бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 20, 2021 утверждено Feb. 12, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 22, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 3, 2021

Б1.В.01.13 Психология детей с нарушениями ОДА, 6 семестр

Б-8111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.М. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7) Знать диагностические и прогностические показатели психофизического развития лиц с нарушениями опорно-двигательного аппрата знаниевый
Знать морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата знаниевый
Знать различные клинико-психолого-педагогические и медицинские классификации нарушений в развитии знаниевый
Выделать существенные признаки развития организма в онтогенезе и дизонтогенезе ориентировочный
Понимать роль клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений в развитии в осуществлении дифференциальной диагностики ориентировочный
Уметь анализировать морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата операциональный
Уметь осуществлять дифференциальную диагностику различных нарушений развития операциональный
способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использовани (ПК-5) знать методы проведения специальных психолого-педагогических исследований лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата для выбора индивидуальной образовательной траектории знаниевый
знать собенности детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата знаниевый
понимать специфику проведения психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ориентировочный
уметь организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата операциональный

Цели изучения дисциплины

Научиться учитывать в профессиональной деятельности особенности психофизического и двигательного развития детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Задачи

  1. Научиться характеризовать специфику развития двигательной сферы детей с нарушениями функций ОДА, характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие.
  2. Научиться выявлять типичные и индивидуальные особенности психофизического развития детей с церебральным параличом.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 14.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 20.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 17.0 ч. из 17.0 ч.
Часов в неделю 2.93 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Специфика развития двигательной сферы детей с нарушениями функций ОДА. Формирование знаний о специфике развития двигательной сферы детей с нарушениями функций ОДА, и характере влияния двигательных нарушений на психическое развитие. Знать: виды патологии ОДА; понятие и классификации ДЦП; Уметь: описывать механизм возникновения нарушений ОДА; определять характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие детей дошкольного возраста.
  • Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста
  • Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Индивидуальные особенности психофизического развития детей с церебральным параличом. Формирование умений выделять типичные и индивидуальные особенности психофизического развития детей с церебральным параличом. Знать: особенности содержания и организации психолого-педагогического изучения детей с ДЦП; анализировать особенности двигательных нарушений при ДЦП; анализировать особенности психического развития детей раннего возраста с ДЦП; Уметь: анализировать особенности сенсорного, умственного, эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников с ДЦП; анализировать особенности речевой деятельности; определять состояние различных видов деятельности у детей с ЦП; анализировать предпосылки к усвоению школьной программы детьми с ДЦП
  • Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)
  • Характеристика психического развития детей раннего возраста с ДЦП
  • Особенности двигательного, интеллектуального, сенсорного, речевого, эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников с ДЦП

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций ОДА. Влияние двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста Лекция 2.0 1
2 Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций ОДА. Влияние двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста Практическая работа 2.0 1
3 Безусловные и условные рефлекторные реакции Практическая работа 2.0 2
4 Безусловные и условные рефлекторные реакции Индивидуальная работа 1.5 2
5 Безусловные и условные рефлекторные реакции Вариативное задание 4.0 2
6 Психическое и двигательное развитие здорового ребенка Лекция 2.0 3
7 Психическое и двигательное развитие здорового ребенка Практическая работа 2.0 3
8 Рубежный контроль М.1. Теоретические основы психологии детей с нарушениями ОДА Контрольная работа 2.0 3
9 Психическое и двигательное развитие здорового ребенка Индивидуальная работа 2.0 3
10 Дети с церебральным параличом (клиника, этиология и патогенез детского церебрального паралича) Лекция 2.0 4
11 Дети с церебральным параличом (клиника, этиология и патогенез детского церебрального паралича) Индивидуальная работа 4.0 4
12 Детский церебральный паралич. Классификация форм ДЦП Коллоквиум 2.0 5
13 Детский церебральный паралич. Классификация форм ДЦП Индивидуальная работа 1.0 5
14 Детский церебральный паралич. Классификация форм ДЦП Самостоятельное изучение 2.0 5
15 Характеристика психического развития детей раннего возраста с ДЦП Лекция 2.0 6
16 Специфика двигательного развития детей с ДЦП Практическая работа 2.0 6
17 Специфика двигательного развития детей с ДЦП Индивидуальная работа 2.0 6
18 Особенности формирования ВПФ у дошкольников с ДЦП Индивидуальная работа 1.5 7
19 Особенности формирования ВПФ у дошкольников с ДЦП Практическая работа 2.0 7
20 Сенсорное развитие при ДЦП Лекция 2.0 8
21 Сенсорное развитие при ДЦП Контрольная работа 2.0 8
22 Сенсорное развитие при ДЦП Самостоятельное изучение 2.0 8
23 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП Контрольная работа 2.0 9
24 Особенности эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников с ДЦП Практическая работа 2.0 10
25 Особенности эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников с ДЦП Практическая работа 2.0 10
26 Особенности становления продуктивных и игровой видов деятельности детей с ДЦП Практическая работа 2.0 11
27 Особенности становления продуктивных и игровой видов деятельности детей с ДЦП Практическая работа 2.0 11
28 Особенности и содержание психокоррекционной работы с детьми с ДЦП Лекция 2.0 12
29 Особенности и содержание психокоррекционной работы с детьми с ДЦП Практическая работа 2.0 12
30 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушением функций ОДА Лекция 2.0 13
31 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушением функций ОДА Другое 2.0 13
32 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушением функций ОДА Индивидуальная работа 2.0 14
33 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушением функций ОДА Индивидуальная работа 1.0 14
34 Рубежный контроль М.2.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций ОДА. Влияние двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста Лекция Уметь объяснить содержание этапов двигательного развития Воспроизведение
Дать общую психолого-педагогическую характеристику нарушениям ОДА Воспроизведение
2 Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций ОДА. Влияние двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста Практическая работа Уметь объяснить содержание этапов двигательного развития Воспроизведение
Уметь охарактеризовать закономерности механизмов развития движений в норме и при ДЦП Применение
Дать общую психолого-педагогическую характеристику нарушениям ОДА Воспроизведение
Решать практические задачи на основе знаний особенностей психо-физического развития ребенка с нарушениями ОДА Применение
3 Безусловные и условные рефлекторные реакции Практическая работа Уметь объяснить содержание этапов двигательного развития Воспроизведение
Дать общую клиническую характиристику нарушениям ОДА Воспроизведение
Описать специфику моторного развития при ДЦП Воспроизведение
4 Безусловные и условные рефлекторные реакции Индивидуальная работа Уметь объяснить содержание этапов двигательного развития Воспроизведение
Описать специфику моторного развития при ДЦП Воспроизведение
5 Безусловные и условные рефлекторные реакции Вариативное задание Уметь объяснить содержание этапов двигательного развития Воспроизведение
Уметь охарактеризовать закономерности механизмов развития движений в норме и при ДЦП Применение
Дать общую клиническую характиристику нарушениям ОДА Воспроизведение
Анализировать специфику моторного развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Описать специфику моторного развития при ДЦП Воспроизведение
6 Психическое и двигательное развитие здорового ребенка Лекция Уметь объяснить содержание этапов двигательного развития Воспроизведение
Уметь охарактеризовать закономерности механизмов развития движений в норме и при ДЦП Применение
7 Психическое и двигательное развитие здорового ребенка Практическая работа Уметь объяснить содержание этапов двигательного развития Воспроизведение
Уметь охарактеризовать закономерности механизмов развития движений в норме и при ДЦП Применение
8 Рубежный контроль М.1. Теоретические основы психологии детей с нарушениями ОДА Контрольная работа Уметь объяснить содержание этапов двигательного развития Воспроизведение
Уметь охарактеризовать закономерности механизмов развития движений в норме и при ДЦП Применение
Дать общую клиническую характиристику нарушениям ОДА Воспроизведение
Дать общую психолого-педагогическую характеристику нарушениям ОДА Воспроизведение
Решать практические задачи на основе знаний особенностей психо-физического развития ребенка с нарушениями ОДА Применение
9 Психическое и двигательное развитие здорового ребенка Индивидуальная работа Уметь объяснить содержание этапов двигательного развития Воспроизведение
Уметь охарактеризовать закономерности механизмов развития движений в норме и при ДЦП Применение
10 Дети с церебральным параличом (клиника, этиология и патогенез детского церебрального паралича) Лекция Охарактеризовать ДЦП с учетом его клиники,этиологии и патогенеза Воспроизведение
Охарактеризовать формы ДЦП Воспроизведение
11 Дети с церебральным параличом (клиника, этиология и патогенез детского церебрального паралича) Индивидуальная работа Охарактеризовать ДЦП с учетом его клиники,этиологии и патогенеза Воспроизведение
Охарактеризовать формы ДЦП Воспроизведение
Решать практические задачи по определению вида ДЦП на основе знаний структуры двигательного дефекта Применение
12 Детский церебральный паралич. Классификация форм ДЦП Коллоквиум Охарактеризовать ДЦП с учетом его клиники,этиологии и патогенеза Воспроизведение
Охарактеризовать формы ДЦП Воспроизведение
13 Детский церебральный паралич. Классификация форм ДЦП Индивидуальная работа Охарактеризовать ДЦП с учетом его клиники,этиологии и патогенеза Воспроизведение
Охарактеризовать формы ДЦП Воспроизведение
14 Детский церебральный паралич. Классификация форм ДЦП Самостоятельное изучение Охарактеризовать ДЦП с учетом его клиники,этиологии и патогенеза Воспроизведение
Охарактеризовать формы ДЦП Воспроизведение
Решать практические задачи по определению вида ДЦП на основе знаний структуры двигательного дефекта Применение
15 Характеристика психического развития детей раннего возраста с ДЦП Лекция Анализировать специфику моторного развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Анализировать специфику познавательного развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Анализировать специфику речевого развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
16 Специфика двигательного развития детей с ДЦП Практическая работа Охарактеризовать формы ДЦП Воспроизведение
Решать практические задачи по определению вида ДЦП на основе знаний структуры двигательного дефекта Применение
Анализировать специфику моторного развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Описать специфику моторного развития при ДЦП Воспроизведение
17 Специфика двигательного развития детей с ДЦП Индивидуальная работа Решать практические задачи по определению вида ДЦП на основе знаний структуры двигательного дефекта Применение
Анализировать специфику моторного развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
18 Особенности формирования ВПФ у дошкольников с ДЦП Индивидуальная работа Описать специфику интеллектуального развития при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику развития сенсорных представлений при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику развития речи при ДЦП Воспроизведение
19 Особенности формирования ВПФ у дошкольников с ДЦП Практическая работа Описать специфику интеллектуального развития при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику развития сенсорных представлений при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику развития речи при ДЦП Воспроизведение
20 Сенсорное развитие при ДЦП Лекция Описать специфику развития сенсорных представлений при ДЦП Воспроизведение
21 Сенсорное развитие при ДЦП Контрольная работа Описать специфику развития сенсорных представлений при ДЦП Воспроизведение
22 Сенсорное развитие при ДЦП Самостоятельное изучение Описать специфику развития сенсорных представлений при ДЦП Воспроизведение
23 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП Контрольная работа Охарактеризовать ДЦП с учетом его клиники,этиологии и патогенеза Воспроизведение
Охарактеризовать формы ДЦП Воспроизведение
Анализировать специфику моторного развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Анализировать специфику познавательного развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Анализировать специфику речевого развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Описать специфику моторного развития при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику интеллектуального развития при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику развития сенсорных представлений при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику развития речи при ДЦП Воспроизведение
24 Особенности эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников с ДЦП Практическая работа Описать специфику ЭВС при ДЦП Воспроизведение
Охарактеризовать особенности личности ребенка с ДЦП Воспроизведение
25 Особенности эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников с ДЦП Практическая работа Описать специфику ЭВС при ДЦП Воспроизведение
Охарактеризовать особенности личности ребенка с ДЦП Воспроизведение
26 Особенности становления продуктивных и игровой видов деятельности детей с ДЦП Практическая работа Анализировать специфику познавательного развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Анализировать специфику речевого развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Описать специфику интеллектуального развития при ДЦП Воспроизведение
27 Особенности становления продуктивных и игровой видов деятельности детей с ДЦП Практическая работа Анализировать специфику познавательного развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Анализировать специфику речевого развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Описать специфику интеллектуального развития при ДЦП Воспроизведение
28 Особенности и содержание психокоррекционной работы с детьми с ДЦП Лекция Дать общую психолого-педагогическую характеристику нарушениям ОДА Воспроизведение
Решать практические задачи на основе знаний особенностей психо-физического развития ребенка с нарушениями ОДА Применение
Описать специфику развития речи при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику ЭВС при ДЦП Воспроизведение
Охарактеризовать особенности личности ребенка с ДЦП Воспроизведение
29 Особенности и содержание психокоррекционной работы с детьми с ДЦП Практическая работа Дать общую психолого-педагогическую характеристику нарушениям ОДА Воспроизведение
Решать практические задачи на основе знаний особенностей психо-физического развития ребенка с нарушениями ОДА Применение
Описать специфику развития речи при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику ЭВС при ДЦП Воспроизведение
Охарактеризовать особенности личности ребенка с ДЦП Воспроизведение
30 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушением функций ОДА Лекция Дать общую клиническую характиристику нарушениям ОДА Воспроизведение
Дать общую психолого-педагогическую характеристику нарушениям ОДА Воспроизведение
31 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушением функций ОДА Другое Дать общую клиническую характиристику нарушениям ОДА Воспроизведение
Дать общую психолого-педагогическую характеристику нарушениям ОДА Воспроизведение
32 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушением функций ОДА Индивидуальная работа Дать общую клиническую характиристику нарушениям ОДА Воспроизведение
Дать общую психолого-педагогическую характеристику нарушениям ОДА Воспроизведение
33 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушением функций ОДА Индивидуальная работа Решать практические задачи на основе знаний особенностей психо-физического развития ребенка с нарушениями ОДА Применение
34 Рубежный контроль М.2.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП Промежуточная аттестация (экз.) Анализировать специфику познавательного развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Анализировать специфику речевого развития в раннем возрасте при ДЦП в сравнении с нормой Применение
Описать специфику интеллектуального развития при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику развития сенсорных представлений при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику развития речи при ДЦП Воспроизведение
Описать специфику ЭВС при ДЦП Воспроизведение
Охарактеризовать особенности личности ребенка с ДЦП Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для акад. бакалавриата : [для студентов гуманитар. фак. высш. учеб. заведений] / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - Москва : Юрайт, 2019. - 214, [2] с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-06551-0. и предыдущие издания. –Текст: непосредственный.
  2. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : учебное пособие / составители О. В. Липунова. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 102 c. — ISBN 978-5-4497-0098-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85897.html (дата обращения: 19.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Захарова, Н.Л. Специальная психология : учебное пособие / Н.Л. Захарова ; Технологический университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 39 с. : табл.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572199 (дата обращения: 18.01.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0548-2. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом : учебно-методическое пособие / А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, А. Л. Куренков [и др.]. — Москва : ПедиатрЪ, 2014. — 84 c. — ISBN 978-5-906332-47-9. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70512.html (дата обращения: 19.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Сухонина, Н. С. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии : учебное пособие / Н. С. Сухонина, В. Р. Ушакова. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 127 c. — ISBN 978-5-4487-0596-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87588.html (дата обращения: 19.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Чалдышкина, Н.Н. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (социально-педагогический аспект) / Н.Н. Чалдышкина, Н.Н. Зыкова ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2017. – 204 с. : табл., граф. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483695 (дата обращения: 19.01.2021). – Библиогр.: с. 161-180. – ISBN 978-5-8158-1889-7. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Черепахин, Д.А. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами атлетической гимнастики : учебное пособие / Д.А. Черепахин, А.А. Щанкин. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 93 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362761 (дата обращения: 19.01.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-4871-1. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики. – Режим доступа: https://alldef.ru/ (дата обращения: 19.01.2020) – Текст: электронный.

Источники

  1. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи") http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015

Учебно-методические материалы

  1. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. Пособие : [направление подгот. - Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата), психолого- педагогическое образование, магистер. прогр. "Педагогика и психология инклюзивного образования"] / [БУ ВО ХМАО- Югры, "Сургут. гос. пед. ун-т"] ; [сост.: Болгарова М. А. и др.]. - М. : [Перо], 2016. - 229, [1] с. - ISBN 978-5-906851-17-8. – Текст: непосредственный.
  2. Рабочая программ Б1.В.01.13 Психология детей с нарушениями ОДА [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. Н.А. Мишанкина- электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2019. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.