бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 19, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 5, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.01.05 Проектирование и реализация коррекционно-развивающих программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 2 семестр

М-0111, 44.04.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Образование лиц с проблемами интеллектуального развития), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
М.А. Болгарова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) знать особенности профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики знаниевый
владеть схемой анализа профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики ориентировочный
уметь осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики операциональный
Способен проектировать и реализовывать образовательный, коррекционно-развивающий процесс с использованием специальных методик и современных технологий с учетом особенного развития лиц с нарушениями интеллекта (ПК-1) знать цель, задачи, принципы, специфику организации, основные направления, формы и методы коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями знаниевый
владеть способом проектирования и реализации коррекционно-педагогической работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями ориентировочный
уметь проектировать коррекционно-педагогическую работу с обучающимися с интеллектуальными нарушениями с учетом современных технологий операциональный
Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3) знать особенности проектирования совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями знаниевый
владеть способом проектирования совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями ориентировочный
уметь проектировать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся с интеллектуальными нарушениями операциональный
Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации (ОПК-2) знать особенности проектирования и реализации коррекционных программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом современных технологий знаниевый
владеть способом анализа основных направлений коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями ориентировочный
уметь анализировать основные направления коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями операциональный
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1) знать нормативные документы, регулирующие коррекционную работу с обучающимися с интеллектуальными нарушениями знаниевый
владеть способом анализа нормативных документов, регулирующих коррекционную работу с обучающимися с интеллектуальными нарушениями ориентировочный
уметь анализировать нормативные документы, регулирующие коррекционную работу с обучающимися с интеллектуальными нарушениями операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование компетентности в решении задач проектирования и реализации коррекционно-педагогической работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.

Задачи

  1. Формирование системы знаний по организации и реализации коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями интеллекта.
  2. Формирование умения проектировать и реализовывать коррекционно-педагогический процесс с обучающимися с интеллектуальными нарушениями на основе учета требований нормативных документов.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 1.13 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы организации коррекционно-педагогической работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Формирование системы знаний по организации и реализации коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями интеллекта. Знание основ организации коррекционно-педагогической работы с обучающимися с интеллектульными нарушениями и умения их реализации в области решения профессиональных задач.
  • Сущность коррекционно-педагогического процесса
  • Нормативно-правовые основы коррекционно-педагогической деятельности
  • Программа коррекционной работы
  • Рубежный контроль по М 1.
Модуль 2. Технология проектирования и реализации основных направлений коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Формирование умения проектировать и реализовывать коррекционно-педагогический процесс с обучающимися с интеллектуальными нарушениями на основе учета требований нормативных документов. Умение проектирования и реализации основных направлений коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями на основе знаний современных технологий.
  • Диагностическая работа
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Консультативная работа
  • Информационно-просветительская работа
  • Социально-педагогическое сопровождение
  • Эффективность коррекционно-педагогического процесса
  • Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогического процесса Лекция 2.0 1
2 Нормативно-правовые основы коррекционно-педагогической деятельности педагога в условиях реализации ФГОС Практическая работа (М) 2.0 2
3 Программа коррекционной работы Лекция 2.0 3
4 Программа коррекционной работы Практическая работа (М) 2.0 4
5 Программа коррекционной работы Самостоятельное изучение 2.0 5
6 Рубежный контроль по М 1. Коллоквиум 2.0 6
7 Рубежный контроль по М 1. Индивидуальная работа 2.0 6
8 Диагностическое направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Практическая работа (М) 2.0 7
9 Диагностическое направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение 4.0 8
10 Коррекционно-развивающее направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Практическая работа (М) 2.0 9
11 Коррекционно-развивающее направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение 6.0 10
12 Консультативное направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Практическая работа (М) 2.0 11
13 Консультативное направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение 4.0 12
14 Информационно-просветительское направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение 4.0 13
15 Социально-педагогическое сопровождение в структуре коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение 2.0 14
16 Критерии эффективности проектирования и реализации коррекционно-педагогической работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение 2.0 15
17 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 16
18 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогического процесса Лекция характеризовать коррекционно-образовательный процесс Воспроизведение
анализировать содержание коррекционно-педагогического процесса в зависимости от результатов диагностики Воспроизведение
характеризовать ведущие направления коррекционно-педагогической деятельности Воспроизведение
характеризовать методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности Воспроизведение
2 Нормативно-правовые основы коррекционно-педагогической деятельности педагога в условиях реализации ФГОС Практическая работа (М) осуществлять выбор нормативных документов, необходимых для решения профессиональных задач образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Применение
решать педагогические задачи с опорой на нормативные документы Применение
анализировать нормативные документы, регламентирующие коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Воспроизведение
3 Программа коррекционной работы Лекция раскрывать цель, задачи, принципы коррекционной работы Воспроизведение
описывать процесс организации коррекционной работы с обучающимися с интеллектульными нарушениями Воспроизведение
4 Программа коррекционной работы Практическая работа (М) характеризовать основные направления коррекционной работы Воспроизведение
осуществлять выбор содержания деятельности основных направлений коррекционной работы на основе анализа характеристики обучающегося с интеллектуальным нарушением Применение
5 Программа коррекционной работы Самостоятельное изучение характеризовать основные направления коррекционной работы Воспроизведение
осуществлять выбор содержания деятельности основных направлений коррекционной работы на основе анализа характеристики обучающегося с интеллектуальным нарушением Применение
6 Рубежный контроль по М 1. Коллоквиум решать педагогические задачи и обосновывать их решение Применение
7 Рубежный контроль по М 1. Индивидуальная работа решать педагогические задачи и обосновывать их решение Применение
8 Диагностическое направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Практическая работа (М) раскрывать цель, задачи, принципы диагностической работы Воспроизведение
осуществлять выбор форм и методов психолого-педагогической диагностики обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе анализа характеристики обучающегося Применение
описывает требования к организации и реализации психолого-педагогической диагностики обучающихся Воспроизведение
9 Диагностическое направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение разрабатывает портфолио методик психолого-педагогической диагностики обучающихся с интеллектуальнымы нарушениями Творчество
10 Коррекционно-развивающее направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Практическая работа (М) описывает цель, задачи, принципы коррекционно-развивающей работы Воспроизведение
раскрывает содержание основных направлений коррекционно-развивающей работы Воспроизведение
осуществляет выбор форм и методов коррекционно-развивающей работы на основе анализа характеристики обучающегося Применение
11 Коррекционно-развивающее направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение осуществляет выбор форм и методов коррекционно-развивающей работы на основе анализа характеристики обучающегося Применение
12 Консультативное направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Практическая работа (М) раскрывает цель, задачи, принципы консультативной работы Воспроизведение
характеризует направления консультативной работы Воспроизведение
осуществляет выбор форм и методов консультативной работы на основе анализа характеристики обучающегося Применение
13 Консультативное направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение осуществляет выбор форм и методов консультативной работы на основе анализа характеристики обучающегося Применение
14 Информационно-просветительское направление коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение определяет цель, задачи, принципы информационно-просветительской работы Воспроизведение
описывает направления информационно-просветительской работы Воспроизведение
осуществляет выбор форм и методов консультативной работы Применение
разрабатывает методическую разработку по информационно-просветительской работе Творчество
15 Социально-педагогическое сопровождение в структуре коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение раскрывает цель, задачи, принципы социально-педагогического сопровождения Воспроизведение
описывает направления социально-педагогического сопровождения Воспроизведение
осуществляет выбор форм и методов социально-педагогического сопровождения на основе анализа характеристики Применение
16 Критерии эффективности проектирования и реализации коррекционно-педагогической работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение разрабатывает критерии эффективности проектирования и реализации направлений коррекционно-педагогической работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Применение
17 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) решает педагогические задачи Применение
18 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа решает педагогические задачи Применение

Литература

Основная

  1. Гугкаева, И.Т. Олигофренопедагогика: учебное пособие / И.Т. Гугкаева. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. - 134 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/73810.html (дата обращения: 17.01.2021). - ISBN 978-5-00081-140-5. - Режим доступа: по подписке. -Текст: электронный.
  2. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для акад. бакалавриата : [для студентов гуманитар. фак. высш. учеб. заведений] / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - Москва : Юрайт, 2019. - 214, [2] с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-06551-0. – и предыдущие издания. - Текст: непосредственный
  3. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - Текст: непосредственный
  4. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 169 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9772-6. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845 (дата обращения: 17.01.2021). - Режим доступа: по подписке. -Текст: электронный
  5. Пузанов, Б.П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : учебное пособие / Б.П. Пузанов. – Москва : Владос, 2017. – 89 с. : ил. – (Специальное инклюзивное образование). URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486127 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9500674-6-4. (дата обращения: 17.01.2021). - Режим доступа: по подписке. –Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г. А. Ковалева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 313, [1] с. - Текст: непосредственный
  2. Мониторинг социализации воспитанников : [пособие] / авт.-сост.: С. В. Андреева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2016. - 111, [1] с. : ил. - (Для образовательных учреждений VII - VIII видов). - ISBN 978-5-7057-3107-7. - Текст: непосредственный
  3. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ : учебное пособие / Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. – Москва : Владос, 2018. – 377 с. : табл. – (Инклюзивное образование).. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486114 (дата обращения: 18.01.2021). – ISBN 978-5-906992-86-4. – Режим доступа: по подписке. - Текст : электронный.
  4. Резникова, Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интегрированного обучения : монография / Е. В. Резникова. — Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 266 c. — ISBN 978-5-906908-95-7. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83857.html (дата обращения: 18.01.2021). - Режим доступа: по подписке. –Текст: электронный.
  5. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении : планирование, развивающие программы, методическое обеспечение : [для образовательных учреждений 7-8 видов] / авт.-сост. Р. П. Карлина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2016. - 311, [1] с. - (Для образовательных учреждений VII-VIII видов). - ISBN 978-5-7057-3349-1. –и предыдущие издания. -Текст: непосредственный
  6. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е. М. Матвеева. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград : Учитель, [2017]. - 137, [1] с. - (Специальные образовательные организации для обучения детей с ОВЗ). - ISBN 978-5-7057-4771-9. - Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Даунсайд Ап - российская благотворительная организация, занимающаяся улучшением качества жизни людей с синдромом Дауна - Режим доступа https://downsideup.org/ru (дата обращения: 18.01.2021).
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/ http://www.invalid-detstva.ru/index.php

Источники

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва : Просвещение, 2017. - 364, [2] с. - ISBN 978-5-09-047621-8. - Текст: непосредственный.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2018. - 52, [2] с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-053641-7. - Текст: непосредственный.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.01.06 Коррекционно-педагогическая работа с обучающимися с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Болгарова. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.