бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 23, 2020
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Nov. 25, 2020
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано Oct. 2, 2021

Б1.В.ДВ.17.01 ДВ: Стрессоустойчивость, 8 семестр 2 полусеместр

Б-7041, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Иностранные языки), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) Знать особенности влияния стресса на организм человека и методы его профилактики знаниевый
характеризовать методы диагностики, профилактики и коррекции стрессовых состояний ориентировочный
уметь характеризовать стратегии поведения в стрессовых ситуациях операциональный
иметь опыт диагностики стресса и стресс-обусловленных состояний опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать способность определять причины и симптомы стресса, применять методы профилактики, диагностики стреса и саморегуляции.

Задачи

  1. Охарактеризовать влияние стресса на здоровье современного человека.
  2. Освоить методы диагносттики, профилактики и коррекции стрессовых состояний.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 32.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 13.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Стресс и здоровье современного человека Охарактеризовать влияние стресса на здоровье современного человека. Знать влияние стресса на здоровье современного человека.
  • Концепции и модели стресса
  • Физическое, психическое и социальное здоровье в учебной, профессиональной деятельности и повседневной жизни
Модуль 2 Стресс-зависимые заболевания Освоить методы диагносттики, профилактики и коррекции стресс-индуцированных заболеваний. Умень использовать в поседневной жизни и профессиональной деятельности методы диагносттики, профилактики и коррекции стресс-индуцированных заболеваний.
  • Психическая травма
  • Модели развития стресс-зависимых заболеваний
  • Стресс-зависимые заболевания: диагностика, профилактика, лечение

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Концепции и модели стресса Лекция 2.0 1
2 Концепции и модели стресса Вариативное задание 3.0 1
3 Концепции и модели стресса Индивидуальная работа 2.0 1
4 Психология здоровья Лекция 2.0 2
5 Психология здоровья Вариативное задание 2.0 2
6 Психология здоровья Индивидуальная работа 2.0 2
7 Физическое, психическое и социальное здоровье Лекция 2.0 3
8 Физическое, психическое и социальное здоровье Вариативное задание 2.0 3
9 Психическое здоровье студентов Лекция 2.0 4
10 Психология профессионального здоровья Лекция 2.0 4
11 Психическое здоровье студентов Вариативное задание 2.0 4
12 Психическое здоровье студентов Индивидуальная работа 2.0 4
13 Экстремальные условия деятельности и здоровье человека Лекция 2.0 5
14 Психология профессионального здоровья Вариативное задание 2.0 5
15 Психология профессионального здоровья Индивидуальная работа 2.0 5
16 Эмоциональное выгорание и ресурсы его преодоления Лекция 2.0 6
17 Эмоциональное выгорание и ресурсы его преодоления Вариативное задание 2.0 6
18 Экстремальные условия деятельности и здоровье человека Вариативное задание 2.0 6
19 Рубежный контроль по модулю 1 Конференция (К-т - 50/50) 2.0 7
20 Психическая травма Лекция 2.0 7
21 Психическая травма Вариативное задание 2.0 7
22 Психическая травма Индивидуальная работа 2.0 7
23 Модели развития стресс-зависимых заболеваний Лекция 2.0 8
24 Общая характеристика стресс-зависимых заболеваний Лекция 4.0 8
25 Модели развития стресс-зависимых заболеваний Вариативное задание 2.0 8
26 Общая характеристика стресс-зависимых заболеваний Вариативное задание 4.0 8
27 Общая характеристика стресс-зависимых заболеваний Индивидуальная работа 2.0 8
28 Посттравматическое стрессовое расстройство Лекция 2.0 9
29 Расстройства адаптации Лекция 2.0 9
30 Посттравматическое стрессовое расстройство Вариативное задание 2.0 9
31 Расстройства адаптации Вариативное задание 2.0 9
32 Суицидальное поведение Лекция 2.0 10
33 Управление стрессом: базовые принципы и экспресс-техники Лекция 4.0 10
34 Суицидальное поведение Вариативное задание 2.0 10
35 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 11
36 Управление стрессом: базовые принципы и экспресс-техники Вариативное задание 4.0 11
37 Управление стрессом: базовые принципы и экспресс-техники Индивидуальная работа 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Концепции и модели стресса Лекция Определять понятие «стресса». Описывать физиологическую и психологическую модели развития стресса и стресс-зависимых заболеваний. Характеризовать виды и особенности стресса современного человека. Узнавание
2 Концепции и модели стресса Вариативное задание Стрессоры и формы реагирования на стресс. Основные формы проблемно-решающего поведения. «Нормальные» реакции на стресс и ранние признаки стресс-зависимых заболеваний. Воспроизведение
3 Концепции и модели стресса Индивидуальная работа Определять понятие «стресса». Описывать физиологическую и психологическую модели развития стресса и стресс-зависимых заболеваний. Характеризовать виды и особенности стресса современного человека. Узнавание
4 Психология здоровья Лекция Характеризовать современные проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры. Определять задачи психологии здоровья. Узнавание
5 Психология здоровья Вариативное задание Характеризовать психологические факторы здоровья. Воспроизведение
6 Психология здоровья Индивидуальная работа Характеризовать современные проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры. Определять задачи психологии здоровья. Узнавание
Характеризовать психологические факторы здоровья. Воспроизведение
Физическое здоровье. Гармония личности. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья. Социальное здоровье. Душевное здоровье и культура. Гендер и здоровье. Узнавание
Психологическая устойчивость личности. Воспроизведение
7 Физическое, психическое и социальное здоровье Лекция Физическое здоровье. Гармония личности. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья. Социальное здоровье. Душевное здоровье и культура. Гендер и здоровье. Узнавание
8 Физическое, психическое и социальное здоровье Вариативное задание Психологическая устойчивость личности. Воспроизведение
9 Психическое здоровье студентов Лекция Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов. Стресс в студенческой среде. Узнавание
10 Психология профессионального здоровья Лекция Проблемы профессионального здоровья: исторический аспект. Надежность профессиональной деятельности. Стресс в профессиональной деятельности. Узнавание
11 Психическое здоровье студентов Вариативное задание Ранняя профилактика психического здоровья студентов. Воспроизведение
12 Психическое здоровье студентов Индивидуальная работа Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов. Стресс в студенческой среде. Узнавание
13 Экстремальные условия деятельности и здоровье человека Лекция Общая характеристика и классификация экстремальных видов деятельности. Общая характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях. Узнавание
14 Психология профессионального здоровья Вариативное задание Психологичское обеспечение профессионального здоровья (профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация). Воспроизведение
15 Психология профессионального здоровья Индивидуальная работа Проблемы профессионального здоровья: исторический аспект. Надежность профессиональной деятельности. Стресс в профессиональной деятельности. Узнавание
16 Эмоциональное выгорание и ресурсы его преодоления Лекция Феномен «выгорания» и его причины. Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности. Узнавание
17 Эмоциональное выгорание и ресурсы его преодоления Вариативное задание Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания. Применение
18 Экстремальные условия деятельности и здоровье человека Вариативное задание Общая характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях. Применение
19 Рубежный контроль по модулю 1 Конференция (К-т - 50/50) Психологическая устойчивость личности. Воспроизведение
Ранняя профилактика психического здоровья студентов. Воспроизведение
20 Психическая травма Лекция Определчть понятие "Психическая травма". Характеризовать причины, виды и последствия психических травм; стрессовые события, вызывающие психическую травму. Узнавание
21 Психическая травма Вариативное задание Характеризовать методы профилактики психических травм, способы уменьшения постравматических проблем Воспроизведение
22 Психическая травма Индивидуальная работа Определчть понятие "Психическая травма". Характеризовать причины, виды и последствия психических травм; стрессовые события, вызывающие психическую травму. Узнавание
23 Модели развития стресс-зависимых заболеваний Лекция Характеризовать влияние стресса на возникновение психических расстройств. Описывать психологические и социальные факторы, усиливающие и смягчающие действие стресса. Узнавание
24 Общая характеристика стресс-зависимых заболеваний Лекция Классифицировать и определять признаки стресс-зависимых заболеваний. Узнавание
25 Модели развития стресс-зависимых заболеваний Вариативное задание Характеризовать личностные факторы, повышающие и уменьшающие уязвимость к патологическим реакциям на стресс. Социальные факторы, предраспологающие к патологическим реакциям на стресс. Воспроизведение
26 Общая характеристика стресс-зависимых заболеваний Вариативное задание Характеризовать общие принципы уменьшения негативных эффектов от психотравмирующих ситуаций. Воспроизведение
27 Общая характеристика стресс-зависимых заболеваний Индивидуальная работа Классифицировать и определять признаки стресс-зависимых заболеваний. Узнавание
28 Посттравматическое стрессовое расстройство Лекция Определять виды и симптомы постравматических растройств Узнавание
29 Расстройства адаптации Лекция Результаты не указаны
30 Посттравматическое стрессовое расстройство Вариативное задание Результаты не указаны
31 Расстройства адаптации Вариативное задание Результаты не указаны
32 Суицидальное поведение Лекция Определелять признаки суицидального поведения. Характеризовать психолого-педагогические подходы к предупреждению самоубийств. Узнавание
33 Управление стрессом: базовые принципы и экспресс-техники Лекция Результаты не указаны
34 Суицидальное поведение Вариативное задание Результаты не указаны
35 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Характеризовать методы профилактики психических травм, способы уменьшения постравматических проблем Воспроизведение
Характеризовать личностные факторы, повышающие и уменьшающие уязвимость к патологическим реакциям на стресс. Социальные факторы, предраспологающие к патологическим реакциям на стресс. Воспроизведение
Характеризовать общие принципы уменьшения негативных эффектов от психотравмирующих ситуаций. Воспроизведение
36 Управление стрессом: базовые принципы и экспресс-техники Вариативное задание Результаты не указаны
37 Управление стрессом: базовые принципы и экспресс-техники Индивидуальная работа Характеризовать экспресс-методы снятия стресса и управления трудными психологическими состояниями. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Одинцова, М. А. Психология стресса : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. - Москва : Юрайт, 2017. - 297, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00374-1 . - Текст: непосредственный. – 10 экз.
  2. Шарипова, М.Н. Психология безопасности : учебное пособие для практических занятий / М.Н. Шарипова, Е.Л. Горшенина, Е.Э. Савченкова; Министерство образования и науки Российской Федерации; Оренбургский Государственный Университет. - Оренбург : ОГУ, 2017. - 138 с. : табл. - Библиогр.: с. 132-133. - ISBN 978-5-7410-1626-8. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481809 (дата обращения: 1.06.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Багнетова, Е. А. Образ жизни и профессиональные факторы риска здоровью педагога : монография / Е. А. Багнетова. – Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2017. – 100 c. – ISBN 978-5-93190-344-6. – URL: http://www.iprbookshop.ru/87014.html (дата обращения: 19.11.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Ефимова, Н. С. Основы психологической безопасности : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Безопасность жизнедеятельности" / Н. С. Ефимова. - Москва : ФОРУМ [и др.], 2017. - 191, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-8199-0415-2. - Текст: непосредственный. – 10 экз.
  3. Льюис,Дэвид. Управление стрессом: Как найти дополнительные 10 часов в неделю / Дэвид Льюис; пер. А. П. Хомик. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 240 с. - ISBN 978-5-9614-1851-4. – URL: http://www.iprbookshop.ru/82361.html (дата обращения: 1.06.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  4. Неврозы и стресс / Ю. А. Фесенко [и др.]. - Санкт-Петербург : Фолиант, 2018. - 352 с. – ISBN 978-5-93929-284-9. – URL: http://www.iprbookshop.ru/90214.html (дата обращения: 1.06.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Петрушин, В. И. Психология здоровья : учеб. для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по всем направлениям / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 429, [3] с. - ISBN 978-5-534-04553-6. – Текст: непосредственный.
  6. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Ю. В. Бессонова [и др.]; ред.: А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. - Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. - 512 с. - ISBN 978-5-9270-0222-1. URL: http://www.iprbookshop.ru/88392.html (дата обращения: 1.06.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  7. Сухова, Е. В. Психофизиология профессиональной деятельности: умственный труд : учеб. пособие для студентов-бакалавров вузов, обучающихся по направлениям подгот. 38.03.03 "Управление персоналом", 38.03.02 "Менеджмент" (квалификация (степень) "бакалавр") / Е. В. Сухова. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 153, [2] с. - ISBN 978-5-16-012389-9. - Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Профилактика стресса https://yandex.ru/video/preview?text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1605888193280731-998062137644629446100283-prestable-app-host-sas-web-yp-133&wiz_type=vital&filmId=7062756613646513123

Источники

  1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации «О практической подготовке обучающихся» № 885/390 от 5 августа 2020 г.

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04.
  2. Рабочая программа Б1.В.ДВ.17.01 Стрессоустойчивость: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Направленность: Иностранные языки, зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Багнетова Е.А., А.Э. Щербакова. – Электрон. дан. – Сургут , 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.