бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 2, 2020 утверждено Jan. 21, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 8, 2020
О.В. Власова декан факультета
согласовано Nov. 18, 2020

Б1.В.ДВ.07.01 ДВ: История образования и педагогической мысли, 5 семестр 2 полусеместр

Б-8051, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Математика и информатика), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) умениями анализа, сравнения и оценки особенностей развития образования и педагогической мысли в различные исторические периоды операциональный
готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); знание закономерностей и тенденций развития образования, педагогической науки и особенностей профессиональной деятельности педагога в различные исторические периоды знаниевый
ретроспективу становления общественно-философской и педагогической мысли, особенности педагогических взглядов различных общественных и педагогических деятелей знаниевый
умение анализировать особенности развития образования и педагогической мысли и их взаимосвязь с различными общественно-политическими, экономическими, педагогическими факторами операциональный
уметь анализировать и характеризовать педагогические взгляды того или иного общественного или педагогического деятеля; раскрывать значимость их педагогического наследия для современного образования операциональный

Цели изучения дисциплины

Цель - формирование профессиональной компетентности студентов в области истории развития образования и педагогической мысли

Задачи

  1. Формирование системы знаний о сущности, закономерностях и особенностях развития воспитания и образования как общественного и общечеловеческого явления, становлении и тенденциях развития педагогической мысли в различные исторические периоды
  2. Формирование объективной оценки историко-педагогических явлений, событий и теорий с учетом философских, общечеловеческих и национальных ценностей.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 32.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Образование и педагогическая мысль в эпоху Древних цивилизаций и Средневековья Формирование системы знаний о сущности, закономерностях развития воспитания и образования как общественного и общечеловеческого явления, особенностях его становления в период Древних цивилизаций, Средневековья и Возрождения, а также тенденциях развития педагогической мысли в указанные исторические периоды - знание закономерностей и тенденции развития образования и педагогической мысли в различные исторические периоды (эпоха Древних цивилизаций, Средневековье и Возрождение); - умение анализировать особенности развития образования и педагогической мысли и их взаимосвязь с различными общественно-политическими, экономическими, педагогическими факторами; выделять общее и специфическое в развитии образования и воспитания в различные исторические периоды.
  • История педагогики как наука и учебный предмет
  • Особенности первобытного воспитания
  • Образование и воспитание в древневосточных цивилизациях
  • Античная педагогика и школа
  • Воспитание и школа в Византии и странах Востока в период Средневековья
  • Система образования и воспитания в средневековой Европе
  • Воспитание и обучение в Киевской Руси
  • Педагогическая мысль и образование в Российском государстве (XIV-XVII вв).
  • Образование и педагогическая мысль в период европейского Возрождения
Педагогика и образование Нового и Новейшего времени Формирование системы знаний о сущности, закономерностях и особенностях развития образования и педагогической мысли в Новое и Новейшее время, и умений объективной оценки историко-педагогических явлений, событий и теорий с учетом философских, общечеловеческих и национальных ценностей - знание закономерностей и тенденции развития образования и педагогической мысли в Новое и Новейшее время; - умение анализировать и характеризовать педагогические взгляды зарубежный и отечественных общественных и педагогических деятелей прошлого и раскрывать значимость их педагогического наследия для современного образования.
  • Педагогика и школа на Западе в период Просвещения
  • Школьные реформы в Российской империи XVIII в.
  • Педагогика и школа Запада и США в XIX в.
  • Педагогика и образование в России XIX в.
  • Образование и педагогическая мысль за рубежом в XX в.
  • Отечественная школа и педагогика советского периода
  • Современное состояние российского образования
  • Современные системы образования за рубежом

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 История педагогики как наука и учебный предмет Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
2 Особенности первобытного воспитания Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
3 Образование и воспитание в Древневосточных цивилизациях Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
4 Античная школа и педагогика Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
5 Античная школа и педагогика Индивидуальная работа 2.0 2
6 Воспитание и образвоание в Византии и странах Востока в период Средневековья Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
7 Система образования и воспитания в средневековой Европе Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
8 Воспитание и обучение в Киевской Руси Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
9 Педагогическая мысль и образование в Московском и Российском государстве (XIV-XVII вв.) Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
10 Образование и педагогическая мысль в период европейского Возрождения Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
11 Образование и педагогическая мысль в период европейского Возрождения Индивидуальная работа 2.0 5
12 Школа и педагогика в Западной Европе в период Просвещения Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
13 Реформирование отечественной системы просвещения и тенденции развития педагогической мысли России XVIII века Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
14 Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX веке Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
15 Педагогика и система образования в России XIX века Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
16 Образование и развитие зарубежной педагогической мысли в XX веке Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
17 Образование и развитие зарубежной педагогической мысли в XX веке Индивидуальная работа 2.0 7
18 Отечественная школа и педагогика советского периода Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
19 Отечественная школа и педагогика советского периода Индивидуальная работа 1.0 8
20 Современное состояние российского образования и актуальные проблемы педагогики Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
21 Современные системы образования за рубежом Самостоятельное изучение 1.0 8
22 Современные системы образования за рубежом Индивидуальная работа 4.0 8
23 Современные системы образования за рубежом Конференция (К-т - 50/50) 2.0 9
24 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 История педагогики как наука и учебный предмет Семинар (Коэффициент - 50/50) знать специфику объекта, предмета изучения истории педагогики как самостоятельной научной отрасли; источники и методологическую базу Воспроизведение
знать задачи и функции истории педагогики как учебной дисциплины Воспроизведение
2 Особенности первобытного воспитания Семинар (Коэффициент - 50/50) знать причины и условия возникновения образования как особой человеческой деятельности Воспроизведение
знать и арскрывать особенности и содержание первобытного воспитания Воспроизведение
3 Образование и воспитание в Древневосточных цивилизациях Семинар (Коэффициент - 50/50) знать специфику обучения и воспитания в цивилизациях Древнего Востока (Междуречье, Египет, Индия, Китай) Воспроизведение
раскрывать особенности образовательной деятельности и философско-педагогической мысли в цивилизациях Древнего Востока Воспроизведение
4 Античная школа и педагогика Семинар (Коэффициент - 50/50) Знать специфические черты и отличительные особенности афинского и спартанского воспитания и образования Воспроизведение
Уметь анализировать философско-педагогические взгляды древних философов Греции Применение
Раскрывать особенности образовательной системы Древнего Рима и педагогические взгляды известных общественных деятелетей и философов Древнего Рима Воспроизведение
5 Античная школа и педагогика Индивидуальная работа Знать специфические черты и отличительные особенности афинского и спартанского воспитания и образования Воспроизведение
Уметь анализировать философско-педагогические взгляды древних философов Греции Применение
Раскрывать особенности образовательной системы Древнего Рима и педагогические взгляды известных общественных деятелетей и философов Древнего Рима Воспроизведение
6 Воспитание и образвоание в Византии и странах Востока в период Средневековья Семинар (Коэффициент - 50/50) Знать особености организации обучения в Византии, специфические черты восточно-христианской педагогической традиции Воспроизведение
выделять специфические черты воспитания и обучения в странах средневекового Востока (Индия, Китай, Япония, страны исламского мира) Воспроизведение
7 Система образования и воспитания в средневековой Европе Семинар (Коэффициент - 50/50) Знать особенности организации обучения и педагогичекой мысли в период Средневековья (Западная Европа) Воспроизведение
8 Воспитание и обучение в Киевской Руси Семинар (Коэффициент - 50/50) Знать особенности представлений восточных славян об образовании и специфику его оганизации до принятия христианства Воспроизведение
знать особенности древнерусской педагогической традиции и специфику организации школы в рассматриваемый период Воспроизведение
9 Педагогическая мысль и образование в Московском и Российском государстве (XIV-XVII вв.) Семинар (Коэффициент - 50/50) знание тенденций и особенностей развития педагогической мсли в Российском государстве этого периода Воспроизведение
знание особенностей организации просвещения и образования в (XIV-XVII вв.) Воспроизведение
10 Образование и педагогическая мысль в период европейского Возрождения Семинар (Коэффициент - 50/50) знание особеннстей развития педагогической мысли деятелей эпохи Возрождения и Реформации Воспроизведение
знание особенностей реформирования системы образования в Западной Европы в период Возрождения и Реформации Воспроизведение
11 Образование и педагогическая мысль в период европейского Возрождения Индивидуальная работа знание особеннстей развития педагогической мысли деятелей эпохи Возрождения и Реформации Воспроизведение
знание особенностей реформирования системы образования в Западной Европы в период Возрождения и Реформации Воспроизведение
12 Школа и педагогика в Западной Европе в период Просвещения Семинар (Коэффициент - 50/50) знать основные педагогические идеи Нового времени и Просвещения Воспроизведение
знать тенденции развития образования в странах Западной Европы в Новое время Воспроизведение
13 Реформирование отечественной системы просвещения и тенденции развития педагогической мысли России XVIII века Семинар (Коэффициент - 50/50) знать основные тенденции в развитии педагогической мысли в России XVIII века Воспроизведение
знать сущность и особенности проведения реформ в сфере образования в России I и II половины XVIII века. Воспроизведение
14 Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX веке Семинар (Коэффициент - 50/50) знать особенности развития педагогической мысли в Западной Европе и США в XIX веке Воспроизведение
знать тенденции развития общего и высшего образования в зарубежной школе XIX века Воспроизведение
15 Педагогика и система образования в России XIX века Семинар (Коэффициент - 50/50) знать тенденции развития педагогической мысли в России XIX века Воспроизведение
знать сущность и характерные особенности проведения реформ в сфере образования в России I и II половины XIX века Воспроизведение
16 Образование и развитие зарубежной педагогической мысли в XX веке Семинар (Коэффициент - 50/50) знать и уметь анализировать тенденции развития педагогического традиционализма и реформаторской педагогики з Воспроизведение
школьные реформы XX века Воспроизведение
17 Образование и развитие зарубежной педагогической мысли в XX веке Индивидуальная работа знать и уметь анализировать тенденции развития педагогического традиционализма и реформаторской педагогики з Воспроизведение
школьные реформы XX века Воспроизведение
18 Отечественная школа и педагогика советского периода Семинар (Коэффициент - 50/50) знать основные этапы развития образования в СССР Воспроизведение
знать основные направления и идеи, характерные для советской школы и педагогической мысли Воспроизведение
19 Отечественная школа и педагогика советского периода Индивидуальная работа знать основные этапы развития образования в СССР Воспроизведение
знать основные направления и идеи, характерные для советской школы и педагогической мысли Воспроизведение
20 Современное состояние российского образования и актуальные проблемы педагогики Семинар (Коэффициент - 50/50) знать сущность и особенности реформирования российской системы образования (общее и высшее образование) Воспроизведение
знать и уметь анализировать основные педагогические идеи и концепции Воспроизведение
21 Современные системы образования за рубежом Самостоятельное изучение знать сущность основных парадигм, характерных для зарубежной педагогики Воспроизведение
знать особенности функционирования современных систем образования в разных странах Воспроизведение
22 Современные системы образования за рубежом Индивидуальная работа знать сущность основных парадигм, характерных для зарубежной педагогики Воспроизведение
знать особенности функционирования современных систем образования в разных странах Воспроизведение
23 Современные системы образования за рубежом Конференция (К-т - 50/50) знать сущность основных парадигм, характерных для зарубежной педагогики Воспроизведение
знать особенности функционирования современных систем образования в разных странах Воспроизведение
24 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) знать специфику объекта, предмета изучения истории педагогики как самостоятельной научной отрасли; источники и методологическую базу Воспроизведение
знать специфику обучения и воспитания в цивилизациях Древнего Востока (Междуречье, Египет, Индия, Китай) Воспроизведение
раскрывать особенности образовательной деятельности и философско-педагогической мысли в цивилизациях Древнего Востока Воспроизведение
Знать специфические черты и отличительные особенности афинского и спартанского воспитания и образования Воспроизведение
Уметь анализировать философско-педагогические взгляды древних философов Греции Применение
Знать особенности организации обучения и педагогичекой мысли в период Средневековья (Западная Европа) Воспроизведение
знать особенности древнерусской педагогической традиции и специфику организации школы в рассматриваемый период Воспроизведение
знать основные тенденции в развитии педагогической мысли в России XVIII века Воспроизведение
знать сущность и особенности проведения реформ в сфере образования в России I и II половины XVIII века. Воспроизведение
знать тенденции развития педагогической мысли в России XIX века Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли : учебник / А. Н. Джуринский. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 356 c. — ISBN 978-5-4487-0026-2. —URL: http://www.iprbookshop.ru/65722.html (дата обращения: 27.10.2020). — Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Капранова, В. А. История педагогики в лицах : учеб. пособие для студентов, [магистрантов] вузов,обучающихся по направлению 050000 "Образование и педагогика" / В. А. Капранова. - Москва [и др.] : ИНФРА-М [и др.], 2013. - 175, [1] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф МО. - ISBN 978-5-16-006708-7 : 329-89. – Текст: непосредственный.
  3. Торосян, В.Г. История педагогики и образования : учебник / В.Г. Торосян. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 498 с. – ISBN 978-5-4475-2579-8. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363007 (дата обращения: 27.10.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Москва : Юрайт, 2018. - 150, [2] c. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-00830-2 : 345-78. – Текст: непосредственный.
  2. История и методология педагогической науки: учебное пособие для магистрантов педагогических университетов / Р.Р. Алиева, М.В. Гамзаева, Ш.И. Булуева, А.У. Умаев ; Дагестанский государственный педагогический университет, Факультет технологии и профессионально-педагогического образования, Кафедра профессиональной педагогики, технологии методики обучения. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 128 с. : ил., табл. – ISBN 978-5-4499-0354-9. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570196 (дата обращения: 27.10.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  3. История и философия науки : учеб. для вузов : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и естеств.-науч. направлениям и специальностям / под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 360, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-2997-3 : 646-61. – Текст: непосредственный.
  4. История педагогики и образования : учебное пособие (курс лекций) / составители Л. В. Халяпина [и др.]. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — 315 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92695.html (дата обращения: 27.10.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.– Текст : электронный.
  5. Попов, В. А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2012. - 200, [4] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-7695-8734-4 : 328-90. – Текст: непосредственный.
  6. Чапаев, Н. К. Философия и история образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 051000 - Профессиональное обучение (по отраслям) квалификация "Бакалавр" / Н. К. Чапаев, И. П. Верещагина. - Москва : Академия, 2013. - 287, [1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Профессиональное обучение). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-7695-8715-3 : 558-80. – Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.07.01 История образования и педагогической мысли [Электронный ресурс: Б-8051 Направление 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: Математика и Информатика) / Б.У. ВО "Сургутский гос. пед. университет"; сост. Балина О.Г. - Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.