бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 6, 2020 утверждено Jan. 14, 2021
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Oct. 11, 2020
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 20, 2020

Б1.В.ДВ.08.01 ДВ: Профилактика экстремизма в молодежной среде, 5 семестр 2 полусеместр

Б-8241, 39.03.03, Организация работы с молодежью, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-8: способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Виды экстремизма и ксенофобии знаниевый
Сущность экстремизма и ксенофобии знаниевый
Умение анализировать причины и факторы молодженого экстремизма ориентировочный
ПК-34: готовностью содействовать деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи методологию изучения эктсремизма и ксенофобии знаниевый
новые концепции превентивных мер и теории контроля молодежного экстремизма знаниевый
анализировать возможные механизмы контроля экстремизма ориентировочный
навыками написания программ исследования по проблеме эстремизма и форм его проявления операциональный
навыками подготовки научных социологических докладов на тему экстремизма и возможных способов коррекции данного поведения операциональный
оценки возможных способов коррекции данного поведения; самодиагностики степени ксенофобии опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у аспирантов целостного представления о специфике агрессивного поведения, социокультурных факторах и механизмах его возникновения, проявления и профилактики

Задачи

  1. Рассмотрение современных междисциплинарных теорий экстремизма, социокультурных особенностей возникновения и проявления агрессии
  2. Формирование представлений о способах контроля и коррекции экстремистского поведения с учетом социокультурного контекста

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 32.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.5 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 5.14 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Специфика экстремизма Формирование целостного представления об экстремизме как форме поведения. Знать различные подходы к пониманию сущности экстремизма и ксенофобии; уметь анализировать социально-психологические, физиологические основы ксенофобии и экстремизма; владеть навыками анализа социологического знания в области экстремизма.
  • 1.1. Экстремизм и ксенофобия: понятия, сущность и формы
  • 1.2. Теории экстремистского поведения
Модуль 2. Факторы и формы проявления ксенофобии и молодежного экстремизма Формирование научной культуры оценки и сопоставления различных внутренних и внешних факторов молодежного экстремизма. Знать общие критерии экстремистского поведения; ключевые детерминанты ксенофобии; Уметь использовать социологические знания для оценки ситуативных факторов экстремизма в молодежной средеи, социокультурных условий и биологических детерминант экстремистского поведения. Владеть навыками анализа социологического знания в области экстремистского поведения.
  • 2.1. Факторы экстремизма и возможные механизмы контроля

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Ксенофобия и экстремизм: сущность и виды Семинар (Коэффициент - 50/50) 6.0 1
2 Теории ксенофобии и экстремизма Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 2
3 Биологические и социокультурные факторы ксенофобии и экстремизма Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
4 Биологические и социокультурные факторы ксенофобии и экстремизма Индивидуальная работа 2.0 3
5 Ситуационные факторы экстремизма Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 4
6 Ситуационные факторы экстремизма Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 4
7 Насилие и агрессия как проявление экстремизма Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 5
8 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 6
9 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции как экстремизм Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 6
10 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Индивидуальная работа 2.0 6
11 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции как экстремизм Индивидуальная работа 1.5 6
12 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции как экстремизм Самостоятельное изучение 1.0 6
13 Превентивные меры и контроль над эктсремизмом Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 7
14 Превентивные меры и контроль над эктсремизмом Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Ксенофобия и экстремизм: сущность и виды Семинар (Коэффициент - 50/50) дать определение понятиям экстремизм и ксенофобия Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты экстремизма Воспроизведение
назвать способы и формы оценки экстремизма, а также его критерии Воспроизведение
2 Теории ксенофобии и экстремизма Семинар (Коэффициент - 50/50) дать определение понятиям экстремизм и ксенофобия Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы аксенофобии и экстремизма Воспроизведение
3 Биологические и социокультурные факторы ксенофобии и экстремизма Семинар (Коэффициент - 50/50) назвать способы и формы оценки экстремизма, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы аксенофобии и экстремизма Воспроизведение
4 Биологические и социокультурные факторы ксенофобии и экстремизма Индивидуальная работа охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы аксенофобии и экстремизма Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции экстремизма Воспроизведение
5 Ситуационные факторы экстремизма Семинар (Коэффициент - 50/50) дать определение понятиям экстремизм и ксенофобия Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты экстремизма Воспроизведение
назвать способы и формы оценки экстремизма, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы аксенофобии и экстремизма Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции экстремизма Воспроизведение
6 Ситуационные факторы экстремизма Контрольная работа (К-т 50/50) дать определение понятиям экстремизм и ксенофобия Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты экстремизма Воспроизведение
назвать способы и формы оценки экстремизма, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы аксенофобии и экстремизма Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции экстремизма Воспроизведение
7 Насилие и агрессия как проявление экстремизма Семинар (Коэффициент - 50/50) давать определение понятий "Превентивные меры" и "Наказание", "Катарсис" Узнавание
8 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Семинар (Коэффициент - 50/50) объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на экстремизм Применение
давать определение понятий "Превентивные меры" и "Наказание", "Катарсис" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики экстремизма Воспроизведение
9 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции как экстремизм Семинар (Коэффициент - 50/50) охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции экстремизма Воспроизведение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики экстремизма Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам профилактики и контроля аэкстремизма Применение
10 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Индивидуальная работа объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на экстремизм Применение
давать определение понятий "Превентивные меры" и "Наказание", "Катарсис" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики экстремизма Воспроизведение
11 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции как экстремизм Индивидуальная работа охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции экстремизма Воспроизведение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики экстремизма Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам профилактики и контроля аэкстремизма Применение
12 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции как экстремизм Самостоятельное изучение охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции экстремизма Воспроизведение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики экстремизма Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам профилактики и контроля аэкстремизма Применение
13 Превентивные меры и контроль над эктсремизмом Промежуточная аттестация (зачет) дать определение понятиям экстремизм и ксенофобия Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы аксенофобии и экстремизма Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции экстремизма Воспроизведение
объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на экстремизм Применение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики экстремизма Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам профилактики и контроля аэкстремизма Применение
14 Превентивные меры и контроль над эктсремизмом Семинар (Коэффициент - 50/50) дать определение понятиям экстремизм и ксенофобия Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы аксенофобии и экстремизма Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции экстремизма Воспроизведение
объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на экстремизм Применение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики экстремизма Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Дзялошинский, И. М. Российские медиа: проблемы вражды, агрессии, насилия : учебное пособие / И. М. Дзялошинский. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 519 c. – ISBN 978-5-4486-0721-9. – URL: http://www.iprbookshop.ru/80925.html (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  2. Думов, А. С. Педагогика девиантного поведения : учеб. пособие / А. С. Думов, С. Б. Думов, И. А. Столярчук ; ФГБОУ ВПО "Волгогр. гос. социально-пед. ун-т", Фак. психологии и соц. работы. - Волгоград : Учитель, [2015]. - 179, [1] с. - ISBN 978-5-7057-4173-1. - Текст: непосредственный.
  3. Рождественская, Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков : учебное пособие / Н. А. Рождественская. – Москва : Генезис, 2020. – 216 c. – ISBN 978-5-98563-338-2. – URL: http://www.iprbookshop.ru/89319.html (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Корольков, К.В. Технологии противодействия терроризму в молодежной среде : учебное пособие / К.В. Корольков ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2017. – 126 с. –– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483843 (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  2. Кудрин, В. С. Молодежный экстремизм : причины возникновения, технологии предупреждения: учебное пособие / В. С. Кудрин, А. И. Юдина. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. – 160 c. – ISBN 978-5-8154-0326-0. – URL: http://www.iprbookshop.ru/55796.html (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  3. Липунова, О. В. Психология отклоняющегося поведения : учебное пособие / О. В. Липунова. – Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 375 c. – ISBN 978-5-85094-555-8, 978-5-4497-0101-5. – URL: http://www.iprbookshop.ru/85899.html (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный
  4. Минин, А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи: учебное пособие / А. Я. Минин, О. Ю. Краев ; под редакцией А. Я. Минин. – Москва : Прометей, 2016. – 140 c. – ISBN 978-5-9907452-6-1. – URL: http://www.iprbookshop.ru/58111.html (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный
  5. Социология молодежи = Sociology of youth : учеб. для акад. бакалавриата, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление" (квалификация (степень) "бакалавр") / Гос. ун-т упр. ; под ред. Р. В. Ленькова. - Москва : Юрайт, 2016. - 415, [2] с. - ISBN 978-5-9916-5064-9. - Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Жмуров Д. Психология агрессии / Д. Жмуров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://npocmo.info/pubn_p.html
  2. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека / И.В. Лысак [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=45058
  3. Морозова С. Агрессия и агрессивность / С. Морозова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/agressiya-i-agressivnost/
  4. Роспономарева О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты / О.В. Роспономарева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.otrok.ru/medbook/listmed/ag.htm
  5. Хекхаузен Х. Агрессия / Х. Хекхаузен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/library/agr_hek_all

Источники

  1. Архив. Рубрикатор опросов / Левада-центр. - Режим доступа: http://www.levada.ru/arkhiv
  2. Информационно-аналитический центр «СОВА». - Режим доступа: https://www.sova-center.ru/about-us/
  3. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

Учебно-методические материалы

  1. Причины и способы профилактики агрессии в молодежной среде. - Рабочая программа [Электронный ресурс]. - Автоматизированное рабочее место преподавателя СурГПУ. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/teacher