бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 20, 2021 утверждение отклонено Feb. 3, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 14, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено Feb. 3, 2021

Б1.В.ДВ.12.01 ДВ: Осуществление коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими комплексные, сенсорные и интеллектуальные нарушения, 6 семестр 2 полусеместр

Б-8111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.М. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-2 готовностью к организации -развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты знать особенности организации коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с сенсорными и интеллектуальными нарушениями; знаниевый
владеть способами адаптации коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с сенсорными и интеллектуальными нарушениями операциональный
уметь моделировать коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с сенсорными и интеллектуальными нарушениями опыт
ПК-3 готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья знать приемы и методы осуществления коррекционно-педагогической деятельности с детьми со сложными нарушениями в условиях специальных образовательных организаций; знаниевый
определять структуру коррекционно-педагогической работы для каждого конкретного случая; ориентировочный
владеть приемами и методами осуществления коррекционно-педагогической деятельности с детьми со сложными нарушениями в условиях специальных образовательных организаций операциональный
осуществлять выбор содержания коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных и общеобразовательных учреждений операциональный
уметь организовывать и проводить коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими комплексные нарушения развития; опыт

Цели изучения дисциплины

формирование умений проектировать образовательную среду и коррекционно-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и интеллектуальными нарушениями с учетом современных требований специального образования

Задачи

  1. Формировать умения проектировать коррекционно-педагогическое сопровождение детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями на основе знаний современных требований к организации образовательной среды.
  2. Формировать умения осуществлять контроль качества образовательной среды в образовательных организациях для детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 17.0 ч. из 17.0 ч.
Часов в неделю 4.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Формировать умения проектировать коррекционно-педагогическое сопровождение детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями на основе знаний современных требований к организации образовательной среды. Знать: - приемы и методы осуществления коррекционно-педагогической деятельности с детьми со сложными нарушениями в условиях специальных образовательных организаций; - особенности организации коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с сенсорными и интеллектуальными нарушениями;
  • Современные требования к организации коррекционно-образовательной среды обучении и воспитании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями
  • Проектирование образовательной среды для обучения, воспитания и коррекции лиц сенсорными и интеллектуальными нарушениями
  • Проектирование программы сопровождения ребенка с нарушением зрения, слуха и интеллекта
Модуль 2 Формировать умения осуществлять контроль качества образовательной среды в образовательных организациях для детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. владеть: - приемами и методами осуществления коррекционно-педагогической деятельности с детьми со сложными нарушениями в условиях специальных образовательных организаций; - критериями выбора содержания коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных и общеобразовательных учреждений - критериями оценки правильности выбора индивидуального маршрута коррекционно-педагогической деятельности; способами адаптации коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с сенсорными и интеллектуальными нарушениями; - умением организовывать и проводить коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими комплексные нарушения развития;
  • Способы и средства оценки качества образования в общих и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
  • Проектирование системы контроля и оценки качества образования и коррекционной работы

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные требования к организации коррекционно-образовательной среды обучении и воспитании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Лекция 2.0 1
2 Современные требования к организации коррекционно-образовательной среды обучении и воспитании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Практическая работа (К-т. 50/50) 6.0 1
3 Современные требования к организации коррекционно-образовательной среды обучении и воспитании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Индивидуальная работа 2.0 1
4 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 1
5 Современные требования к организации коррекционно-образовательной среды обучении и воспитании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение 2.0 1
6 Проектирование образовательной среды для обучения, воспитания и коррекции лиц сенсорными и интеллектуальными нарушениями Лекция 2.0 2
7 Проектирование образовательной среды для обучения, воспитания и коррекции лиц сенсорными и интеллектуальными нарушениями Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 2
8 Проектирование образовательной среды для обучения, воспитания и коррекции лиц сенсорными и интеллектуальными нарушениями Индивидуальная работа 2.0 3
9 Проектирование образовательной среды для обучения, воспитания и коррекции лиц сенсорными и интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение 1.0 3
10 Проектирование программы сопровождения ребенка с нарушением зрения, слуха и интеллекта Практическая работа (К-т. 50/50) 6.0 4
11 Проектирование программы сопровождения ребенка с нарушением зрения, слуха и интеллекта Индивидуальная работа 4.0 4
12 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 5
13 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 5
14 Способы и средства оценки качества образования в общих и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Практическая работа (К-т. 50/50) 6.0 6
15 Способы и средства оценки качества образования в общих и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Индивидуальная работа 2.0 6
16 Проектирование системы контроля и оценки качества образования и коррекционной работы Практическая работа (К-т. 50/50) 6.0 7
17 Проектирование системы контроля и оценки качества образования и коррекционной работы Индивидуальная работа 2.0 7
18 Проектирование системы контроля и оценки качества образования и коррекционной работы Индивидуальная работа 1.0 7
19 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные требования к организации коррекционно-образовательной среды обучении и воспитании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Лекция называть требования к образовательной среде ОО Воспроизведение
называть методическое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ Воспроизведение
2 Современные требования к организации коррекционно-образовательной среды обучении и воспитании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Практическая работа (К-т. 50/50) называть требования к образовательной среде ОО Воспроизведение
называть методическое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ Воспроизведение
решение профессиональных задач, с опорой на нормативные документы, регламентирующие организацию образовательной среды для лиц с сенсорными нарушениями. Применение
3 Современные требования к организации коррекционно-образовательной среды обучении и воспитании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Индивидуальная работа называть требования к образовательной среде ОО Воспроизведение
называть методическое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ Воспроизведение
решение профессиональных задач, с опорой на нормативные документы, регламентирующие организацию образовательной среды для лиц с сенсорными нарушениями. Применение
4 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) знать нормативно-правовые основы специального образования Воспроизведение
Виды контроля Узнавание
Функции контроля Узнавание
Средства и способы диагностики проблем обучения и коррекции. Средства и способы осуществления обратной связи. Воспроизведение
5 Современные требования к организации коррекционно-образовательной среды обучении и воспитании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение называть требования к образовательной среде ОО Воспроизведение
решение профессиональных задач, с опорой на нормативные документы, регламентирующие организацию образовательной среды для лиц с сенсорными нарушениями. Применение
6 Проектирование образовательной среды для обучения, воспитания и коррекции лиц сенсорными и интеллектуальными нарушениями Лекция Требования к организации коррекционно - образовательной среды для воспитанников с ОВЗ Воспроизведение
7 Проектирование образовательной среды для обучения, воспитания и коррекции лиц сенсорными и интеллектуальными нарушениями Практическая работа (К-т. 50/50) Требования к организации коррекционно - образовательной среды для воспитанников с ОВЗ Воспроизведение
8 Проектирование образовательной среды для обучения, воспитания и коррекции лиц сенсорными и интеллектуальными нарушениями Индивидуальная работа Требования к организации коррекционно - образовательной среды для воспитанников с ОВЗ Воспроизведение
9 Проектирование образовательной среды для обучения, воспитания и коррекции лиц сенсорными и интеллектуальными нарушениями Самостоятельное изучение Требования к организации коррекционно - образовательной среды для воспитанников с ОВЗ Воспроизведение
10 Проектирование программы сопровождения ребенка с нарушением зрения, слуха и интеллекта Практическая работа (К-т. 50/50) Понятия "сопровождение", "профессиональное самоопределение","общественные организации","лица с ОВЗ". Воспроизведение
Условия организации инклюзивной деятельности ОО по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. Узнавание
11 Проектирование программы сопровождения ребенка с нарушением зрения, слуха и интеллекта Индивидуальная работа Понятия "сопровождение", "профессиональное самоопределение","общественные организации","лица с ОВЗ". Воспроизведение
Условия организации инклюзивной деятельности ОО по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. Узнавание
Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети Воспроизведение
Организация дяетельности ППк Воспроизведение
12 Рубежный контроль Контрольная работа Требования к организации коррекционно - образовательной среды для воспитанников с ОВЗ Воспроизведение
называть требования к образовательной среде ОО Воспроизведение
называть методическое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ Воспроизведение
решение профессиональных задач, с опорой на нормативные документы, регламентирующие организацию образовательной среды для лиц с сенсорными нарушениями. Применение
Понятия "сопровождение", "профессиональное самоопределение","общественные организации","лица с ОВЗ". Воспроизведение
Условия организации инклюзивной деятельности ОО по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. Узнавание
Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети Воспроизведение
Организация дяетельности ППк Воспроизведение
13 Рубежный контроль Индивидуальная работа называть методическое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ Воспроизведение
решение профессиональных задач, с опорой на нормативные документы, регламентирующие организацию образовательной среды для лиц с сенсорными нарушениями. Применение
Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети Воспроизведение
Организация дяетельности ППк Воспроизведение
14 Способы и средства оценки качества образования в общих и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Практическая работа (К-т. 50/50) знать нормативно-правовые основы специального образования Воспроизведение
Виды контроля Узнавание
Функции контроля Узнавание
Средства и способы диагностики проблем обучения и коррекции. Средства и способы осуществления обратной связи. Воспроизведение
15 Способы и средства оценки качества образования в общих и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Индивидуальная работа Функции контроля Узнавание
Средства и способы диагностики проблем обучения и коррекции. Средства и способы осуществления обратной связи. Воспроизведение
16 Проектирование системы контроля и оценки качества образования и коррекционной работы Практическая работа (К-т. 50/50) называть направления работы с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Решение практических задач профессиональной деятельности Применение
17 Проектирование системы контроля и оценки качества образования и коррекционной работы Индивидуальная работа называть направления работы с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Средства и способы регулирования и корректирования коррекционно-педагогической деятельности и содержания коррекции Воспроизведение
18 Проектирование системы контроля и оценки качества образования и коррекционной работы Индивидуальная работа Решение практических задач профессиональной деятельности Применение
19 Рубежный контроль Индивидуальная работа называть направления работы с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Решение практических задач профессиональной деятельности Применение
Средства и способы регулирования и корректирования коррекционно-педагогической деятельности и содержания коррекции Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для вузов : для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. И. Колесникова. - 3-е изд. перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 175, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-006814-6. – Текст: непосредственный.
  2. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 169 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9772-6. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845 (дата обращения: 17.01.2021). - Режим доступа: по подписке. -Текст: электронный

Дополнительная

  1. Ворошнина, О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования : учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 204 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70628.html (дата обращения: 18.01.2021). - Режим доступа: по подписке. –Текст: электронный.
  2. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00901-9 : 347-75. – Текст: непосредственный
  3. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ : учебное пособие / Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. – Москва : Владос, 2018. – 377 с. : табл. – (Инклюзивное образование).. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486114 (дата обращения: 18.01.2021). – ISBN 978-5-906992-86-4. – Режим доступа: по подписке. - Текст : электронный.
  4. Резникова, Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интегрированного обучения : монография / Е. В. Резникова. — Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 266 c. — ISBN 978-5-906908-95-7. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83857.html (дата обращения: 18.01.2021). - Режим доступа: по подписке. –Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru
  2. Библиотека института коррекционной педагогики РАО – Режим доступа: http://http://childrens-needs.com/

Источники

  1. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи") http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2009 N 06-1216 "О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам" (вместе с "Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания"). Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программ Б1.В.ДВ.12.01 Осуществление коррекционно – педагогической работы с детьми, имеющими комплексные, сенсорные и интеллектуальные нарушения [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. Н.С. Кожанова - электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2019. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.