бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 26, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 14, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Feb. 15, 2021

Б1.В.ДВ.12.01 ДВ: Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ, 6 семестр

Б-8031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики знание современных методов и технологий обучения и диагностики знаниевый
Владение обобщенной схемой выбора методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от решаемых профессиональных задач ориентировочный
Умение выбирать и использовать современные методы и технологии обучения и диагностики в соответствии с решаемыми профессиональными задачами операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональных компетенций в области использования технологий арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Задачи

  1. формировать знания теоретических основ арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании
  2. формировать умения использовать основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.5 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 2.77 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические основы артпедагогики и арт-терапии формировать систему знаний теоретических основ арт-терипии и артпедагогики в специальном образовании и умений применять в профессиональной деятельности знать теоретические основы арт-терипии и артпедагогики в специальном образовании и уметь применять их в профессиональной деятельности
  • Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции
  • Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании
  • Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ
  • Рубежный контроль 1.
Модуль 2 Основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ формировать умения использовать основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ владеть формами, методами и средствами организации коррекционно-развивающей работы с использованием арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗ
  • Изотерапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкальная терапия
  • Игротерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ
  • Пластичный материал и глина как стимулирование сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ
  • Куклотерапия
  • Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий
  • Специфика групповых занятий по арт-терапии
  • Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ
  • Промежуточная аттестация
  • Рубежный контроль 2.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Артпедагогика в специальном образовании Лекция 2.0 1
2 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции Лекция 2.0 1
4 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа 1.0 2
6 Изотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
7 Изотерапия Самостоятельное изучение 2.0 3
8 Сказкотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
9 Музыкальная терапия Лекция 2.0 4
10 Сказкотерапия Самостоятельное изучение 2.0 4
11 Игротерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
12 Рубежный контроль 1. Другое 2.0 5
13 Песочная терапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
14 Фототерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
15 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Лекция 2.0 7
16 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Индивидуальная работа 1.0 7
17 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
18 Куклотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 8
19 Пластичный материал и глина как стимулирование сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
20 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Индивидуальная работа 2.0 9
21 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
22 Специфика групповых занятий по арт-терапии Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
23 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Индивидуальная работа 1.5 10
24 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 10
25 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Артпедагогика в специальном образовании Лекция охарактеризовать принципы и методы артпедагогики Воспроизведение
2 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение охарактеризовать методику "Нарисуй человека" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Дом. Дерево. Человек" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Несуществующее животное" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Моя семья" Воспроизведение
3 Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции Лекция описывать современные концепции использования искусства в развитии и коррекции у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать влияние разных видов искусства на ребенка с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
4 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать методику "Нарисуй человека" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Дом. Дерево. Человек" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Несуществующее животное" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Моя семья" Воспроизведение
5 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа охарактеризовать методику "Нарисуй человека" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Дом. Дерево. Человек" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Несуществующее животное" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Моя семья" Воспроизведение
6 Изотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать стадии развития детского рисунка Воспроизведение
охарактеризовать специфику изодеятельности детей с психофизическими особенностями Воспроизведение
охарактеризовать сновные этапы изотерапии, нетрадиционные техники рисования Применение
7 Изотерапия Самостоятельное изучение охарактеризовать стадии развития детского рисунка Воспроизведение
охарактеризовать специфику изодеятельности детей с психофизическими особенностями Воспроизведение
охарактеризовать сновные этапы изотерапии, нетрадиционные техники рисования Применение
разработать конспект занятия Применение
8 Сказкотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать функции сказок Воспроизведение
охарактеризовать принципы и схему психологического анализа сказки Воспроизведение
охарактеризовать приемы работы со сказкой, сочинить сказку на предложенную тему Применение
9 Музыкальная терапия Лекция охарактеризовать понятие музыкотерапии и механизмы воздействия музыки на человека Воспроизведение
10 Сказкотерапия Самостоятельное изучение охарактеризовать функции сказок Воспроизведение
охарактеризовать принципы и схему психологического анализа сказки Воспроизведение
охарактеризовать приемы работы со сказкой, сочинить сказку на предложенную тему Применение
разработать конспект занятия Применение
11 Игротерапия Практическая работа (К-т. 50/50) анализировать особенности игры у детей с ОВЗ Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать задачи и механизмы психокоррекционного воздействия игровой терапии Применение
12 Рубежный контроль 1. Другое описывать современные концепции использования искусства в развитии и коррекции у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать принципы и методы артпедагогики Воспроизведение
охарактеризовать формы и специфику организации художественной деятельности в образовательной организации для детей с ОВЗ Воспроизведение
демонстрировать проведение психолого-педагогического обследования с использованием проективных рисуночных методик Применение
13 Песочная терапия Практическая работа (К-т. 50/50) описать задачи и механизм психокоррекционного воздействия песочной терапии Воспроизведение
описать оборудование кабинета песочной терапии Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать процесс песочной терапии Применение
14 Фототерапия Практическая работа (К-т. 50/50) описать психологичекие функции фотографий , раскрыть возможности использования фототерапии в работе с детьми и подростками Воспроизведение
охарактеризовать слайд-терапию, особенности работы с готовыми фотографияями, тематическими фотографиями Воспроизведение
15 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Лекция охарактеризовать специфику работы с природным материалом в арт-терапевтической работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
16 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Индивидуальная работа охарактеризовать специфику работы с природным материалом в арт-терапевтической работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать технологии работы с природным материалом с детьми с ОВЗ Применение
17 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать специфику работы с природным материалом в арт-терапевтической работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать технологии работы с природным материалом с детьми с ОВЗ Применение
18 Куклотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) описать историю, принципы, техники, психотерапевтические возможности куклотерпии Воспроизведение
разработка конспекта занятия Применение
охарактеризовать технологию изготовления куклы-марионетки Применение
19 Пластичный материал и глина как стимулирование сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) описать техники работы с глиной и тестопластикой Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать специфику работы с глиной и пластилином в арт-терапии Воспроизведение
20 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Индивидуальная работа описать принципы построения индивидуальных консультаций для детей и подростков Воспроизведение
охарактеризовать требования к процессу, анализу результатов и ограничениям в рамках индивидуальных консультаций Воспроизведение
21 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Практическая работа (К-т. 50/50) описать принципы построения индивидуальных консультаций для детей и подростков Воспроизведение
охарактеризовать требования к процессу, анализу результатов и ограничениям в рамках индивидуальных консультаций Воспроизведение
22 Специфика групповых занятий по арт-терапии Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение
23 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Индивидуальная работа охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение
24 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Самостоятельное изучение охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение
25 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) описывать современные концепции использования искусства в развитии и коррекции у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать влияние разных видов искусства на ребенка с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
описать задачи и механизм психокоррекционного воздействия песочной терапии Воспроизведение
описать оборудование кабинета песочной терапии Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать процесс песочной терапии Применение
описать психологичекие функции фотографий , раскрыть возможности использования фототерапии в работе с детьми и подростками Воспроизведение
охарактеризовать слайд-терапию, особенности работы с готовыми фотографияями, тематическими фотографиями Воспроизведение
охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение

Литература

Основная

  1. Артпедагогика и арттерапия в образовании детей с ОВЗ: учебное пособие (курс лекций) / авторы-составители: О. П. Демиденко, М. М. Панасенкова ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2019. – 126 с.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596184 (дата обращения: 16.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим направлениям / под редакцией Е. А. Медведевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 274 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06713-2 . – Текст : непосредственный
  3. Демиденко, О. П. Артпедагогика и арттерапия в образовании детей с ОВЗ : учебное пособие (курс лекций) / Демиденко О. П., Панасенкова М. М. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. – 126 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/99409.html (дата обращения: 25.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Белова, Е. В. Методы НЛП и арт-терапии в работе психолога и менеджера : учебное пособие / Е. В. Белова, Е. В. Зинченко ; Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. – Таганрог : Южный федеральный университет, 2017. – 99 с. – ISBN 978-5-9275-2315-3. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=492976 (дата обращения: 16.12.2020).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  2. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду : пособие для психологов и педагогов : методическое пособие / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. – 2-е изд., испр. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с. – ISBN 978-5-86775-889-9. – (Библиотека программы "От рождения до школы"). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213092 (дата обращения: 23.12.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст: электронный.
  3. Горынина, В. С. Реализация коррекционно-развивающих программ с детьми дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования : методическое пособие / В. С. Горынина, А. И. Сафина, А. Е. Игнатьев ; под редакцией Д. З. Ахметовой ; Институт экономики, управления и права , Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. – Казань : Познание (Институт ЭУП), 2014. – 164 с– ISBN 978-5-8399-0490-3. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257843 (дата обращения: 23.12.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  4. Ефимова, А. В. Арт-терапия для дошкольного образования (для детей 5–7 лет) : учебное пособие / Ефимова А. В. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 87 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/99252.html (дата обращения: 25.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями : учебное пособие по коррекционной педагогике / составители: Т. Г. Неретина [и др.] – 3-е изд., стереотип. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 186 с. – ISBN 978-5-9765-1206-1. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378 (дата обращения: 16.12.2020). – Режим доступа: по подписке – Текст : электронный
  6. Московкина, А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье : учебное пособие / А. Г. Московкина ; под редакцией В.И. Селиверстова ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2014. – 252 с. – ISBN 978-5-4263-0153-5. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275030 (дата обращения: 16.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  7. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 376 с. – ISBN 978-5-9765-0127-0. – (Библиотека психолога). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83393 (дата обращения: 16.12.2020).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  8. Никитин, В. Н. Арт-терапия : учебное пособие / В. Н. Никитин. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 336 c. — ISBN 978-5-89353-423-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88406.html (дата обращения: 25.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  9. Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / составители О. В. Липунова. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 145 c. — ISBN 978-5-4497-0102-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85900.html (дата обращения: 16.12.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  10. Тюрина, Э. И. Технологии социокультурной работы с семьей : учебное пособие / Э. И. Тюрина. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012. – 164 с. – ISBN 978-5-98238-030-2. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277350 (дата обращения: 16.12.2020)..– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Российская ассоциация арт-терапевтов - http://rusata.ru/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. "Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ" [Электронный ресурс]: направление подготовки 44.03.02. Педагогическое образование /БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. Чуйкова И.В. - Электрон.дан. -Сургут: СурГПУ, 2019.-Режим доступа: htth://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. -Загл. с экрана