бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра физического воспитания

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 8, 2020 утверждено Feb. 12, 2021
Л.В. Соколовская заведующий кафедрой
согласовано Dec. 9, 2020
О.В. Власова декан факультета
согласовано Dec. 10, 2020

Б1.В.ДВ.11.01 ДВ: Шахматы в школе, 6 семестр

Б-8051, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Математика и информатика), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
П.С. Ахметзянов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знать историю шахмат и правила шахматной игры знаниевый
знать теорию игры в шахматы знаниевый
понимать основные закономерности разыгрывания дебюта, миттельшпиля, эндшпиля ориентировочный
понимать теорию и методику обучения шахматной игре ориентировочный
уметь выполнять тактические действия операциональный
уметь играть в шахматы в соответствии с правилами игры операциональный
уметь организовать процесс обучения операциональный
уметь применять во время партии основные принципы разыгрывания всех стадий операциональный
владеть навыками игры до логического завершения партий опыт
Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) знать судейство и правила проведения соревнований знаниевый
уметь организовать и провести соревнования по шахматам операциональный
владеть навками изучения шахматной литературы и применения ее на практике опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать у студентов умение обучения игре в шахматы.

Задачи

  1. Сформировать теоретическую базу знаний, умений и навыков шахматной игры
  2. Обучить основным методикам преподавания игры в шахматы

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 2.77 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 История, шахматная теория и правила шахматной игры, практика игры в шахматы Сформировать теоретическую базу знаний, умений и навыков шахматной игры знать и понимать историю шахмат и правила шахматной игры, теорию игры в шахматы, основные принципы разыгрывания дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, уметь играть в шахматы в соответствии с правилами игры, выполнять тактические действия, применять во время партии основные принципы разыгрывания всех стадий игры до логического завершения партий, в том числе с использованием шахматных часов.
  • История, шахматная теория и правила шахмат
Модуль 2 Методика обучения и организация процесса обучения Обучить основным методикам преподавания игры в шахматы Знать и применять теорию и методику обучения шахматной игре, судейство и правила проведения соревнований. Уметь организовать процесс обучения, организовать и провести соревнования по шахматам.
  • Методика обучения и организация процесса обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 История шахмат и правила шахматной игры Лекция 2.0 1
2 История шахмат и правила шахматной игры Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Теория игры в шахматы Самостоятельное изучение 2.0 2
4 Теория игры в шахматы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Теория игры в шахматы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Теория игры в шахматы Индивидуальная работа 2.0 2
7 Основные закономерности разыгрывания дебюта Индивидуальная работа 2.0 3
8 Основные закономерности разыгрывания дебюта Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Основные закономерности разыгрывания дебюта Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
10 Основные закономерности разыгрывания дебюта Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
11 Основные закономерности разыгрывания миттельшпиля Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
12 Основные закономерности разыгрывания миттельшпиля Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
13 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
14 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Индивидуальная работа 2.0 5
15 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
16 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
17 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Самостоятельное изучение 2.0 7
18 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
19 Теория и методика обучения игре в шахматы Лекция 2.0 9
20 Теория и методика обучения игре в шахматы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
21 Теория и методика обучения игре в шахматы Индивидуальная работа 2.0 10
22 Теория и методика обучения игре в шахматы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
23 Теория и методика обучения игре в шахматы Самостоятельное изучение 1.0 11
24 Судейство и правила проведения соревнований Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 12
25 Судейство и правила проведения соревнований Индивидуальная работа 2.0 12
26 Судейство и правила проведения соревнований Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 История шахмат и правила шахматной игры Лекция Знать историю возникновения шахмат Узнавание
шахматная доска и фигуры Узнавание
2 История шахмат и правила шахматной игры Практическая работа (К-т. 50/50) Знать историю возникновения шахмат Узнавание
шахматная доска и фигуры Узнавание
3 Теория игры в шахматы Самостоятельное изучение Знать понятия "мат", "шах", "пат" Воспроизведение
Знать шахматную нотацию Воспроизведение
Знать тактику и стратегию Воспроизведение
4 Теория игры в шахматы Практическая работа (К-т. 50/50) Знать понятия "мат", "шах", "пат" Воспроизведение
Знать тактику и стратегию Воспроизведение
5 Теория игры в шахматы Практическая работа (К-т. 50/50) Знать шахматную нотацию Воспроизведение
6 Теория игры в шахматы Индивидуальная работа Знать понятия "мат", "шах", "пат" Воспроизведение
Знать шахматную нотацию Воспроизведение
Знать тактику и стратегию Воспроизведение
7 Основные закономерности разыгрывания дебюта Индивидуальная работа Применять основные закономерности разыгрывания дебюта. Знать теорию дебютов Применение
8 Основные закономерности разыгрывания дебюта Практическая работа (К-т. 50/50) Применять основные закономерности разыгрывания дебюта. Знать теорию дебютов Применение
9 Основные закономерности разыгрывания дебюта Практическая работа (К-т. 50/50) Применять основные закономерности разыгрывания дебюта. Знать теорию дебютов Применение
10 Основные закономерности разыгрывания дебюта Практическая работа (К-т. 50/50) Применять основные закономерности разыгрывания дебюта. Знать теорию дебютов Применение
11 Основные закономерности разыгрывания миттельшпиля Практическая работа (К-т. 50/50) Применять основные закономерности разыгрывания миттельшпиля Применение
12 Основные закономерности разыгрывания миттельшпиля Практическая работа (К-т. 50/50) Применять основные закономерности разыгрывания миттельшпиля Применение
13 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Практическая работа (К-т. 50/50) Применять основные закономерности разыгрывания эндшпиля Применение
14 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Индивидуальная работа Применять основные закономерности разыгрывания эндшпиля Применение
15 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Практическая работа (К-т. 50/50) Применять основные закономерности разыгрывания эндшпиля Применение
16 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Практическая работа (К-т. 50/50) Применять основные закономерности разыгрывания эндшпиля Применение
17 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Самостоятельное изучение Применять основные закономерности разыгрывания эндшпиля Применение
18 Основные закономерности разыгрывания эндшпиля Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Знать историю возникновения шахмат Узнавание
шахматная доска и фигуры Узнавание
Знать понятия "мат", "шах", "пат" Воспроизведение
Знать шахматную нотацию Воспроизведение
Знать тактику и стратегию Воспроизведение
Применять основные закономерности разыгрывания дебюта. Знать теорию дебютов Применение
Применять основные закономерности разыгрывания миттельшпиля Применение
Применять основные закономерности разыгрывания эндшпиля Применение
19 Теория и методика обучения игре в шахматы Лекция Уметь организовать процесс обучения Творчество
Применять методику преподавания Применение
20 Теория и методика обучения игре в шахматы Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь организовать процесс обучения Творчество
Применять методику преподавания Применение
21 Теория и методика обучения игре в шахматы Индивидуальная работа Уметь организовать процесс обучения Творчество
Применять методику преподавания Применение
22 Теория и методика обучения игре в шахматы Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь организовать процесс обучения Творчество
Применять методику преподавания Применение
23 Теория и методика обучения игре в шахматы Самостоятельное изучение Уметь организовать процесс обучения Творчество
Применять методику преподавания Применение
24 Судейство и правила проведения соревнований Практическая работа (К-т. 50/50) Знать организацию и проведение соревнований, в соответствии с правилами международной шахматной федерации (FIDE) Узнавание
25 Судейство и правила проведения соревнований Индивидуальная работа Знать организацию и проведение соревнований, в соответствии с правилами международной шахматной федерации (FIDE) Узнавание
26 Судейство и правила проведения соревнований Промежуточная аттестация (зачет) Знать историю возникновения шахмат Узнавание
шахматная доска и фигуры Узнавание
Знать понятия "мат", "шах", "пат" Воспроизведение
Знать шахматную нотацию Воспроизведение
Знать тактику и стратегию Воспроизведение
Применять основные закономерности разыгрывания дебюта. Знать теорию дебютов Применение
Применять основные закономерности разыгрывания миттельшпиля Применение
Применять основные закономерности разыгрывания эндшпиля Применение
Уметь организовать процесс обучения Творчество
Применять методику преподавания Применение
Знать организацию и проведение соревнований, в соответствии с правилами международной шахматной федерации (FIDE) Узнавание
Знать организацию и проведение соревнований Узнавание

Литература

Основная

  1. Авербах, Ю. Л. Учебник шахматной игры / Ю. Л. Авербах, А. С. Суэтин. – Москва : Издательство «Спорт», Человек, 2016. – 542 c. – ISBN 978-5-906131-73-7. – URL: http://www.iprbookshop.ru/43920.html (дата обращения: 21.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Журавлёв, Н. И. Шахматы. Шаг за шагом : [учеб. пособие] / Николай Журавлев ; предисл. М. Таля. - М. : Russian CHESS House, 2014. - 311 с. - ISBN 978-5-94693-380-3. –Текст непосредственный. – 30 экз.

Дополнительная

  1. Ахметзянов П.С., Солдатенков Ф.Н. Основы шахматной игры: учеб.-метод. пособие: направление подгот. 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) (уровень бакалавриата); Бюджетн. Учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» / сост.: П.С. Ахметзянов, Ф.Н. Солдатенков. – Сургут: РОИ СурГПУ, 2018. – 80, [1] с. –Текст непосредственный. – 59 экз.
  2. Основы обучения игре в шахматы : учеб.-метод. пособие : направление подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями), уровень бакалавриат / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры " Сургут. гос. пед. ун-т", Фак. физ. культуры и спорта, Каф. физ. воспитания ; сост. П. С. Ахметзянов. - Сургут : РИО БУ "Сургут. гос. пед. ун-т", 2018. - 53, [1] с. –Текст непосредственный. – 60 экз.
  3. Сухин, И. Г. Программы курса "Шахматы - школе" : для нач. кл. общеобразоват. учреждений / И. Г. Сухин. - Обнинск : Духовное возрождение, 2016. - 39, [1] с. - ISBN 978-5-94198-110-6. –Текст непосредственный. – 10 экз.
  4. Сухин, И. Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу : пособие для учителя / И. Г. Сухин. - Обнинск : Духовное возрождение, 2017. - 102, [2] с. - ISBN 978-5-94198-126-7. –Текст непосредственный. - 10 экз.
  5. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу : пособие для учителя / И. Г. Сухин. - Обнинск : Духовное возрождение, 2015. - 119, [1] с. - ISBN 978-594198-096-3. –Текст непосредственный. – 10 экз.
  6. Сухин, И. Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу : пособие для учителя / И. Г. Сухин. - Обнинск : Духовное возрождение, 2016. - 223, [1] с. - ISBN 978-5-94198-106-9. –Текст непосредственный. – 10 экз.

Цифровые ресурсы

  1. Образовательно-информационный портал «Шахматный сервер». – Режим доступа: https://lichess.org
  2. Сайт шахматного всеобуча [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный - http://chess555.narod.ru

Источники

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) СМК ИМ 04