бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 14, 2021 утверждено Feb. 12, 2021
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Jan. 14, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Jan. 14, 2021

Б1.В.ДВ.21.01 ДВ: Методика развития изобразительной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях, 8 семестр 2 полусеместр

Б-07031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Ю.В. Бахлюстова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1 - готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности Уметь выделять основные аспекты социальной значимости своей будущей профессии операциональный
ОПК-2 - способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся Уметь осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей операциональный
ПК-1 - готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов Уметь реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов операциональный
ПК-2 - способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знать современные методы и технологии обучения и диагностики знаниевый
Владеть методами использования современными методами и технологиями обучения и диагностики операциональный
ПК-3 - способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности Владеть методами воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности операциональный
ПК-4 - способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Уметь использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета операциональный

Цели изучения дисциплины

Освоить методику развития изобразительной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.

Задачи

  1. Сформировать теоретические знания о художественном образовании в Российской Федерации.
  2. Сформировать навыки проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного и профильного обучения.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.0 ч. из 5.0 ч.
Часов в неделю 0.6 ч. (1.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические основы художественного образовании в Российской Федерации. Сформировать теоретические знания о художественном образовании в Российской Федерации. - основные дидактические сложности в организации образовательного процесса в системе художественного образования; - специфику организации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями (высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся); - основные концепции художественного образования школьников и анализирует действующие программы по учебному предмету Изобразительное искусство для образовательных учреждений; - теоретические основы учебного предмета Изобразительное искусство; - типовые и авторские программы по учебному предмету Изобразительное искусство, разработанные с учетом требований ФГОС НОО, ФГОС ОО и ФГТ.
  • Дидактическая единица (1) Концепция художественного образования в Российской Федерации
  • Дидактическая единица (2) Основные дидактические принципы обучения изобразительному искусству
  • Дидактическая единица (3) Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников
Модуль 2 Проведение занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного и профильного обучения. Сформировать навыки проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного и профильного обучения. - владеть способами выделения видов дидактических затруднений учителя изобразительного искусства; - владеть методами организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся); - владеть содержанием предмета "Изобразительное искусство" и методическими знаниями и умениями, необходимыми для обучения изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов; - иметь опыт разработки дифференцированных заданий для детей с особыми образовательными потребностями; - иметь опыт описания процесса построения живописно-графического и декоративного образа в соответствующих понятиях и терминах для обучающихся на уроках ИЗО.
  • Дидактическая единица (4) Современные требования к уроку ИЗО его подготовка и проведение.
  • Дидактическая единица (5) Методическая разработка плана-конспекта урока бесед о произведениях искусства.
  • Дидактическая единица (6) Методическая разработка плана-конспекта урока тематического рисования.
  • Дидактическая единица (7) Учебно-методический комплекс по учебному предмету Изобразительное искусство в начальной школе
  • Дидактическая единица (8) Учебно-методический комплекс по учебному предмету Изобразительное искусство в средней школе
  • Дидактическая единица (9) Современные педагогические технологии обучения изобразительному искусству

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Концепция художественного образования в Российской Федерации Самостоятельное изучение 12.0 1
2 Концепция художественного образования в Российской Федерации Самостоятельное изучение 8.0 1
3 Основные дидактические принципы обучения изобразительному искусству Самостоятельное изучение 2.0 2
4 Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников Самостоятельное изучение 6.0 3
5 Современные требования к уроку ИЗО его подготовка и проведение Индивидуальная работа 1.0 4
6 Современные требования к уроку ИЗО его подготовка и проведение Практическая работа 2.0 4
7 Методическая разработка плана-конспекта урока бесед о произведениях искусства Практическая работа 2.0 5
8 Методическая разработка плана-конспекта урока бесед о произведениях искусства Индивидуальная работа 2.0 5
9 Методическая разработка плана-конспекта урока тематического рисования. Практическая работа 4.0 6
10 Методическая разработка плана-конспекта урока тематического рисования. Индивидуальная работа 2.0 6
11 Учебно-методический комплекс по учебному предмету Изобразительное искусство в начальной школе Самостоятельное изучение 11.0 7
12 Учебно-методический комплекс по учебному предмету Изобразительное искусство в средней школе Самостоятельное изучение 4.0 8
13 Учебно-методический комплекс по учебному предмету Изобразительное искусство в средней школе Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 8
14 Современные педагогические технологии обучения изобразительному искусству Коллоквиум 2.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Концепция художественного образования в Российской Федерации Самостоятельное изучение Охарактеризовывать концепцию художественного образования в Российской Федерации Воспроизведение
2 Концепция художественного образования в Российской Федерации Самостоятельное изучение Охарактеризовывать концепцию художественного образования в Российской Федерации Воспроизведение
3 Основные дидактические принципы обучения изобразительному искусству Самостоятельное изучение Выделять основные дидактические принципы обучения изобразительному искусству Воспроизведение
4 Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников Самостоятельное изучение Охарактеризовывать наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников Воспроизведение
5 Современные требования к уроку ИЗО его подготовка и проведение Индивидуальная работа Владеть современными требованиями к уроку ИЗО к его подготовке и проведению. Применение
6 Современные требования к уроку ИЗО его подготовка и проведение Практическая работа Владеть современными требованиями к уроку ИЗО к его подготовке и проведению. Применение
7 Методическая разработка плана-конспекта урока бесед о произведениях искусства Практическая работа Сделать и проиллюстрировать методическую разработку плана-конспекта урока бесед о произведениях искусства Творчество
8 Методическая разработка плана-конспекта урока бесед о произведениях искусства Индивидуальная работа Сделать и проиллюстрировать методическую разработку плана-конспекта урока бесед о произведениях искусства Творчество
9 Методическая разработка плана-конспекта урока тематического рисования. Практическая работа Составить и продемонстрировать методическую разработку плана-конспекта урока тематического рисования. Творчество
10 Методическая разработка плана-конспекта урока тематического рисования. Индивидуальная работа Составить и продемонстрировать методическую разработку плана-конспекта урока тематического рисования. Творчество
11 Учебно-методический комплекс по учебному предмету Изобразительное искусство в начальной школе Самостоятельное изучение Создать проект учебно-методического комплекса по учебному предмету Изобразительное искусство в начальной школе Творчество
12 Учебно-методический комплекс по учебному предмету Изобразительное искусство в средней школе Самостоятельное изучение Создать проект учебно-методического комплекса по учебному предмету Изобразительное искусство в средней школе Творчество
13 Учебно-методический комплекс по учебному предмету Изобразительное искусство в средней школе Промежуточная аттестация (зачет) Создать проект учебно-методического комплекса по учебному предмету Изобразительное искусство в средней школе Творчество
14 Современные педагогические технологии обучения изобразительному искусству Коллоквиум Создать презентацию по современным педагогическим технологиям обучения изобразительному искусству Творчество

Литература

Основная

  1. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - М. : Академический проект, 2017. - 161 с. - — ISBN 978-2-8291-2555-4. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71801.html (дата обращения: 30.12.2020).– Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный

Дополнительная

  1. Барциц, Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания : монография / Р.Ч. Барциц ; Министерство образования и науки Российской Федерации ; учред. Московский педагогический государственный университет. - 2-е изд. - Москва : МПГУ, 2016. - 221 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4263-0447-5. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471776 (дата обращения: 30.12.2020).– Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный
  2. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика : учебное пособие / И.Ю. Исаева. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 196 с. – ISBN 978-5-9765-0195-9. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=54554 (дата обращения: 30.12.2020).– Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный
  3. Ротова, Н.А. Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах : учебно-методическое пособие / Н.А. Ротова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 162 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9190-8. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460428 (дата обращения: 30.12.2020).– Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный
  4. Рылова, Л. Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству. Инновационная тьюторская модель : учебно-методический комплекс [для аспирантов и студентов университетов, педагогических вузов] / Л. Б. Рылова. - Изд. 4-е, стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань [и др.], 2020. - 440, [4] с. : табл. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - ISBN 978-5-8114-4840-1. - ISBN 978-5-4495-0393-0.- Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Ермолаева-Томилина, Л.Б.. Психология художественного творчества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/181052/
  2. Ломов, С.П. Методология художественного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/149025/read#page3

Источники

  1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]: http://www.hmao-museums.ru/upload/iblock/98c/98c71710b416c458f4ad281863a5c701.pdf
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.21.01 Методика развития изобразительной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Изобразительное искусство» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Г.И.Белошапка. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.