бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 1, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 2, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

ФТД.1 ФТД: Проектирование и реализация программ развития образовательных организаций, 3 семестр

М-9021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять проектирование образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в соответствии с (ОПК-8). Современные методы анализа, планирования, прогнозирования, оценки педагогической деятельности (на основе психолого – педагогических исследований). Состав и последовательность действий по проектированию педагогической деятельности с на основе специальных научных знаний знаниевый
Определять компоненты педагогической деятельности, требующие проектирования на основе выделения соответствующих проблемных вопросов. Выбирать соответствующие современные инструменты анализа, постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов педагогической деятельности (на основе специальных научных знаний операциональный
Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации (ОПК-5). Умение определять цель и назначение программы мониторинга ориентировочный
Определять состав и последовательность действий по разработке программ мониторинга образовательных результатов обучающихся. Анализировать результаты обучающей деятельности и оценивать результаты мониторинга операциональный
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов(ОПК-1). Критерии и способы оптимизации профессиональной деятельности для достижения соответствующих результатов. Критерии качества реализации педагогической деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования знаниевый
Планировать оптимизацию образовательного процесса. Выбирать соответствующие способы оптимизации операциональный
Планирования процесса оптимизации профессиональной деятельности опыт

Цели изучения дисциплины

формировать умения проектирования работу педагога по проектированию и реализации программ развития ОО

Задачи

  1. Сформировать умение решать управленческие задачи развития ОО
  2. Сформировать умение проектировать компоненты программы развития ОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 1.2 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования программы развития ОО Научиться выделять основные теоретико-методологические требования к организации педагогического проектирования программы развития ОО Применение основных теоретико-методологические требования к организации педагогического проектирования программы развития ОО
  • Сущность, структура и назначение программы развития образовательной организации
  • Нормативно- правовые основания разработки программы развития образовательной организации в условиях реализации НП «Образование»
  • Особенности проектирования содержания программы развития образовательной организации в условиях реализации НП «Образование»
Модуль 2. Разработка программы развития ОО Научиться проектировать программы развития ОО Проектирование отдельных компонентов программы развития ОО
  • Проектирование механизма реализации и оценки хода реализации программы развития образовательной организации
  • Оценка эффективности программы развития ОО
  • Проектирование и реализация разделов программы развития ОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность, структура и назначение программы развития образовательной организации Лекция 2.0 1
2 Нормативно- правовые основания разработки программы развития образовательной организации в условиях реализации НП «Образование» Лекция 2.0 1
3 Особенности проектирования содержания программы развития образовательной организации в условиях реализации НП «Образование» Практическая работа (М) 2.0 1
4 Особенности проектирования содержания программы развития образовательной организации в условиях реализации НП «Образование» Самостоятельное изучение 14.0 1
5 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 2.0 2
6 Проектирование механизма реализации и оценки хода реализации программы развития образовательной организации Практическая работа (М) 2.0 3
7 Проектирование механизма реализации и оценки хода реализации программы развития образовательной организации Индивидуальная работа 2.0 3
8 Проектирование механизма реализации и оценки хода реализации программы развития образовательной организации Самостоятельное изучение 10.0 3
9 Оценка эффективности программы развития ОО Практическая работа (М) 2.0 5
10 Оценка эффективности программы развития ОО Индивидуальная работа 2.0 5
11 Проектирование и реализация разделов программы развития ОО Практическая работа (М) 2.0 7
12 Проектирование и реализация разделов программы развития ОО Практическая работа (М) 2.0 7
13 Проектирование и реализация разделов программы развития ОО Индивидуальная работа 2.0 7
14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность, структура и назначение программы развития образовательной организации Лекция Описывает назначение программы развития школы как документа, являющегося инструментом стратегического управления Воспроизведение
Описывает структуру программ развития ОО Воспроизведение
Описывает требования к каждому структурному компоненту Воспроизведение
Описывает виды стратегий развития (стратегия обновления; стратегия постепенного совершенствования; инновационная стратегия развития образовательной организации). Воспроизведение
Описывает критерии и способы оптимизации профессиональной деятельности для достижения соответствующих результатов Воспроизведение
Дает характеристику состава и последовательности действий по проектированию педагогической деятельности с на основе специальных научных знаний Воспроизведение
2 Нормативно- правовые основания разработки программы развития образовательной организации в условиях реализации НП «Образование» Лекция Описывает нормативные правовые документы, регламентирующие требования к проектированию программ развития ОО Воспроизведение
Умеет планировать, анализировать, оценивать, оптимизировать профессиональную деятельность педагога начального образования на основе положений нормативно-правовых актов в области образования и профессиональной этики при организации работы по проектированию программы развития ОО Применение
3 Особенности проектирования содержания программы развития образовательной организации в условиях реализации НП «Образование» Практическая работа (М) Обосновывает отбор мероприятий для реализации программы развития ОО Применение
Обосновывает механизмы в реализации программы развития в зависимости от показателей готовности ОО к развитию Применение
Описывает современные методы анализа, планирования, прогнозирования, оценки педагогической деятельности (на основе психолого – педагогических исследований) Воспроизведение
Умеет отбирать соответствующие современные инструменты анализа, постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов педагогической деятельности (на основе специальных научных знаний Применение
4 Особенности проектирования содержания программы развития образовательной организации в условиях реализации НП «Образование» Самостоятельное изучение Определяет компоненты педагогической деятельности, требующие проектирования на основе выделения соответствующих проблемных вопросов Применение
Описывает задачу и главные ориентиры проекта «Современная школа» для развития системы общего образования Воспроизведение
Описывает формы и содержание паспорта программы развития ОО Воспроизведение
5 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа Описывает назначение программы развития школы как документа, являющегося инструментом стратегического управления Воспроизведение
Выявляет критерии и показатели эффективности программы развития образовательной организации в условиях реализации НП «Образование». Применение
Владеет критериями анализа существующих проблем в сложившейся практике оценки эффективности программ развития ОО Применение
Определяет цель и назначение программы мониторинга в программе развития ОО Применение
6 Проектирование механизма реализации и оценки хода реализации программы развития образовательной организации Практическая работа (М) Умеет обосновать выбор методов и средств для организации работы педагога начального общего образования с родителями в соответствии с решаемыми профессиональными задачами Применение
Обосновывает механизмы принятия управленческих решений по развитию образовательных систем Применение
7 Проектирование механизма реализации и оценки хода реализации программы развития образовательной организации Индивидуальная работа Описывает базовые механизмы управления ОО: механизмы планирования, механизмы организации, механизмы стимулирования, механизмы контроля. Воспроизведение
8 Проектирование механизма реализации и оценки хода реализации программы развития образовательной организации Самостоятельное изучение Описывает традиционные и инновационные приемы, методы и средства организации работы педагога с родителями обучающихся начальной школы Воспроизведение
9 Оценка эффективности программы развития ОО Практическая работа (М) Выявляет критерии и показатели эффективности программы развития образовательной организации в условиях реализации НП «Образование». Применение
Анализирует результаты обучающей деятельности и оценивать результаты мониторинга, определяющие способность образовательной организации к развитию Применение
Определяет цель и назначение программы мониторинга в программе развития ОО Применение
Умеет анализировать программы развития ОО в соответствии с выделенными критериями Применение
Определяет последовательность и состав действий при оценке результативности реализации образовательных программ в предметной области Применение
Планирует процеса оптимизации профессиональной деятельности при проектировании программы развития ОО Творчество
10 Оценка эффективности программы развития ОО Индивидуальная работа Владеет критериями анализа существующих проблем в сложившейся практике оценки эффективности программ развития ОО Применение
Выбирает соответствующие способы оптимизации программы развития ОО на основе показателей эффективности развития ОО Применение
Обосновывает способы оценки результативности реализации образовательных программ в предметной области Применение
11 Проектирование и реализация разделов программы развития ОО Практическая работа (М) Умеет определять цель и назначение программы мониторинга в программе развития ОО Применение
Осуществляет выбор соответствующих способов оптимизации ОО Воспроизведение
12 Проектирование и реализация разделов программы развития ОО Практическая работа (М) Определяет последовательность и состав действий по разработке программ мониторинга образовательных результатов обучающихся. Применение
Умеет проектировать процесс разработки программы развития ОО (по этапам) Применение
Выделяет критерии качества реализации педагогической деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования при проектировании разделов программы развития ОО Воспроизведение
13 Проектирование и реализация разделов программы развития ОО Индивидуальная работа Обосновывает проблемы развития ОО Применение
14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Описывает требования к каждому структурному компоненту Воспроизведение
Обосновывает проблемы развития ОО Применение
Осуществляет выбор соответствующих способов оптимизации ОО Воспроизведение
Определяет последовательность и состав действий по разработке программ мониторинга образовательных результатов обучающихся. Применение
Умеет проектировать процесс разработки программы развития ОО (по этапам) Применение

Литература

Основная

  1. Инновационные модели профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях в целях социализации детей и молодежи : монография [для педагогов,бакалавров, магистров, аспирантов] / [Подымова Л. С. и др.] ;под науч. ред. В. П. Сергеевой. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 163, [2] с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-012696-8. – Текст: непосредственный.
  2. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 343 с. : ил., схем., табл. –ISBN 978-5-4475- 9050-5. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509 (дата обращения: 25.09.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.Микерова Г. Г. Конфликты учителей и родителей – одна из причин дезадаптации первоклассников к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 19–26. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771144.htm.
  3. Прохорова, О. Г. Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность : учебное пособие : [для студентов вузов] / О. Г. Прохорова. - 2-е изд. –Москва : Юрайт, 2020. - 116, [2] с. - (Высшее образование). –ISBN 978-5-534-09765-8. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Балина, О. Г. Оформление и защита проекта : метод. рекомендации : направление подгот.:44.03.01 - Педагогическое образование, 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Уровень бакалавриата / О. Г. Балина, Е. Н. Подковко ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 40 с. - ISBN 978-5-9909952-8-4. – Текст: непосредственный.
  2. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды :учебное пособие для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 437, [1] с. – (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06592-3. – Текст: непосредственный.
  3. Лазарев, В. С. Психология развивающего образования: учеб. для студентов [бакалавриат и магистратуры] по направлениям подгот. 44.00.00 "Образование и педагогические науки" и "Психолого-педагогическое образование" / В. С. Лазарев ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры,Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт.округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО БУ"Сургут. гос. пед. ун-т", 2018. - 182 с. : ил. - ISBN 978-5-93190-370-5. – Текст: непосредственный.
  4. Орлов, А. А. Педагогика начального образования: традиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции 27–28 апреля 2017 года : сборник статей / А.А. Орлов; Министерство образования и науки Российской Федерации; Московский педагогический государственный университет; Институт детства; Кафедра теории и практики начального образования. - Москва : МПГУ, 2017. - 360 с. - Библиогр. в кн. ISBN 978-5-4263-0488-8. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471112(дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  5. Подымова, Л.С. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности : монография / Л.А. Долинская; Л.С. Подымова. - Москва : Прометей, 2016. - 208 c. ISBN 978-5-9907453-2-2. URL:http://www.iprbookshop.ru/58200.html (дата обращения: 27.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Брязгунова, Ю. А. Управление развитием образовательных организаций в условиях реформирования образования : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-razvitiem-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-usloviyah-reformirovaniya-obrazovaniya (дата обращения: 08.09.2020).
  2. Соломатин, А. M. Управление функционированием и развитием образовательной организации в условиях системных изменений : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-funktsionirovaniem-i-razvitiem-obrazovatelnoy-organizatsii-v-usloviyah-sistemnyh-izmeneniy (дата обращения: 08.09.2020).

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html
  2. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа ФТД 2. Проектирование и реализация программ развития образовательных организаций [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, зачет/ БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева – Электрон. дан. – Сургут: БУ ВО«Сургутский государственный педагогический университет», 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.