бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 8, 2020
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Oct. 9, 2020
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Oct. 31, 2020

Б1.О.03.01 Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на современном этапе, 1 семестр

М-0131, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Педагогика безопасности), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5) умение обнаруживать и формулировать проблемы совершенствования и развития общекультурного уровня обучающихся по вопросам формировании толерантности . операциональный
способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8) современные парадигмы образования в области безопасности жизнедеятельности знаниевый
ориентироваться в типах инновационных процессов ориентировочный
владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении безопасности жизнедеятельности операциональный
апробации современных педагогических нововведений в свою профессиональную деятельность опыт
способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1) сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности знаниевый
выделять основные механизмы реализации инноваций в обучении безопасности жизнедеятельности ориентировочный
владеть умениями управлять инновационными процессами в обучении безопасности жизнедеятельности операциональный
проектирования компонентов нового содержания в области безопасности жизнедеятельности образования с учетом требований ФГОС опыт
способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4) Знать базовые национальные ценности знаниевый
Уметь сформулировать основные принцыпы духовно-нравственного воспитания в формированнии културы безопасности жизнедеятельности ориентировочный

Цели изучения дисциплины

формирование готовности применять инновационные технологии обучения безопасности жизнедеятельности на разных уровнях образования

Задачи

  1. формировать знания об инновационных процессах в системе образования по безопасности жизнедеятельности
  2. формировать умения анализа и оценки инновационных процессов в образовании и применения инноваций в системе профильного (безопасность жизнедеятельности) и непрофильного образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 78.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.0 ч. из 4.5 ч.
Часов в неделю 1.87 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Основы инновационного обучения в современной педагогике формировать знания об инновационных процессах в системе образования по безопасности жизнедеятельности Знать инновационные процессы в системе российского образования. Описывать инновационные технологии, виды и классификации. Знать процедуру использования инновационных технологий в процессе преподавания основ безопасности жизнедеятельности. Выделять инновационные технологии в образовании.
  • Особенности организации инновационного педагогического процесса обучения безопасности жизнедеятельности
Практические основы реализации инновационных технологий преподавания основ безопасности жизнедеятельности формировать умения анализа и оценки инновационных процессов в образовании и применения инноваций в системе профильного (безопасность жизнедеятельности) и непрофильного образования Определять инновационные образовательные технологии на разных уровнях образования. Выделять инновационные педагогические технологии. Иметь опыт построения процесса обучения основам безопасности жизнедеятельности на основе инновационных технологий. Применять инновационные методы обучения основ безопасности жизнедеятельности на разных уровнях образования.
  • Управление педагогической инновационной деятельностью при обучении безопасности жизнедеятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Развитие общего образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Лекция 2.0 1
2 Развитие общего образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Развитие общего образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Семинар 2.0 1
4 Развитие профессионального образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Лекция 2.0 2
5 Развитие профессионального образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Самостоятельное изучение 6.0 2
6 Развитие профессионального образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Семинар 2.0 2
7 Современные педагогические технологии по безопасности жизнедеятельности Самостоятельное изучение 6.0 3
8 Современные педагогические технологии по безопасности жизнедеятельности Семинар 2.0 3
9 Рубежный контроль Самостоятельное изучение 6.0 4
10 Рубежный контроль Коллоквиум 2.0 5
11 Основы инновационного обучения по безопасности жизнедеятельности Лекция 2.0 6
12 Основы инновационного обучения по безопасности жизнедеятельности Самостоятельное изучение 2.0 6
13 Основы инновационного обучения по безопасности жизнедеятельности Семинар 2.0 7
14 Особенности организации инновационного педагогического процесса при обучении безопасности жизнедеятельности Лекция 2.0 8
15 Особенности организации инновационного педагогического процесса при обучении безопасности жизнедеятельности Самостоятельное изучение 6.0 9
16 Особенности организации инновационного педагогического процесса при обучении безопасности жизнедеятельности Семинар 2.0 10
17 Управление педагогической инновационной деятельностью в области безопасности жизнедеятельности Лекция 2.0 11
18 Управление педагогической инновационной деятельностью в области безопасности жизнедеятельности Самостоятельное изучение 6.0 12
19 Управление педагогической инновационной деятельностью в области безопасности жизнедеятельности Семинар 2.0 12
20 Рубежный контроль Самостоятельное изучение 7.0 13
21 Рубежный контроль Конференция 4.0 14
22 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 15
23 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа 3.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Развитие общего образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Лекция ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
2 Развитие общего образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Самостоятельное изучение ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
3 Развитие общего образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Семинар ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
4 Развитие профессионального образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Лекция ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
5 Развитие профессионального образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Самостоятельное изучение ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
6 Развитие профессионального образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе Семинар ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
7 Современные педагогические технологии по безопасности жизнедеятельности Самостоятельное изучение ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
8 Современные педагогические технологии по безопасности жизнедеятельности Семинар ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
9 Рубежный контроль Самостоятельное изучение ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
10 Рубежный контроль Коллоквиум ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
11 Основы инновационного обучения по безопасности жизнедеятельности Лекция владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
12 Основы инновационного обучения по безопасности жизнедеятельности Самостоятельное изучение владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
проектировать элементы нового содержание образования по безопасности жизнедеятельности с учетом требовыании ФГОС Узнавание
13 Основы инновационного обучения по безопасности жизнедеятельности Семинар владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
проектировать элементы нового содержание образования по безопасности жизнедеятельности с учетом требовыании ФГОС Узнавание
14 Особенности организации инновационного педагогического процесса при обучении безопасности жизнедеятельности Лекция владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
15 Особенности организации инновационного педагогического процесса при обучении безопасности жизнедеятельности Самостоятельное изучение владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
проектировать элементы нового содержание образования по безопасности жизнедеятельности с учетом требовыании ФГОС Узнавание
16 Особенности организации инновационного педагогического процесса при обучении безопасности жизнедеятельности Семинар владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
проектировать элементы нового содержание образования по безопасности жизнедеятельности с учетом требовыании ФГОС Узнавание
17 Управление педагогической инновационной деятельностью в области безопасности жизнедеятельности Лекция владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
18 Управление педагогической инновационной деятельностью в области безопасности жизнедеятельности Самостоятельное изучение владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
проектировать элементы нового содержание образования по безопасности жизнедеятельности с учетом требовыании ФГОС Узнавание
19 Управление педагогической инновационной деятельностью в области безопасности жизнедеятельности Семинар владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
проектировать элементы нового содержание образования по безопасности жизнедеятельности с учетом требовыании ФГОС Узнавание
20 Рубежный контроль Самостоятельное изучение владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
проектировать элементы нового содержание образования по безопасности жизнедеятельности с учетом требовыании ФГОС Узнавание
21 Рубежный контроль Конференция владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
проектировать элементы нового содержание образования по безопасности жизнедеятельности с учетом требовыании ФГОС Узнавание
22 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
проектировать элементы нового содержание образования по безопасности жизнедеятельности с учетом требовыании ФГОС Узнавание
23 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа ориентизваться в типах инновационных процессов, структуре инновационного процесса, в функциях субъектов инноватики и механизмах реализации инноваций в обучении Воспроизведение
Знать сущность инновационных процессов, происходящих в системе образования по безопасности жизнедеятельности Узнавание
владеть умениями анализировать инновационные процессы в обучении и управлять ими Применение
проектировать элементы нового содержание образования по безопасности жизнедеятельности с учетом требовыании ФГОС Узнавание

Литература

Основная

  1. Алексеев, В. С. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / В. С. Алексеев, О. И. Жидкова, И. В. Ткаченко. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 158 c. — ISBN 978-5-9758-1716-7. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81000.html (дата обращения: 17.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Коджаспиров, А. Ю. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений : курс лекций : учеб. пособие [для студентов, бакалавров и магистрантов пед. и психол. специальностей] / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. - Москва : Проспект, 2017. - 461 с. - ISBN 978-5-392-21833-2. – Текст: непосредственный.
  3. Козак, Н. Н. Комплексная безопасность в образовательных учреждениях : учеб. пособие учителям ОБЖ, студентам образоват. учеб. заведений, слушателям курсов переподгот. И повышения квалификации работников образования / Н. Н. Козак. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 349, [1] с. : ил. – (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-26319-8. – Текст: непосредственный.
  4. Соколов, А. Т. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / А. Т. Соколов. — 3-е изд. — Москва, Саратов : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 191 c. — ISBN 978-5-4497-0304-0. —URL: http://www.iprbookshop.ru/89421.html (дата обращения: 17.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Безопасность жизнедеятельности : учебник / Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко ; под ред. Э.А. Арустамова. – 21-е изд., перераб. и доп. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 446 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров). – ISBN 978-5-394-02972-1. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496098 (дата обращения: 17.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Г. В. Тягунов, А. А. Волкова, В. Г. Шишкунов, Е. Е. Барышев ; под редакцией В. С. Цепелев. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 236 c. — ISBN 978-5-321-02487-4.—URL: http://www.iprbookshop.ru/68224.html (дата обращения: 17.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Ефимова, Н. С. Основы психологической безопасности : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Безопасность жизнедеятельности" / Н. С. Ефимова. - Москва : ФОРУМ [и др.], 2017. - 191, [1] с. – (Высшее образование). - ISBN 978-5-8199-0415-2. – Текст: непосредственный.
  4. Мархоцкий, Я. Л. Безопасность жизнедеятельности человека : учебное пособие / Я. Л. Мархоцкий. — Минск : Вышэйшая школа, 2018. — 416 c. — ISBN 978-985-06-2492-5. —URL: http://www.iprbookshop.ru/90735.html (дата обращения: 17.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Петров, С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : учеб. пособие для акад. бакалавриата : для студентов, [аспирантов] вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальности "Безопасность жизнедеятельности" / С. В. Петров, П. А. Кисляков. – Москва : Юрайт, 2018. - 249, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-04361-7. – Текст: непосредственный.
  6. Попова, Т. В. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для подгот. бакалавров по направлениям 44.03.01 "Педагогическое образование", 49.03.01 "Физическая культура" / Т. В. Попова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 318, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-27825-3. – Текст: непосредственный.
  7. Сергеев, В.С. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие : [16+] / В.С. Сергеев. – Москва : Владос, 2018. – 481 с. : табл. – (Учебник для вузов (бакалавриат)). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486156 (дата обращения: 17.09.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-906992-88-8. – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  8. Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие для вузов / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 244, [2] с. : табл. - (Образовательный процесс). - ISBN 978-5-534-06536-7. – Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  2. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/
  3. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standarts/6.
  2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г. - М.: - КНОРУС, 2013. - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.О.03.01 Развитие образования по безопасности жизнедеятельности на современном этапе [Электронный ресурс]: М-9131 Направление подготовки 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Педагогика безопасности), зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. О.А.Мальков, Е.А. Багнетова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http:// els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.