бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 6, 2020 утверждено Jan. 14, 2021
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Oct. 11, 2020
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 20, 2020

Б1.В.ДВ.11.01 ДВ: Социология девиации, 7 семестр 2 полусеместр

Б-7241, 39.03.03, Организация работы с молодежью, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-14: способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации знать современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с проявлением девиаций различными группами знаниевый
знать теоретические концепции девиации, социального контроля по отношению к девиантам знаниевый
уметь анализировать социологическую информацию по вопросам девиантного поведения для формирования ответственного отношения к соблюдению социально-правовых норм поведения ориентировочный
уметь анализировать социологическую информацию по вопросам девиантного поведения среди различных групп населения страны ориентировочный

Цели изучения дисциплины

формировать у студентов систему знаний по теоретико-методическим подходам к изучению девиантного поведения в рамках отраслевой социологии

Задачи

  1. Рассматривать современные социологические и междисциплинарные теории девиантного поведения
  2. Формировать знания о специфике девиантного поведения, его классификации, ключевых факторах возникновения, уровне распространенности и способах профилактики

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 28.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теории девиантного поведения Cформировать общее представление о девиации как форме социального поведения Иметь представление о возрастных, психологических и социальных границах и особенностях молодежи; обладать знаниями о роли и функциях молодежи в различных сферах социальной структуры общества; уметь анализировать и систематизировать социологические данные по молодежной проблематике;.
  • Понятие девиантности
  • Основные теории девиантного поведения
  • Социальные контроль над девиантностью
Социологические исследования девиантного поведения Анализировать основные проблемы исследования девиаций Иметь представления о ключевых разделах социологии молодежи; уметь анализировать социологические данные по молодежной проблематике; обладать навыками подготовки презентации с использование социологической информации
  • Преступность как форма девиантности
  • Терроризм как глобальная проблема современности
  • Суицидальное поведение как вид девиации
  • Наркотизм, пьянство и алкоголизм как формы девиаций
  • Насилие в семье как форма девиантности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Понятие девиантности Лекция 2.0 1
2 Понятие девиантности Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
3 Основные теории девиантного поведения Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 2
4 Основные теории девиантного поведения Лекция 2.0 2
5 Социальные контроль над девиантностью Семинар 4.0 3
6 Социальные контроль над девиантностью Индивидуальная работа 2.0 3
7 Социальные контроль над девиантностью Самостоятельное изучение 3.0 3
8 Рубежный контроль №1 Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 4
9 Рубежный контроль №1 Индивидуальная работа 2.0 4
10 Терроризм как глобальная проблема современности Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
11 Преступность как форма девиантности Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 5
12 Терроризм как глобальная проблема современности Индивидуальная работа 2.0 5
13 Суицидальное поведение как вид девиации Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 6
14 Наркотизм, пьянство и алкоголизм как формы девиаций Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 7
15 Рубежный контроль № 2 Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 8
16 Рубежный контроль № 2 Индивидуальная работа 2.0 8
17 Насилие в семье как форма девиантности Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Понятие девиантности Лекция давать определение понятию "девиантность" Воспроизведение
Охарактеризовывать предмет и функции социологии девиации Воспроизведение
Охарактеризовывать становление социологии девиации как науки в России и на Западе Воспроизведение
2 Понятие девиантности Семинар (Коэффициент - 50/50) давать определение понятию "девиантность" Воспроизведение
3 Основные теории девиантного поведения Семинар (Коэффициент - 50/50) Охарактеризовывать антропо-биологические, психологические и социологические теории девиации Воспроизведение
объяснять характерные особенности теорий девиации Ч.Ломброзо, У.Шелдона, У.Гоув, Э.Дюркгейма Воспроизведение
описывать специфику возникновения девиаций в теориях стигм и научения Воспроизведение
4 Основные теории девиантного поведения Лекция Охарактеризовывать антропо-биологические, психологические и социологические теории девиации Воспроизведение
объяснять характерные особенности теорий девиации Ч.Ломброзо, У.Шелдона, У.Гоув, Э.Дюркгейма Воспроизведение
описывать специфику возникновения девиаций в теориях стигм и научения Воспроизведение
5 Социальные контроль над девиантностью Семинар давать определение понятию "социализация" Воспроизведение
охарактеризовывать специфику процесса социализации молодежи Воспроизведение
6 Социальные контроль над девиантностью Индивидуальная работа давать определение понятию "социализация" Воспроизведение
охарактеризовывать специфику процесса социализации молодежи Воспроизведение
7 Социальные контроль над девиантностью Самостоятельное изучение охарактеризовывать специфику процесса социализации молодежи Воспроизведение
описывать основные концепции социализации Воспроизведение
Объяснять специфику влияния различных агентов и институтов социализации на молодежь Воспроизведение
8 Рубежный контроль №1 Контрольная работа (К-т 50/50) давать определение понятию "девиантность" Воспроизведение
Охарактеризовывать предмет и функции социологии девиации Воспроизведение
Охарактеризовывать становление социологии девиации как науки в России и на Западе Воспроизведение
Охарактеризовывать антропо-биологические, психологические и социологические теории девиации Воспроизведение
охарактеризовывать специфику процесса социализации молодежи Воспроизведение
описывать особенности возникновения, проявления и контроля преступности как формы девиантного поведения Воспроизведение
охарактеризовывать особенности и тенденции возникновения и проявления терроризма как формы преступности Воспроизведение
описывать типологии и виды насилия в различных социальных группах и институтах Воспроизведение
9 Рубежный контроль №1 Индивидуальная работа давать определение понятию "девиантность" Воспроизведение
Охарактеризовывать предмет и функции социологии девиации Воспроизведение
Охарактеризовывать становление социологии девиации как науки в России и на Западе Воспроизведение
Охарактеризовывать антропо-биологические, психологические и социологические теории девиации Воспроизведение
охарактеризовывать специфику процесса социализации молодежи Воспроизведение
Объяснять специфику влияния различных агентов и институтов социализации на молодежь Воспроизведение
описывать особенности возникновения, проявления и контроля преступности как формы девиантного поведения Воспроизведение
охарактеризовывать особенности и тенденции возникновения и проявления терроризма как формы преступности Воспроизведение
описывать типологии и виды насилия в различных социальных группах и институтах Воспроизведение
10 Терроризм как глобальная проблема современности Семинар (Коэффициент - 50/50) описывать особенности возникновения, проявления и контроля преступности как формы девиантного поведения Воспроизведение
охарактеризовывать особенности и тенденции возникновения и проявления терроризма как формы преступности Воспроизведение
11 Преступность как форма девиантности Семинар (Коэффициент - 50/50) Охарактеризовывать антропо-биологические, психологические и социологические теории девиации Воспроизведение
давать определение понятию "социализация" Воспроизведение
описывать особенности возникновения, проявления и контроля преступности как формы девиантного поведения Воспроизведение
12 Терроризм как глобальная проблема современности Индивидуальная работа описывать особенности возникновения, проявления и контроля преступности как формы девиантного поведения Воспроизведение
охарактеризовывать особенности и тенденции возникновения и проявления терроризма как формы преступности Воспроизведение
13 Суицидальное поведение как вид девиации Семинар (Коэффициент - 50/50) Охарактеризовывать антропо-биологические, психологические и социологические теории девиации Воспроизведение
описывать основные концепции социализации Воспроизведение
охарактеризовывать специфику возникновения и проявления сицида как формы девиации Воспроизведение
14 Наркотизм, пьянство и алкоголизм как формы девиаций Семинар (Коэффициент - 50/50) Охарактеризовывать антропо-биологические, психологические и социологические теории девиации Воспроизведение
охарактеризовывать основные теории пьянства и алкоголизма Воспроизведение
объяснять особености возникновения и проявления наркомании как формы девиации Воспроизведение
15 Рубежный контроль № 2 Промежуточная аттестация (зачет) описывать типологии и виды насилия в различных социальных группах и институтах Воспроизведение
16 Рубежный контроль № 2 Индивидуальная работа описывать особенности возникновения, проявления и контроля преступности как формы девиантного поведения Воспроизведение
охарактеризовывать особенности и тенденции возникновения и проявления терроризма как формы преступности Воспроизведение
17 Насилие в семье как форма девиантности Семинар (Коэффициент - 50/50) описывать типологии и виды насилия в различных социальных группах и институтах Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Дементий, Л.И. Социально-психологические и личностные факторы риска девиантного поведения / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко, М.В. Криворучко ; под общ. ред. Л.И. Дементий ; Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. – Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2018. – 206 с. – ISBN 978-5-7779-2292-2. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=562927 (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Дзялошинский, И. М. Российские медиа: проблемы вражды, агрессии, насилия : учебное пособие / И. М. Дзялошинский. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 519 c. – ISBN 978-5-4486-0721-9. – URL: http://www.iprbookshop.ru/80925.html (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  3. Профилактика девиантного поведения в образовательной организации (правовые аспекты) : учебное пособие / А.И. Глушков, А.Я. Минин, О.В. Поликашина, С.А. Тульская. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – 224 с. – ISBN 978-5-4263-0704-9. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500521 (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Дополнительная

  1. Думов, А. С. Педагогика девиантного поведения : учеб. пособие / А. С. Думов, С. Б. Думов, И. А. Столярчук ; ФГБОУ ВПО "Волгогр. гос. социально-пед. ун-т", Фак. психологии и соц. работы. - Волгоград : Учитель, [2015]. - 179, [1] с. - ISBN 978-5-7057-4173-1. - Текст: непосредственный.
  2. Кулганов, В. А. Превентология. Профилактика социальных отклонений : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050700 "Педагогика" / В. Кулганов, В. Белов, Ю. Парфенов. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014. - 301, [1] с. - ISBN 978-5-496-00515-9. - Текст: непосредственный
  3. Манько, Ю. В. Социология молодёжи : учеб. пособие для студентов вузов / Манько Ю. В., Оганян К. М. - Изд. 2-е, доп. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2010. - 335, [1] c. - ISBN 978-5-9676-0262-7. - Текст: непосредственный
  4. Минин, А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи: учебное пособие / А. Я. Минин, О. Ю. Краев ; под редакцией А. Я. Минин. – Москва : Прометей, 2016. – 140 c. – ISBN 978-5-9907452-6-1. – URL: http://www.iprbookshop.ru/58111.html (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  5. Психология девиантности: Дети. Общество. Закон / под ред. А.А. Реан. – Москва : Юнити, 2016. – 479 с. – ISBN 978-5-238-02807-1. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446432 (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  6. Рождественская, Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков : учебное пособие / Н. А. Рождественская. – Москва : Генезис, 2020. – 216 c. – ISBN 978-5-98563-338-2. – URL: http://www.iprbookshop.ru/89319.html (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный
  7. Социология молодежи = Sociology of youth : учеб. для акад. бакалавриата, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление" (квалификация (степень) "бакалавр") / Гос. ун-т упр. ; под ред. Р. В. Ленькова. - Москва : Юрайт, 2016. - 415, [2] с. - ISBN 978-5-9916-5064-9. - Текст: непосредственный.
  8. Социология : учебник для студентов вузов / В. К. Батурин, В. П. Ратников, О. А. Останина [и др.] ; под редакцией В. К. Батурин. – 4-е изд. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 487 c. – ISBN 978-5-238-02266-6. – URL: http://www.iprbookshop.ru/71057.html (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный-
  9. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров "Социология" (040100) [и др.] / Ж. Т. Тощенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607, [1] c. - ISBN 978-5-238-02260-4. - Текст: непосредственный
  10. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / В. А. Ядов. - 6-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2012. - 567, [1] с. - ISBN 978-5-370-02100-8. - Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Безрукова О.Н. Социология молодежи. URL: http://studentam.net/content/view/80/19/
  2. Горшков М. К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. URL: .http://www.isras.ru/publ.html?id=1674
  3. Дунаева Е.А. Социология молодежи.URL: http://bookfi.org/book/525664
  4. Институт социологии РАН. Официальный сайт.URL: http://www.isras.ru/
  5. Лупандин В.Н. Социология молодежи. - URL: nashaucheba.ru/v22263/лупандин_в.н._социология_молоджи_учебное_пособие
  6. Портал по социологии. URL: http://sociology.net.ru/files/konference.htm

Источники

  1. Архив. Рубрикатор опросов / Левада-центр. - Режим доступа: http://www.levada.ru/arkhiv
  2. База социологических данных / ВЦИОМ. - Режим доступа: http://wciom.ru/database/
  3. Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". - Режим доступа: http://www.hse.ru/org/hse/demo
  4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Социология млодежи [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки АФК / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.С. Богдан. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.