бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 9, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 15, 2020
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Oct. 16, 2020

Б1.В.ДВ.15.01 ДВ: Организация деятельности коллектива с учётом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, 7 семестр 1 полусеместр

Б-7171, 46.03.02, Документоведение и архивоведение, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-30 способность организовывать работу службы документационного обеспечения управления и архивного хранения документов закономерности взаимодейсвтия общества и людей с ОВЗ в разные исторические эпохи знаниевый
знать особенности процесса социализации лиц с ОВЗ знаниевый
общей схемой организации взаимодействия в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ ориентировочный
уметь организовывать взаимодействовать в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ операциональный
уметь организовывать межличностные контакты с лицами с ОВЗ операциональный
иметь опыт анализа практики выстраивания продуктивного взаимодействия в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ опыт

Цели изучения дисциплины

формирование готовности организовывать деятельность коллектива с учетом лиц с ограниченными возможностями здоровья

Задачи

  1. изучение теоретических аспектов организации взаимодействия в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ
  2. иметь опыт анализа практики организации взаимодействия коллектива с учетом особенностей лиц с ОВЗ

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 22.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические аспектоы организации деятельности коллектива с учетом особенностей лиц с ОВЗ изучение теоретических аспектов организации деятельности коллектива с учетом особенностей лиц с ОВЗ знание теоретических аспектов организации деятельности коллектива с учетом особенностей лиц с ОВЗ
  • Люди с ограниченными возможностями здоровья как особая категория населения
  • Государственная политика в сфере обеспечения жизнедеятельности лиц с ОВЗ
  • Особенности процесса социализации лиц с ОВЗ
Практические основы организации взаимодействия коллектива с учетом особенностей лиц с ОВЗ иметь опыт анализа практики организации взаимодействия коллектива с учетом особенностей лиц с ОВЗ опыт анализа практик выстраивания взаимодействия в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ
  • Профессиональная ориентация и профессиональное обучение лиц с ОВЗ
  • Проблемы занятости и трудоустройства лиц с ОВЗ
  • Взаимодействие в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Люди с оганиченными возможностями здоровья как особая категория населения: исторический аспект Лекция 2.0 1
2 Люди с оганиченными возможностями здоровья как особая категория населения: исторический аспект Практическая работа 4.0 1
3 Люди с оганиченными возможностями здоровья как особая категория населения: исторический аспект Индивидуальная работа 2.0 1
4 Государственная политика в сфере обеспечения жизнедеятельности лиц с ОВЗ как система социальной безопасности Лекция 2.0 2
5 Государственная политика в сфере обеспечения жизнедеятельности лиц с ОВЗ как система социальной безопасности Вариативное задание 4.0 2
6 Социализация лиц с ОВЗ Практическая работа (АК) 4.0 3
7 Социализация лиц с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 3
8 Рубежный контроль по модулю 1 Другое 2.0 4
9 Профессиональная ориентация и профессиональное обучение лиц с ОВЗ Лекция 2.0 5
10 Профессиональная ориентация и профессиональное обучение лиц с ОВЗ Практическая работа 4.0 5
11 Проблемы занятости и трудоустройства лиц с ОВЗ в современном обществе Лекция 2.0 6
12 Проблемы занятости и трудоустройства лиц с ОВЗ в современном обществе Практическая работа (ПК) 4.0 6
13 Теоретические основы становления и развития коллектива Лекция 2.0 7
14 Теоретические основы становления и развития коллектива Практическая работа (ПК) 2.0 7
15 Организация ввзаимодействия в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ Практическая работа 4.0 8
16 Организация ввзаимодействия в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 8
17 Промежуточная аттестация Другое 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Люди с оганиченными возможностями здоровья как особая категория населения: исторический аспект Лекция знать закономерности взаимодействия общества и людей с ОВЗ в разные исторические эпохи Узнавание
2 Люди с оганиченными возможностями здоровья как особая категория населения: исторический аспект Практическая работа уметь выделять проблемы взаимодействия общества и людей с ОВЗ в разные исторические эпохи Воспроизведение
3 Люди с оганиченными возможностями здоровья как особая категория населения: исторический аспект Индивидуальная работа уметь анализировть преобладающие подходы взаимодействия общества и людей с ОВЗ в разные исторические эпохи Применение
4 Государственная политика в сфере обеспечения жизнедеятельности лиц с ОВЗ как система социальной безопасности Лекция знать содержания государственной программы "Доступная среда" Узнавание
5 Государственная политика в сфере обеспечения жизнедеятельности лиц с ОВЗ как система социальной безопасности Вариативное задание уметь характеризовать участие субъектов РФ в реализации программы Воспроизведение
иметь опыт анализа приоритетов и целей государственной политикив области социальной защиты лиц с ОВЗ в РФ Применение
6 Социализация лиц с ОВЗ Практическая работа (АК) знать особенности социализации лиц с ОВЗ Узнавание
7 Социализация лиц с ОВЗ Индивидуальная работа уметь анализировать систему комплексной реабилитации и абилитации лиц с ОВЗ Воспроизведение
8 Рубежный контроль по модулю 1 Другое иметь опыт проектирования процесса социализации лиц с ОВЗ Применение
9 Профессиональная ориентация и профессиональное обучение лиц с ОВЗ Лекция знать направления государственной политики содействия занятости лиц с ограниченной трудостпособностью Узнавание
10 Профессиональная ориентация и профессиональное обучение лиц с ОВЗ Практическая работа уметь анализировать профессиональные дополнительные программы для инвалидов, реализуемые на базе учреждений профессионального образования Воспроизведение
иметь опыт анализа факторов, способствующих успешному профессиоанльному самоопределению лиц с ОВЗ Применение
11 Проблемы занятости и трудоустройства лиц с ОВЗ в современном обществе Лекция знать нормативно-правоую базу о по вопросам занятости и трудоустройства лиц с ОВЗ Узнавание
12 Проблемы занятости и трудоустройства лиц с ОВЗ в современном обществе Практическая работа (ПК) уметь выделять направления государственной политики содействия занятости лиц с ограниченной трудоспособностью Воспроизведение
иметь опыт анализа региональных практик трудоуствройства лиц с ОВЗ Применение
13 Теоретические основы становления и развития коллектива Лекция знать основ формирования группового поведения Узнавание
знать понятий "личность", "коллектив", "группа", "взаимодействие в коллективе" Узнавание
14 Теоретические основы становления и развития коллектива Практическая работа (ПК) уметь выделять условия и факторы эффективной работы Воспроизведение
15 Организация ввзаимодействия в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ Практическая работа опыт анализа практик организации взаимодействия в коллективе с учетом особенносте лиц с ОВЗ Применение
16 Организация ввзаимодействия в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ Индивидуальная работа знать способы организации взаимодействия в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ Узнавание
17 Промежуточная аттестация Другое опыт проектирования взаимодействия в коллективе с учетом особенностей лиц с ОВЗ Творчество

Литература

Основная

  1. Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учеб. и практикум для вузов, [для студентов бакалавриата и магистратуры психолого-педагог. направлений подгот., аспирантов] / Е. В. Михальчи. - Москва : Юрайт, 2020. - 176, [2] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5- 534-04943-5. – Текст: непосредственный.
  2. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-011182-7. – Текст: непосредственный
  3. Педагогические системы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие: [16+] / авт.-сост. В.А. Калашникова, О.Н. Артеменко; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2019. – 91 с.: схем. –– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596338 (дата обращения: 05.09.2020). – Библиогр. в кн. – Режим доступа: по подписке - Текст: электронный.
  4. Тарасова, О.Л. Комплексная реабилитация больных и инвалидов: курс лекций / О.Л. Тарасова, А.В. Сапего, И.А. Полковников ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. – 152 с. – ISBN 978-5-8353-1656-4.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278526 (дата обращения: 06.10.2020). ). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 311, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00653-7. – Текст: непосредственный.
  2. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534- 01037-4. – Текст: непосредственный.
  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : [метод. пособие] / Староверова М. С., Ковалев Е. В., Захарова А. В. [и др.] ; под ред. М. С. Староверовой. - Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва : Владос, 2019. - 166, [1] с. : табл. - (Инклюзивное образование). - ISBN 978-5-00136-033-9. – Текст: непосредственный.
  4. Истратова, О.Н. Психология эффективного общения и группового взаимодействия : учебное пособие / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южный федеральный университет, Инженерно-технологическая академия. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2018. – 192 с. : ил. – ISBN 978-5-9275-2848-6. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=561043 (дата обращения: 30.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Колесникова, Г. И. Позитивное общение без манипуляции : учебное пособие / Г. И. Колесникова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 198 c. — ISBN 978-5-4486-0274-0. —URL: http://www.iprbookshop.ru/73622.html (дата обращения: 30.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  6. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для вузов : [для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям] / Г. И. Колесникова. - 3-е изд. перераб. И доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 175, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-006814-6. – Текст: непосредственный.
  7. Мандель, Б. Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : учеб. пособие [для магистрантов и преподавателей вузов] / Б. Р. Мандель. – Москва : Вузовский учебник [и др.], 2016. - 150, [2] с. – ISBN 978-5-9558-0401-9. – Текст: непосредственный.
  8. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие для вузов : бакалаврам, обучающимся по профилю "Дополнительное образование" / Л. В. Байбородова, Е. Б. Кириченко, М. П. Кривунь [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 240, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534- 06162-8. – Текст: непосредственный.
  9. Подольская, О.А. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 79 с. : табл. –URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500388 (дата обращения: 30.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  10. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учеб. и практикум для акад. баклавриата : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / под общ. ред. А. С. Обухова ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2016. - 421, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916- 5232-2. – Текст: непосредственный.
  11. Специальная педагогика : учебное пособие / составители О. В. Липунова. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4497-0105-3. —URL: http://www.iprbookshop.ru/85902.html (дата обращения: 30.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Доступная среда. Портал открытого правительства Югры https://myopenugra.ru/links/sreda/

Источники

  1. Государственная программа "Доступная среда" http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
  2. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда" (с изменениями на 11 сентября 2020 года)//http://docs.cntd.ru/document/550202902

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б.1.В.ДВ.5.01 Организация деятельности коллектива с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: Направление подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение, направленность Документационный менеджмент, зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А. Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут , 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.