бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 16, 2020
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 17, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Nov. 17, 2020

Б1.В.ДВ.04.01 ДВ: Конфликтология, 3 семестр

М-9271, 44.04.02, Психолого-педагогическое образование (направленность Психология развивающего образования младших школьников), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
В.В. Авсянская ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5) знание конфликтологические типологии участников образовательного процесса знаниевый
знание основных моделей поведения в межкультурном взаимодействии с учетом анализа разнообразия культур знаниевый
умение анализировать межэтнические конфликты, возникающие в поликультурной образовательной среде ориентировочный
способность к просветительской деятельности по организации взаимодействия субъектов образовательных отношений (ПК-3) знание способов просвещения участников образовательных отношений знаниевый
умение выбирать формы и методы просвещения участников образовательного процесса ориентировочный
умение планировать психолого-педагогическую просветительскую деятельность среди субъектов образовательных отношений по вопросам урегулирования конфликта операциональный
способность планировать и организовывать взаимодействие участников образовательных отношений (ОПК-7) знание моделей поведения личности в конфликте знаниевый
знание способов взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса по вопросам профилактики и разрешения конфликтов; знаниевый
знание типологии конфликтов и различать их специфику знаниевый
умение выбирать адекватные формы взаимодействия с участниками образовательного процесса по вопросам урегулирования конфликта ориентировочный
умение выбирать способы разрешения конфликтов между участниками образовательных отношений ориентировочный
умение планировать деятельность по предупреждению, конструктивному разрешению и управлению конфликтами в образовательной среде операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование ориентировочной основы умения по профилактике и управлению конфликтами в образовательной среде

Задачи

  1. формирование умений по выявлению и анализу конфликта как социально-психологического явления в образовательной среде
  2. формирование умениий по конструктивному регулированию и управлению конфликтами, возникающими в образовательной среде

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 2.5 ч. из 2.0 ч.
Часов в неделю 3.0 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Конфликт как социально-психологическое явление формирование умений по выявлению и анализу конфликта как социально-психологического явления в образовательной среде знание: типологии конфликтов и их специфику; - динамику протекания конфликтов; - модели поведения личности в конфликте; - методы исследования конфликтов в образовательной среде; - методы и способы разрешения конфликтов; - основные модели поведения в межкультурном взаимодействии с учетом анализа разнообразия культур; умение: - анализировать конфликты, возникающие между участниками образовательного процесса; - анализировать межэтнические конфликты, возникающие в поликультурной образовательной среде; - выявлять проблемы в социальном развитии детей, приводящих к конфликтности в детской группе; владение: - схемой анализа конфликтных ситуаций в образовательной среде
  • Конфликт как социально-психологический феномен
  • Динамика и механизмы возникновения конфликтов
  • Педагогические и инновационные конфликты
  • Межэтнические конфликты
Модуль 2 . Управление конфликтами в образовательной организации формирование умениий по конструктивному регулированию и управлению конфликтами, возникающими в образовательной среде знание: - методы и способы разрешения конфликтов; - способы взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса по вопросам профилактики и разрешения конфликтов; - особенности просветительской деятельности для разных категорий участников образовательного процесса по вопросам урегулирования конфликта; умение: - выбирать конструктивные методы разрешения конфликтов в образовательной среде; - организовывать эффективную коммуникацию с участниками образовательной среды; - планировать психолого-педагогическую просветительскую деятельность среди субъектов образовательных отношений по вопросам урегулирования конфликта; владение: - конструктивными методами и способами разрешения конфликтов в образовательной среде; - методами и приемами профилактики конфликтов в образовательной среде; - приемами и техниками конструктивного общения в конфликтных ситуациях.
  • Технологии управления конфликтами
  • Теория и практика разрешения конфликтов в образовательной организации
  • Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Конфликт как социально-психологический феномен Лекция 2.0 1
2 Динамика и механизмы возникновения конфликтов Практическая работа (М) 2.0 1
3 Динамика и механизмы возникновения конфликтов Вариативное задание 4.0 1
4 Педагогические и инновационные конфликты Практическая работа (М) 2.0 1
5 Педагогические и инновационные конфликты Вариативное задание 4.0 1
6 Межэтнические конфликты Практическая работа (М) 2.0 1
7 Межэтнические конфликты Вариативное задание 3.0 1
8 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 1
9 Рубежный контроль Индивидуальная работа 1.0 1
10 Технологии управления конфликтами Лекция 2.0 1
11 Технологии управления конфликтами Вариативное задание 4.0 1
12 Теория и практика разрешения конфликтов в образовательной организации Практическая работа (М) 2.0 1
13 Теория и практика разрешения конфликтов в образовательной организации Вариативное задание 5.0 1
14 Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны Практическая работа (М) 2.0 1
15 Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны Вариативное задание 4.0 1
16 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 1
17 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа 1.5 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Конфликт как социально-психологический феномен Лекция знание типологии конфликтов и их специфику Воспроизведение
знание модели поведения личности в конфликте Воспроизведение
2 Динамика и механизмы возникновения конфликтов Практическая работа (М) знание типологии конфликтов Воспроизведение
знание структуры конфликтов Воспроизведение
знание механизмов возникновения конфликтов Воспроизведение
умение анализировать причины конфликтов Применение
умение анализировать структуру конфликта Применение
3 Динамика и механизмы возникновения конфликтов Вариативное задание знание механизмов возникновения конфликтов Воспроизведение
умение анализировать причины конфликтов Применение
умение анализировать структуру конфликта Применение
4 Педагогические и инновационные конфликты Практическая работа (М) знание специфики конфликтов в условиях нововведений в ОО Воспроизведение
знание особенностей конфликтов в разных возрастных группах Воспроизведение
умение анализировать межличностные конфликты в учебной деятельности Применение
умение анализировать конфликты в условиях инновационной деятельности Применение
5 Педагогические и инновационные конфликты Вариативное задание знание специфики конфликтов в условиях нововведений в ОО Воспроизведение
знание особенностей конфликтов в разных возрастных группах Воспроизведение
умение анализировать межличностные конфликты в учебной деятельности Применение
умение анализировать конфликты в условиях инновационной деятельности Применение
6 Межэтнические конфликты Практическая работа (М) знание особенностей межэтнических конфликтов Воспроизведение
знание способов разрешения межэтнических конфликтов Воспроизведение
умение анализировать причины возникновения конфликтов в условиях межэтнического взаимодействия Применение
знание особенностей политических конфликтов Узнавание
7 Межэтнические конфликты Вариативное задание знание особенностей межэтнических конфликтов Воспроизведение
знание способов разрешения межэтнических конфликтов Воспроизведение
умение анализировать причины возникновения конфликтов в условиях межэтнического взаимодействия Применение
знание особенностей политических конфликтов Узнавание
8 Рубежный контроль Контрольная работа знание механизмов возникновения конфликтов Воспроизведение
знание специфики конфликтов в условиях нововведений в ОО Воспроизведение
знание особенностей конфликтов в разных возрастных группах Воспроизведение
умение анализировать межличностные конфликты в учебной деятельности Применение
знание способов разрешения межэтнических конфликтов Воспроизведение
умение анализировать причины возникновения конфликтов в условиях межэтнического взаимодействия Применение
умение анализировать причины конфликтов Применение
9 Рубежный контроль Индивидуальная работа знание специфики конфликтов в условиях нововведений в ОО Воспроизведение
знание особенностей конфликтов в разных возрастных группах Воспроизведение
умение анализировать межличностные конфликты в учебной деятельности Применение
умение анализировать конфликты в условиях инновационной деятельности Применение
знание особенностей межэтнических конфликтов Воспроизведение
умение анализировать причины возникновения конфликтов в условиях межэтнического взаимодействия Применение
10 Технологии управления конфликтами Лекция знать способы управления конфликтом Воспроизведение
знать технологии урегулирования конфликтов Воспроизведение
11 Технологии управления конфликтами Вариативное задание знать технологии урегулирования конфликтов Воспроизведение
уметь планировать разрешение конфликта Применение
уметь выбирать формы управления конфликтом Воспроизведение
12 Теория и практика разрешения конфликтов в образовательной организации Практическая работа (М) знать техники разрешения конфликтов Воспроизведение
знать условия успешного разрешения конфликта Воспроизведение
знать этические правила поведения в конфлите Воспроизведение
уметь выбирать методы и средства разрешения конфликтов Применение
уметь оценивать результаты разрешения конфликта Применение
13 Теория и практика разрешения конфликтов в образовательной организации Вариативное задание знать техники разрешения конфликтов Воспроизведение
знать условия успешного разрешения конфликта Воспроизведение
знать этические правила поведения в конфлите Воспроизведение
уметь выбирать методы и средства разрешения конфликтов Применение
уметь оценивать результаты разрешения конфликта Применение
14 Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны Практическая работа (М) знание типологии конфликтов и их специфику Воспроизведение
знание модели поведения личности в конфликте Воспроизведение
знание функций конфликта в социальном взаимодействии Воспроизведение
15 Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны Вариативное задание знание типологии конфликтов и их специфику Воспроизведение
знание модели поведения личности в конфликте Воспроизведение
знание функций конфликта в социальном взаимодействии Воспроизведение
16 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) знание особенностей конфликтов в разных возрастных группах Воспроизведение
умение анализировать межличностные конфликты в учебной деятельности Применение
знание способов разрешения межэтнических конфликтов Воспроизведение
умение анализировать причины возникновения конфликтов в условиях межэтнического взаимодействия Применение
уметь планировать разрешение конфликта Применение
уметь оценивать результаты разрешения конфликта Применение
уметь анализировать конфликтные ситуации спозиции медиатора Применение
умение выбирать модели ведения переговоров с позиции медиатора Применение
17 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа умение анализировать межличностные конфликты в учебной деятельности Применение
умение анализировать конфликты в условиях инновационной деятельности Применение
умение анализировать причины возникновения конфликтов в условиях межэтнического взаимодействия Применение
уметь выбирать методы и средства разрешения конфликтов Применение
уметь оценивать результаты разрешения конфликта Применение
умение выбирать модели ведения переговоров с позиции медиатора Применение

Литература

Основная

  1. Зеленков, М. Ю. Конфликтология : учеб. / М. Ю. Зеленков. – Москва : Дашков и К, 2015.— 324 c. - ISBN 978-5-394-01918-0. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452906 (дата обращения: 20.04.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Клачкова, О. А. Конфликтология : практикум / О. А. Клачкова. - Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 136 с. - ISBN 978-5-4497-0127-5. - URL: http://www.iprbookshop.ru/85814.html (дата обращения: 20.04.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Семенов, В. А. Конфликтология : учеб. пособие / В. А. Семенов. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 383 с. - ISBN 978-5-4486-0417-1. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79640.html конфликтология (дата обращения: 20.04.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Алексеев, О. А. Конфликтология и управление : учеб. пособие / О. А. Алексеев. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. - 238 c. - ISBN 978-5-905916-94-6. - URL: http://www.iprbookshop.ru/33853.html (дата обращения: 20.04.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Метлякова, Л. А. Конфликтология : учеб.-метод. пособие / Л. А. Метлякова. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. - 210 c. - ISBN 978-5-85218-812-0. - URL: http://www.iprbookshop.ru/70630.html (дата обращения: 20.04.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. «Конфликтология»: Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.Л. Тарасенко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http:// els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана