бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 14, 2021 утверждено Jan. 27, 2021
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Jan. 14, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Jan. 14, 2021

Б1.В.15 Современные методы исследования, 6 семестр 1 полусеместр

Б-8101, 54.03.01, Дизайн, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Г.И. Белошапка ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-10 - Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. Применять методы научного анализа, синнтеза и моделирования в процессе дизайн-проектирования. операциональный
Уметь применять методы абстрактного мышления, анализа, синтеза в процессе создания дизайн-проекта. операциональный
Иметь опыт применения методов научного анализа, синнтеза и моделирования в процессе дизайн-проектирования. опыт
ПК-12 - Способность применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений. Знать методы по сбору эмпирической информации при создании дизайн-проектов. знаниевый
Владеть методами научных исследований по сбору эмпирической информации для обоснования новизны собственных концептуальных решений при создании дизайн-проектов. операциональный
Иметь опыт применения методов научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывания новизны собственных концептуальных решений. опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать навыки использования современных методов исследования в области дизайн-проектирования.

Задачи

  1. Сформировать представление о методологии научного познания.
  2. Применять современные методы и технологии исследования в области дизайна.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Общественно-научные парадигмы исследования в области дизайна. Описывать особенности общественно-научной парадигмы исследования в области дизайна. Знать современные версии позитивизма как методологию научного анализа в области дизайна; современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения дизайна; эмпирические предпосылки научного исследования дизайна в количественной парадигме; разрабатывать программу научного исследования дизайна; применять выборочный метод в исследовании дизайна.
  • Дидактическая единица (1) Современные версии позитивизма как методология научного анализа в области дизайна.
  • Дидактическая единица (2) Современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения в области дизайна.
  • Дидактическая единица (3) Эмпирические предпосылки научного исследования дизайнерской компоненты в количественной парадигме.
  • Дидактическая единица (4) Программа научного исследования научных достижений в области дизайна.
  • Дидактическая единица (5) Выборочный метод в исследовании достижений в области дизайна.
Методы сбора и анализа эмпирических данных научных исследований в области дизайна. Определять методы сбора и анализа эмпирических данных научных исследований в области дизайна. Уметь применять опросные методы анализа; знать понятия и виды опросного метода, анкетного опроса, виды вопросов анкеты, об интервью, о композиции анкет; составлять макеты кодировки вопросов анкеты; выделять особенности метода интервью в исследовании, приемы формулировки деликатных вопросов интервью, экспертного опроса, социометрического опроса исследований в области дизайна. Описывать свободное интервью, групповое фокусированное интервью, подбор участников фокус-группы, стили ведения фокус-группы, контент-анализ, количественный и качественный анализ документов; характеризовать наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты.
  • Дидактическая единица (1) Опросные методы анализа, понятия и виды опросного метода, анкетный опрос, виды вопросов анкеты, интервью, композиция анкеты, макеты кодировки вопросов анкеты.
  • Дидактическая единица (2) Интервью в исследовании, приемы формулировки деликатных вопросов интервью, экспертный опрос, социометрический опрос исследований в области дизайна.
  • Дидактическая единица (3) Свободное интервью, групповое фокусированное интервью, подбор участников фокус-группы, стили ведения фокус-группы, контент-анализ, количественный и качественный анализ документов.
  • Дидактическая единица (4) Наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные версии позитивизма как методология научного анализа социально-культурной деятельности. Лекция 2.0 1
2 Современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения социально-культурной деятельности. Лекция 2.0 2
3 Современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения социально-культурной деятельности. Контрольная работа 2.0 2
4 Современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения социально-культурной деятельности. Индивидуальная работа 2.0 2
5 Эмпирические предпосылки научного исследования при создании дизайн проекта. Семинар 2.0 3
6 Эмпирические предпосылки научного исследования при создании дизайн проекта. Индивидуальная работа 2.0 3
7 Программа научного исследования при создании дизайн проекта. Индивидуальная работа 2.0 4
8 Программа научного исследования при создании дизайн проекта. Лекция 2.0 4
9 Программа научного исследования при создании дизайн проекта. Самостоятельное изучение 7.0 4
10 Выборочный метод в исследовании при создании дизайн проекта. Лекция 2.0 5
11 Опросные методы анализа при создании дизайн проекта. Семинар 2.0 5
12 Опросные методы анализа при создании дизайн проекта. Лекция 2.0 5
13 Интервью в исследовании, приемы формулировки деликатных вопросов интервью, экспертный опрос, социометрический опрос в исследовании социально-культурной деятельности. Семинар 4.0 7
14 Интервью в исследовании, приемы формулировки деликатных вопросов интервью, экспертный опрос, социометрический опрос в исследовании социально-культурной деятельности. Лекция 2.0 7
15 Свободное интервью, групповое фокусированное интервью, подбор участников фокус-группы, стили ведения фокус-группы, контент-анализ, количественный и качественный анализ документов. Семинар 4.0 8
16 Свободное интервью, групповое фокусированное интервью, подбор участников фокус-группы, стили ведения фокус-группы, контент-анализ, количественный и качественный анализ документов. Лекция 2.0 8
17 Наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты. Семинар 4.0 9
18 Наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты. Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
19 Наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты. Лекция 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные версии позитивизма как методология научного анализа социально-культурной деятельности. Лекция Знать современные версии позитивизма как методологию научного анализа в области дизайна. Узнавание
2 Современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения социально-культурной деятельности. Лекция Описывать современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения в области дизайна. Воспроизведение
3 Современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения социально-культурной деятельности. Контрольная работа Описывать современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения в области дизайна. Воспроизведение
4 Современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения социально-культурной деятельности. Индивидуальная работа Описывать современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения в области дизайна. Воспроизведение
5 Эмпирические предпосылки научного исследования при создании дизайн проекта. Семинар Описывать современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения в области дизайна. Воспроизведение
6 Эмпирические предпосылки научного исследования при создании дизайн проекта. Индивидуальная работа Описывать современные версии феноменологии в системе методологических основ изучения в области дизайна. Воспроизведение
7 Программа научного исследования при создании дизайн проекта. Индивидуальная работа Охарактеризовывать особенности программ исследований научных достижений в области дизайна. Воспроизведение
8 Программа научного исследования при создании дизайн проекта. Лекция Охарактеризовывать особенности программ исследований научных достижений в области дизайна. Воспроизведение
9 Программа научного исследования при создании дизайн проекта. Самостоятельное изучение Охарактеризовывать особенности программ исследований научных достижений в области дизайна. Воспроизведение
10 Выборочный метод в исследовании при создании дизайн проекта. Лекция Описывать эмпирические предпосылки научного исследования дизайнерской компоненты в количественной парадигме. Воспроизведение
11 Опросные методы анализа при создании дизайн проекта. Семинар Применять опросные методы анализа, понятие и виды опросного метода, анкетный опрос, виды вопросов анкеты, интервью, композиция анкеты, макеты кодировки вопросов анкеты. Применение
12 Опросные методы анализа при создании дизайн проекта. Лекция Давать характеристику опросным методам анализа, видам опросного метода, анкетным опросам, видам вопросов анкет. Узнавание
13 Интервью в исследовании, приемы формулировки деликатных вопросов интервью, экспертный опрос, социометрический опрос в исследовании социально-культурной деятельности. Семинар Применять методы интервью в исследовании; приемы формулировки деликатных вопросов интервью, экспертный опрос, социометрический опрос исследований в области дизайна. Применение
14 Интервью в исследовании, приемы формулировки деликатных вопросов интервью, экспертный опрос, социометрический опрос в исследовании социально-культурной деятельности. Лекция Знать приемы формулировки деликатных вопросов интервью, экспертный опрос, социометрический опрос исследований в области дизайна. Узнавание
15 Свободное интервью, групповое фокусированное интервью, подбор участников фокус-группы, стили ведения фокус-группы, контент-анализ, количественный и качественный анализ документов. Семинар Применять методы свободного интервью, группового фокусированного интервью, подбора участников фокус-группы, стиля ведения фокус-группы, контент-анализа, количественного и качественного анализа документов. Применение
16 Свободное интервью, групповое фокусированное интервью, подбор участников фокус-группы, стили ведения фокус-группы, контент-анализ, количественный и качественный анализ документов. Лекция Знать контент-анализ, количественный и качественный анализ документов Узнавание
17 Наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты. Семинар Применять наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты. Применение
18 Наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты. Промежуточная аттестация (зачет) Применять наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты. Применение
19 Наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты. Лекция Охарактеризовывать наблюдение как метод исследования, виды наблюдения, эксперимент в исследовании, виды эксперимента, понятие контрольной и испытуемой групп, многоуровневые и многофакторные эксперименты. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Горелов, Н. А.Методология научных исследований : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по всем направлениям, [аспирантов и докторантов] / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 364, [2] с. - (Бакалавр и магистр). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-03635-0.- Текст: непосредственный
  2. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - 5-е изд., перераб. - Москва : Дашков и К°, 2020. - 282 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-03684-2.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573392 (дата обращения: 30.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  3. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистров, студентов, [аспирантов] высш. учеб. заведений / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2018. - 255, [1] с. .- Текст: непосредственный
  4. Полонский, В. М. Оценка качества научно- педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с. .- Текст: непосредственный
  5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований : учебное пособие / М.Ф. Шкляр. - 7-е изд. - Москва : Дашков и К°, 2019. - 208 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр.: с. 195-196. - ISBN 978-5-394-03375-9.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573356 (дата обращения: 30.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Дополнительная

  1. Булдаков, С. К. История и философия науки : учеб. пособие по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр. кандид. минимума / С. К. Булдаков. - М. : РИОР, [2013]. - 140, [1] с. - (Высшее образование. Магистратура). - Гриф МО. - ISBN 978-5-369-00329-9.- Текст: непосредственный
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 206, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-7695-8735-1. высшее профессиональное образование). - Гриф УМО- Текст: непосредственный
  3. Исследование социальных и экономических процессов : учеб.-метод. пособие. Специальность 080505.65 "Управление персоналом", 080507.65 "Менеджмент организации" / [сост. Т. Г. Андроник] ; Сург. гос. пед. ун-т, Каф. экономики и права. - Сургут : РИО СурГПУ, 2011. - 48 с.- Текст: непосредственный
  4. История и философия науки : учеб. для вузов : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и естеств.-науч. направлениям и специальностям / под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 360, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-2997-3.- Текст: непосредственный
  5. Киселёва, А. М. Исследование социально-экономических и политических процессов : учебное пособие / А. М. Киселёва. — Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. — 240 c. — ISBN 978-5-7779-1690-7. — URL: http://www.iprbookshop.ru/24888.html (дата обращения: 30.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  6. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. В. Крулехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 192, [4] с. - (Бакалавр и магистр). - ISBN 978-5-534-05461-3.- Текст: непосредственный
  7. Леонов, Н. И. Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях : учеб. пособие [для занятий по курсу "Статист. обработка психолог. данных"] / Н. И. Леонов, М. М. Главатских ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - Москва [и др.] : Моск. психол.-соц. ин-т [и др.], 2011. - 127, [1] c. : ил. - (Библиотека психолога). - Гриф МО. - ISBN 978-5-9770-0506-7.- Текст: непосредственный
  8. Скворцова, Л. М. Методология научных исследований : учебное пособие / Л. М. Скворцова. — Москва : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. — 79 c. — ISBN 978-5-7264-0938-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/27036.html (дата обращения: 30.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека Ихтика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/ (Библиотека Ихтика)
  2. Портал гуманитарное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/sect/46?page=8 (Портал гуманитарное образование)
  3. Портал по социологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sociology.net.ru/files/konference.htm (Портал по Социологии)

Источники

  1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]: http://www.hmao-museums.ru/upload/iblock/98c/98c71710b416c458f4ad281863a5c701.pdf
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Г.И. Белошапка. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.