бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 18, 2020 утверждено Feb. 8, 2021
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Jan. 21, 2021
О.В. Власова декан факультета
согласовано Jan. 21, 2021

Б1.О.02.04 Методика преподавания социологических дисциплин в высшей школе, 2 семестр

М-0251, 39.04.01, Социология (направленность Социология региональных процессов), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-2: способен обеспечить научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, среднепрофессионального и дополнительного профессионального образования знание основ разработки научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП знаниевый
знание современных образовательных педагогических технологий знаниевый
современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса в вузе знаниевый
умение выполнять задания по организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся; выполнять задания по разработке учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) ДПП ориентировочный
умение выполнять задания по разработке научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП; проводить рецензирование и экспертизу научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП; проводить учебные занятия по программам бакалавриата и (или) ДПП ориентировочный
владеть алгоритмом действий в нестандартных профессиональных ситуациях; алгоритмом отбора содержания дисциплины и составления технологической карты учебного занятия; алгоритмом организации учебного занятия по социологическим дисциплинам; алгоритмом рефлексии педагогической деятельности; способом отбора социологической теории исходя из целей и задач исследования операциональный
владеть способом анализа образовательной среды в высшем образовательном учреждении; алгоритмом реализации технологии проблемного обучения; алгоритмом реализации технологии модульного обучения; алгоритмом реализации технологии коллективного взаимообучения в системе высшего образования операциональный
ПК-3: способен использовать полученные знания в преподавании по программам бакалавриата и дополнительных профессиональных программ методику преподавания в системе высшего образования знаниевый
методы, средства, формы обучения в системе высшей школы знаниевый
требования к профессиональной компетентности преподавателя высшей профессиональной школы знаниевый
Умение анализировать цели, структуру, проблемы в системе высшего образования ориентировочный
Уметь использовать методы, средства, формы обучения в системе высшего образования; отбирать содержание дисциплины и составлять технологические карты учебных занятий; обеспечить научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, среднепрофессионального и дополнительного профессионального образования ориентировочный
Уметь использовать полученные знания в преподавании по программам бакалавриата и дополнительных профессиональных программ; организовывать и проводить учебное занятие по социологическим дисциплинам; анализировать свою педагогическую деятельность ориентировочный
владение способами организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся; способами разработки учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) ДПП операциональный
владение способом разработки научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП; владение способами рецензирования и экспертизы научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП; владение современными образовательными технологиями для проведения учебных занятий по программам бакалавриата и (или) ДПП; операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование умений проектировать педагогическую деятельность в системе высшего образования для преподавания социологических дисциплин

Задачи

  1. формирование теоретических основ методики преподавания в системе высшего образования
  2. формирование умений организации учебного процесса в системе высшей школы

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 46.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 26.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 3.5 ч.
Часов в неделю 3.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Дидактика и методика преподавания в системе высшего образования знать основы методики преподавания социологических дисциплин в высшей школе иметь представления о методике преподавания социологических дисциплин в в высшей школе
  • Современный преподаватель школы
  • Дидактика и методика преподавания в системе профессионального образования
  • Технология педагогического проектирования образовательных программ
Модуль 2 Образовательные технологии в системе высшего образования разработка содержания учебного занятия по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО уметь разрабатывать конспекты занятий и методический инструментарий по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО
  • Методы и средства обучения в системе профессионального образования
  • Разработка конспекта занятий

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современный преподаватель высшей школы Лекция 2.0 1
2 Современный преподаватель высшей школы Семинар (АК) 2.0 1
3 Анализ целей, структуры, проблем в системе профессионального обучения Лекция 2.0 2
4 Способ анализа образовательной среды Практическая работа (ПК) 2.0 4
5 Технология педагогического проектирования образовательной среды Практическая работа (АК) 2.0 5
6 Дидактика и методика преподавания Семинар (М) 2.0 5
7 Дидактика и методика преподавания Практическая работа (АК) 2.0 5
8 Технология педагогического проектирования образовательных программ Лекция 4.0 6
9 Технология педагогического проектирования образовательных программ Практическая работа (АК) 2.0 6
10 Разработка профессиональных программ Индивидуальная работа 2.0 7
11 Формы обучения Семинар (М) 2.0 8
12 СРС как способ развития и самоорганизации личности обучающихся Семинар (М) 4.0 9
13 Методика руководства исследовательской работой обучающихся Практическая работа (АК) 4.0 10
14 Рубежный контроль №1 Другое 2.0 11
15 Образовательные технологии и их реализация в учебном процессе Практическая работа (АК) 2.0 11
16 Технология проблемного обучения Практическая работа (АК) 2.0 11
17 Образовательные технологии и их реализация в учебном процессе Индивидуальная работа 1.0 11
18 Технологии, формы и методы интерактивного обучения Практическая работа (АК) 2.0 12
19 Современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса в вузе Практическая работа (АК) 2.0 12
20 Разработка конспекта занятий Практическая работа (АК) 4.0 13
21 Разработка конспекта занятий Индивидуальная работа 1.0 13
22 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современный преподаватель высшей школы Лекция объяснять современные требования к преподавателю Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
2 Современный преподаватель высшей школы Семинар (АК) объяснять современные требования к преподавателю Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
3 Анализ целей, структуры, проблем в системе профессионального обучения Лекция анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
4 Способ анализа образовательной среды Практическая работа (ПК) объяснять современные требования к преподавателю Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
Знать основные средства обучения Воспроизведение
5 Технология педагогического проектирования образовательной среды Практическая работа (АК) Знать современные требования к образовательным программам Воспроизведение
Уметь анализировать образовательную среду Применение
Характеризовать виды образовательных технологий и их реализация в учебном процессе Воспроизведение
6 Дидактика и методика преподавания Семинар (М) владеть основными принципами дидактики Воспроизведение
Уметь применять принципы дидактики при разработке методического инструментария Применение
7 Дидактика и методика преподавания Практическая работа (АК) владеть основными принципами дидактики Воспроизведение
Уметь применять принципы дидактики при разработке методического инструментария Применение
8 Технология педагогического проектирования образовательных программ Лекция Знать современные требования к образовательным программам Воспроизведение
Уметь анализировать образовательную среду Применение
Характеризовать виды образовательных технологий и их реализация в учебном процессе Воспроизведение
9 Технология педагогического проектирования образовательных программ Практическая работа (АК) Знать современные требования к образовательным программам Воспроизведение
Уметь анализировать образовательную среду Применение
Характеризовать виды образовательных технологий и их реализация в учебном процессе Воспроизведение
10 Разработка профессиональных программ Индивидуальная работа анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
Знать методы обучения Воспроизведение
Знать систему Воспроизведение
Знать основные средства обучения Воспроизведение
11 Формы обучения Семинар (М) анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
12 СРС как способ развития и самоорганизации личности обучающихся Семинар (М) анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
13 Методика руководства исследовательской работой обучающихся Практическая работа (АК) Знать методы обучения Воспроизведение
Знать систему Воспроизведение
14 Рубежный контроль №1 Другое объяснять современные требования к преподавателю Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
владеть основными принципами дидактики Воспроизведение
Уметь применять принципы дидактики при разработке методического инструментария Применение
Знать современные требования к образовательным программам Воспроизведение
15 Образовательные технологии и их реализация в учебном процессе Практическая работа (АК) иметь представления о различных методиках преподавания в системе образования Воспроизведение
16 Технология проблемного обучения Практическая работа (АК) иметь представления о различных методиках преподавания в системе образования Воспроизведение
17 Образовательные технологии и их реализация в учебном процессе Индивидуальная работа иметь представления о различных методиках преподавания в системе образования Воспроизведение
18 Технологии, формы и методы интерактивного обучения Практическая работа (АК) иметь представления о различных методиках преподавания в системе образования Воспроизведение
19 Современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса в вузе Практическая работа (АК) анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
20 Разработка конспекта занятий Практическая работа (АК) Уметь разрабатывать конспект занятий Применение
Знать основные этапы разработки конспекта занятий Воспроизведение
21 Разработка конспекта занятий Индивидуальная работа Уметь разрабатывать конспект занятий Применение
Знать основные этапы разработки конспекта занятий Воспроизведение
22 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Знать современные требования к образовательным программам Воспроизведение
Уметь анализировать образовательную среду Применение
Характеризовать виды образовательных технологий и их реализация в учебном процессе Воспроизведение
Знать методы обучения Воспроизведение
Знать систему Воспроизведение
Знать основные средства обучения Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Москва : Юрайт, 2018. - 150, [2] c. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-00830-2 : 345-78. – Текст: непосредственный
  2. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения : учеб. и практикум для вузов : учеб. для студентов и [аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Ю. Н. Лапыгин ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - Москва : Юрайт, 2016. - 247, [2] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-5229-2 : 461-57. – Текст: непосредственный
  3. Мандель, Б. Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы : учебное пособие / Б.Р. Мандель. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 619 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-8778-9.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450639 (дата обращения: 15.12.2020).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Ткаченко, А. В. Методика преподавания социологии : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / А. В. Ткаченко ; Моск. гор. пед. ун-т. - Москва : Юрайт, 2016. - 368, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7565-9 : 300-00. – Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям [и аспирантов] / [В. И. Блинов и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - Москва : Юрайт, 2018. - 313, [2] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00080-1 : 621-18. – Текст: непосредственный
  2. Узунов, Ф.В. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.С. Узунова; В.В. Узунов; Ф.В. Узунов. - Симферополь : Университет экономики и управления, 2016. - 113 c. http://www.iprbookshop.ru/54717.html (дата обращения: 05.06.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Шестакова, Л. Г. Вопросы методики преподавания в высшей школе [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / Л. Г. Шестакова, Т. А. Безусова. - Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2019. - 92 с. - ISBN 978-5-91252-123-2. http://www.iprbookshop.ru/86556.html (дата обращения: 05.06.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  4. Шмелева, Н. Б. Методика преподавания социальных дисциплин. Социальная работа : учебное пособие для вузов : для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям / Н. Б. Шмелева. - Москва : Юрайт, 2020. - 201, [2] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-10660-2.- Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/

Источники

  1. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, началь-ного общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". - Приказ Мини-стерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального об-щего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Зарегистрирован в Минюс-те РФ 6 декабря 2013. Регистрационный N 30550
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа." Методика преподавания социологических дисциплин в высшей школе" [Электронный ресурс]: Направление подготовки 39.04.01 Социология / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р. Аминов. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.