бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 26, 2021 утверждение отклонено Feb. 15, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано March 17, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано March 17, 2021

Б1.В.ДВ.07.01 ДВ: Использование Арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ, 6 семестр 2 полусеместр

Б-8201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-3 - готовность к осуществлению развивающей социально-культурной деятельности всех возрастных групп населения, к организации массовых, групповых и индивидуальных форм социально-культурной деятельности в соответствии с культурными потребностями различных групп населения знание современных форм и технологий развивающей социально-культурной деятельности всех возрастных групп населения знаниевый
Владение технологиями социально-культурной деятельности при организации массовых, групповых и индивидуальных форм социально-культурной деятельности всех возрастных групп населения. ориентировочный
Умение планировать и организовывать развивающую социально-культурную деятельность всех возрастных групп населения, к организации массовых, групповых и индивидуальных форм социально-культурной деятельности. операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональных компетенций в области использования технологий арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Задачи

  1. формировать знания теоретических основ арт-технологий и артпедагогики в специальном образовании
  2. формировать умения использовать основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 6.0 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические основы артпедагогики и арт-технологии формирование системы знаний о теоретических основах арт-технологий и артпедагогики в специальном образовании и умение применять их в профессиональной деятельности знание теоретических основ арт-технологии и артпедагогики в специальном образовании и умений применять их в профессиональной деятельности
  • Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции
  • Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании
  • Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ
  • Рубежный контроль 1.
Модуль 2 Основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ формирование умения использовать основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ владение формами, методами и средствами организации коррекционно-развивающей работы с использованием арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗ
  • Изотерапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкальная терапия
  • Игротерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ
  • Пластичный материал и глина как стимулирование сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ
  • Куклотерапия
  • Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий
  • Специфика групповых занятий по арт-терапии
  • Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ
  • Промежуточная аттестация
  • Рубежный контроль 2.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Артпедагогика в специальном образовании Лекция 2.0 1
2 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение 1.0 1
3 Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции Лекция 2.0 1
4 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Изотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Изотерапия Самостоятельное изучение 2.0 2
7 Рубежный контроль 1. Индивидуальная работа 2.0 2
8 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа 1.0 2
9 Сказкотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
10 Игротерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
11 Музыкальная терапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
12 Сказкотерапия Самостоятельное изучение 1.0 3
13 Песочная терапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
14 Фототерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
15 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
16 Куклотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
17 Пластичный материал и глина как стимулирование сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
18 Специфика групповых занятий по арт-терапии Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
19 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
20 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Индивидуальная работа 1.0 5
21 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
22 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 6
23 Рубежный контроль 2. Другое 2.0 6
24 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 6

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Артпедагогика в специальном образовании Лекция охарактеризовать принципы и методы артпедагогики Воспроизведение
охарактеризовать содержание художественного развития ребенка и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать формы и специфику организации художественной деятельности в образовательной организации для детей с ОВЗ Воспроизведение
характеризовать виды арт-терапиии, их коррекционное и терапевтическое воздействие. Формы организации арт-терапевтических занятий Воспроизведение
охарактеризовать специфику работы психолога и дефектолога в образовательных организациях с применением арт-терапевтических методик Воспроизведение
2 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение охарактеризовать методику "Нарисуй человека" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Дом. Дерево. Человек" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Несуществующее животное" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Моя семья" Воспроизведение
3 Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции Лекция описывать современные концепции использования искусства в развитии и коррекции у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать влияние разных видов искусства на ребенка с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
4 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать методику "Нарисуй человека" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Дом. Дерево. Человек" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Несуществующее животное" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Моя семья" Воспроизведение
5 Изотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать стадии развития детского рисунка Воспроизведение
охарактеризовать специфику изодеятельности детей с психофизическими особенностями Воспроизведение
охарактеризовать сновные этапы изотерапии, нетрадиционные техники рисования Применение
6 Изотерапия Самостоятельное изучение охарактеризовать стадии развития детского рисунка Воспроизведение
охарактеризовать специфику изодеятельности детей с психофизическими особенностями Воспроизведение
охарактеризовать сновные этапы изотерапии, нетрадиционные техники рисования Применение
разработать конспект занятия Применение
7 Рубежный контроль 1. Индивидуальная работа описывать современные концепции использования искусства в развитии и коррекции у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать принципы и методы артпедагогики Воспроизведение
охарактеризовать формы и специфику организации художественной деятельности в образовательной организации для детей с ОВЗ Воспроизведение
демонстрировать проведение психолого-педагогического обследования с использованием проективных рисуночных методик Применение
8 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа охарактеризовать методику "Нарисуй человека" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Дом. Дерево. Человек" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Несуществующее животное" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Моя семья" Воспроизведение
9 Сказкотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать функции сказок Воспроизведение
охарактеризовать принципы и схему психологического анализа сказки Воспроизведение
охарактеризовать приемы работы со сказкой, сочинить сказку на предложенную тему Применение
10 Игротерапия Практическая работа (К-т. 50/50) анализировать особенности игры у детей с ОВЗ Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать задачи и механизмы психокоррекционного воздействия игровой терапии Применение
11 Музыкальная терапия Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать понятие музыкотерапии и механизмы воздействия музыки на человека Воспроизведение
охарактеризовать принципы и специфику применения музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
разработка фрагмента занятия Применение
12 Сказкотерапия Самостоятельное изучение охарактеризовать функции сказок Воспроизведение
охарактеризовать принципы и схему психологического анализа сказки Воспроизведение
охарактеризовать приемы работы со сказкой, сочинить сказку на предложенную тему Применение
разработать конспект занятия Применение
13 Песочная терапия Практическая работа (К-т. 50/50) описать задачи и механизм психокоррекционного воздействия песочной терапии Воспроизведение
описать оборудование кабинета песочной терапии Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать процесс песочной терапии Применение
14 Фототерапия Практическая работа (К-т. 50/50) описать психологичекие функции фотографий , раскрыть возможности использования фототерапии в работе с детьми и подростками Воспроизведение
охарактеризовать слайд-терапию, особенности работы с готовыми фотографияями, тематическими фотографиями Воспроизведение
15 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать специфику работы с природным материалом в арт-терапевтической работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать технологии работы с природным материалом с детьми с ОВЗ Применение
16 Куклотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) описать историю, принципы, техники, психотерапевтические возможности куклотерпии Воспроизведение
разработка конспекта занятия Применение
охарактеризовать технологию изготовления куклы-марионетки Применение
17 Пластичный материал и глина как стимулирование сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) описать техники работы с глиной и тестопластикой Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать специфику работы с глиной и пластилином в арт-терапии Воспроизведение
18 Специфика групповых занятий по арт-терапии Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение
19 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Практическая работа (К-т. 50/50) описать принципы построения индивидуальных консультаций для детей и подростков Воспроизведение
охарактеризовать требования к процессу, анализу результатов и ограничениям в рамках индивидуальных консультаций Воспроизведение
20 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Индивидуальная работа описать принципы построения индивидуальных консультаций для детей и подростков Воспроизведение
охарактеризовать требования к процессу, анализу результатов и ограничениям в рамках индивидуальных консультаций Воспроизведение
21 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение
22 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Индивидуальная работа охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение
23 Рубежный контроль 2. Другое охарактеризовать специфику изодеятельности детей с психофизическими особенностями Воспроизведение
охарактеризовать приемы работы со сказкой, сочинить сказку на предложенную тему Воспроизведение
охарактеризовать принципы и специфику применения музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать специфику работы с природным материалом в арт-терапевтической работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
описать принципы построения индивидуальных консультаций для детей и подростков Воспроизведение
24 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) описывать современные концепции использования искусства в развитии и коррекции у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать влияние разных видов искусства на ребенка с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
описать задачи и механизм психокоррекционного воздействия песочной терапии Воспроизведение
описать оборудование кабинета песочной терапии Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать процесс песочной терапии Применение
описать психологичекие функции фотографий , раскрыть возможности использования фототерапии в работе с детьми и подростками Воспроизведение
охарактеризовать слайд-терапию, особенности работы с готовыми фотографияями, тематическими фотографиями Воспроизведение
охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение

Литература

Основная

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим направлениям / под редакцией Е. А. Медведевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 274 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06713-2 . – Текст : непосредственный.
  2. Демиденко, О. П. Артпедагогика и арттерапия в образовании детей с ОВЗ : учебное пособие (курс лекций) / Демиденко О. П., Панасенкова М. М. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. – 126 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/99409.html (дата обращения: 25.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Никитин, В. Н. Арт-терапия : учебное пособие / Никитин В. Н. – Москва: Когито-Центр, 2019. – 336 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/88406.html (дата обращения: 25.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями : учебное пособие по коррекционной педагогике / составители: Т. Г. Неретина [и др.] – 3-е изд., стереотип. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 186 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378 (дата обращения: 16.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – ISBN 978-5-9765-1206-1. – Текст : электронный.
  2. Московкина, А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье : учебное пособие / А. Г. Московкина ; под редакцией В.И. Селиверстова ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2014. – 252 с. – ISBN 978-5-4263-0153-5. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275030 (дата обращения: 16.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 376 с. – ISBN 978-5-9765-0127-0. – (Библиотека психолога). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83393 (дата обращения: 16.12.2020).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Сухонина, Н. С. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии : учебное пособие / Н. С. Сухонина, В. Р. Ушакова. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 127 c. — ISBN 978-5-4487-0596-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87588.html (дата обращения: 25.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Тюрина, Э. И. Технологии социокультурной работы с семьей : учебное пособие / Э. И. Тюрина. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012. – 164 с. – ISBN 978-5-98238-030-2. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277350 (дата обращения: 16.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Российская ассоциация арт-терапевтов - http://rusata.ru/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. "Использование арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ" [Электронный ресурс]: направление подготовки 51.03.03. Социально-культурная деятеьность /БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. Чуйкова И.В. - Электрон.дан. -Сургут: СурГПУ, 2019.-Режим доступа: htth://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. -Загл. с экрана