бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 17, 2020 утверждено Nov. 28, 2020
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Nov. 20, 2020
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Nov. 24, 2020

Б1.В.07 Теория и организация адаптивной физической культуры, 5 семестр 2 полусеместр

Б-8191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
знанием истории, закономерностей, функций, принципов, средств и методов отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роли и места в общей системе физической культуры (ОПК-2) знание истории, закономерности принципов и методов отечественной и зарубежных систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры знаниевый
знание функций, принципов, средств и методов системы адаптивной физической культуры; знаниевый
знанием отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры (ОПК - 3) знание отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры знаниевый
умением обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальными знаниями и способами их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры (ПК-2) знание видов адаптивной физической культуры знаниевый
умением применять специальные знания и способы при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры операциональный
умением определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК - 3) знание цели и задач адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации знаниевый
умение определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации операциональный
умением способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-9). средствами, методами, методическими приемами с учетом психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья и сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний. ориентировочный

Цели изучения дисциплины

формирование у студентов основных фундаментальных знаний в об­ласти теории и организации адаптивной физической культуры, теоретическая подготовка их к педагогической деятельности в этой области с лицами, имею­щих отклонения в состоянии здоровья и людей с инвалидностью

Задачи

  1. Овладеть знаниями основ становления и организации АФК в России и мировом сообществе
  2. Овладеть умениями в определении концепции теории АФК

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 5.14 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. История и общая характеристика АФК овладеть знаниями истории становления и развития АФК, организацией и общей характеристикой АФК В результате студенты должны знать историю становления и развития АФК, а так же этапы организации АФК в мировом сообществе
  • История становления и развития АФК
  • Организация АФК в РФ и мировом сообществе
  • Основные понятия и термины АФК
Модуль 2. АФК в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья овладеть основными понятиями, терминами и особенностями деятельности специалиста АФК В результате студент должен овладеть основными понятиями, терминами и особенностями деятельности специалиста АФК
  • Воспитание личности в процессе занятий АФК
  • Основные опорные концепции теории АФК
  • Функции и принципы АФК

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в специальность Лекция 2.0 1
2 Основные понятия и термины АФК Лекция 2.0 1
3 Теория и организация АФК как интегративная наука Лекция 2.0 1
4 Основные понятия и термины АФК Семинар 2.0 1
5 Теория и организация АФК как интегративная наука Семинар 2.0 1
6 Содержание и особенности деятельности бакалавра по АФК Лекция 2.0 2
7 Содержание и особенности деятельности бакалавра по АФК Другое 2.0 2
8 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в АФК Семинар 2.0 3
9 Роль, место и значение ЛФК в физкультурно - оздоровительном движении Самостоятельное изучение 2.0 3
10 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в АФК Индивидуальная работа 2.0 3
11 История становления и развития АФК лиц с поражением ОДА Лекция 2.0 3
12 История становления и развития АФК лиц с поражением слуха Лекция 2.0 4
13 История становления и развития АФК лиц с поражением зрения Семинар 2.0 4
14 История становления и развития АФК лиц с поражением зрения Индивидуальная работа 2.0 4
15 История становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Семинар 2.0 5
16 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Лекция 2.0 5
17 История становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Индивидуальная работа 1.0 5
18 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Семинар 2.0 5
19 Организационно - управленческая структура АФК в РФ и за рубежом Самостоятельное изучение 2.0 5
20 Воспитание личности в процессе занятий АФК Семинар 2.0 6
21 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Индивидуальная работа 2.0 6
22 Воспитание личности в процессе занятий АФК Индивидуальная работа 1.0 6
23 Воспитание личности в процессе занятий АФК Самостоятельное изучение 2.0 6
24 Функции АФК Лекция 2.0 7
25 Принципы АФК Индивидуальная работа 2.0 7
26 Основные опорные концепции теории АФК Самостоятельное изучение 2.0 7
27 Принципы АФК Семинар 2.0 7
28 Зачет Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в специальность Лекция знать квалификационные требования к специальности Узнавание
уметь сравнивать ФГОС ВО разных уровней обучения Воспроизведение
2 Основные понятия и термины АФК Лекция знать основные понятия и термины АФК Узнавание
уметь сопоставлять основные понятия и термины АФК Воспроизведение
3 Теория и организация АФК как интегративная наука Лекция знать опорные концепции АФК Узнавание
уметь раскрывать основные категории биологических процессов в организме Воспроизведение
4 Основные понятия и термины АФК Семинар знать основные понятия и термины АФК Узнавание
уметь сопоставлять основные понятия и термины АФК Воспроизведение
5 Теория и организация АФК как интегративная наука Семинар знать опорные концепции АФК Узнавание
уметь раскрывать основные категории биологических процессов в организме Воспроизведение
6 Содержание и особенности деятельности бакалавра по АФК Лекция знать требования к профессиональных качествам бакалавра АФК Узнавание
знать требования к личным качествам бакалавра АФК Узнавание
уметь сравнивать должностные обязанности тренера - преподавателя и инструктора - методиста АФК Воспроизведение
уметь раскрывать профессиональные и личностные качества бакалавра АФК Воспроизведение
7 Содержание и особенности деятельности бакалавра по АФК Другое знать требования к профессиональных качествам бакалавра АФК Узнавание
знать требования к личным качествам бакалавра АФК Узнавание
уметь сравнивать должностные обязанности тренера - преподавателя и инструктора - методиста АФК Воспроизведение
уметь раскрывать профессиональные и личностные качества бакалавра АФК Воспроизведение
8 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в АФК Семинар знать требования к профессиональных качествам бакалавра АФК Узнавание
знать требования к личным качествам бакалавра АФК Узнавание
уметь сравнивать должностные обязанности тренера - преподавателя и инструктора - методиста АФК Воспроизведение
уметь раскрывать профессиональные и личностные качества бакалавра АФК Воспроизведение
9 Роль, место и значение ЛФК в физкультурно - оздоровительном движении Самостоятельное изучение знать этапы становления и развития АФК лиц с поражением зрения Узнавание
знать этапы становления и развития АФК лиц с поражением слуха Узнавание
знать этапы становления и развития АФК лиц с поражением ОДА Узнавание
знать этапы становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Узнавание
уметь сопоставлять этапы становления и развития АФК Воспроизведение
10 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в АФК Индивидуальная работа знать требования к профессиональных качествам бакалавра АФК Узнавание
знать требования к личным качествам бакалавра АФК Узнавание
уметь сравнивать должностные обязанности тренера - преподавателя и инструктора - методиста АФК Воспроизведение
уметь раскрывать профессиональные и личностные качества бакалавра АФК Воспроизведение
11 История становления и развития АФК лиц с поражением ОДА Лекция знать этапы становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Узнавание
уметь сопоставлять этапы становления и развития АФК Воспроизведение
12 История становления и развития АФК лиц с поражением слуха Лекция знать этапы становления и развития АФК лиц с поражением слуха Узнавание
уметь сопоставлять этапы становления и развития АФК Воспроизведение
13 История становления и развития АФК лиц с поражением зрения Семинар знать этапы становления и развития АФК лиц с поражением зрения Узнавание
уметь сопоставлять этапы становления и развития АФК Воспроизведение
14 История становления и развития АФК лиц с поражением зрения Индивидуальная работа знать этапы становления и развития АФК лиц с поражением зрения Узнавание
уметь сопоставлять этапы становления и развития АФК Воспроизведение
15 История становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Семинар знать этапы становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Узнавание
уметь сопоставлять этапы становления и развития АФК Воспроизведение
16 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Лекция знать типы и виды учреждений специального образования Узнавание
уметь раскрывать типы учреждений специального образования Воспроизведение
17 История становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Индивидуальная работа знать этапы становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Узнавание
уметь сопоставлять этапы становления и развития АФК Воспроизведение
18 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Семинар знать типы и виды учреждений специального образования Узнавание
уметь раскрывать типы учреждений специального образования Воспроизведение
19 Организационно - управленческая структура АФК в РФ и за рубежом Самостоятельное изучение знать положения концепции дополнительного образования в области АФК Узнавание
знать основные учреждения, осуществляющие организацию и проведение занятий по АФК Узнавание
20 Воспитание личности в процессе занятий АФК Семинар знать общепедагогическим условиям воспитания и развития личности Узнавание
уметь выделять особенности воспитательной работы в АФК Воспроизведение
владеть приемами, средствами воспитательной работы в АФК Воспроизведение
знать особенности воспитательной работы в АФК Узнавание
21 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Индивидуальная работа знать типы и виды учреждений специального образования Узнавание
уметь раскрывать типы учреждений специального образования Воспроизведение
22 Воспитание личности в процессе занятий АФК Индивидуальная работа знать общепедагогическим условиям воспитания и развития личности Узнавание
уметь выделять особенности воспитательной работы в АФК Воспроизведение
владеть приемами, средствами воспитательной работы в АФК Воспроизведение
знать особенности воспитательной работы в АФК Узнавание
23 Воспитание личности в процессе занятий АФК Самостоятельное изучение знать общепедагогическим условиям воспитания и развития личности Узнавание
уметь выделять особенности воспитательной работы в АФК Воспроизведение
владеть приемами, средствами воспитательной работы в АФК Воспроизведение
знать особенности воспитательной работы в АФК Узнавание
24 Функции АФК Лекция знать функции АФК Узнавание
уметь выделять главные фунции для каждого вида АФК Воспроизведение
уметь сопоставлять фунции и виды АФК Воспроизведение
25 Принципы АФК Индивидуальная работа знать функции АФК Узнавание
уметь выделять главные фунции для каждого вида АФК Воспроизведение
уметь сопоставлять фунции и виды АФК Воспроизведение
26 Основные опорные концепции теории АФК Самостоятельное изучение знать опорные концепции АФК Узнавание
уметь раскрывать основные категории биологических процессов в организме Воспроизведение
27 Принципы АФК Семинар знать принципы АФК Узнавание
уметь сопоставлять принципы и виды АФК Воспроизведение
28 Зачет Промежуточная аттестация (зачет) знать типы и виды учреждений специального образования Узнавание
уметь раскрывать типы учреждений специального образования Воспроизведение
знать основные понятия и термины АФК Узнавание
уметь сопоставлять основные понятия и термины АФК Воспроизведение
знать общепедагогическим условиям воспитания и развития личности Узнавание
уметь выделять особенности воспитательной работы в АФК Воспроизведение
владеть приемами, средствами воспитательной работы в АФК Воспроизведение
знать особенности воспитательной работы в АФК Узнавание
знать опорные концепции АФК Узнавание
уметь раскрывать основные категории биологических процессов в организме Воспроизведение
знать функции АФК Узнавание
уметь выделять главные фунции для каждого вида АФК Воспроизведение
уметь сопоставлять фунции и виды АФК Воспроизведение
знать принципы АФК Узнавание
уметь сопоставлять принципы и виды АФК Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" / Т. П. Бегидова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 190, [2] с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-07190-0. –Текст непосредственный.
  2. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С.П. Евсеев. – Москва : Спорт, 2016. – 616 с. – ISBN 978-5-906839-42-8. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454238 (дата обращения: 27.10.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Рипа, М. Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании : учеб. пособие для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 157, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-07260-0 : 366-45. –Текст непосредственный.
  4. Харченко Л.В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями: учебное пособие/ Харченко Л.В., Синельникова Т.В., Турманидзе В.Г. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016.— 112 c. - ISBN 978-5-7779-2016-4. - URL: http://www.iprbookshop.ru/59660 (дата обращения: 11.09.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Адаптивная физическая культура в образовательном пространстве педагогического вуза: учебно-методическое пособие для самостоятельных занятий студентов с отклонениями в состоянии здоровья: [16+] / сост. Л.Г. Стамова ; Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 85 с. URL: http://lib.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576771 (дата обращения: 11.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста : учебно-методическое пособие. Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / составители Н. А. Бойко, В. Н. Бойко. — Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2016. — 116 c. — ISBN 2227-8397.— URL: http://www.iprbookshop.ru/86980.html (дата обращения: 23.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. — Текст : электронный
  3. Минникаева, Н.В. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебное пособие / Н.В. Минникаева ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. – 142 с. -ISBN 978-5-8353-1669-4.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278495 (дата обращения: 23.09.2020).–– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bmsi.ru
  2. Информационно-образовательный портал по вопросам образования обучающихся с ОВЗ: сайт / Москва. - URL: https://ovz.edu.gov.ru/fgos/index (дата обращения: 11.09.2020). –Режим доступа: для авториз. пользователей – Текст: электронный.
  3. Учебный алфавитно-тематический словарь по адаптивной физической культуре / сост.: Т. А. Федорова, М. Н. Исаков. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. - 152 с. URL:http://www.iprbookshop.ru/86393.html (дата обращения: 27.10.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей. — Текст : электронный

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70829522/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.07 «Теория и организация адаптивной физической культуры» 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), квалификация (степень) «бакалавр» / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.