бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 13, 2021 утверждено Feb. 8, 2021
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Jan. 25, 2021
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 5, 2021

Б1.О.10 Теория и методика физической культуры, 2 семестр

Б-0191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
В.Н. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен определять закономерности развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ОПК-7) Знание видов физических качеств и факторов, их определяющих знаниевый
Знание особенностей занятий и методики подбора физических упражнений для развития физических качеств и обучения двигательным действиям знаниевый
Владение алгоритмом планирования содержания уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся ориентировочный
Умение определять закономерности развития физических и психических качеств ориентировочный
Умение отбирать современные методы, средства развития физических качеств занимающихся операциональный
Умение планировать содержание уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола операциональный
способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния занимающихся, с учетом нозологических форм заболеваний занимающихся (ОПК-4); Знание методов измерения и оценки двигательных качеств знаниевый
Знание нормативных требований и показателей физической подготовленности, представленные в программах по физической культуре знаниевый
Знание роли педагогического контроля в целесообразной организации образовательного процесса, необходимость его взаимосвязи с медико-биологическим контролем знаниевый
Умение отбирать контрольные упражнения для оценки параметров физической, технической подготовленности занимающихся и обучающихся операциональный
способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся (ОПК-13) Знание особенностей организации образовательного процесса по физической культуре в образовательных организациях общего и профессионального образования знаниевый
Знание положений теории физической культуры, определяющих методику проведения занятий в сфере физической культуры и спорта с различным контингентом обучающихся и занимающихся знаниевый
Знание специфики планирования в физическом воспитании знаниевый
Владение общей схемой анализа учебного занятия ориентировочный
Владение способами планирования содержания занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки ориентировочный
Владение средствами, методами, приемами обучения, воспитания и развития физических качеств ориентировочный
Владение средствами, методами, приемами, техническими средствами для осуществления обучения двигательным действиям ориентировочный
Владение методами анализа учебных занятий операциональный
Умение определять цель, задачи, осуществлять подбор средств и устанавливать параметры нагрузок при планировании активного отдыха детей с использованием средств физической культуры и спорта в режиме учебного и вне учебного времени операциональный
Опыт составления комплексов физических упражнений опыт
способен формировать осознанное отношение к занятиям адаптивной физической культурой, здоровому образу жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ОПК-6) Знание влияния занятий физическими упражнениями на всестороннее развитие личности развития знаниевый
Знание места и роли нашей страны в развитии физической культуры и спорта знаниевый
Знание социальной роли, структуру и функций физической культуры и спорта знаниевый
Владение алгоритмом планирования различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических основ физкультурной деятельности, климатических особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся ориентировочный
Умение определять общие и конкретные цели и задачи в сфере физического воспитания операциональный
Умение планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических основ физкультурной деятельности, климатических особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся операциональный
Опыт обобщения информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта опыт

Цели изучения дисциплины

Обеспечение глубокого теоретического осмысления педагогических основ физического воспитания и привитие умения практической реализации основных теоретико-методических положений в профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре

Задачи

  1. Сформировать у студентов широкое профессиональное мировоззрение и интерес к проблемам физической культуры, стремление к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала
  2. Обеспечить усвоение студентами фундаментальных знаний в области теории физической культуры, целостного осмысления сути профессиональной деятельности, общих закономерностей, педагогических принципов, средств, методов, форм организации физической культуры, а также сформировать у них профессионально-педагогические умения и навыки по специальности
  3. Формировать систему знаний и практических умений управления процессом физического воспитания на основе учета особенностей возрастного развития различных групп населения

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 14.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 84.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 21.0 ч. из 21 ч.
Часов в неделю 3.22 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Введение в теорию и методику физической культуры Сформировать представление об общих основах теории физической культуры Владеть понятийным аппаратом теории физической культуры. Выделять цели, задачи направления развития физической культуры. Знать функции и структуру физической культуры.
  • Основные понятия ТиМФК
  • Система физического воспитания
Дидактические основы физического воспитания Сформировать теоретическое представление и научить практическому использованию средств и методов формирования физической культуры личности Уметь классифицировать средства физического воспитания по различным признакам. Знать методы, используемые в процессе физического воспитания и соотносить их в соответствии с решаемыми задачами. Объяснять основные закономерности (принципы) физического воспитания и выделять методические положения вытекающие из них.
  • Средства физического воспитания
  • Методы физического воспитания
  • Принципы физического воспитания
  • Обучение двигательным действиям
  • Развитие физических способностей
  • Формы построения занятий в физическом воспитании
  • Планирование и контроль в физическом воспитании
  • Формирование личности в процессе физического воспитания
Физическая культура в различные периоды жизни человека Формировать систему знаний и практических умений управления процессом физического воспитания на основе учета особенностей возрастного развития различных групп населения Владеет общими основами организации физического воспитания в различные периоды жизни человека
  • Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
  • Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
  • Физическая культура учащейся молодёжи
  • Физическая культура в основной период трудовой деятельности
  • Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия теории физической культуры Лекция 2.0 1
2 Система физической культуры Семинар 2.0 1
3 Функции, формы физической культуры Семинар 2.0 2
4 Средства формирования физической культуры личности Лекция 2.0 3
5 Функции, формы физической культуры Индивидуальная работа 1.0 3
6 Введение в теорию и методику физической культуры Контрольная работа 2.0 3
7 Средства формирования физической культуры личности Семинар 2.0 4
8 Введение в теорию и методику физической культуры Индивидуальная работа 1.0 4
9 Методы формирования физической культуры личности Лекция 2.0 5
10 Методы формирования физической культуры личности Практическая работа 2.0 5
11 Средства формирования физической культуры личности Индивидуальная работа 1.0 5
12 Методы формирования физической культуры личности Индивидуальная работа 1.0 6
13 Методические принципы занятий физическими упражнениями Коллоквиум 2.0 6
14 Методические принципы занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение 2.0 6
15 Основы обучения двигательным действиям Лекция 2.0 7
16 Основы обучения двигательным действиям Семинар 2.0 7
17 Методические принципы занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа 1.0 7
18 Основы обучения двигательным действиям Практическая работа 2.0 8
19 Основы обучения двигательным действиям Индивидуальная работа 2.0 8
20 Развитие физических способностей Лекция 2.0 9
21 Основы обучения двигательным действиям Контрольная работа 2.0 9
22 Развитие физических способностей Практическая работа 2.0 10
23 Развитие физических способностей Практическая работа 2.0 11
24 Развитие физических способностей Индивидуальная работа 2.0 11
25 Развитие физических способностей Практическая работа 2.0 11
26 Формы построения занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение 2.0 12
27 Планирование и контроль в физическом воспитании Лекция 2.0 12
28 Дидактические основы физического воспитания Контрольная работа 2.0 13
29 Дидактические основы физического воспитания Индивидуальная работа 1.0 13
30 Значение и изадачи физического воспитания детей дошкольного возраста Лекция 2.0 13
31 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Семинар 2.0 13
32 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 14
33 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 14
34 Методические особенности физического воспитания на разных ступенях общего образования Семинар 2.0 15
35 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа 2.0 15
36 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Контрольная работа 2.0 15
37 Физическое воспитание учащейся молодёжи Самостоятельное изучение 3.0 16
38 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Семинар 2.0 16
39 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа 1.0 16
40 Методические особенности физического воспитания на разных ступенях общего образования Индивидуальная работа 1.0 16
41 Профессионально-прикладная физическая подготовка Контрольная работа 2.0 17
42 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Практическая работа 2.0 17
43 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Индивидуальная работа 1.0 17
44 Физическая культура в различные периоды жизни человека Контрольная работа 2.0 18
45 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 18
46 Физическая культура в различные периоды жизни человека Индивидуальная работа 2.0 18
47 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Индивидуальная работа 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия теории физической культуры Лекция Знать основные понятия ТиМФК Узнавание
2 Система физической культуры Семинар Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
Называть цель и обосновывать задачи государства в области физической культуры Воспроизведение
3 Функции, формы физической культуры Семинар Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Выделять специфические и неспецифические функции физической культуры Воспроизведение
4 Средства формирования физической культуры личности Лекция Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
5 Функции, формы физической культуры Индивидуальная работа Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Выделять специфические и неспецифические функции физической культуры Воспроизведение
6 Введение в теорию и методику физической культуры Контрольная работа Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Выделять специфические и неспецифические функции физической культуры Воспроизведение
7 Средства формирования физической культуры личности Семинар Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Владеть классификацией физических упражнений Применение
Владеть понятием - техника физического упражнения и выделять характеристики техники Применение
Объяснять значение естественных сил природы и гигиенических факторов как средства физического воспитания Воспроизведение
8 Введение в теорию и методику физической культуры Индивидуальная работа Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Выделять специфические и неспецифические функции физической культуры Воспроизведение
9 Методы формирования физической культуры личности Лекция Знать методы, используемые в практике физического воспитания Узнавание
10 Методы формирования физической культуры личности Практическая работа Владеть классификацией методов, используемых в практике физического воспитания Применение
Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Воспроизведение
11 Средства формирования физической культуры личности Индивидуальная работа Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Владеть классификацией физических упражнений Применение
Владеть понятием - техника физического упражнения и выделять характеристики техники Применение
12 Методы формирования физической культуры личности Индивидуальная работа Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Воспроизведение
13 Методические принципы занятий физическими упражнениями Коллоквиум Называть общеметодические и специфические принципы физического воспитания Узнавание
Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
Обосновать взаимосвязь специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
14 Методические принципы занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение Называть общеметодические и специфические принципы физического воспитания Узнавание
Обосновать взаимосвязь специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
15 Основы обучения двигательным действиям Лекция Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
16 Основы обучения двигательным действиям Семинар Знать закономерности формирования двигательного навыка Воспроизведение
Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
17 Методические принципы занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
18 Основы обучения двигательным действиям Практическая работа Знать закономерности формирования двигательного навыка Воспроизведение
Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
19 Основы обучения двигательным действиям Индивидуальная работа Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
Выделять возможные причины ошибок при формировании навыка и находить пути их исправления Применение
20 Развитие физических способностей Лекция Знать понятие физических способностей, называть виды физических способностей Узнавание
21 Основы обучения двигательным действиям Контрольная работа Владеть методикой обучения двигательному действию Применение
Выделять возможные причины ошибок при формировании навыка и находить пути их исправления Применение
22 Развитие физических способностей Практическая работа Знать понятие и виды силовых способностей Узнавание
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей Воспроизведение
Подбирать средства и методы используемые для развития, контроля силовых способностей Применение
Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
Выделять факторы определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей Воспроизведение
Подбирать средства и методы используемые развития и контроля скоростных способностей Применение
23 Развитие физических способностей Практическая работа Знать понятие и виды выносливости Узнавание
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости Воспроизведение
Подбирать средства и методы развития и контроля выносливости Применение
Знать понятия "координация", "координационные способности" и их виды Узнавание
Подбирать средства и методы развития и контроля КС Применение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления КС Воспроизведение
24 Развитие физических способностей Индивидуальная работа Подбирать средства и методы используемые для развития, контроля силовых способностей Применение
Подбирать средства и методы используемые развития и контроля скоростных способностей Применение
Подбирать средства и методы развития и контроля выносливости Применение
Подбирать средства и методы развития и контроля КС Применение
25 Развитие физических способностей Практическая работа Составить комплекс упражнений для развития силовых способностей Применение
составить комплекс упражнений для развития скоростных способностей Применение
Знать понятие и виды гибкости Узнавание
Подбирать методы и средства развития и контроля гибкости Применение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления гибкости Воспроизведение
26 Формы построения занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение называть формы построения занятий физическими упражнениями Узнавание
выделять содержательные особенности форм построения занятий физическими упражнениями Воспроизведение
27 Планирование и контроль в физическом воспитании Лекция знать виды и назначение основных документов планирования в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и содержание контроля в физическом воспитании Воспроизведение
28 Дидактические основы физического воспитания Контрольная работа Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Воспроизведение
Объяснять основные закономерности, характерные для процесса развития физических способностей Воспроизведение
выделять содержательные особенности форм построения занятий физическими упражнениями Воспроизведение
Соотносить задачи и формы организации занятий физическими упражнениями Применение
владеть общей схемой организации планирования в физическом воспитании Применение
владеть общей схемой организации контроля в физическом воспитании Применение
29 Дидактические основы физического воспитания Индивидуальная работа владеть общей схемой организации планирования в физическом воспитании Применение
владеть общей схемой организации контроля в физическом воспитании Применение
30 Значение и изадачи физического воспитания детей дошкольного возраста Лекция Результаты не указаны
31 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Семинар Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
32 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
33 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция Результаты не указаны
34 Методические особенности физического воспитания на разных ступенях общего образования Семинар выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на различных ступенях общего образования Воспроизведение
уметь анализировать примерные программы физического воспитания школьников Применение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития дошкольников Применение
35 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа выделять формы организации занятий физической культурой детей школьного возраста Воспроизведение
владеть основными способами организации обучающихся на уроке Применение
владеть способами дозирования физической нагрузки на уроке Применение
36 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Контрольная работа владеть основными способами организации обучающихся на уроке Применение
владеть способами дозирования физической нагрузки на уроке Применение
уметь планировать содержание фрагмента урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
37 Физическое воспитание учащейся молодёжи Самостоятельное изучение выделять цели, задачи, формы организации занятий физической культурой в системе высшего образования Воспроизведение
уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой студентов Применение
38 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Семинар выделять задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Воспроизведение
Соотносить задачи и виды занятий физической культурой в режиме трудового дня и в быту трудящихся Применение
39 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа уметь планировать содержание фрагмента урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
40 Методические особенности физического воспитания на разных ступенях общего образования Индивидуальная работа выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на различных ступенях общего образования Воспроизведение
41 Профессионально-прикладная физическая подготовка Контрольная работа владеть понятием профессионально-прикладная физическая подготовка Воспроизведение
планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
Составлять комплексы физических упражнений прикладной, профилактической направленности для лиц различных профессий Применение
42 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Практическая работа Выделять задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Воспроизведение
Владеть методическими особенностями организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение
43 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Индивидуальная работа Составлять комплексы физических упражнений прикладной, профилактической направленности для лиц различных профессий Применение
44 Физическая культура в различные периоды жизни человека Контрольная работа Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
выделять особенности содержания различных типов уроков физической культуры Воспроизведение
уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой студентов Применение
владеть понятием профессионально-прикладная физическая подготовка Воспроизведение
Соотносить задачи и виды занятий физической культурой в режиме трудового дня и в быту трудящихся Применение
Выделять задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Воспроизведение
45 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Результаты не указаны
46 Физическая культура в различные периоды жизни человека Индивидуальная работа уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой студентов Применение
Соотносить задачи и виды занятий физической культурой в режиме трудового дня и в быту трудящихся Применение
Владеть методическими особенностями организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение
47 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Индивидуальная работа Выделять задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 131 c. — ISBN 978-5-4497-0149-7. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85832.html (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-28626-5. - Текст: непосредственный
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студ. учреждений высш. образования / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр "Академия", 2016. - 496 с. - (Сер. Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-2297-3. - Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Быченков, С. В. Теория и организация физической культуры в вузах: учебно-методическое пособие / С. В. Быченков, А. В. Курбатов, А. А. Сафонов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 242 c. — ISBN 978-5-4487-0110-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70999.html (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М.Кадыров, Д.В.Морщинина. - М.: КноРус,2016., 132 с. - ISBN 978-5-406-04146-8. - Текст: непосредственный
  3. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. проф. образования / В.С.Кузнецов. - М. : Издательский центр "Академия", 2012. - 416 с. - (Сер. Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-8434-3. - Текст: непосредственный
  4. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"(квалификация (степень) "бакалавр") / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 310, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011377-7. - Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. ФГБУ Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://фцомофв.рф/news/post/296

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04