бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-гуманитарного образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 23, 2020
Е.П. Шульга заведующий кафедрой
согласовано Nov. 23, 2020
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Nov. 24, 2020

К.М.04.06 История региона в контексте истории России, 3 семестр

М-9071, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Современные технологии исторического образования), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
И.А. Билль ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен осуществлять совместно с другими участниками процесса научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач (ПКО-2). ПКО-2.1.2. Знание методологических основ организации научно-исследовательской деятельности по региональной истории знаниевый
ПКО-1.2.2. Умение определять теоретико-методологические и методические подходы реализации образовательного процесса по региональной истории ориентировочный
ПКО-2.3.1. Умение осуществлять совместно с другими участниками планирование научно-исследовательской деятельности по региональной истории операциональный
ПКО-2.3.2. Умение осуществлять совместно с другими участниками выбор методов организации научно-исследовательской деятельности по региональной истории операциональный
ПКО-2.3.3. Умение осуществлять совместно с другими участниками оценку результативности научно-исследовательской деятельности по региональной истории операциональный
ПКО-1.4.1. Опыт определения теоретико-методологических и методических подходов в реализации образовательного процесса по региональной истории опыт
ПКО-2.4.1. Опыт планирования научно-исследовательской деятельности по региональной истории опыт
ПКО-2.4.2. Опыт применения методов реализации научно-исследовательской деятельности по региональной истории опыт
ПКО-2.4.3. Опыт оценки результативности научно-исследовательской деятельности по региональной истории опыт
способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1) ПКО-1.1.1. Знание фактологического материала по региональной истории Севера Западной Сибири знаниевый
ПКО-1.2.1. Умение выявлять и отбирать исторический материал при планировании программ по региональной истории ориентировочный
ПКО-1.3.1. Уметь планировать содержание учебных программ по региональной истории на основе отобранного исторического материала операциональный
ПКО-1.4.1. Опыт планирования образовательной деятельности по региональной истории опыт

Цели изучения дисциплины

научиться выделять и характеризовать основные тенденции в региональной истории в контексте истории России (на примере истории Севера Западной Сибири).

Задачи

  1. Научиться определять основные направления в изучении региональной истории в контексте истории России.
  2. Научиться отбирать содержание для разработки образовательных программ по региональной истории в контексте истории России.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.0 ч. из 3.5 ч.
Часов в неделю 6.0 ч. (10.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Актуальные вопросы историографии истории Севера Западной Сибири в контексте истории России Научиться определять основные направления в изучении региональной истории в контексте истории России. Выделить эволюцию и основные достижения в изучении региональной истории в контексте истории России.
  • История изучения Севера Западной Сибири
Модуль 2. Актуальные вопросы источниковедения истории Севера Западной Сибири в контексте истории России Научиться отбирать содержание для разработки образовательных программ по региональной истории в контексте истории России. Научится отбирать содержания и источники для разработки образовательных программ по региональной истории в контексте истории России.
  • Источники по истории Севера Западной Сибири и возможности их применения в образовательном процессе.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Накопление исторических знаний о Севере Западной Сибири Лекция 2.0 1
2 Изучение Севера Западной Сибири в середине XVIII – начале ХХ вв. Практическая работа (М) 2.0 1
3 Изучение Севера Западной Сибири в середине XVIII – начале ХХ вв. Вариативное задание 4.0 1
4 Изучение Севера Западной Сибири в советский период. Практическая работа (М) 2.0 1
5 Изучение Севера Западной Сибири в советский период. Индивидуальная работа 2.0 1
6 Изучение Севера Западной Сибири в советский период. Вариативное задание 4.0 1
7 Изучение Севера Западной Сибири на современном этапе. Практическая работа (М) 2.0 2
8 Изучение Севера Западной Сибири на современном этапе. Вариативное задание 6.0 2
9 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 2
10 Публикация источников по истории Севера Западной Сибири Лекция 2.0 2
11 Перспективы использования документального наследия региональных архивов в исследованиях по истории Севера Западной Сибири Практическая работа (М) 2.0 3
12 Перспективы использования документального наследия региональных архивов в исследованиях по истории Севера Западной Сибири Вариативное задание 6.0 3
13 Перспективы использования документального наследия региональных архивов в исследованиях по истории Севера Западной Сибири Индивидуальная работа 3.0 3
14 Ресурсы Интернета как источник по истории Севера Западной Сибири: проблемы и перспективы использования Практическая работа (М) 2.0 3
15 Ресурсы Интернета как источник по истории Севера Западной Сибири: проблемы и перспективы использования Вариативное задание 4.0 3
16 Промежуточная аттестация – зачет Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Накопление исторических знаний о Севере Западной Сибири Лекция перечислять основные достижения в изучении Севера Западной Сибири в 15-18 веках. Узнавание
2 Изучение Севера Западной Сибири в середине XVIII – начале ХХ вв. Практическая работа (М) Выделять основные направления в изучении Севера Западной Сибири в середине XVIII - ХХ в. Его представителей и достижения Воспроизведение
3 Изучение Севера Западной Сибири в середине XVIII – начале ХХ вв. Вариативное задание Выделять основные направления в изучении Севера Западной Сибири в середине XVIII - ХХ в. Его представителей и достижения Воспроизведение
4 Изучение Севера Западной Сибири в советский период. Практическая работа (М) Выделять основные направления в изучении Севера Западной Сибири в середине XVIII - ХХ в. Его представителей и достижения Воспроизведение
Выделять современные актуальные направления в изучении Севера Западной Сибири. Воспроизведение
5 Изучение Севера Западной Сибири в советский период. Индивидуальная работа Выделять основные направления в изучении Севера Западной Сибири в середине XVIII - ХХ в. Его представителей и достижения Воспроизведение
Выделять современные актуальные направления в изучении Севера Западной Сибири. Воспроизведение
6 Изучение Севера Западной Сибири в советский период. Вариативное задание Выделять основные направления в изучении Севера Западной Сибири в середине XVIII - ХХ в. Его представителей и достижения Воспроизведение
Выделять современные актуальные направления в изучении Севера Западной Сибири. Воспроизведение
7 Изучение Севера Западной Сибири на современном этапе. Практическая работа (М) Выделять современные актуальные направления в изучении Севера Западной Сибири. Воспроизведение
8 Изучение Севера Западной Сибири на современном этапе. Вариативное задание Выделять современные актуальные направления в изучении Севера Западной Сибири. Воспроизведение
9 Рубежный контроль Контрольная работа перечислять основные достижения в изучении Севера Западной Сибири в 15-18 веках. Узнавание
Выделять основные направления в изучении Севера Западной Сибири в середине XVIII - ХХ в. Его представителей и достижения Воспроизведение
Выделять современные актуальные направления в изучении Севера Западной Сибири. Воспроизведение
10 Публикация источников по истории Севера Западной Сибири Лекция Определить круг опубликованных источников по истории Севера Западной Сибири. Их возможности использования в школе. Узнавание
11 Перспективы использования документального наследия региональных архивов в исследованиях по истории Севера Западной Сибири Практическая работа (М) Научиться осуществлять поиск неопубликованных материалов по истории региона. Выявить возможности его использования в учебной и учебно-исследовательской деятельности. Применение
12 Перспективы использования документального наследия региональных архивов в исследованиях по истории Севера Западной Сибири Вариативное задание Научиться осуществлять поиск неопубликованных материалов по истории региона. Выявить возможности его использования в учебной и учебно-исследовательской деятельности. Применение
13 Перспективы использования документального наследия региональных архивов в исследованиях по истории Севера Западной Сибири Индивидуальная работа Научиться осуществлять поиск неопубликованных материалов по истории региона. Выявить возможности его использования в учебной и учебно-исследовательской деятельности. Применение
14 Ресурсы Интернета как источник по истории Севера Западной Сибири: проблемы и перспективы использования Практическая работа (М) Научиться осуществлять поиск неопубликованных материалов по истории региона. Выявить возможности его использования в учебной и учебно-исследовательской деятельности. Применение
15 Ресурсы Интернета как источник по истории Севера Западной Сибири: проблемы и перспективы использования Вариативное задание Определить возможности интернет ресурсов в изучении региональной истории и использовании в учебной и учебно-исследовательской деятельности. Применение
16 Промежуточная аттестация – зачет Промежуточная аттестация (зачет) перечислять основные достижения в изучении Севера Западной Сибири в 15-18 веках. Узнавание
Выделять основные направления в изучении Севера Западной Сибири в середине XVIII - ХХ в. Его представителей и достижения Воспроизведение
Выделять современные актуальные направления в изучении Севера Западной Сибири. Воспроизведение
Определить круг опубликованных источников по истории Севера Западной Сибири. Их возможности использования в школе. Узнавание
Научиться осуществлять поиск неопубликованных материалов по истории региона. Выявить возможности его использования в учебной и учебно-исследовательской деятельности. Применение
Определить возможности интернет ресурсов в изучении региональной истории и использовании в учебной и учебно-исследовательской деятельности. Применение

Литература

Основная

  1. Гололобов, Е. И. Экологическая история Сибирского Севера. XX век: поиск и анализ источников : учеб. пособие [для магистрантов] : направление подгот. 44.04.01 "Педагогическое образование", направленность: "Историко-краеведческое образование", "Организация научно-исследовательской работы по истории в школе" / Е. И. Гололобов ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ". - Сургут : РИО СурГПУ, 2018. - 155, [2] с. - ISBN 978-5-93190-362-0.. – Текст : непосредственный.
  2. Олех, Л. Г. История Сибири : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Г. Олех. - Ростов н/Д : Феникс, 2018. - 381, [1] с. : ил. - (Серия "Высшее образование"). - ISBN 978-5-222-20182-4 : 617-40.– Текст : непосредственный.

Дополнительная

  1. Георгиева, Н. Г. Историческое источниковедение: понятийно-терминологические и методические проблемы : учеб. пособие [для бакалавров, студентов, магистров и аспирантов, специализирующихся в области гуманитарных наук] / Н. Г. Георгиева ; Рос. ун-т дружбы народов. - М. : Проспект, 2017. - 191 с. - ISBN 978-5-392-24057-9 : 420-00.– Текст : непосредственный.
  2. Кузнецова, Ф. С. История Сибири: история России через историю региона : методические материалы для изучения региональной истории в условиях реализации ФГОС и Историко-культурного стандарта / Ф. С. Кузнецова, О. М. Хлытина, К. Е. Зверева ; Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2016. - 54 с. : табл. - ISBN 978-5-00104-032-3. - URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/5436/read.php (дата обращения: 09.09.2020) . - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Макарчева, Е. Б. История Сибири : в 2 частях : учебное пособие. Ч. 1 : Сибирь с I в. н. э. до середины XIX в. / Е. Б. Макарчева ; Кемеровский гос. ун-т, Новокузнецкий ин-т (фил.). - Новокузнецк : [НФИ КемГУ], 2017. - 140 с. - ISBN 978-5-8353-1998-5. - URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/7035/read.php (дата обращения: 09.09.2020) . - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Казенное учреждение ХМАО-Югры «Государственный архив Югры» URL: http://www.gahmao.ru (дата обращения: 07.09.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный.
  2. Федеральный портал «История.РФ» http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/eliektronnyie-riesursy-po-istorii-rossii (дата обращения: 07.09.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный.
  3. Электронная библиотека Югры URL: http://www.okrlib.ru/yugra_-_eto/napravlenie_raboty/elektronnaya_biblioteka_yugry/. (дата обращения: 07.09.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебно-методические материалы по дисциплине «История региона в контексте истории России». URL: https://els.surgpu.ru (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный.