бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 13, 2021 утверждено Feb. 8, 2021
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Jan. 25, 2021
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 5, 2021

Б1.О.03.02 Теоретические основы обучения в образовательной области "Физическая культура", 2 семестр

М-0011, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Образование в области физической культуры и спорта), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
В.Н. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6) Знание источников совершенствования собственной деятельности знаниевый
Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) Знание современных нормативных правовых актов, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность знаниевый
Владение способами анализа, оценки и выбора нормативно-правовых актов для реализации и оптимизации профессиональной образовательной, физкультурно-спортивной деятельности ориентировочный
Умение анализировать нормативные правовые акты , регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность операциональный
Опыт анализа, оценки и выбора нормативно- правовых актов для реализации и оптимизации профессиональной деятельности опыт
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1) Знание способов постановки и решения практической проблемы в образовательной области «Физическая культура» знаниевый
Владение способом определения состава и последовательности действий по разработке стратегии решения проблемы и проблемной ситуации ориентировочный
Владение способом осуществления критического анализа проблемы и проблемных ситуаций ориентировочный
Умение планировать деятельность по решению проблемных ситуаций в образовательной области «Физическая культура» операциональный
Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8) Знание состава и последовательности действий по проектированию педагогической деятельности с на основе специальных научных знаний знаниевый
Знание способов использования научного знания в образовательной области «Физическая культура» знаниевый
Владение способами проектирования педагогической деятельности при решении задач двигательного обучения ориентировочный
Умение выбирать соответствующие современные инструменты формулирования цели, планирования и оценки компонентов педагогической деятельности при решении задач двигательного обучения (на основе специальных научных знаний) операциональный
Умение определять компоненты педагогической деятельности, требующие проектирования на основе выделения соответствующих проблемных вопросов в образовательной области "Физическая культура" операциональный
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1) Знание способов планирования образовательной деятельности по реализации образовательных программ в предметной области «Физическая культура» знаниевый
Знание теоретико-методологических основ развития содержания образования в предметной области «Физическая культура» знаниевый
Умение определять последовательность и состав действий при оценке результативности реализации компонентов педагогической деятельности в образовательной области «Физическая культура» ориентировочный
Умение определять последовательность и состав действий при планировании образовательной деятельности для решения задач в образовательной области «Физическая культура» ориентировочный
Умение осуществлять оценку результативности реализации компонентов педагогической деятельности в образовательной области «Физическая культура» операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование общих научно-методических основ профессионального мировоззрения преподавателя физической культуры, умений самостоятельно в практической деятельности использовать разнообразные средства, методы и формы физического воспитания, инновационные технологии современных систем в области физической культуры и спорта

Задачи

  1. Формирование понятий современной системы физической культуры и ее мировоззренческих, программно-нормативных и организационных основ
  2. Формировние умений применения и разработки современных средств, методов, технологий двигательного обучения занимающихся
  3. Развивать способности к анализу, оценке и проектированию содержания физического воспитания на различных ступенях возрастного развития человека

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 106.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 14 ч.
Часов в неделю 2.57 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Система физической кульуры Формирование понятий современной системы физической культуры и ее мировоззренческих, программно-нормативных и организационных основах Освоение содержания модуля способствует формированию системы знаний о функционировании физического воспитания как социального явления, умений формулировать цель и задачи систем в различных общественно-экономических формациях., пониманию научно-прикладных аспектов совершенствования отечественной системы физического воспитания.
  • Физическая культура как социально-педагогическая система
  • Нормативно-правовые основы системы физической культуры
  • Физическое воспитание
Теоретико-методические основы двигательного обучения Формировние умений применения и разработки современных средств, методов, технологий двигательного обучения занимающихся Знать проблемы разработки технологий обучения основным жизненно-важным двигательным действиям.проблематику углубленного познания закономерностей оптимизации процесса физического развития индивида, совершенствования на этой основе технологии воспитания физических качеств, обучения двигательным действиям.
  • Управление движением
  • Развитие физических способностей
Технология возрастных основ теории и методики физической культуры Развивать способности к анализу, оценке и проектированию содержания физического воспитания на различных ступенях возрастного развития человека В результате освоения модуля обучающиеся будут развивать способности к анализу, оценке и проектированию содержания физического воспитания на различных ступенях возрастного развития человека
  • Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста
  • Физическое воспитание в юношеском возраста
  • Физическое воспитание лиц среднего и пожилого возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Системный аспект понимания физической культуры Лекция 2.0 1
2 Физическое воспитание как центральная категория системы физической культуры Семинар 2.0 1
3 Системный аспект понимания физической культуры Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Физическое воспитание как центральная категория системы физической культуры Самостоятельное изучение 1.0 1
5 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания Лекция 2.0 2
6 Система физической культуры Коллоквиум 2.0 2
7 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания Самостоятельное изучение 4.0 2
8 Система физической культуры Самостоятельное изучение 3.0 2
9 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания Индивидуальная работа 1.0 2
10 Сущность обучения. Цели и задачи обучения двигательным действиям Лекция 2.0 3
11 Методологические основы теории обучения двигательным действиям Семинар (М) 2.0 3
12 Сущность обучения. Цели и задачи обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение 1.0 3
13 Методологические основы теории обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение 4.0 3
14 Система физической культуры Индивидуальная работа 2.0 3
15 Структура процесса обучения двигательному действию Семинар (М) 2.0 4
16 Структура процесса обучения двигательному действию Другое 2.0 4
17 Структура процесса обучения двигательному действию Самостоятельное изучение 4.0 4
18 Совершенствование технологии развития физических способностей Лекция 2.0 5
19 Развитие координационных способностей Семинар (М) 2.0 5
20 Развитие координационных способностей Самостоятельное изучение 4.0 5
21 Структура процесса обучения двигательному действию Индивидуальная работа 2.0 5
22 Развитие силовых способностей и выносливости Семинар (М) 2.0 6
23 Развитие скоростных способностей и гибкости Семинар (М) 2.0 6
24 Развитие силовых способностей и выносливости Самостоятельное изучение 4.0 6
25 Развитие скоростных способностей и гибкости Самостоятельное изучение 4.0 6
26 Совершенствование технологии развития физических способностей Контрольная работа 2.0 7
27 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Лекция 2.0 7
28 Совершенствование технологии развития физических способностей Самостоятельное изучение 4.0 7
29 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Семинар (М) 2.0 8
30 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Самостоятельное изучение 1.0 8
31 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Самостоятельное изучение 4.0 8
32 Совершенствование технологии развития физических способностей Индивидуальная работа 2.0 8
33 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Семинар (М) 2.0 8
34 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Семинар (М) 2.0 9
35 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Самостоятельное изучение 4.0 9
36 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Индивидуальная работа 2.0 9
37 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Индивидуальная работа 1.0 9
38 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Индивидуальная работа 1.0 10
39 Построение процесса физического воспитания различных возрастных категорий граждан в соответствии с нормативными требованиями Коллоквиум 2.0 10
40 Построение процесса физического воспитания различных возрастных категорий граждан в соответствии с нормативными требованиями Индивидуальная работа 1.0 11
41 Экзамен Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Системный аспект понимания физической культуры Лекция Результаты не указаны
2 Физическое воспитание как центральная категория системы физической культуры Семинар Конкретизировать задачи физического воспитания Применение
Определять возможности современных средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания Воспроизведение
3 Системный аспект понимания физической культуры Самостоятельное изучение Выделять структуру физической культуры Воспроизведение
Соотносить цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
4 Физическое воспитание как центральная категория системы физической культуры Самостоятельное изучение Конкретизировать задачи физического воспитания Применение
Определять возможности современных средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания Воспроизведение
5 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания Лекция Знать основные нормативно-правовые акты регулирующие деятельность в сфере физической культуры Узнавание
6 Система физической культуры Коллоквиум Соотносить цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
Прогнозировать направления развития физической культуры в соответствии с современным уровнем, потребностями развития общества Применение
Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
Определять суть физического воспитания как процесс педагогически направленного функционирования физической культуры Воспроизведение
7 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания Самостоятельное изучение Знать основные нормативно-правовые акты регулирующие деятельность в сфере физической культуры Узнавание
Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
8 Система физической культуры Самостоятельное изучение Выделять подходы к определению функций и форм физической культуры Применение
Прогнозировать направления развития физической культуры в соответствии с современным уровнем, потребностями развития общества Применение
Определять возможности современных средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания Воспроизведение
9 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания Индивидуальная работа Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
10 Сущность обучения. Цели и задачи обучения двигательным действиям Лекция Результаты не указаны
11 Методологические основы теории обучения двигательным действиям Семинар (М) Определять сущность обучения в физической культуре Воспроизведение
Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
12 Сущность обучения. Цели и задачи обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение Определять сущность обучения в физической культуре Воспроизведение
13 Методологические основы теории обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
14 Система физической культуры Индивидуальная работа Соотносить цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
Прогнозировать направления развития физической культуры в соответствии с современным уровнем, потребностями развития общества Применение
Определять возможности современных средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания Воспроизведение
15 Структура процесса обучения двигательному действию Семинар (М) Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
16 Структура процесса обучения двигательному действию Другое Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
17 Структура процесса обучения двигательному действию Самостоятельное изучение Определять сущность обучения в физической культуре Воспроизведение
Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
18 Совершенствование технологии развития физических способностей Лекция Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
19 Развитие координационных способностей Семинар (М) Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
20 Развитие координационных способностей Самостоятельное изучение Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
21 Структура процесса обучения двигательному действию Индивидуальная работа Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
22 Развитие силовых способностей и выносливости Семинар (М) Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
23 Развитие скоростных способностей и гибкости Семинар (М) Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
24 Развитие силовых способностей и выносливости Самостоятельное изучение Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
25 Развитие скоростных способностей и гибкости Самостоятельное изучение Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
26 Совершенствование технологии развития физических способностей Контрольная работа Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Разрабатывать индивидуальные программы развития физических способностей в соответствии с индивидуальными, половозрастными особенностями обучающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
27 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Лекция Результаты не указаны
28 Совершенствование технологии развития физических способностей Самостоятельное изучение Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
29 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Семинар (М) знать требования законодательства, образовательных стандартов и других нормативно-правовых актов к организации физического воспитания молодёжи. Узнавание
выделять актуальные проблемы физического воспитания молодёжи и находить пути их решения Применение
30 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Самостоятельное изучение Результаты не указаны
31 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Самостоятельное изучение Результаты не указаны
32 Совершенствование технологии развития физических способностей Индивидуальная работа Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Разрабатывать индивидуальные программы развития физических способностей в соответствии с индивидуальными, половозрастными особенностями обучающихся Применение
33 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Семинар (М) анализировать модели физического воспитания и авторские учебные программы по физической культуре Применение
планировать пути решения актуальных проблем в системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Применение
34 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Семинар (М) Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
анализировать современные подходы к организации физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Применение
35 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Самостоятельное изучение Результаты не указаны
36 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Индивидуальная работа выделять актуальные проблемы в системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Применение
анализировать модели физического воспитания и авторские учебные программы по физической культуре Применение
37 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Индивидуальная работа знать требования законодательства, образовательных стандартов и других нормативно-правовых актов к организации физического воспитания молодёжи. Узнавание
выделять актуальные проблемы физического воспитания молодёжи и находить пути их решения Применение
38 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Индивидуальная работа Результаты не указаны
39 Построение процесса физического воспитания различных возрастных категорий граждан в соответствии с нормативными требованиями Коллоквиум проектировать содержание занятий физической культурой Применение
проектировать содержание занятий физической культурой лиц среднего и пожилого возраста Применение
40 Построение процесса физического воспитания различных возрастных категорий граждан в соответствии с нормативными требованиями Индивидуальная работа проектировать содержание занятий физической культурой Применение
проектировать содержание занятий физической культурой лиц среднего и пожилого возраста Применение
41 Экзамен Промежуточная аттестация (экз.) Выделять структуру физической культуры Воспроизведение
Соотносить цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
Выделять подходы к определению функций и форм физической культуры Применение
Прогнозировать направления развития физической культуры в соответствии с современным уровнем, потребностями развития общества Применение
Знать основные нормативно-правовые акты регулирующие деятельность в сфере физической культуры Узнавание
Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
Планировать содержание профессиональной деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов Применение
Определять суть физического воспитания как процесс педагогически направленного функционирования физической культуры Воспроизведение
Конкретизировать задачи физического воспитания Применение
Определять возможности современных средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания Воспроизведение
Определять сущность обучения в физической культуре Воспроизведение
Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Разрабатывать индивидуальные программы развития физических способностей в соответствии с индивидуальными, половозрастными особенностями обучающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Германов, Г. Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры : учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. — Воронеж : Элист, 2017. — 303 c. — ISBN 978-5-87172-082-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/52019.html (дата обращения: 12.01.2021).– Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный
  2. Кадыров, Р. М.Теория и методика физической культуры : учеб. пособие [для студентов бакалавриата, обучающихся] по дисциплине "Теория и методика физической культуры", направлений подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование" (квалификация - "бакалавр") / Р. М. Кадыров, Д. В. Морщинина. - Москва : КноРус, 2016. - 132 с. - (Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-406-04146-8.- Текст: непосредственный- 40 экз.

Дополнительная

  1. Архипова, Л.А. Теория и методика физической культуры. Особенности разработки рабочих программ по физической культуре: учебно-методическое пособие для студентов направления 49.03.01 «Физическая культура», профилей подготовки: «Спортивная тренировка», «Физкультурно-оздоровительные технологии», «Физкультурное образование», очной и заочной форм обучения / Л.А. Архипова ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2017. – 79 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=571825 (дата обращения: 12.01.2021).– Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный
  2. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 131 c. — ISBN 978-5-4497-0149-7. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85832.html (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Масалова, О. Ю.Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов по направлению подгот. 49.03.01 "Физическая культура (уровень бакалавриата)" / О. Ю. Масалова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. - 572, [1] с. : табл. - (Серия "Высшее образование"). - ISBN 978-5-222-28626-5.- Текст: непосредственный- 11 экз.

Цифровые ресурсы

  1. ФГБУ Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://фцомофв.рф/news/post/296

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04