бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 16, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 16, 2020
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.О.03.03 Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи, 1 семестр

М-0112, 44.04.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями речи), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Л.М. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен на основе данных диагностики проектировать и реализовывать логопедическое сопровождение лиц с нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий (ПК-1). знать алгоритм анализа диагностических данных и формулирования на их основе заключения по результатам логопедического обследования знаниевый
знать алгоритм выбора диагностических методик и проведения логопедического обследования лиц с ОВЗ знаниевый
знать научно-обоснованных подходов к проектированию и реализации программы логопедического сопровождения для лиц с нарушениями речи. знаниевый
знать содержательные, технологические и организационные компоненты консультативной деятельности при логопедическом сопровождении лиц с нарушениями речи. знаниевый
владение алгоритмом выбора диагностических методик и проведения логопедического обследования лиц с ОВЗ ориентировочный
уметь определять последовательность действий проектирования и этапов реализации программы логопедического сопровождения лиц с нарушениями речи ориентировочный
уметь определять последовательность и состав действий консультирования педагогов и семьи лиц с нарушениями речи ориентировочный
уметь осуществлять консультирование педагогов, членов семьи лиц с нарушениями речи операциональный
уметь проектировать и реализовывать программу логопедического сопровождения лиц с нарушениями речи операциональный
уметь формулировать развернутое заключение по итогам обследования, делать диагностические и прогностические выводы операциональный
Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений (ОПК-7); владеть навыками анализа условий реализации образовательного процесса для определения всех участников отношений ориентировочный
владеть навыками организации процесса взаимодействия - учебный процесс, воспитательный процесс ориентировочный
владеть навыками планирования процесса взаимодействия - учебный процесс, воспитательный процесс ориентировочный
уметь анализировать условия реализации образовательного процесса для определения всех участников отношений операциональный
уметь организовывать взаимодействие в учебном процессе, воспитательном процессе операциональный
уметь планировать процесс взаимодействия - учебный процесс, воспитательный процесс, взаимодействие в педагогическом коллективе, взаимодействие с родителями операциональный
Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3); знать критерии качества и способы оценки совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями знаниевый
знать последовательность и способы проектирования организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями знаниевый
знать требования к организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями знаниевый
владенть способами проектирования совместной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями ориентировочный
владеть способами проектирования индивидуальной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями ориентировочный
уметь определять результаты совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся операциональный
уметь определять способы организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями операциональный
Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации (ОПК-2); знать назначение и структуру основных и дополнительных образовательных программ, с учётом их уровня и направленности знаниевый
владеть способом проектирования компонентов основных и дополнительных образовательных программ, с учётом их уровня и направленности ориентировочный
уменить проектировать компоненты основных и дополнительных образовательных программ с учётом их уровня и направленности операциональный
Способен реализовывать содержание курсов коррекционно-развивающей области в структуре адаптированной основной образовательной программы обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ (ПКО-1); знать способы оценки результативности реализации курсов коррекционно-развивающей области в структуре АООП обучающихся с ТНР знаниевый
уметь определять способ оценки результативности реализации содержания курсов коррекционно-развивающей области в структуре АООП обучающихся с ТНР ориентировочный
уметь осуществлять планирование содержания курсов коррекционно-развивающей области в структуре АООП обучающихся с ТНР операциональный

Цели изучения дисциплины

Цель: формирование компетентности в решении задач психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

Задачи

  1. формирование системы знаний в области организации и реализации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи;
  2. формирование умений проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.5 ч. из 4.5 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Организация и содержание психолого-педагогической помощи лицам с нарушениями речи в образовательной организации формирование системы знаний в области организации и реализации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи; знать: - способы организации коллективной профессиональной деятельности; - способы оценки результатов коллективной профессиональной деятельности; - назначение и структуру основных и дополнительных образовательных программ, с учётом их уровня и направленности; - требования к организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; - последовательность и способы проектирования организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; - критерии качества и способы оценки совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; - алгоритм выбора диагностических методик и проведения логопедического обследования лиц с ОВЗ; - алгоритм анализа диагностических данных и формулирования на их основе заключения по результатам логопедического обследования; уметь: - анализировать условия и требования по организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; - определять результаты совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся; - определять способы организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; - анализировать условия реализации образовательного процесса для определения всех участников отношений; - проектировать и проводить логопедическое обследование лиц с ОВЗ; - формулировать развернутое заключение по итогам обследования, делать диагностические и прогностические выводы; владеть: - способом анализа совместной профессиональной деятельности; - способом постановки задачи совместной профессиональной деятельности; - способом планирования совместной профессиональной деятельности; - способом организации взаимодействия в учебном процессе, воспитательном процессе; - алгоритмом выбора диагностических методик и проведения логопедического обследования лиц с ОВЗ; - способом анализа диагностических данных и формулированием на их основе заключения по результатам логопедического обследования; - способом определения последовательности действий проектирования и этапов реализации программы логопедического сопровождения лиц с нарушениями речи
  • Концептуальные положения психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речи
  • Обследование психомоторных функций и ритмических способностей у лиц с нарушениями речи
  • Мультидисциплинарный подход к сопровождению детей с нарушением речи
  • Основные этапы нормального речевого развития ребенка
  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка с нарушениями речи
  • Медико-психологическая диагностика в системе психологического сопровождения детей с нарушениями в речи
  • ПМПК в структуре комплексного сопровождения детей с нарушениями речи
  • Логопедическое обследование на ПМПК
  • Комплексная медико-психологическая коррекция детей с нарушениями в речи
  • Программа логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей разного возраста
Модуль 2 Формы и методы организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений формирование умений проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи. знать: - научно-обоснованные подходы к проектированию и реализации программы логопедического сопровождения для лиц с нарушениями речи; - содержательные, технологические и организационные компоненты консультативной деятельности при логопедическом сопровождении лиц с нарушениями речи; - способы оценки результативности реализации курсов коррекционно-развивающей области в структуре АООП обучающихся с ТНР; - определение последовательности и состава действий при планировании содержания курсов коррекционно-развивающей области в структуре АООП обучающихся с ТНР; уметь: -проектировать и реализовывать программу логопедического сопровождения лиц с нарушениями речи; -осуществлять консультирование педагогов, членов семьи лиц с нарушениями речи; -осуществлять оценку результативности реализации содержания курсов коррекционно-развивающей области в структуре АООП обучающихся с ТНР; владеть: - способом определения последовательности и состава действий консультирования педагогов и семьи лиц с нарушениями речи; - способом определения и оценки результативности реализации содержания курсов коррекционно-развивающей области в структуре АООП обучающихся с ТНР; - способом осуществления планирования содержания курсов коррекционно-развивающей области в структуре АООП обучающихся с ТНР.
  • Модели и технологии организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений
  • Службы сопровождения в специальном образовании
  • Мониторинг психофизического состояния ребенка в образовательном учреждении
  • Рубежный контроль
  • Промежуточная аттестация -зачет

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Концептуальные положения психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речи Лекция 2.0 1
2 Обследование психомоторных функций и ритмических способностей у лиц с нарушениями речи Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Мультидисциплинарный подход к сопровождению детей с нарушением речи Практическая работа 2.0 2
4 Основные этапы нормального речевого развития ребенка Самостоятельное изучение 6.0 2
5 Психолого-педагогическая характеристика ребенка с нарушениями речи Самостоятельное изучение 6.0 2
6 Медико-психологическая диагностика в системе психологического сопровождения детей с нарушениями в речи Практическая работа 2.0 3
7 Медико-психологическая диагностика в системе психологического сопровождения детей с нарушениями в речи Индивидуальная работа 2.0 3
8 ПМПК в структуре комплексного сопровождения детей с нарушениями речи Практическая работа 2.0 4
9 Логопедическое обследование на ПМПК Практическая работа 2.0 4
10 Логопедическое обследование на ПМПК Индивидуальная работа 2.5 4
11 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 5
12 Комплексная медико-психологическая коррекция детей с нарушениями в речи Самостоятельное изучение 6.0 5
13 Программа логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей разного возраста Самостоятельное изучение 4.0 5
14 Модели и технологии организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений Лекция 2.0 6
15 Модели и технологии организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений Практическая работа 2.0 6
16 Службы сопровождения в специальном образовании Самостоятельное изучение 4.0 7
17 Мониторинг психофизического состояния ребенка в образовательном учреждении Самостоятельное изучение 2.0 7
18 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Концептуальные положения психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речи Лекция описать основные понятия психолого-педагогического сопровождения Воспроизведение
описать принципы сопровождени, общие и специфические задачи сопровождения Воспроизведение
описать уровни психологического сопровождения Воспроизведение
описать структуру и этапы сопровождения Воспроизведение
2 Обследование психомоторных функций и ритмических способностей у лиц с нарушениями речи Самостоятельное изучение Обследование психомоторики у лиц с речевыми расстройствами как часть комплексного обследования детей и взрослых с речевой патологией Воспроизведение
Методики обследования состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики Воспроизведение
Методики обследования восприятия и воспроизведения темпа движений и темпа речи Воспроизведение
Методики обследования музыкально-ритмических способностей Воспроизведение
3 Мультидисциплинарный подход к сопровождению детей с нарушением речи Практическая работа описать понятие и дать обоснование мультидисциплинарного подхода к сопровождению детей с нарушениями речи Воспроизведение
описать принципы мультидисциплинарного подхода Воспроизведение
охарактеризовать общие и специфические задачи психологического сопровождения Применение
охарактеризовать структуру и содержание деятельности специалистов в рамках мультидисциплинарного подхода к сопровождению детей с нарушениями речи Применение
4 Основные этапы нормального речевого развития ребенка Самостоятельное изучение описать подготовительный этап речевого развития и его содержание Воспроизведение
охарактеризовать преддошкольный этап речевого развития и его содержание Применение
охарактеризовать дошкольный этап речевого развития и его содержание Применение
охарактеризовать школьный этап речевого развития и его содержание Применение
5 Психолого-педагогическая характеристика ребенка с нарушениями речи Самостоятельное изучение охарактеризовать психолого-педагогические особенности лиц с ОНР Применение
охарактеризовать психолого-педагогические особенности лиц с ФФНР Применение
охарактеризовать психолого-педагогические особенности лиц с ТРН И МИН Применение
6 Медико-психологическая диагностика в системе психологического сопровождения детей с нарушениями в речи Практическая работа охарактеризовать особенности выявления состояния физического и психического здоровья обследуемого, анализ медицинской документации Применение
охарактеризовать организацию и содержание психолого-педагогической диагностики Применение
охарактеризовать психолого-педагогическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с нарушением речи Применение
7 Медико-психологическая диагностика в системе психологического сопровождения детей с нарушениями в речи Индивидуальная работа охарактеризовать особенности выявления состояния физического и психического здоровья обследуемого, анализ медицинской документации Применение
охарактеризовать организацию и содержание психолого-педагогической диагностики Применение
охарактеризовать психолого-педагогическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с нарушением речи Применение
8 ПМПК в структуре комплексного сопровождения детей с нарушениями речи Практическая работа охарактеризовать ППк, его цели и задачи Применение
охарактеризовать ход и документацию консилиума Применение
охарактеризовать организацию деятельности, цели и задачи ПМПК Применение
9 Логопедическое обследование на ПМПК Практическая работа охарактеризовать организацию логопедического обследования на ПМПК Применение
охарактеризовать содержание логопедического обследования на ПМПК Применение
описать документацию логопеда на ПМПК Применение
10 Логопедическое обследование на ПМПК Индивидуальная работа охарактеризовать организацию логопедического обследования на ПМПК Применение
охарактеризовать содержание логопедического обследования на ПМПК Применение
описать документацию логопеда на ПМПК Применение
11 Рубежный контроль Контрольная работа описать цели, задачи организацию деятельности ПМПК и ППк Воспроизведение
охарактеризовать логопедическое обследование в рамках МПМК и ППк Применение
12 Комплексная медико-психологическая коррекция детей с нарушениями в речи Самостоятельное изучение охарактеризовать организацию групповых и индивидуальных занятий, направленных на преодоление речевых нарушений Применение
описать принципы построения коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи Воспроизведение
13 Программа логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей разного возраста Самостоятельное изучение охарактеризовать программы коррекционной работы с детьми раннего возраста Применение
охарактеризовать программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста Применение
охарактеризовать программы коррекционной работы с младшими школьниками Применение
охарактеризовать программы коррекционной работы с подростками Применение
14 Модели и технологии организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений Лекция описать этапы индивидуального сопровождения в общеобразовательной школе Воспроизведение
описать организационные аспекты психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе Воспроизведение
15 Модели и технологии организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений Практическая работа охарактеризовать модели и технологии сопровождения детей с ОВЗ: специфику реализации моделей психолого-педагогического сопровождения Применение
охарактеризовать технологии психолого-педагогического сопровождения - организационные, содержательные и методические аспекты Применение
16 Службы сопровождения в специальном образовании Самостоятельное изучение описать уровни сопровождения: системный и индивидуальный Воспроизведение
описать основные направления работы с участниками образовательных отношений Воспроизведение
17 Мониторинг психофизического состояния ребенка в образовательном учреждении Самостоятельное изучение описать лонгитюдное исследование детей (диагностические «срезы» в конце сентября, декабря, апреля месяцев) Воспроизведение
охарактеризовать выработку индивидуальных образовательных планов (ИОП) детей с текущей корректировкой Применение
18 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) описать организацию и содержание психолого-педагогической помощи лицам с нарушениями речи в образовательной организации Воспроизведение
охарактеризовать формы и методы организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной организации Применение

Литература

Основная

  1. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учеб. пособие [для студентов, аспирантов и преподавателей пед. вузов] / Е. Е. Китик. - 4-е изд., стер. - М.: Флинта [и др.], 2017. - 192, [3] с. ISBN 978-5-9765-11-63-7. – Текст: непосредственный.
  2. Лапп Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 147 с. ISBN 9785534084122. - Текст: непосредственный.
  3. Эм, Е. А. Дошкольная логопедия: учебное пособие (курс лекций) / Е. А. Эм. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. - 168 c. - ISBN 2227-8397. - URL: http://www.iprbookshop.ru/99418.html (дата обращения: 5.06.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  4. Эм, Е. А. Дошкольная логопедия: учебное пособие (практикум) / Е. А. Эм, О. П. Демиденко. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — 182 c. - ISBN 2227-8397. - URL: http://www.iprbookshop.ru/99419.html (дата обращения: 5.06.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьника : практическое пособие : для студентов вузов, логопедов, психологов, дефектологов и преподавателей / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 156, [2] с. - ISBN 978-5-534-06800-9. – Текст: непосредственный
  2. Ворошнина, О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. - Электрон. текстовые данные. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 204 c. - ISBN 2227-8397. – URL: http://www.iprbookshop.ru/70628.html (дата обращения: 5.06.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для вузов : для студентов направления "Педагогическое образование" профиль подготовки "Начальное образование" всех форм обучения / Г. М. Криницына ; Тюменский государственный университет. - 2-е изд., стер. - Москва : Юрайт, 2020. - 147, [1] с. - ISBN 978-5-534-11286-3. – Текст: непосредственный
  4. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие : [направление подгот. - Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата), психолого-педагогическое образование, магистер. прогр. "Педагогика и психология инклюзивного образования"] / [БУ ВО ХМАО - Югры, "Сургут. гос. пед. ун-т"] ; [сост.: Болгарова М. А. и др.]. - Москва : [Перо], 2016. - 229, [1] с. - ISBN 978-5-906851-17-8. – Текст: непосредственный
  5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов: монография / А.М. Молокостова; Е.В. Логутова; Н.Н. Биктина; И.С. Якиманская. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 124 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/54149.html (дата обращения: 5.06.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи - URL: https://fgosreestr.ru/
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - URL: https://fgosreestr.ru/

Источники

  1. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации" 24 октября 2019 - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. "Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи" [Электронный ресурс]: направление подготовки 44.04.03. Специальное (дефектологическое) образование /БУ "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. Алексеева Л.М - Электрон.дан. -Сургут: СурГПУ, 2020.-Режим дос-тупа: htth://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. -Загл. с экрана