бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 13, 2021 утверждено Feb. 8, 2021
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Jan. 25, 2021
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 5, 2021

Б1.О.06.03 Теория и методика физической культуры, 4 семестр

Б-9011, 44.03.01, Педагогическое образование ( направленность Физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.Н. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий (ПКО-1) Знание общих основ содержания предмета «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики знаниевый
Знание сущности методов, содержание и специфику организации педагогического контроля для оценки достижения результатов образовательной деятельности, в образовательной области «Физическая культура» знаниевый
Знание условий реализации процесса физического воспитания различных категорий граждан знаниевый
Владение действиями по конструированию содержания компонентов образовательной деятельности в образовательной области «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики, ориентировочный
Владение действиями по планированию педагогического контроля результатов образовательной деятельности, в образовательной области «Физическая культура», включая детей с особыми образовательными потребностями ориентировочный
оценивать эффективность занятий физической культурой, планировать, отбирать средства и методы педагогического контроля результатов образовательной деятельности операциональный
Умение анализировать нормативные документы, регламентирующие процесс физического воспитания операциональный
Умение планировать содержание компонентов образовательной деятельности в образовательной области «Физическая культура» с учетом половых, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся операциональный
Способен проводить занятия, физкультурно-спортивные мероприятия с учетом положений теории физической культуры, знаний психолого-педагогических, медико-биологических и организационно-управленческих особенностей построения процесса обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся различного пола и возраста (ПК-1) Знание классификации физических способностей, основных закономерностей и принципов их развития знаниевый
Знание общих основ управления движениями и формирования двигательного навыка. Знание структуры процесса обучения двигательному действию и особенностей его этапов знаниевый
Знание основополагающих положений теории и методики физической культуры, задач и общих принципов формирования физической культуры личности знаниевый
Знание средств и методов формирования физической культуры личности; особенностей содержания, методики подбора и использования физических упражнений при решении педагогических задач знаниевый
Знание форм построения занятий в различных видах физической культуры знаниевый
Знание формы построения занятий в различных видах физической культуры знаниевый
Владение алгоритмом и последовательностью действий выбора методов, средств формирования двигательных умений и навыков с учётом психолого-педагогических, медико-биологических и биомеханических основ формирования двигательных действий и развития физических качеств обучающихся различного пола и возраста ориентировочный
Владение алгоритмом и последовательностью действий для обоснования выбора методов и средства для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физической культуры ориентировочный
Владение алгоритмом и последовательностью действий обеспечивающих продуктивную реализацию современных средств и методов развития физических качеств в процессе физического воспитания с различным контингентом обучающихся ориентировочный
Владение организационными формами, методами, средствами и приёмами организации деятельности занимающихся при освоении двигательных действий и развитии физических качеств с различными группами и контингентами населения ориентировочный
Умение подбирать, обосновывать комплексы средств и реализуемых методов направленных на обучение и совершенствование двигательных умений и навыков в процессе проведения учебных занятий с детьми разного пола и возраста операциональный
Умение формировать комплексы заданий направленные на развитие двигательных способностей с учетом их психолого-педагогических, медико-биологических и организационно-управленческих особенностей реализации в учебном процессе с обучающимися различного пола и возраста операциональный
Умение формулировать образовательные воспитательные, оздоровительные, рекреационные и другие педагогические задачи и подбирать соответствующие средства и методы их решения, дозировать и регулировать физическую нагрузку операциональный
Опыт отбора соответствующих средств и методов для решения различных задач физического воспитания опыт
Опыт постановки конкретных задач физического воспитания опыт
Способен проектировать организацию учебного процесса по предмету, содержание учебных дисциплин, результатов образования, индивидуальных образовательных маршрутов и траектории профессионального роста (ПКО-3) Знание принципов, закономерностей и методов проектирования траектории профессионального роста знаниевый

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности к профессиональной деятельности посредством освоения системы знаний, формирования умений, навыков организации процесса физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека

Задачи

  1. Обеспечить усвоение студентами фундаментальных знаний в области теории физической культуры, целостного осмысления сути профессиональной деятельности, общих закономерностей, педагогических принципов, средств, методов, форм организации физической культуры, а также сформировать у них профессионально-педагогические умения и навыки по специальности. Формировать систему знаний и практических умений управления процессом физического воспитания на основе учета особенностей возрастного развития различных групп населения

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 12.5 ч.
Часов в неделю 2.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Физическая культура в различные периоды жизни человека Формировать систему знаний и практических умений управления процессом физического воспитания на основе учёта особенностей возрастного развития различных групп населения Владение алгоритмом формирования содержания основных форм физического воспитания у детей дошкольного и школьного возраста. Владение знаниями, практическими умениями и навыками организации процесса физического воспитания в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Владение знаниями, практическими умениями и навыками организации процесса физического воспитания трудящихся, лиц пожилого и старшего возраста
  • Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста их взаимосвязь с возрастными особенностями детей
  • Средства, методы и формы физического воспитания дошкольников
  • Задачи физического воспитания детей школьного возраста
  • Содержание учебного предмета "Физическая культура"
  • Средства, методы и формы физического воспитания школьников
  • Физическое воспитания учащейся молодёжи
  • Физическая культура в основной период трудовой деятельности
  • Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 1
2 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар 2.0 2
3 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Лекция 2.0 2
4 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Самостоятельное изучение 4.0 2
5 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Индивидуальная работа 1.0 2
6 Формы организации физического воспитания дошкольников Другое 2.0 3
7 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Практическая работа 4.0 4
8 Формы организации физического воспитания дошкольников Индивидуальная работа 1.0 4
9 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 5
10 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 1.0 5
11 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар 2.0 6
12 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Лекция 2.0 6
13 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Индивидуальная работа 1.0 6
14 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Индивидуальная работа 1.0 7
15 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Вариативное задание 4.0 7
16 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа 4.0 8
17 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Индивидуальная работа 1.0 8
18 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Лекция 2.0 9
19 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Другое 2.0 10
20 Физическое воспитание учащейся молодёжи Лекция 2.0 10
21 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа 2.0 10
22 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение 4.0 10
23 Физическое воспитание учащейся молодёжи Семинар 2.0 11
24 Физическое воспитание учащейся молодёжи Индивидуальная работа 1.0 11
25 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Лекция 2.0 12
26 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Практическая работа 2.0 12
27 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Индивидуальная работа 1.0 12
28 Профессионально-прикладная физическая подготовка Другое 4.0 13
29 Профессионально-прикладная физическая подготовка Индивидуальная работа 1.0 13
30 Профессионально-прикладная физическая подготовка Самостоятельное изучение 2.0 13
31 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Практическая работа 2.0 14
32 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Лекция 2.0 14
33 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Индивидуальная работа 1.0 14
34 Физическое воспитание в различные периоды жизни человека Контрольная работа 2.0 15
35 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
2 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
3 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Лекция Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
4 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Самостоятельное изучение Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
5 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Индивидуальная работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Применение
6 Формы организации физического воспитания дошкольников Другое Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
7 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Практическая работа знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Применение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
8 Формы организации физического воспитания дошкольников Индивидуальная работа Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
9 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция Результаты не указаны
10 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Применение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
11 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар Обосновывать необходимость занятий физической культурой детей школьного возраста Воспроизведение
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
Выделять типичные возрастные особенности школьников Воспроизведение
12 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Лекция Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Воспроизведение
13 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Индивидуальная работа Выделять типичные возрастные особенности школьников Воспроизведение
14 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Индивидуальная работа Уметь анализировать основные федеральные программы физического воспитания детей школьного возраста Применение
15 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Вариативное задание Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени начального общего образования Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени основного общего образования Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Воспроизведение
16 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
Владеть способами дозирования физической нагрузки Применение
Уметь анализировать урок физической культуры Применение
17 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Индивидуальная работа Владеть способами дозирования физической нагрузки Применение
18 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Лекция Результаты не указаны
19 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Другое Владеть способами дозирования физической нагрузки Применение
Уметь определять общую и моторную плотность урока Применение
Уметь осуществлять хронометраж урока Применение
Уметь анализировать урок физической культуры Применение
20 Физическое воспитание учащейся молодёжи Лекция Результаты не указаны
21 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа Владеть основными способами организации учащихся на уроке Применение
22 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение Выделять структуру урока физической кульутры Воспроизведение
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Уметь планировать содержание фрагмента урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
23 Физическое воспитание учащейся молодёжи Семинар Результаты не указаны
24 Физическое воспитание учащейся молодёжи Индивидуальная работа Результаты не указаны
25 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Лекция Результаты не указаны
26 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Практическая работа Результаты не указаны
27 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Индивидуальная работа Результаты не указаны
28 Профессионально-прикладная физическая подготовка Другое Результаты не указаны
29 Профессионально-прикладная физическая подготовка Индивидуальная работа Результаты не указаны
30 Профессионально-прикладная физическая подготовка Самостоятельное изучение Результаты не указаны
31 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Практическая работа Результаты не указаны
32 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Лекция Результаты не указаны
33 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Индивидуальная работа Результаты не указаны
34 Физическое воспитание в различные периоды жизни человека Контрольная работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Применение
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
35 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Применение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
Обосновывать необходимость занятий физической культурой детей школьного возраста Воспроизведение
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
Выделять типичные возрастные особенности школьников Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени начального общего образования Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени основного общего образования Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Воспроизведение
Уметь анализировать основные федеральные программы физического воспитания детей школьного возраста Применение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития дошкольников Применение
Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
Обосновывать значимость организации физического воспитания детей школьного возраста в семье Воспроизведение
Выделять структуру урока физической кульутры Воспроизведение
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Владеть основными способами организации учащихся на уроке Применение
Владеть способами дозирования физической нагрузки Применение
Уметь определять общую и моторную плотность урока Применение
Уметь осуществлять хронометраж урока Применение
Уметь анализировать урок физической культуры Применение
Уметь планировать содержание фрагмента урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество

Литература

Основная

  1. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 131 c. — ISBN 978-5-4497-0149-7. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85832.html (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-28626-5. - Текст: непосредственный
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студ. учреждений высш. образования / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр "Академия", 2016. - 496 с. - (Сер. Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-2297-3. - Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Быченков, С. В. Теория и организация физической культуры в вузах: учебно-методическое пособие / С. В. Быченков, А. В. Курбатов, А. А. Сафонов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 242 c. — ISBN 978-5-4487-0110-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70999.html (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М.Кадыров, Д.В.Морщинина. - М.: КноРус,2016., 132 с. - ISBN 978-5-406-04146-8. - Текст: непосредственный
  3. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. проф. образования / В.С.Кузнецов. - М. : Издательский центр "Академия", 2012. - 416 с. - (Сер. Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-8434-3. - Текст: непосредственный
  4. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"(квалификация (степень) "бакалавр") / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 310, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011377-7. - Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. ФГБУ Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://фцомофв.рф/news/post/296

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04