бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 3, 2020
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Dec. 10, 2020
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Dec. 16, 2020

Б1.В.05 Теория и методика физической культуры, 5 семестр

Б-08011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Владением психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся -ПК 15 Знание медико-биологических, возрастно-половых, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и взрослого населения знаниевый
Знание современных тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. знаниевый
Понимание значимости учёта медико-биологических, возрастно-половых, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических особенностей при организации физического воспитания с различным контингентом занимающихся ориентировочный
Владение методами и средствами, инновационными технологиями развития физических качеств. Умение соотносить нагрузку и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. операциональный
Владение технологией формирования двигательного навыка операциональный
Умение подбирать методы и средства для решения частных задач физического воспитания операциональный
готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов - ПК 1 Знание структуры и содержания образовательных программ по физической культуре знаниевый
Знание требований образовательных стандартов знаниевый
Умение ставить общие и частные задачи физического воспитания в соответствии с требованиями образовательных стандартов и образовательных программ ориентировочный
Способен использовать ценностный потенциал физической культуры и спорта для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, реализовывать физкультурно-рекреационные, оздоровительно-реабилитационные, спортивные и профессионально-прикладные задачи во всех типах учебных заведений - ПК 16 Знание специфических особенностей профессионально-прикладных задач в учебных заведений профессионального образования знаниевый
Понимание специфики направленности физического воспитания в различные возрастные периоды жизни человека ориентировочный
Умение составлять комплексы физических упражнений в качестве средств формирования профессионально-прикладных умений и навыков на занятиях по физической культуре операциональный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики - ПК 2 Владеть общей схемой выбора методов и технологий обучения и диагностики операциональный
Уметь использовать современные методы и технологии обучения и диагностики операциональный
Уметь отбирать средства, методы, приёмы обучения и диагностики в соответствии с выбранной технологией операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности к профессиональной деятельности посредством освоения системы знаний, формирования умений, навыков организации процесса физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека

Задачи

  1. Научить основам организации процесса физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста
  2. Научить основам организации процесса физического воспитания студенческой молодёжи
  3. Научить основам организации процесса физического воспитания в основной период трудовой деятельности и людей пожилого и старшего возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.5 ч.
Часов в неделю 0.6 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Физическая культура в системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Освоить теоретические знания и сформировать практические умения организации процесса физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Владение алгоритмом формирования содержания основных форм физического воспитания у детей дошкольного и школьного возраста
  • Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста их взаимосвязь с возрастными особенностями детей
  • Средства, методы и формы физического воспитания дошкольников
  • Задачи физического воспитания детей школьного возраста
  • Содержание учебного предмета "Физическая культура"
  • Средства, методы и формы физического воспитания школьников
Физическая культура в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Освоить теоретические знания и сформировать практические умения организации процесса физического воспитания в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Владение знаниями, практическими умениями и навыками организации процесса физического воспитания в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • Физическое воспитание студентов в структуре профессионального образования
Физическая культура трудящихся, лиц пожилого и старшего возраста Сформировать методические умения организации процесса физического воспитания трудящихся, лиц пожилого и старшего возраста Владение знаниями, практическими умениями и навыками организации процесса физического воспитания трудящихся, лиц пожилого и старшего возраста
  • Физическая культура в основной период трудовой деятельности
  • Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 1
2 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Самостоятельное изучение 7.0 1
4 Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар 2.0 1
5 Формы физического воспитания детей школьного возраста Самостоятельное изучение 9.0 1
6 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 1
7 Основные направления занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях Семинар 2.0 1
8 Основные направления занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях Самостоятельное изучение 9.0 1
9 Физическое воспитание в системе высшего образования Лекция 2.0 1
10 Физическое воспитание в системе высшего образования Самостоятельное изучение 9.0 1
11 Профессионально-прикладная физическая подготовка Самостоятельное изучение 7.0 1
12 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Лекция 2.0 1
13 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Самостоятельное изучение 7.0 1
14 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Самостоятельное изучение 9.0 1
15 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Самостоятельное изучение 9.0 1
16 Методические особенности физического воспитания в различные возрастные периоды жизни человека Самостоятельное изучение 9.0 1
17 Физическое воспитание в различные периоды жизни человека Промежуточная аттестация (экз.) 9.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция Результаты не указаны
2 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Самостоятельное изучение знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
3 Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Самостоятельное изучение Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Выделять формы организации процесса физического воспитания дошкольников Воспроизведение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
4 Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Выделять формы организации процесса физического воспитания дошкольников Воспроизведение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
5 Формы физического воспитания детей школьного возраста Самостоятельное изучение Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
Обосновывать значимость организации физического воспитания детей школьного возраста в семье Воспроизведение
Знать компоненты содержания и задачи частей структуры урока Узнавание
6 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция Выделять типичные возрастные особенности школьников Узнавание
7 Основные направления занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях Семинар Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени начального общего образования Узнавание
Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени основного общего образования Узнавание
Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Узнавание
Уметь анализировать основные федеральные программы физического воспитания детей школьного возраста Применение
8 Основные направления занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях Самостоятельное изучение Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени начального общего образования Узнавание
Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени основного общего образования Узнавание
Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Узнавание
9 Физическое воспитание в системе высшего образования Лекция Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Знать содержание учебной программы физического воспитания студентов Узнавание
10 Физическое воспитание в системе высшего образования Самостоятельное изучение Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Знать содержание учебной программы физического воспитания студентов Узнавание
Знать направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба Узнавание
11 Профессионально-прикладная физическая подготовка Самостоятельное изучение Знать понятие профессионально-прикладная физическая подготовка, её задачи Узнавание
Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
12 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Лекция Знать задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Узнавание
Знать особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого возраста Узнавание
13 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Самостоятельное изучение Выделять формы организации физической культуры в режиме трудового дня и в быту трудящихся Воспроизведение
Составлять комплексы физических упражнений для лиц различных профессий Применение
14 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Самостоятельное изучение Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Знать задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Узнавание
Выделять методические особенности организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Воспроизведение
15 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Самостоятельное изучение Обосновывать необходимость занятий физической культурой детей школьного возраста Узнавание
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
16 Методические особенности физического воспитания в различные возрастные периоды жизни человека Самостоятельное изучение Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Выделять формы организации процесса физического воспитания дошкольников Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
Знать компоненты содержания и задачи частей структуры урока Узнавание
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Знать понятия дозирование физической нагрузки, максимальная и оптимальная нагрузка Узнавание
Знать содержание учебной программы физического воспитания студентов Узнавание
Знать направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба Узнавание
Выделять формы организации физической культуры в режиме трудового дня и в быту трудящихся Воспроизведение
Составлять комплексы физических упражнений для лиц различных профессий Применение
Выделять методические особенности организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Воспроизведение
17 Физическое воспитание в различные периоды жизни человека Промежуточная аттестация (экз.) знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
Выделять типичные возрастные особенности школьников Узнавание
Уметь анализировать основные федеральные программы физического воспитания детей школьного возраста Применение
Знать компоненты содержания и задачи частей структуры урока Узнавание
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Знать основные способы организации учащихся на уроке Узнавание
Уметь планировать содержание уроков физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
Выделять формы организации физической культуры в режиме трудового дня и в быту трудящихся Воспроизведение
Знать задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Узнавание
Выделять методические особенности организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 131 c. — ISBN 978-5-4497-0149-7. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85832.html (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов,обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"(квалификация (степень) "бакалавр") / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФPA-M, 2017. - 310, [2] с. - ISBN 978-5-16-011377-7. – Текст: непосредственный.
  3. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-28626-5. - Текст: непосредственный
  4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2016. - 494, [2] с. – (Высшее образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468- 297-3. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Быченков, С. В. Теория и организация физической культуры в вузах: учебно-методическое пособие / С. В. Быченков, А. В. Курбатов, А. А. Сафонов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 242 c. — ISBN 978-5-4487-0110-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70999.html (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М.Кадыров, Д.В.Морщинина. - М.: КноРус,2016., 132 с. - ISBN 978-5-406-04146-8. - Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bmsi.ru
  2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lib.sportedu.ru
  3. Электронные архивы журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: teoriya.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.05 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность: Физическая культура Квалификация (степень) «бакалавр», экзамен / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.