бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 20, 2020
Е.И. Бреусова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 20, 2020
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано Nov. 20, 2020

Б1.В.ДВ.06.01 ДВ: Основы выразительного чтения, 5 семестр 1 полусеместр

Б-08081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (ПК-21) Знает основные знаки и правила интонационно-выразительной разбивки текста знаниевый
Владеет принципами интонационно-выразительной разметки текста ориентировочный
Владеет принципами логического анализа текста операциональный
Опыт выразительного чтения художественных текстов опыт
Опыт интонационно-выразительной разметки текста опыт
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4) Знает способы тренировки речевого аппарата знаниевый
Знает условия выразительности речи знаниевый
Владеет критериями выразительности речи ориентировочный
Владеет четкой дикцией операциональный
Опыт выразительного чтения художественных текстов опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать профессиональные качества речи будущих педагогов - четкую артикуляцию, ясную дикцию, умение логично, образно, эмоционально действовать словом.

Задачи

  1. Соврешенствовать уровень техники речи; развивать интонационные умения
  2. Овладеть умением логического анализа текста и интонационно-выразительной разметки текста

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 0.4 ч. (1.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Техника речи Совершенствовать уровень техники речи; развивать интонационные умения Владение необходимым уровнем развития качеств и профессиональных свойств голоса, четкой дикцией, правилами русской орфоэпии. Способность целенаправленно и продуктивно пользоваться логическим ударением, логической и психологической паузой, выбирать необходимый темпоритм и эмоциональный тон чтения
  • Техника речи
  • Интонация
Модуль 2. Практика выразительного чтения Овладеть умением логического анализа текста и интонационно-выразительной разметки текста Способность выполнять логический анализ текста, интонационно-выразительную разметку текста и использовать эти результаты для выразительного чтения текста различных жанров
  • Логичекий анализ и интонационно-выразительная разметка текста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основы искусства художественного чтения Самостоятельное изучение 4.0 2
2 Дикция. Орфоэпия. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
3 Дикция. Орфоэпия. Самостоятельное изучение 8.0 5
4 Дыхание Самостоятельное изучение 6.0 8
5 Голос Самостоятельное изучение 8.0 10
6 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 10
7 Голос Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
8 Логическое ударение. Паузы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
9 Логическое ударение. Паузы Самостоятельное изучение 10.0 12
10 Темпоритм. Мелодика. Эмоциональный тон. Самостоятельное изучение 8.0 13
11 Логический анализ и интонационно-выразительная разметка текста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 14
12 Логический анализ и интонационно-выразительная разметка текста Самостоятельное изучение 8.0 16
13 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 20

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основы искусства художественного чтения Самостоятельное изучение Назвать характерные черты системы "словесного действия" Воспроизведение
Выполнять упражнения на тренировку воспроизводящего и творческого воображения Применение
2 Дикция. Орфоэпия. Практическая работа (К-т. 50/50) Выполнять упражнения на тренировку воспроизводящего и творческого воображения Применение
Выполнять артикулляционную гимнастику. Воспроизведение
Выполнять упражнения на совершенствование дикции. Воспроизведение
Уметь пользоваться различными орфоэпическими источниками Воспроизведение
3 Дикция. Орфоэпия. Самостоятельное изучение Назвать характерные черты системы "словесного действия" Воспроизведение
Выполнять упражнения на тренировку воспроизводящего и творческого воображения Применение
Выполнять артикулляционную гимнастику. Воспроизведение
Выполнять упражнения на совершенствование дикции. Воспроизведение
Уметь пользоваться различными орфоэпическими источниками Воспроизведение
4 Дыхание Самостоятельное изучение Назвать характерные черты системы "словесного действия" Воспроизведение
Выполнять упражнения на тренировку воспроизводящего и творческого воображения Применение
Назвать виды и типы дыхания. Узнавание
Выполнять упражнения на развитие диафрагмально-реберного дыхания. Воспроизведение
5 Голос Самостоятельное изучение Выполнять упражнения на постановку голоса и развитие его профессиональных свойств. Воспроизведение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса. Воспроизведение
6 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (заоч.) Назвать характерные черты системы "словесного действия" Воспроизведение
Назвать виды и типы дыхания. Узнавание
Выполнять упражнения на развитие диафрагмально-реберного дыхания. Воспроизведение
Назвать качества и профессиональные свойства голоса. Узнавание
Выполнять упражнения на постановку голоса и развитие его профессиональных свойств. Воспроизведение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса. Воспроизведение
Выполнять артикулляционную гимнастику. Воспроизведение
Выполнять упражнения на совершенствование дикции. Воспроизведение
7 Голос Практическая работа (К-т. 50/50) Назвать качества и профессиональные свойства голоса. Узнавание
Выполнять упражнения на постановку голоса и развитие его профессиональных свойств. Воспроизведение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса. Воспроизведение
8 Логическое ударение. Паузы Практическая работа (К-т. 50/50) Определять место и назначение логической и психологической паузы в тексте. Применение
9 Логическое ударение. Паузы Самостоятельное изучение Назвать характерные черты системы "словесного действия" Воспроизведение
Выполнять упражнения на тренировку воспроизводящего и творческого воображения Применение
Определять место и назначение логической и психологической паузы в тексте. Применение
10 Темпоритм. Мелодика. Эмоциональный тон. Самостоятельное изучение Назвать правила мелодики различных синтаксических структур текста. Узнавание
Определять необходимый эмоциональный тон чтения текста. Применение
Характеризовать темпортим текста. Применение
11 Логический анализ и интонационно-выразительная разметка текста Практическая работа (К-т. 50/50) Выполнять логический анализ текста. Применение
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров. Творчество
12 Логический анализ и интонационно-выразительная разметка текста Самостоятельное изучение Знать правила интонационно-выразительной разметки текста Воспроизведение
Владеть принципами интонационно-выразительной разметки текста Применение
Опыт интонационно-выразительной разметки текста Применение
13 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (заоч.) Определять необходимый эмоциональный тон чтения текста. Применение
Характеризовать темпортим текста. Применение
Выполнять логический анализ текста. Применение
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров. Творчество
Знать правила интонационно-выразительной разметки текста Воспроизведение
Владеть принципами интонационно-выразительной разметки текста Применение
Опыт интонационно-выразительной разметки текста Применение

Литература

Основная

  1. Малышева, Е.Г. Постановка речевого голоса. Техника речи : учебное пособие / Е.Г. Малышева, А.Ю. Крылов. – Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2017. – 244 с. - ISBN 978-5-7779-2106-2. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=563027 (дата обращения: 20.05.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Шелестова, З.А. Выразительное чтение в средней и высшей школе : учебное пособие / З.А. Шелестова. – 2-е изд., дораб. и доп. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. – 212 с. - ISBN 978-5-4263-0359-1 – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471251 (дата обращения: 20.05.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты : энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. - 5-е изд., стер. - Москва : Флинта [и др.], 2017. - 479, [1] с. - ISBN 978-5-89349-502-7 : 575-00. - Текст: непосредственный.
  2. Голос как инструмент успешности : метод. указания : направление подгот. 44.03.05 "Педагогическое образование", направленность "Русский язык и литература" (уровень бакалавриата) / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Филол. фак., Каф. филол. образования и журналистики ; [сост.: В. В. Гаврилов, Т. А. Сироткина]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 36 с. - Текст: непосредственный.
  3. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов : для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и [аспирантов] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 292 c. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-06561-9 : 590-58. - Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Калмыкова, И. Р. Работа над техникой речи в курсе школьной риторики. – URL: http://www.studmed.ru/view/kalmykova-ir-rabota-nad-tehnikoy-rechi-v-kurse-shkolnoy-ritoriki_f78ddda5989.html. (дата обращения: 20.05.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  2. Милованова, Т. А. Постановка голоса. – URL: http://junona.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=118 (дата обращения: 20.05.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Источники

  1. ФГОС начального общего образования. - Режим доступа: https://www.google.ru/search?client=opera&q=фгос+начального+общего+образования&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8-, свободный. – Загл. с экрана.
  2. ФГОС основного общего образования. - Режим доступа: https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-russkogo-yazyka-i-literatury/
  3. ФГОС среднего (полного) общего образования. - Режим доступа: https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-russkogo-yazyka-i-literatury/

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04.