бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 19, 2021 утверждено Feb. 8, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 20, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 3, 2021

Б1.В.ОД.15 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 6 семестр

Б-08061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Компетенция 1. Готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательнызх стандартов (ПК- 1) Знать психолого - педагогические основы процесса освоения дошкольниками представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей разных возрастных групп знаниевый
Владеть методическими подходами к организации образовательного процесса по формированию представлений о форме предметов, пространственных и временных представлений у детей разных возрастных групп ориентировочный
Уметь проектировать образовательный процесс по формированию представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей разных возрастных групп опыт
Компетенция 2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (Пк-2) Знать современные методы и технологии обучения и диагностики математических представлений у детей дошкольного возраста, способы взаимодействия с семьёй и начальной школой по данному направлению знаниевый
Владеть способами организации образовательного процесса по формированию математических представлений с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, взаимодействия с родителями и педагогами школы по данному направлению ориентировочный
Уметь проектировать педагогический процесс по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики детей,по взаимодействию с родителями и педагогами начальной школы операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики детей, взаимодействия с родителями и педагогами по данному направлению опыт

Цели изучения дисциплины

формирование готовности к проектированию образовательного процесса по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, осуществлению взаимодействия с родителями и педагогами начальной школы по данному направлению

Задачи

  1. Научиться формировать представления о форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени у детей дошкольного возраста
  2. Научиться проектировать образовательную деятельность по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
  3. Освоить содержание и формы взаимодействия с родителями , педагогами начальной школы по формированию математических представлений у детей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 1.2 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Научиться формировать представления о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей дошкольного возраста Освоить содержание и методы формирования у детей дошкольного возраста представлений оо форме предметов, ориентировке в пространстве и времени
  • Ознакомление дошкольников с формой предметов и геометрическими фигурами
  • Ознакомление дошкольников с пространственными отношениями
  • Ознакомление дошкольников с временными отношениями
Модуль 2 Научиться проектировать образовательную деятельность с дошкольниками на диагностической основе с использованием современных методов и технологий обучения Проектирование образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
  • Диагностика как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений
  • Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
  • Проектирование образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
Модуль 3 Научиться консультировать родителей детей дошкольного возраста, осуществлять взаимодействие с педагогами начальной школы по проблемам развития математических представлений у детей. Готовность консультировать педагогов и родителей по проблемам математического развития детей дошкольного возраста
  • Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблеме формирования математических представлений у детей
  • Преемственность в работе дошкольной организации с начальной школой по формированию математических представлений у детей

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур детьми разных возрастных групп. Лекция 2.0 1
2 Виды занимательного геометрического материала и его использование в работе с дошкольниками. Самостоятельное изучение 6.0 2
3 Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.Методические приёмы формирования пространственных представлений. Практическая работа 2.0 3
4 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями Самостоятельное изучение 9.0 3
5 Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.Методические приёмы формирования пространственных представлений. Самостоятельное изучение 6.0 3
6 Особенности организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей разных возрастных групп. Практическая работа 2.0 4
7 Особенности организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей разных возрастных групп. Самостоятельное изучение 9.0 4
8 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Практическая работа 2.0 5
9 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Самостоятельное изучение 8.0 5
10 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Самостоятельное изучение 9.0 6
11 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Лекция 2.0 7
12 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Практическая работа 2.0 8
13 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Самостоятельное изучение 8.0 8
14 Содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй.Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Самостоятельное изучение 8.0 9
15 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Вариативное задание 4.0 9
16 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Самостоятельное изучение 8.0 9
17 Промежуточная аттестация - экзамен Промежуточная аттестация (экз.) 9.0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур детьми разных возрастных групп. Лекция Характеризовать особенности восприятия восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами в разных возрастных группах. Воспроизведение
2 Виды занимательного геометрического материала и его использование в работе с дошкольниками. Самостоятельное изучение Называть классификацию игрового занимательного геометрического материала Воспроизведение
Демонстрировать использование разных видов занимательного материала в работе с детьми Применение
3 Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.Методические приёмы формирования пространственных представлений. Практическая работа Называть особенности восприятия пространства детьми разных возрастных групп Воспроизведение
Соотносить методические приёмы формирования пространственных представлений с возрастом детей Воспроизведение
4 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями Самостоятельное изучение Характеризовать особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста Воспроизведение
5 Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.Методические приёмы формирования пространственных представлений. Самостоятельное изучение Соотносить методические приёмы формирования пространственных представлений с возрастом детей Воспроизведение
6 Особенности организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей разных возрастных групп. Практическая работа Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений Творчество
Анализировать фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений Применение
7 Особенности организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей разных возрастных групп. Самостоятельное изучение Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений Творчество
Анализировать фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений Применение
8 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Практическая работа Определять сущность и виды диагностики Воспроизведение
Характеризовать этапы и методику проведения диагностики.Методика Воспроизведение
9 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Самостоятельное изучение Характеризовать этапы и методику проведения диагностики.Методика Воспроизведение
10 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Самостоятельное изучение Подбирать методики для диагностики математических представлений у детей дошкольного волзраста Применение
Составлять диагностические задания для детей по заданной теме Творчество
11 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Лекция Характеризовать проблемно - игровую, исследовательскую проектные технологии в обучении дошкольников математике. Воспроизведение
Раскрывать сущность исследовательской деятельности и экспериментирования. Воспроизведение
12 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Практическая работа Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Самостоятельно проектировать образовательную деятельность по математике для детей разных возрастных групп Творчество
13 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Самостоятельное изучение Самостоятельно проектировать образовательную деятельность по математике для детей разных возрастных групп Творчество
14 Содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй.Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Самостоятельное изучение Характеризовать содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй Воспроизведение
Определять актуальное содержание консультирования родителей детей разных возрастных групп Применение
15 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Вариативное задание Определять требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс Воспроизведение
Характеризовать формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с начальной школой. Воспроизведение
16 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Самостоятельное изучение Характеризовать формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с начальной школой. Воспроизведение
17 Промежуточная аттестация - экзамен Промежуточная аттестация (экз.) Соотносить методические приёмы ознакомления с формой предметов и геометрическими фигур Применение
Составлять фрагменты занятий и игровых упражнений по ознакомлению с формой предметов и геометрическими фигурами для детей дошкольного возраста Творчество
Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Самостоятельно проектировать образовательную деятельность по математике для детей разных возрастных групп Творчество
Составление плана взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по проблемам математического развития детей дошкольного возраста Применение

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие / М.А. Габова. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 535 с. : ил., табл.– Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0123-1. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575244 (дата обращения: 31.08.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  2. Микляева, Н. В. Теория и технологии развития математических представлений у детей : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М. : Академия, 2015. - 346, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-4468-0122-0. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Абашина, В. В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов по направлению подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование" (уровень бакалавриата) / В. В. Абашина ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО-Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 117, [1] с. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-93190-340-8. – Текст: непосредственный.
  2. Белошистая, А. В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях : метод. пособие / А. В. Белошистая. - 2-е изд. - Москва : ИНФPA-M, 2016. - 318, [1] с. - (Практическая педагогика). - ISBN 978-5-16-011419-4. – Текст: непосредственный.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению 050100 "Педагогическое образование" / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 460, [1] с. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-496-01194-5. и предыдущие издания. – Текст: непосредственный.
  4. Павлова, Л. И. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Павлова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 108 c. – Библиогр. в кн..— ISBN 978-5-4263-0531-1. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75827.html (дата обращения: 31.08.2020).— Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Мендыгалиева А. К., Фонда М. А. Логические задачи как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста //. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770303.htm. (дата обращения: 10.09.2020). – Текст: электронный.
  2. Ремнева Н.А., Стожарова М.Ю. — Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников // DOI: 10.7256/2306-4188.2012.1.211 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=211 (дата обращения 08.09.2020). – Текст: электронный.

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). URL: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544. pdf -Текст: электронный

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.01.11. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование и Дополнительное образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.– Текст : электронный.
  2. Учебная программа. Б1.В.01.11 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование/ БУ ВО«Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана. – Текст : электронный.