бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 20, 2021 утверждено Feb. 12, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 22, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 3, 2021

Б1.В.02.06 Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с ЗПР, 8 семестр

Б-07111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.М. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-3. Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся Знание основных требований к проектированию образовательно-коррекционного процесса с учетом образовательных потребностей обучающихся дошкольного возраста с ЗПР знаниевый
Владение схемой проектирования образовательно-коррекционного процесса с учетом образовательных потребностей обучающихся дошкольного возраста с ЗПР ориентировочный
Умение проектировать образовательно-коррекционный процесс с учетом образовательных потребностей обучающихся дошкольного возраста с ЗПР операциональный
ПК-1. Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья Знание структуры и содержания коррекционных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с нарушением развития знаниевый
Умение выделять сущностные характеристики особенностей нарушения развития в дошкольном возрасте ориентировочный
Умение определять категорию нарушения на основе характеристики особенностей обучающихся дошкольного возраста с ЗПР операциональный
Умение осуществлять выбор коррекционно-образовательных программ в соответствии с видом нарушения развития в детском возрасте и индивидуальными особенностями обучающихся дошкольного возраста с ЗПР операциональный
ПК-2. Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ Владеть критериями выбора методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности ориентировочный
Владеть общей схемой организации коррекционно-развивающей образовательной среды в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты ориентировочный
Умение организовать коррекционно-развивающую образовательную среду в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты и представить ее в виде модели операциональный
Умение осуществлять выбор методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности операциональный
ПК-3. Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ Знание особенностей постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся дошкольного возраста с ЗПР знаниевый
Знание требований к проектированию содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся дошкольного возраста с ЗПР знаниевый
Владение общей схемой постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся дошкольного возраста с ЗПР ориентировочный
Владение общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся дошкольного возраста с ЗПР ориентировочный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся дошкольного возраста с ЗПР операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся дошкольного возраста с ЗПР операциональный
ПК-4. Способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности Знание специфики организации собственной профессиональной деятельности знаниевый
Владение алгоритмом планирования собственной профессиональной деятельности ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональных компетенций, направленных на теоретическое освоение и практическое использование знаний психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития и умений проектировать и организовывать образовательный процесс детей с задержкой психического развития на основе знаний педагогических технологий

Задачи

  1. Формировать умение осуществлять выбор коррекционных технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ учетом их образовательных потребностей
  2. Формировать умение проектировать педагогический процесс с использованием различных коррекционных технологий воспитания и обучения детей с ЗПР

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.5 ч. из 14.5 ч.
Часов в неделю 0.57 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы организации коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР Формировать умение осуществлять выбор коррекционных технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ учетом их образовательных потребностей Охарактеризовать современные педагогические технологии, принципы построения коррекционно-развивающего занятия и плана его анализа. Обосновать выбор технологий и методов при проектировании коррекционно-развивающего занятия
  • Теоретические основы работы по ОЗОМ и развитию речи у детей с ЗПР
  • Теоретические основы работы по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР
Проектирование и реализация коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ЗПР Формировать умения проектировать педагогический процесс с использованием различных коррекционных технологий воспитания и обучения детей с ЗПР Планировать и реализовывать коррекционно-развивающие занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по формированию элементарных математических представлений
  • Развитие связной речи детей с ЗПР
  • Ознакомление детей с ЗПР со счетом, вычислительной деятельностью, некоторыми математическими знаками
  • Формирование у детей с ЗПР представлений о величине предметов, её измерении
  • Содержание и методика формирования у детей с ЗПР представлений о геометрических фигурах и форме предметов
  • Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей с ЗПР
  • Формирование у детей с ЗПР представлений о времени

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретические основы работы по ОЗОМ и развитию речи у детей с ЗПР Лекция 2.0 1
2 Теоретические основы работы по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР Лекция 2.0 1
3 Теоретические основы работы по ОЗОМ и развитию речи у детей с ЗПР Самостоятельное изучение 12.0 1
4 Теоретические основы работы по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР Самостоятельное изучение 12.0 1
5 Формирование у детей с ЗПР представлений о величине предметов, её измерении Индивидуальная работа 2.5 2
6 Развитие связной речи детей с ЗПР Самостоятельное изучение 12.0 2
7 Ознакомление детей с ЗПР со счетом, вычислительной деятельностью, некоторыми математическими знаками Самостоятельное изучение 6.0 2
8 Формирование у детей с ЗПР представлений о величине предметов, её измерении Самостоятельное изучение 15.0 2
9 Содержание и методика формирования у детей с ЗПР представлений о геометрических фигурах и форме предметов Практическая работа 2.0 3
10 Содержание и методика формирования у детей с ЗПР представлений о геометрических фигурах и форме предметов Самостоятельное изучение 14.0 3
11 Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей с ЗПР Практическая работа 2.0 4
12 Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей с ЗПР Индивидуальная работа 3.0 4
13 Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей с ЗПР Самостоятельное изучение 4.0 4
14 Формирование у детей с ЗПР представлений о времени Самостоятельное изучение 6.0 4
15 Формирование у детей с ЗПР представлений о времени Лекция 2.0 4
16 Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей с ЗПР Лекция 2.0 4
17 Промежуточная аттестация - экзамен Промежуточная аттестация (заоч.) 9.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретические основы работы по ОЗОМ и развитию речи у детей с ЗПР Лекция описать методы и задачи работы по развитию речи и ОЗОМ Воспроизведение
охарактеризовать планирование работы по развитию речи и ОЗОМ в компенсирующей группе ДОО Применение
2 Теоретические основы работы по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР Лекция описать научные основы современных программ по ФЭМП Воспроизведение
описать методы и задачи работы по обучению ФЭМП Воспроизведение
охарактеризовать планирование работы по ФЭМП в компенсирующей группе ДОО Применение
3 Теоретические основы работы по ОЗОМ и развитию речи у детей с ЗПР Самостоятельное изучение описать методы и задачи работы по развитию речи и ОЗОМ Воспроизведение
охарактеризовать планирование работы по развитию речи и ОЗОМ в компенсирующей группе ДОО Применение
4 Теоретические основы работы по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР Самостоятельное изучение охарактеризовать планирование работы по ФЭМП в компенсирующей группе ДОО Применение
5 Формирование у детей с ЗПР представлений о величине предметов, её измерении Индивидуальная работа описать особенности восприятия дошкольниками с ЗПР геометрических фигур Воспроизведение
описать задачи и содержание работы по формированию у дошкольников с ЗПР элементарных геометрических представлений Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
6 Развитие связной речи детей с ЗПР Самостоятельное изучение разработать конспект занятия Применение
7 Ознакомление детей с ЗПР со счетом, вычислительной деятельностью, некоторыми математическими знаками Самостоятельное изучение разработать конспект занятия Применение
8 Формирование у детей с ЗПР представлений о величине предметов, её измерении Самостоятельное изучение разработать конспект занятия Применение
9 Содержание и методика формирования у детей с ЗПР представлений о геометрических фигурах и форме предметов Практическая работа описать особенности пространственных представлений дошкольников с ЗПР Воспроизведение
охарактеризовать формы и методы работы по формированию умения ориентироваться в пространстве Воспроизведение
подобрать дидактические игры и упражнения Применение
10 Содержание и методика формирования у детей с ЗПР представлений о геометрических фигурах и форме предметов Самостоятельное изучение подобрать дидактические игры и упражнения Применение
11 Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей с ЗПР Практическая работа описать задачи и содержание работы по формированию временных представлений у детей с ЗПР Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
12 Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей с ЗПР Индивидуальная работа описать особенности представлений дошкольников с ЗПР о времени Воспроизведение
описать задачи и содержание работы по формированию временных представлений у детей с ЗПР Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
13 Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей с ЗПР Самостоятельное изучение разработать конспект занятия Применение
14 Формирование у детей с ЗПР представлений о времени Самостоятельное изучение описать задачи и содержание работы по формированию временных представлений у детей с ЗПР Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
15 Формирование у детей с ЗПР представлений о времени Лекция описать особенности представлений дошкольников с ЗПР о времени Воспроизведение
описать задачи и содержание работы по формированию временных представлений у детей с ЗПР Воспроизведение
16 Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей с ЗПР Лекция подобрать дидактические игры и упражнения Применение
17 Промежуточная аттестация - экзамен Промежуточная аттестация (заоч.) описать научные основы современных программ по развитию речи и ОЗОМ Воспроизведение
описать методы и задачи работы по развитию речи и ОЗОМ Воспроизведение
охарактеризовать планирование работы по развитию речи и ОЗОМ в компенсирующей группе ДОО Применение
описать научные основы современных программ по ФЭМП Воспроизведение
описать методы и задачи работы по обучению ФЭМП Воспроизведение
охарактеризовать планирование работы по ФЭМП в компенсирующей группе ДОО Применение
охарактеризовать задачи и содержание работы по обучению связной речи дошкольников в специализированном детском саду Воспроизведение
описать понятие связной речи, ее функции, формы, характеристика диалогической и монологической речи Воспроизведение
охарактеризовать методику развития диалогической и монологической речи у дошкольников с ЗПР Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
описать особенности представлений дошкольников с ЗПР о числе и счете Воспроизведение
описать задачи и содержание работы по обучению детей с ЗПР счету, знакомству с цифрами Воспроизведение
охарактеризовать формы и методы работы по ознакомлению детей с ЗПР с составом числа Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для вузов : для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. И. Колесникова. - 3-е изд. перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 175, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-006814-6. – Текст: непосредственный
  2. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ : учебное пособие / Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. – Москва : Владос, 2018. – 377 с. : табл. – (Инклюзивное образование).. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486114 (дата обращения: 18.01.2021). – ISBN 978-5-906992-86-4. – Режим доступа: по подписке. - Текст : электронный.
  3. Специальная педагогика : учеб. для бакалавров, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Л. В. Мардахаев и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. - Москва : Юрайт, 2015. - 447, [1] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф МО. - ISBN 978-5-9916-1894-6. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов : для студентов вузов направления подготовки 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование" для изучения дисциплин "Психология детей с ограниченными возможностями здоровья" и "Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования" / Л. В. Годовникова. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2020. - 218 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-12039-4. – Текст: непосредственный.
  2. Захарова, Н.Л. Специальная психология : учебное пособие / Н.Л. Захарова ; Технологический университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 39 с. : табл.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572199 (дата обращения: 18.01.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0548-2. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 169 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845 (дата обращения: 19.01.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9772-6. – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  4. Сухонина, Н. С. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии : учебное пособие / Н. С. Сухонина, В. Р. Ушакова. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 127 c. — ISBN 978-5-4487-0596-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87588.html (дата обращения: 19.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru
  2. Библиотека института коррекционной педагогики РАО – Режим доступа: http://http://childrens-needs.com/

Источники

  1. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи") http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программ Б1.В.02.06 Коррекционно – педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с ЗПР [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. Н.П. Рассказова- электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2019. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.