учебное пособие / В. В. Батколина. – Москва : Российский новый университет, 2012. – 160 c. – ISBN 2227-8397. – URL: http://www.iprbookshop.ru/21304.html (дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  3. Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 254, [2] с. - (Учебное пособие. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-496-01749-7 . - Текст: непосредственный
  4. Дмитриев, А. Е. Дидактика начальной школы : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, [аспирантов] обучающихся по пед. направлениям / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 227, [2] с. - (Педагогика) (Модуль. Бакалавр). - ISBN 978-5-534-06389-9 . - Текст: непосредственный
  5. Пешкова, В. Е. Педагогические технологии начального образования: курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 161 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3919-1. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344740 (дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  6. Фатеева, Н. И. Образовательные программы начальной школы : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. "Психолого-педагогическое образование","Педагогическое образование" / Н. И. Фатеева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 174, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-1776-4 . - Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  2. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html
  2. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б1. В.10 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.10. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана