бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-гуманитарного образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 2, 2021 утверждено Feb. 12, 2021
Е.П. Шульга заведующий кафедрой
согласовано Feb. 9, 2021
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Feb. 9, 2021

Б1.Б.11 Основы межэтнических коммуникаций, 2 семестр

Б-0171, 46.03.02, Документоведение и архивоведение, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) Знание норм и правил межличностного общения знаниевый
Знание принципов взаимодействия (профессионального и социального) в рамках поликультурной среды знаниевый
Развитие вербальных и письменных навыков межкультурного взаимодействия и взаимопонимания. ориентировочный
Умение организовывать общение в мультикультурной среде операциональный
Умение устанавливать и поддерживать позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими людьми разных культур операциональный
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) Знание сущности толерантности на разных этапах развития общества знаниевый
Знание условий, особенностей, содержания социальной и поликультурной среды современной России и особенностей социальной и поликультурной среды округа знаниевый
Понимание значимости толерантности, как основного принципа межкультурного общения ориентировочный
Владение способами организации взаимодействия в поликультурной среде (в группе) операциональный
Владение способами разрешения межэтнических конфликтов в профессиональной деятельности операциональный
Опыт решения проблемных ситуаций межэтнического общения на основе принципов толерантности опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться осуществлять межэтническую коммуникацию с позиции толерантности

Задачи

  1. Научиться применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, РФ, ХМАО
  2. Научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 26.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.5 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Основные понятия курса и основные этнические процессы современности Научить применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, РФ, ХМАО Знать: основные понятия курса; виды этнических процессов; причины межэтнических конфликтов, пути их преодоления; этническую ситуацию в России и регионе: этнический состав населения, законы, проблемы и тенденции этнических процессов; этническую миграционную ситуацию в России и ХМАО Уметь: анализировать современную этническую ситуацию, в мире, России, ХМАО-Югре; выделять логику развития этнических и миграционных процессов Владеть: навыками анализа статистической информации по этническому составу населения страны, региона
  • Межэтническая коммуникация: основные понятия, ключевые вопросы теории
  • Этническая картина мира
Межкультурные различия и проблемы МЭК в современном мире Научить анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности Знать: основы этикета международного общения; особенности коммуникативного поведения разных народов Уметь: определять специфические особенности культур различных народов; объяснять особенности коммуникативного поведения и норм этикета разных народов; представлять информацию по теме в форме презентации, коллажа; находить пути решения проблемных ситуаций межэтнического и межкультурного общения Владеть: навыками формулирования общих рекомендаций для участников МЭК, исходя из ситуации, этнических и культурных особенностей
  • Психология этноса
  • Традиционная культура в условиях современности
  • Культурное многообразие и проблемы МЭК в современном мире

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия курса ОМК Лекция 2.0 1
2 Понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» Семинар 2.0 1
3 Понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» Семинар 2.0 2
4 Понятия «этнические стереотипы», «межэтнические конфликты» Семинар 2.0 3
5 Этнические процессы в современном мире, РФ, ХМАО Семинар 2.0 3
6 Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО Семинар 2.0 4
7 Общая характеристика крупнейших народов мира Коллоквиум 2.0 5
8 Общая характеристика крупнейших народов мира Индивидуальная работа 2.5 5
9 Народы России: общая характеристика. Этнический состав населения России Семинар 2.0 5
10 Коренные малочисленные народы Севера (КМНС) ХМАО: проблемы и пути решения Семинар 2.0 6
11 Этноидентичность и самоидентификация в современном мире Семинар 2.0 7
12 Национальный характер народов мира Семинар 2.0 8
13 Особенности русского менталитета Семинар 2.0 9
14 Традиционная культура в современном мире Лекция 2.0 9
15 Элементы традиционной культуры в современной. Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре Другое 4.0 10
16 Традиционная культура этнических меньшинств ХМАО Семинар 2.0 11
17 Коммуникативное поведение народов мира Лекция 2.0 12
18 Проблемы МЭК в деловой сфере. Национальные особенности повседневного этикета народов мира Конференция 4.0 13
19 Культурное многообразие в условиях глобализации Лекция 2.0 14
20 Этнические символы народов мира. Этнические образы народов мира Семинар 2.0 14
21 Анализ проблемных ситуаций межэтнического общения Семинар 2.0 15
22 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия курса ОМК Лекция Знать основные понятия и термины ОМК Узнавание
2 Понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» Семинар Применять понятия "межкультурная компетенция" и "межкультурная компетентность" для анализа конкретных межкультурных ситуаций Применение
Давать характеристику понятиям «межкультурная компетенция» и "межкультурная компетентность" Воспроизведение
Соотносить понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» Воспроизведение
3 Понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» Семинар Разрабатывать ситуации, характеризующие признаки толерантного и интолерантного этнического поведения Применение
Определять понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» Воспроизведение
Структурировать признаки толерантного и интолерантного этнического поведения в виде таблицы Воспроизведение
4 Понятия «этнические стереотипы», «межэтнические конфликты» Семинар Разрабатывать конфликтные ситуации межэтнического взаимодействия, связанные с этническими стереотипами и определять стратегии поведения в конкретных этнических конфликтах Применение
Выявлять этнические стереотипы из фольклора Воспроизведение
Выделять признаки понятий «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» Воспроизведение
5 Этнические процессы в современном мире, РФ, ХМАО Семинар Знать основные типы этнических процессов, их классификацию, характерные черты Узнавание
6 Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО Семинар Систематизировать типологии миграций Воспроизведение
Характеризовать миграционные процессы в РФ и ХМАО по данным статистики Воспроизведение
Сравнивать современные миграционные процессы в РФ и ХМАО Применение
7 Общая характеристика крупнейших народов мира Коллоквиум Характеризовать по карте геополитическое положение страны и выделять его особенности Применение
Характеризовать религию конкретного народа Воспроизведение
8 Общая характеристика крупнейших народов мира Индивидуальная работа Характеризовать по карте геополитическое положение страны и выделять его особенности Применение
Характеризовать религию конкретного народа Воспроизведение
9 Народы России: общая характеристика. Этнический состав населения России Семинар Характеризовать изменения в этническом составе РФ по данным переписей Применение
Структурировать причины изменения численности конкретных народов в виде таблицы Воспроизведение
Характеризовать тенденции динамики этнического состава РФ Применение
10 Коренные малочисленные народы Севера (КМНС) ХМАО: проблемы и пути решения Семинар Выделять признаки понятия «КМНС» Воспроизведение
Характеризовать правовой статус КМНС Воспроизведение
Представлять проблемы КМНС в виде логической схемы Применение
Структурировать пути решения проблем КМНС в виде таблицы Применение
11 Этноидентичность и самоидентификация в современном мире Семинар Классифицировать и ранжировать идентичности Воспроизведение
Определять доминирующий тип этничности в своей группе Применение
Определять значение этнической идентичности в современном мире Применение
12 Национальный характер народов мира Семинар Выделять признаки понятия «национальный характер» Воспроизведение
Характеризовать национальный характер по элементам фольклора Применение
Сравнивать черты национального характера народов мира в виде таблицы Применение
13 Особенности русского менталитета Семинар Выделить признаки понятия «менталитет» Воспроизведение
Конкретизировать черты русского менталитета по элементам фольклора в форме таблицы Воспроизведение
Изображать конкретные черты русского менталитета в виде рисунка Применение
14 Традиционная культура в современном мире Лекция Знать понятие "традиционная культура", ее признаки Узнавание
15 Элементы традиционной культуры в современной. Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре Другое Знать понятие "традиционная культура", ее признаки Узнавание
Характеризовать элементы традиционной культуры в современной Воспроизведение
Составлять коллаж, демонстрирующий элементы традиционной культуры в современной Применение
Выделять признаки понятий «ценности», «идеалы» и «нормы поведения Воспроизведение
Характеризовать ценности, идеалы и нормы поведения народов России по элементам фольклора Воспроизведение
Сравнивать ценности, идеалы и нормы поведения народов России в виде таблицы Применение
16 Традиционная культура этнических меньшинств ХМАО Семинар Выделять признаки понятия «этническое меньшинство» Воспроизведение
Собирать информацию об элементах традиционной культуры этнических меньшинств ХМАО Применение
Инсценировать характерные черты традиционной культуры этнических меньшинств ХМАО Применение
17 Коммуникативное поведение народов мира Лекция Знать варианты коммуникативного поведения народов мира Узнавание
18 Проблемы МЭК в деловой сфере. Национальные особенности повседневного этикета народов мира Конференция Выделять признаки понятий «этикет» и «деловой этикет» Воспроизведение
Соотносить особенности поведения представителей различных этносов с теми или иными концепциями и моделями деловых культур Применение
Инсценировать проблемы МЭК в деловой сфере Применение
Соотносить проблемы МЭК в деловой сфере, их причины и пути решения в виде схемы Применение
19 Культурное многообразие в условиях глобализации Лекция Характеризовать особенности культур в современном мире Узнавание
20 Этнические символы народов мира. Этнические образы народов мира Семинар Характеризовать этнические символы народов мира Воспроизведение
Составлять презентацию Power Point, демонстрирующую этнические символы народов мира Применение
21 Анализ проблемных ситуаций межэтнического общения Семинар Составлять алгоритм анализа проблемных ситуаций межэтнического общения Применение
Анализировать конкретные проблемные ситуации межэтнического общения Применение
22 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) Давать характеристику понятиям «межкультурная компетенция» и "межкультурная компетентность" Воспроизведение
Соотносить понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» Воспроизведение
Определять понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» Воспроизведение
Структурировать признаки толерантного и интолерантного этнического поведения в виде таблицы Воспроизведение
Систематизировать типологии миграций Воспроизведение
Характеризовать миграционные процессы в РФ и ХМАО по данным статистики Воспроизведение
Сравнивать современные миграционные процессы в РФ и ХМАО Применение
Классифицировать и ранжировать идентичности Воспроизведение
Определять значение этнической идентичности в современном мире Применение
Знать варианты коммуникативного поведения народов мира Узнавание
Выделять признаки понятий «этикет» и «деловой этикет» Воспроизведение
Соотносить особенности поведения представителей различных этносов с теми или иными концепциями и моделями деловых культур Применение
Соотносить проблемы МЭК в деловой сфере, их причины и пути решения в виде схемы Применение
Выделять признаки понятий «гостевой этикет» и «повседневный этикет» Воспроизведение
Характеризовать элементы повседневного этикета народов мира Воспроизведение
Выделять общее и особенное в повседневном этикете народов мира Применение
Характеризовать особенности культур в современном мире Узнавание

Литература

Основная

  1. Введение в теорию межкультурной коммуникации : Практикум / составители: О. А. Ганжара, И. Б. Филипенко. - Введение в теорию межкультурной коммуникации ; Весь срок охраны авторского права. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. - 98 с. - Весь срок охраны авторского права. - ISBN 2227-8397. – URL: http://www.iprbookshop.ru/92677.html (дата обращения: 20.06.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие по дисциплине "Культурология" / А. П. Садохин . - 2-е изд., стер. - М. :КноРус, 2017. - 253, [1] c. - (Бакалавриат). - ISBN 978-5-406-05550-2 : 684-42. – Текст : непосредственный
  3. Тимашева, О. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие / О. В. Тимашева. - 4-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2017. - 190, [2] с. - ISBN 978-5-9765-1777-6 : 230-00. – Текст : непосредственный

Дополнительная

  1. Белая, Е. Н. Межкультурная коммуникация. Поиски эффективного пути: учебное пособие / Е.Н. Белая. - Межкультурная коммуникация. Поиски эффективного пути ; 2020-02-14. - Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. - 312 c. - ISBN 978-5-7779-1974-8. URL: http://www.iprbookshop.ru/59614.html (дата обращения: 20.06.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В. Этнокультурные регионы мира: учебное пособие.- М.: МПГУ; издательство «Промитей», 2013. – 240 с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/18640.html (дата обращения: 20.06.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Малахова, Л. П. Основы кросс-культурного взаимодействия : учеб.-метод. пособие по организации контроля и оценивания учебных результатов / Л. П. Малахова, В. В. Медведев, Н. Н. Рашевская ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО БУ "Сургут. гос. пед. ун-т", 2020. - 81, [1] с. – Текст : непосредственный.
  4. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг : учебно-методическое пособие / Г. Коптельцева; Ю. Рот. - Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг ; 2018-10-15. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 223 c. - ISBN 5-238-01056-7. – URL: http://www.iprbookshop.ru/52663.html (дата обращения: 20.06.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Портал «Всероссийская перепись населения 2010 года». – URL: http://www.perepis-2010.ru/ (дата обращения: 20.06.2020). – Текст: электронный
  2. Росстат. Демография. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения: 20.06.2020). – Текст: электронный
  3. Сайт «Толерантность». – URL: http://www.tolerance.ru (дата обращения: 23.10.2019). – Текст: электронный

Источники

  1. Журнал «Демоскоп». – URL: http://www.democope.ru (дата обращения: 20.06.2020). – Текст: электронный
  2. Народы России: единство в многообразии. – URL:http://www.narodru.ru/peoples1217.html (дата обращения: 20.06.2020). – Текст: электронный
  3. Энциклопедия народов мира. – URL: http://www.etnolog.ru/world-people.php (дата обращения: 20.06.2020). – Текст: электронный

Учебно-методические материалы

  1. Материалы образовательного портала. http://els.surgpu.ru/course
  2. Панченко А.Б., Гаврисенко Е.А., Медведев В.В. Основы межэтнических коммуникаций: учеб.-метод. пособие в модульной технологии / А.Б. Панченко, Е.А. Гаврисенко, В.В. Медведев; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа–Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО–Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – 2 изд., испр. и доп. – Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 113, [1] с. – Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/684001/info .-Текст : непосредственный
  3. Рабочая программа по дисциплине "Основы межэтнических коммуникаций", сост. Арасланова В.А. http://wp.surgpu.ru/