бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 20, 2020
Е.И. Бреусова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 20, 2020
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано Nov. 20, 2020

Б1.Б.21 Современные методы исследования, 7 семестр

Б-07081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-11 готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования. алгоритм проведения учебно-исследовательской деятельности; знаниевый
основные теоретические и практические педагогические методы исследования знаниевый
сущность профессионального самопознания и саморазвития; знаниевый
определять теоретические и практические задачи исследования; ориентировочный
определять цель и задачи исследования; ориентировочный
ориентироваться в предметном содержании методической деятельности; ориентировочный
оценивать себя в качестве субъекта деятельности ориентировочный
алгоритмом распределения методов исследования с точки зрения теоретического и эмпирического знания; операциональный
правилами и приёмами познавательной деятельности, мышления; операциональный
профессионального самопознания и саморазвития. опыт
решения исследовательских задач по теоретическим и практическим аспектам методик преподавания русского языка и литературы; опыт
ПК-12 способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся. алгоритм проведения учебно-исследовательской деятельности обучающихся; знаниевый
определять теоретические и практические задачи учебно-исследовательской деятельности обучающихся ориентировочный
алгоритмом постановки и решения задач учебно-исследовательской деятельности обучающихся; операциональный

Цели изучения дисциплины

Сформировать умения по организации и проведению эффективной научно-педагогической работы, знание и технологию работы в рамках общенаучных и психолого-педагогических методов.

Задачи

  1. Сформировать у студентов компетентности в проведении научных исследований по актуальным проблемам методики обучения
  2. Объективно представить студентам логику применения теоретических и эмпирических методов научно-поискового исследования в методике обучения русскому языку и литературе.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 0.4 ч. (1.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Методология как основа организации современного научного исследования Сформировать у студентов компетентности в проведении научных исследований по актуальным проблемам методики обучения Знает основы и принципы проведения научных исследований по актуальным проблемам методики обучения
  • Методология научного исследования. Виды исследовательских задач.
  • Анализ компонентов научного аппарата.
  • Логика и особенности организации научного исследования.
  • Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы.
Модуль 2. Теоретические и эмпирические методы современного научного исследования Объективно представить студентам логику применения теоретических и эмпирических методов научно-поискового исследования в методике обучения русскому языку и литературе. Демонстрирует владение логикой применения теоретических и эмпирических методов научно-поискового исследования в методике обучения русскому языку и литературе.
  • Педагогический эксперимент
  • Опросные методы изучения педагогических проблем.
  • Методы эмпирического познания педагогических явлений.
  • Разработка и защита проекта мини исследования.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Лекция 2.0 1
2 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Самостоятельное изучение 4.0 3
3 Методология научного исследования. Анализ компонентов научного аппарата. Самостоятельное изучение 4.0 5
4 Освоение способов определения компонентов научного аппарата Самостоятельное изучение 6.0 7
5 Характеристики научной деятельности. Логика и особенности организации научного исследования. Самостоятельное изучение 6.0 9
6 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Самостоятельное изучение 6.0 11
7 Освоение способов определения компонентов научного аппарата Самостоятельное изучение 4.0 12
8 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Самостоятельное изучение 6.0 13
9 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Лекция 2.0 14
10 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Самостоятельное изучение 2.0 14
11 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 15
12 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия применения. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 16
13 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия применения. Самостоятельное изучение 4.0 16
14 Опросные методы изучения педагогических проблем. Самостоятельное изучение 6.0 17
15 Разработка и защита проекта мини-исследования. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 18
16 Разработка и защита проекта мини-исследования. Самостоятельное изучение 2.0 18
17 Методы эмпирического познания педагогических явлений. Самостоятельное изучение 6.0 19
18 Промежуточная аттестация – зачет Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 20

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Лекция Перечистяет способы познания Воспроизведение
Знает критерии научности Воспроизведение
Знает теоретические методы научного исследования Воспроизведение
Знает эмпирические методы научного исследования Воспроизведение
Знает варианты классификации методов научного исследования Воспроизведение
2 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Самостоятельное изучение Отличает научное познание от других способов Воспроизведение
Оценивает получаемую информацию с точки зрения соответствия критериям научности Применение
Характеризует методы педагогических исследований Применение
3 Методология научного исследования. Анализ компонентов научного аппарата. Самостоятельное изучение Характеризует методы педагогических исследований Применение
Знает виды исследовательских задач Воспроизведение
Умеет выбирать методы в зависимости от вида исследовательской задачи Применение
Знает состав и логику научного аппарата Воспроизведение
Разрабатывает элементы аппарата педагогического исследования Применение
Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
4 Освоение способов определения компонентов научного аппарата Самостоятельное изучение Характеризует методы педагогических исследований Применение
Знает виды исследовательских задач Воспроизведение
Умеет выбирать методы в зависимости от вида исследовательской задачи Применение
Знает состав и логику научного аппарата Воспроизведение
Разрабатывает элементы аппарата педагогического исследования Применение
Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
5 Характеристики научной деятельности. Логика и особенности организации научного исследования. Самостоятельное изучение Знает состав и логику научного аппарата Воспроизведение
Разрабатывает элементы аппарата педагогического исследования Применение
Знает принципы организации фундаментального научного исследования Воспроизведение
Знает принципы организации прикладного научного исследования Воспроизведение
Владеет принципами работы в научном коллективе Применение
6 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Самостоятельное изучение Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
Знает принципы организации фундаментального научного исследования Воспроизведение
Знает принципы организации прикладного научного исследования Воспроизведение
Владеет принципами работы в научном коллективе Применение
Выделяет критерии анализа НИР Применение
Проверяет выделенные критерии анализа НИР Применение
Анализирует НИР и собственную аналитическую деятельность Применение
7 Освоение способов определения компонентов научного аппарата Самостоятельное изучение Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
Выделяет критерии анализа НИР Применение
Проверяет выделенные критерии анализа НИР Применение
Анализирует НИР и собственную аналитическую деятельность Применение
8 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Самостоятельное изучение Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
Выделяет критерии анализа НИР Применение
Проверяет выделенные критерии анализа НИР Применение
Анализирует НИР и собственную аналитическую деятельность Применение
9 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Лекция Знает теоретические методы научного исследования Воспроизведение
Знает эмпирические методы научного исследования Воспроизведение
Знает варианты классификации методов научного исследования Воспроизведение
Знает принципы организации фундаментального научного исследования Воспроизведение
Знает принципы организации прикладного научного исследования Воспроизведение
10 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Самостоятельное изучение Характеризует методы педагогических исследований Применение
Знает принципы организации фундаментального научного исследования Воспроизведение
Знает принципы организации прикладного научного исследования Воспроизведение
Владеет принципами работы в научном коллективе Применение
11 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (заоч.) Перечистяет способы познания Воспроизведение
Отличает научное познание от других способов Воспроизведение
Знает критерии научности Воспроизведение
Оценивает получаемую информацию с точки зрения соответствия критериям научности Применение
Умеет выбирать методы в зависимости от вида исследовательской задачи Применение
Знает состав и логику научного аппарата Воспроизведение
Разрабатывает элементы аппарата педагогического исследования Применение
Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
12 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия применения. Практическая работа (К-т. 50/50) Знает виды педагогического эксперимента Воспроизведение
Знает принципы проведения, условия и этапы педагогического эксперимента Воспроизведение
Организует проведение педагогического эксперимента в рамках собственной научно-исследовательской деятельности Применение
Анализирует эффективность и достоверность проведенных педагогических экспериментов, как собственных, так и сторонних. Применение
13 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия применения. Самостоятельное изучение Знает виды педагогического эксперимента Воспроизведение
Знает принципы проведения, условия и этапы педагогического эксперимента Воспроизведение
Организует проведение педагогического эксперимента в рамках собственной научно-исследовательской деятельности Применение
Анализирует эффективность и достоверность проведенных педагогических экспериментов, как собственных, так и сторонних. Применение
14 Опросные методы изучения педагогических проблем. Самостоятельное изучение Знает опросные методы изучения педагогических проблем Воспроизведение
Изучает педагогические проблемы с применением опросных методов Применение
15 Разработка и защита проекта мини-исследования. Практическая работа (К-т. 50/50) Разрабатывает проект исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Проводит исследование в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Презентует результаты мини исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Оценивает результаты мини исследований в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы. Применение
16 Разработка и защита проекта мини-исследования. Самостоятельное изучение Разрабатывает проект исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Проводит исследование в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Презентует результаты мини исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Оценивает результаты мини исследований в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы. Применение
17 Методы эмпирического познания педагогических явлений. Самостоятельное изучение Знает эмпирические методы познания педагогических явлений Воспроизведение
Описывает технологию проведения нескольких эмпирических методов для исследования педагогических явлений Воспроизведение
Выбирает эмпирический метод для исследования педагогических явлений Применение
18 Промежуточная аттестация – зачет Промежуточная аттестация (заоч.) Знает виды педагогического эксперимента Воспроизведение
Знает принципы проведения, условия и этапы педагогического эксперимента Воспроизведение
Организует проведение педагогического эксперимента в рамках собственной научно-исследовательской деятельности Применение
Анализирует эффективность и достоверность проведенных педагогических экспериментов, как собственных, так и сторонних. Применение
Разрабатывает проект исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Проводит исследование в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Презентует результаты мини исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Оценивает результаты мини исследований в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы. Применение

Литература

Основная

  1. Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по всем направлениям, [аспирантов и докторантов] / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 364, [2] с. - (Бакалавр и магистр). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-03635-0 : 876-18. – Текст: непосредственный.
  2. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований : учебное пособие / М.Ф. Шкляр. – 7-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2019. – 208 с. – ISBN 978-5-394-03375-9. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573356 (дата обращения: 19.11.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований : учеб. пособие [для студентов бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов, соискателей учёной степ. и преподавателей] / М. Ф. Шкляр. - 6-е изд. - Москва: Дашков и К, 2016. - 206, [1] с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02518-1: 231-00. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 206, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-7695-8735-1 : 323-40 . – Текст: непосредственный.
  2. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. В. Крулехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 192, [4] с. - (Бакалавр и магистр). - ISBN 978-5-534-05461-3 : 534-45. – Текст: непосредственный
  3. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований : учеб. пособие [для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов] / И. Н. Кузнецов. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2016. - 282, [1] с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02653-9 : 311-85. – Текст: непосредственный.
  4. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистров, студентов, [аспирантов] высш. учеб. заведений / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. - Москва : Юрайт, 2018. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-1036-0 : 519-18. – Текст: непосредственный.
  5. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с. - (Высшее образование. Магистратура). - ISBN 978-5-16-012472-8 : 388-50. – Текст: непосредственный.
  6. Рузавин, Г. И. Методология научного познания : учебное пособие для вузов / Г. И. Рузавин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 287 c. – ISBN 978-5-238-00920-9. – URL: http://www.iprbookshop.ru/81665.html (дата обращения: 19.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Ивин А.А. Логика: учебник для гуманитарных факультетов: сайт. - http://logic-books.info/sites/default/files/ivin_a._logika.doc (дата обращения: 10.05.2020). – Текст: электронный.
  2. Основные виды умственных операций: сайт. - http://www.shsgroup.ru/mishlenie/4_1.php (дата обращения: 01.04.2020). – Текст: электронный.

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилям) (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 91) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/7/1805

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04