бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-гуманитарного образования

Рабочая программа*

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
Е.П. Шульга заведующий кафедрой
О.Н. Стафеев декан факультета

К.М.04.ДВ.02.02 ДВ: Использование цифровых образовательных ресурсов по истории, 3 семестр 1 полусеместр

М-9071, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Современные технологии исторического образования), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
И.А. Билль ____________
С.Ю. Михайловская ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК - 8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований Знание современных методов анализа, планирования, прогнозирования, оценки педагогической деятельности (на основе цифровых образовательных ресурсов) знаниевый
Знание состава и последовательности действий по использованию цифровых образовательных ресурсов на основе специальных научных знаний знаниевый
Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности знаниевый
Владение способами постановки проблемы для использования цифровых образовательных ресурсов ориентировочный
Умение выбирать соответствующие современные инструменты анализа, постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов педагогической деятельности (на основе цифровых образовательных ресурсов) операциональный
Умение определять компоненты цифровых образовательных ресурсов, требующие использование на основе выделения соответствующих проблемных вопросов операциональный
Опыт анализа и постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов цифровых образовательных ресурсов (на основе специальных научных знаний) опыт
Опыт использования цифровых образовательных ресурсов опыт
ПК - 1 Способен проектировать образовательный процесс по истории Знание содержания примерных учебных цифровых образовательных ресурсов знаниевый
Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС знаниевый
Владеть способом отбора современных технологий, средств, методов и форм планирования образовательного процесса по истории, направленных на использование цифровых образовательных ресурсов ориентировочный
Умение проектировать систему внедрение цифровых образовательных ресурсов в образовательную деятельность обучающихся по истории в зависимости от решаемых образовательных задач операциональный
Опыт использования цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности обучающихся по истории опыт

Цели изучения дисциплины

научиться использовать цифровые образовательные ресурсы при организации учебной деятельности по истории

Задачи

  1. Научиться характеризовать теоретических основ, принципы проектирования и построения цифровых образовательных ресурсов
  2. Научиться отбирать цифровые образовательные ресурсы по истории в зависимости от конкретной учебной ситуации

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.5 ч. из 3.5 ч.
Часов в неделю 6.0 ч. (10.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Принципы проектирования ЦОР Научиться характеризовать теоретических основ, принципы проектирования и построения цифровых образовательных ресурсов Характеризовать теоретических основ, принципы проектирования и построения цифровых образовательных ресурсов
  • возможности и область применения информационно-коммуникационных
Модуль 2 Выбор ЦОР по истории Научиться отбирать цифровые образовательные ресурсы по истории в зависимости от конкретной учебной ситуации Выбор цифровых образовательных ресурсов по истории в зависимости от конкретной учебной ситуации
  • методы использования современных программно-технических средств для создания, формирования и администрирования ЦОР

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Направления информатизация образования. Педагогические программные средства (виды, понятия) Лекция 2.0 1
2 Факторы педагогической целесообразности использования ИКТ в обучении. Классификация средств ИКТ Практическая работа (М) 2.0 1
3 Факторы педагогической целесообразности использования ИКТ в обучении. Классификация средств ИКТ Вариативное задание 6.0 1
4 Программные средства ИКТ (учебно-развивающие) Практическая работа (М) 2.0 1
5 Программные средства ИКТ (учебно-развивающие) Индивидуальная работа 1.0 1
6 Классификация ЦОР по составу, педагогическим задачам, средствам реализации Практическая работа (М) 2.0 2
7 Классификация ЦОР по составу, педагогическим задачам, средствам реализации Индивидуальная работа 1.0 2
8 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 2
9 Образовательные ресурсы и услуги Интернета. Этапы проектирования и разработки ЦОР. Лекция 2.0 2
10 Образовательные ресурсы и услуги Интернета. Этапы проектирования и разработки ЦОР. Индивидуальная работа 0.5 2
11 Образовательные ресурсы и услуги Интернета. Этапы проектирования и разработки ЦОР. Вариативное задание 6.0 2
12 Системы управления обучением (LMS). Система дистанционного обучения Moodle. Практическая работа (М) 2.0 3
13 Системы управления обучением (LMS). Система дистанционного обучения Moodle. Вариативное задание 6.0 3
14 Системы управления обучением (LMS). Система дистанционного обучения Moodle. Индивидуальная работа 1.0 3
15 Интеграция средств ИКТ в учебный процесс школы: проектирование и организация; сочетание очной и дистанционной форм обучения, возможности интерактивной доски. Практическая работа (М) 2.0 3
16 Интеграция средств ИКТ в учебный процесс школы: проектирование и организация; сочетание очной и дистанционной форм обучения, возможности интерактивной доски. Вариативное задание 6.0 3
17 Интеграция средств ИКТ в учебный процесс школы: проектирование и организация; сочетание очной и дистанционной форм обучения, возможности интерактивной доски. Индивидуальная работа 1.0 3
18 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Направления информатизация образования. Педагогические программные средства (виды, понятия) Лекция Знание современных методов анализа, планирования, прогнозирования, оценки педагогической деятельности (на основе цифровых образовательных ресурсов) Узнавание
2 Факторы педагогической целесообразности использования ИКТ в обучении. Классификация средств ИКТ Практическая работа (М) Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности Узнавание
Владение способами постановки проблемы для использования цифровых образовательных ресурсов Воспроизведение
3 Факторы педагогической целесообразности использования ИКТ в обучении. Классификация средств ИКТ Вариативное задание Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности Узнавание
Владение способами постановки проблемы для использования цифровых образовательных ресурсов Воспроизведение
4 Программные средства ИКТ (учебно-развивающие) Практическая работа (М) Знание состава и последовательности действий по использованию цифровых образовательных ресурсов на основе специальных научных знаний Узнавание
Умение определять компоненты цифровых образовательных ресурсов, требующие использование на основе выделения соответствующих проблемных вопросов Применение
5 Программные средства ИКТ (учебно-развивающие) Индивидуальная работа Знание состава и последовательности действий по использованию цифровых образовательных ресурсов на основе специальных научных знаний Узнавание
Умение определять компоненты цифровых образовательных ресурсов, требующие использование на основе выделения соответствующих проблемных вопросов Применение
6 Классификация ЦОР по составу, педагогическим задачам, средствам реализации Практическая работа (М) Знание содержания примерных учебных цифровых образовательных ресурсов Узнавание
Опыт анализа и постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов цифровых образовательных ресурсов (на основе специальных научных знаний) Творчество
7 Классификация ЦОР по составу, педагогическим задачам, средствам реализации Индивидуальная работа Знание содержания примерных учебных цифровых образовательных ресурсов Узнавание
Опыт анализа и постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов цифровых образовательных ресурсов (на основе специальных научных знаний) Творчество
8 Рубежный контроль Контрольная работа Знание современных методов анализа, планирования, прогнозирования, оценки педагогической деятельности (на основе цифровых образовательных ресурсов) Узнавание
Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности Узнавание
Владение способами постановки проблемы для использования цифровых образовательных ресурсов Воспроизведение
9 Образовательные ресурсы и услуги Интернета. Этапы проектирования и разработки ЦОР. Лекция Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС Узнавание
Умение выбирать соответствующие современные инструменты анализа, постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов педагогической деятельности (на основе цифровых образовательных ресурсов) Воспроизведение
Умение проектировать систему внедрение цифровых образовательных ресурсов в образовательную деятельность обучающихся по истории в зависимости от решаемых образовательных задач Узнавание
10 Образовательные ресурсы и услуги Интернета. Этапы проектирования и разработки ЦОР. Индивидуальная работа Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС Узнавание
Умение выбирать соответствующие современные инструменты анализа, постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов педагогической деятельности (на основе цифровых образовательных ресурсов) Воспроизведение
11 Образовательные ресурсы и услуги Интернета. Этапы проектирования и разработки ЦОР. Вариативное задание Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС Узнавание
Умение выбирать соответствующие современные инструменты анализа, постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов педагогической деятельности (на основе цифровых образовательных ресурсов) Воспроизведение
12 Системы управления обучением (LMS). Система дистанционного обучения Moodle. Практическая работа (М) Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС Узнавание
Опыт использования цифровых образовательных ресурсов Творчество
13 Системы управления обучением (LMS). Система дистанционного обучения Moodle. Вариативное задание Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС Узнавание
Опыт использования цифровых образовательных ресурсов Творчество
14 Системы управления обучением (LMS). Система дистанционного обучения Moodle. Индивидуальная работа Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС Узнавание
Опыт использования цифровых образовательных ресурсов Творчество
15 Интеграция средств ИКТ в учебный процесс школы: проектирование и организация; сочетание очной и дистанционной форм обучения, возможности интерактивной доски. Практическая работа (М) Владеть способом отбора современных технологий, средств, методов и форм планирования образовательного процесса по истории, направленных на использование цифровых образовательных ресурсов Воспроизведение
Опыт использования цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности обучающихся по истории Творчество
16 Интеграция средств ИКТ в учебный процесс школы: проектирование и организация; сочетание очной и дистанционной форм обучения, возможности интерактивной доски. Вариативное задание Опыт использования цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности обучающихся по истории Творчество
17 Интеграция средств ИКТ в учебный процесс школы: проектирование и организация; сочетание очной и дистанционной форм обучения, возможности интерактивной доски. Индивидуальная работа Владеть способом отбора современных технологий, средств, методов и форм планирования образовательного процесса по истории, направленных на использование цифровых образовательных ресурсов Воспроизведение
Опыт использования цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности обучающихся по истории Творчество
18 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Знание состава и последовательности действий по использованию цифровых образовательных ресурсов на основе специальных научных знаний Узнавание
Умение определять компоненты цифровых образовательных ресурсов, требующие использование на основе выделения соответствующих проблемных вопросов Применение
Знание способов использование цифровых образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС Узнавание
Опыт использования цифровых образовательных ресурсов Творчество
Владеть способом отбора современных технологий, средств, методов и форм планирования образовательного процесса по истории, направленных на использование цифровых образовательных ресурсов Воспроизведение
Опыт использования цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности обучающихся по истории Творчество

Литература

Основная

  1. Брыксина, О. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании : учеб. для студентов, [магистрантов] вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / О. Ф. Брыксина, Е. А. Пономарева, М. Н. Сонина. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 547, [2] с. – (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16- 012818-4. – Текст: непосредственный.
  2. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. – 3-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 304 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров). – ISBN 978-5-394-03468-8. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573270 (дата обращения: 18.09.2020). — Режим доступа: по подписке — Текст: электронный

Дополнительная

  1. Минин, А.Я. Информационные технологии в образовании / А.Я. Минин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва : МПГУ, 2016. – 148 с. : ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4263-0464-2. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471000. (дата обращения 27.05.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Поставничий, Ю.С. Формирование икт-компетентности обучающихся 5-6 классов на основе технологии смешанного обучения / Ю.С. Поставничий ; Вологодский государственный университет, Факультет прикладной математики, компьютерных технологий и физики, Кафедра математики и методики преподавания математики. – Вологда, 2017. – 103 с. : схем., табл.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461724. (дата обращения 27.05.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Соболев, Е.С. Формирование ИКТ-компетентности у учащихся 9 класса на основе использования свободного программного обеспечения / Е.С. Соболев ; Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, Факультет педагогического образования, Кафедра математики, информатики и физики. – Орск : , 2018. – 84 с. : ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=492852. (дата обращения 27.05.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://windows.edu/ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. «Использование цифровых образовательных ресурсов по истории» : БУ ВО «Сур-гут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Ю. Михайловская – Сургут: СурГПУ, 2020. – URL: http://els.surgpu.ru/. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.