бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 16, 2020
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Nov. 20, 2020
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.О.01.06 Современная научная картина мира, 2 семестр

Б-00111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Дошкольная дефектология), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Л.Ю. Апокина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-8 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Знание вариантов системного подхода вразличных облостях знания знаниевый
Знание методов научного познания знаниевый
Умение выбирать методы системного подхода для решения поставленных задач и проведения исследования ориентировочный
Знание вариантов системного подхода вразличных облостях знания операциональный
Умение применять методы системного подхода для решения поставленных задач разного рода операциональный
Опыт анализа специальной литературы при решении учебных задач опыт
УК-1- Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Знание критериев научной картины мира знаниевый
Знание особенностей применения методов и принципов системного подхода в различных сферах деятельности знаниевый
Знание содержания и структуры исследовательской деятельности, формирующей научную картину мира знаниевый
Знание содержания и структуры исследовательской деятельности, формирующей научную картину мира знаниевый
Владение алгоритмом оценки научности картины мира ориентировочный
Знание вариантов системного подхода вразличных облостях знания ориентировочный
Умение применять системный подход при анализе научных картин мира операциональный
Умение применять системный подход при анализе научных картин мира операциональный
Иметь опыт применения принципов и методов системного подхода для решения разного рода задач опыт

Цели изучения дисциплины

Освоение естественнонаучных и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения

Задачи

  1. Научиться использовать представления о научной картине мира и ее месте в современном естествознании для формирования научного мировоззрения
  2. Научиться описывать концепции естественнонаучного познания
  3. Научиться анализировать научные представления о происхождении и развитии человека для ориентирования в современном информационном пространстве

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 0.75 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Научная картина мира и ее место в современном естествознании Научиться использовать представления о научной картине мира и ее месте в современном естествознании для формирования научного мировоззрения Уметь использовать представления о научной картине мира и ее месте в современном естествознании для формирования научного мировоззрения
  • Понятие науки и научной картины мира
  • Методологические основы научного познания
  • История естествознания и тенденции развития
  • Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии
Модуль 2. Становление и развитие научного мировоззрения Научиться описывать концепции естественнонаучного познания Уметь описывать концепции естественнонаучного познания
  • Пространство, время, симметрия
  • Структурные уровни и системная организация материи
  • Порядок и беспорядок в природе
  • Космология и общая космогония
  • Происхождение и эволюция жизни на Земле
Модуль 3. Феномен человека в научной картине мира Научиться анализировать научные представления о происхождении и развитии человека для ориентирования в современном информационном пространстве Уметь анализировать научные представления о происхождении и развитии человека для ориентирования в современном информационном пространстве
  • Экосистемы и биосфера
  • Происхождение и эволюция человека
  • Взаимодействие человека и глобальной экосистемы - Земли

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Понятие науки и научной картины мира Самостоятельное изучение 2.0 1
2 Методологические основы научного познания Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Понятие науки и научной картины мира Индивидуальная работа 2.0 1
4 История естествознания и тенденции развития Самостоятельное изучение 4.0 2
5 Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии Самостоятельное изучение 4.0 2
6 История естествознания и тенденции развития Индивидуальная работа 2.0 2
7 Пространство, время и симметрия Практическая работа 2.0 3
8 Структурные уровни и системная организация материи Самостоятельное изучение 4.0 3
9 Пространство, время и симметрия Самостоятельное изучение 4.0 3
10 Пространство, время и симметрия Индивидуальная работа 2.0 3
11 Структурные уровни и системная организация материи Индивидуальная работа 2.0 3
12 Космология и общая космогония Лекция 2.0 4
13 Порядок и беспорядок в природе Самостоятельное изучение 4.0 4
14 Космология и общая космогония Самостоятельное изучение 6.0 4
15 Порядок и беспорядок в природе Индивидуальная работа 2.0 4
16 Происхождение и эволюция человека Самостоятельное изучение 6.0 5
17 Происхождение и эволюция жизни на Земле Лекция 2.0 5
18 Экосистемы и биосфера Самостоятельное изучение 6.0 5
19 Происхождение и эволюция жизни на Земле Самостоятельное изучение 6.0 5
20 Происхождение и эволюция жизни на Земле Индивидуальная работа 2.0 5
21 Взаимодействие человека и глобальной экосистемы - Земли Практическая работа 2.0 6
22 Взаимодействие человека и глобальной экосистемы - Земли Самостоятельное изучение 6.0 6
23 зачет Промежуточная аттестация (зачет) 4.0 6

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Понятие науки и научной картины мира Самостоятельное изучение Дать определение понятиям «концепция», «СНКМ», «научная картина мира» Узнавание
Описать специфику науки, естественнонаучной и гуманитарной культур Воспроизведение
2 Методологические основы научного познания Самостоятельное изучение Обсудить понятие «научный метод» Воспроизведение
Сравнить эмпирические и теоретические методы Воспроизведение
3 Понятие науки и научной картины мира Индивидуальная работа Дать определение понятиям «концепция», «СНКМ», «научная картина мира» Узнавание
Описать специфику науки, естественнонаучной и гуманитарной культур Воспроизведение
Обсудить понятие «научный метод» Воспроизведение
Сравнить эмпирические и теоретические методы Воспроизведение
Дать определение НКР Узнавание
Сравнить основные элементы исторической и современной НКР Воспроизведение
Описать в общих чертах формы материи Воспроизведение
Повторить представления о движении в исторической ретроспективе Узнавание
4 История естествознания и тенденции развития Самостоятельное изучение Дать определение НКР Узнавание
Сравнить основные элементы исторической и современной НКР Воспроизведение
5 Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии Самостоятельное изучение Описать в общих чертах формы материи Воспроизведение
Повторить представления о движении в исторической ретроспективе Узнавание
6 История естествознания и тенденции развития Индивидуальная работа Дать определение НКР Узнавание
Сравнить основные элементы исторической и современной НКР Воспроизведение
7 Пространство, время и симметрия Практическая работа Сопоставлять конкретный закон сохранения с соответствующей симметрией пространства-времени Воспроизведение
Пересказать историю развития представлений о пространстве и времени Узнавание
Выявить соответствие ОТО и классической механики Воспроизведение
8 Структурные уровни и системная организация материи Самостоятельное изучение Назвать системные уровни организации материи Узнавание
Дать определения основным понятиям химических систем Узнавание
Проанализировать иерархическую организацию уровней живого Применение
9 Пространство, время и симметрия Самостоятельное изучение Сопоставлять конкретный закон сохранения с соответствующей симметрией пространства-времени Воспроизведение
Пересказать историю развития представлений о пространстве и времени Узнавание
Привести примеры, для которых предсказания СТО и классической механики совпадают и не совпадают Применение
Выявить соответствие ОТО и классической механики Воспроизведение
10 Пространство, время и симметрия Индивидуальная работа Сопоставлять конкретный закон сохранения с соответствующей симметрией пространства-времени Воспроизведение
Пересказать историю развития представлений о пространстве и времени Узнавание
Привести примеры, для которых предсказания СТО и классической механики совпадают и не совпадают Применение
Выявить соответствие ОТО и классической механики Воспроизведение
11 Структурные уровни и системная организация материи Индивидуальная работа Сопоставить основным масштабным уровням материи их характеристики и соответствующие структурные элементы Воспроизведение
Назвать системные уровни организации материи Узнавание
Составить иерархию структур микромира и классификацию элементарных частиц Творчество
Дать определения основным понятиям химических систем Узнавание
Проанализировать иерархическую организацию уровней живого Применение
12 Космология и общая космогония Лекция Описать основные вехи развития натурфилософских и научных космологических представлений Воспроизведение
Назвать предмет исследования и методы космогонии Узнавание
Пересказать состав и основные особенности устройства Солнечной системы Узнавание
13 Порядок и беспорядок в природе Самостоятельное изучение Объяснить динамические и статистические закономерности в природе Воспроизведение
Описать концепции квантовой механики Воспроизведение
Перечислить основные формы энергии Узнавание
Назвать закономерности самоорганизации и перечислить принципы универсального эволюционизма Узнавание
14 Космология и общая космогония Самостоятельное изучение Описать основные вехи развития натурфилософских и научных космологических представлений Воспроизведение
Назвать предмет исследования и методы космогонии Узнавание
Пересказать состав и основные особенности устройства Солнечной системы Узнавание
Изобразить схематически внутреннее строение и историю геологического развития Земли Воспроизведение
15 Порядок и беспорядок в природе Индивидуальная работа Объяснить динамические и статистические закономерности в природе Воспроизведение
Описать концепции квантовой механики Воспроизведение
Перечислить основные формы энергии Узнавание
Назвать закономерности самоорганизации и перечислить принципы универсального эволюционизма Узнавание
16 Происхождение и эволюция человека Самостоятельное изучение Перечислить и охарактеризовать основные этапы эволюции рода Homо и его предшественников Узнавание
Описать соотношение биологической и социальной эволюции на разных антропогенеза Воспроизведение
17 Происхождение и эволюция жизни на Земле Лекция Описать исторические концепции происхождения жизни Воспроизведение
Обсудить теории эволюции живых систем Воспроизведение
Дать определения основным понятиям генетики (изменчивость, наследственность, мутации) Узнавание
18 Экосистемы и биосфера Самостоятельное изучение Составить примеры пищевых цепей Творчество
Соотнести конкретные примеры с типами веществ биосферы Воспроизведение
19 Происхождение и эволюция жизни на Земле Самостоятельное изучение Описать исторические концепции происхождения жизни Воспроизведение
Обсудить теории эволюции живых систем Воспроизведение
Дать определения основным понятиям генетики (изменчивость, наследственность, мутации) Узнавание
20 Происхождение и эволюция жизни на Земле Индивидуальная работа Описать исторические концепции происхождения жизни Воспроизведение
Обсудить теории эволюции живых систем Воспроизведение
Дать определения основным понятиям генетики (изменчивость, наследственность, мутации) Узнавание
21 Взаимодействие человека и глобальной экосистемы - Земли Практическая работа Определить вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия Воспроизведение
Обнаружить взаимосвязь между глобальными проблемами и социальным прогрессом Воспроизведение
22 Взаимодействие человека и глобальной экосистемы - Земли Самостоятельное изучение Определить вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия Воспроизведение
Обнаружить взаимосвязь между глобальными проблемами и социальным прогрессом Воспроизведение
23 зачет Промежуточная аттестация (зачет) Сопоставлять конкретный закон сохранения с соответствующей симметрией пространства-времени Воспроизведение
Пересказать историю развития представлений о пространстве и времени Узнавание
Привести примеры, для которых предсказания СТО и классической механики совпадают и не совпадают Применение
Выявить соответствие ОТО и классической механики Воспроизведение
Составить иерархию структур микромира и классификацию элементарных частиц Творчество
Дать определения основным понятиям химических систем Узнавание
Проанализировать иерархическую организацию уровней живого Применение
Объяснить динамические и статистические закономерности в природе Воспроизведение
Описать концепции квантовой механики Воспроизведение
Перечислить основные формы энергии Узнавание
Назвать закономерности самоорганизации и перечислить принципы универсального эволюционизма Узнавание
Описать основные вехи развития натурфилософских и научных космологических представлений Воспроизведение
Назвать предмет исследования и методы космогонии Узнавание
Пересказать состав и основные особенности устройства Солнечной системы Узнавание
Описать исторические концепции происхождения жизни Воспроизведение
Обсудить теории эволюции живых систем Воспроизведение
Дать определения основным понятиям генетики (изменчивость, наследственность, мутации) Узнавание
Составить примеры пищевых цепей Творчество
Соотнести конкретные примеры с типами веществ биосферы Воспроизведение
Перечислить и охарактеризовать основные этапы эволюции рода Homо и его предшественников Узнавание
Описать соотношение биологической и социальной эволюции на разных антропогенеза Воспроизведение
Определить вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Кащеев, С. И. Концепции современного естествознания : учебное пособие / С. И. Кащеев. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 107 c. — ISBN 978-5-4486-0418-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79800.html (дата обращения: 30.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Концепции современного естествознания : учебный справочник / составители Е. П. Киселев, Т. В. Баранова. — 2-е изд. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 95 c. — ISBN 978-5-4497-0166-4. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85815.html (дата обращения: 30.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Садохин, А. П. Концепции современного естествознания : учебник / А.П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 447 с. : табл. - ISBN 978-5-238-01314-5.- http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115397 (дата обращения: 30.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  4. Тулинов, В.Ф. Концепции современного естествознания : учебник / В.Ф. Тулинов, К.В. Тулинов. – 3-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 483 с. : ил. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573158 (дата обращения: 30.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : конспект лекций : учеб. пособие [для студентов вузов гуманитар. профиля] / А. А. Горелов. - М. : КноРус, 2013. - 202, [5] с. - ISBN 978-5-406-02600-7.- Текст: непосредственный
  2. Естественно-научная картина мира : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подгот. "Педагогическое образование" / [Э. В. Дюльдина и др.]. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 218, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-4468-0400-9.- Текст: непосредственный
  3. Концепции современного естествознания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Естественнонаучное образование" / под ред. Л. А. Михайлова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. - 334, [1] с. : ил. - (Учебник для вузов). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-496-00007-9.- Текст: непосредственный
  4. Концепции современного естествознания : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. специальностям / [В. И. Пржиленский и др.] ; под общ. ред. С. И. Самыгина. - Москва : КноРус, 2018. - 464 с. - (Бакалавриат). - Гриф МО. - ISBN 978-5-406-06132-9.- Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : рефераты, ответы на экзаменац. вопросы / сост. Т. Н. Подюкова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б1.О.01.06 Современная научная картина мира, 2 семестр Б-00111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Дошкольная дефектология), зачёт/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Л.Ю.Апокина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана
  2. Учебная программаБ1.О.01.06 Современная научная картина мира, 2 семестр Б-00111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Дошкольная дефектология), зачёт/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Л.Ю.Апокина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана