бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 27, 2021 утверждено Feb. 8, 2021
Е.И. Бреусова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 28, 2021
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано Jan. 29, 2021

Б1.В.ДВ.18.01 ДВ: Поэты XX века, 8 семестр

Б-7081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-21 готовностью к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса Зание литературных течений и групп в отечечественной поэзии XX века знаниевый
Знает имена не только ведущих поэтов XX века, но и литературы 2-3 ряда знаниевый
Знание биографии поэтов XX века знаниевый
Владеет принципами анализа жанрово-стилистических особенностей поэзии XX века ориентировочный
Владеет принципами анализа идейно-тематических групп поэзии XX века ориентировочный
Владеет принципами типологизации ориентировочный
Владеет критериями оценкит качества проведенного аспектного анализа операциональный
Владеет принципами типологизации литературных процессов операциональный
Опыт анализа текстов поэтов XX века опыт
Опыт биографического анализа поэзии XX века опыт
Опыт семиотического анализа поэзии XX века опыт
Опыт типологизации процессов в литературе XX века опыт

Цели изучения дисциплины

научить студентов владеть дополнительным поэтическим содержанием истории русской литературы XX века, владеть способами визуализации информации на уроках литературы. формировать научно-исследовательскую культуру студента-филолога

Задачи

  1. сформировать навыки анализа произведений русской поэзии «второго ряда» в контексте историко-литературного процесса первой половины XX века
  2. сформировать навыки анализа произведения русской поэзии «второго ряда» в контексте историко-литературного процесса второй половины XX века

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 13.5 ч.
Часов в неделю 7.2 ч. (6.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Произведения русской поэзии «второго ряда» первой половины XX века сформировать навыки анализа произведений русской поэзии «второго ряда» в контексте историко-литературного процесса первой половины XX века; Анализирует явления в поэзии первой половины XX века в контексте культуры и социально-исторического опыта, способен организовать работу обучающихся и презентацию ее результатов по изучению поэзии первой половины XX века, умеет использовать дополнительные историко-литературные сведения в профессиональной деятельности учителя-словесника.
  • Поэты-реалисты
  • Поэты-модернисты и постмодернисты
Модуль 2. Произведения русской поэзии «второго ряда» второй половины XX века сформировать навыки анализа произведения русской поэзии «второго ряда» в контексте историко-литературного процесса второй половины XX века Анализирует явления в поэзии второй половины XX века в контексте культуры и социально-исторического опыта, способен организовать работу обучающихся и презентацию ее результатов по изучению поэзии второй половины XX века, способен использовать дополнительные историко-литературные сведения в профессиональной деятельности учителя-словесника.
  • Романтическая поэзия второй половины XX века
  • Философская лирика
  • Реалистическая поэзия во второй половине XX века

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Поэзия "второго ряда" и способы ее оценки Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Поэзия "второго ряда" и способы ее оценки Индивидуальная работа 2.0 1
3 Творчество И.Анненского Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Творчество С.Черного Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
5 Постмодернизм в поэзии второй половины XX века Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
6 Творчество М. Волошина Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Лирика "романтиков боев и походов" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
8 Лирика "романтиков боев и походов" Индивидуальная работа 2.0 2
9 Новокрестьянская поэзия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
10 Новокрестьянская поэзия Индивидуальная работа 2.0 2
11 Имажинизм и С.А. Есенин Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
12 Творчество постфутуристов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
13 Творчество постфутуристов Индивидуальная работа 2.0 3
14 Рубежный контроль. Модуль 1 Другое 2.0 3
15 Философская лирика в XX веке Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
16 Философская лирика в XX веке Индивидуальная работа 2.0 3
17 Творчество А.Тарковского Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
18 Творчество Д.Самойлова Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
19 Творчество А. Твардовского Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
20 Романтическая поэзия второй половины XX века Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
21 Романтическая поэзия второй половины XX века Индивидуальная работа 2.0 5
22 Песенная лирика XX века Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
23 Песенная лирика XX века Индивидуальная работа 2.0 5
24 Гражданская поэзия XX века Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
25 Промежуточный контроль (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 5

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Поэзия "второго ряда" и способы ее оценки Практическая работа (К-т. 50/50) Комментирует понятие поэзия "второго ряда" Применение
Владеет способами оценки художественности текста Применение
Владеет способами оценки лирического в тексте Применение
2 Поэзия "второго ряда" и способы ее оценки Индивидуальная работа Комментирует понятие поэзия "второго ряда" Применение
Владеет способами оценки художественности текста Применение
3 Творчество И.Анненского Практическая работа (К-т. 50/50) Знает содержание лирики И.Анненского и творчсеский путь поэта Воспроизведение
Комментирует особенности лирики предсимволиста Применение
Владеет способами оценки лирического творчества И.Анненского Применение
4 Творчество С.Черного Практическая работа (К-т. 50/50) Знает содержание лирики С.Черного и творчсеский путь поэта Воспроизведение
Комментирует гротеск и пародию в творчестве С.Черного Применение
Владеет способами оценки лирического творчества С.Черного Применение
5 Постмодернизм в поэзии второй половины XX века Практическая работа (К-т. 50/50) Перечисляет представителей постмодернисткой поэзии второй половины XX века Воспроизведение
Выявляет черты постмодерна в поэзии Применение
Дифференцирует тенденции поэзии постмодерна в русской и западной литературах Применение
6 Творчество М. Волошина Практическая работа (К-т. 50/50) Знает содержание лирики М.Волошина и творчсеский путь поэта Воспроизведение
Комментирует культурологическую компоненту поэзии М.Волошина Применение
Владеет семиотическим комментированием лирики М.Волошина Применение
7 Лирика "романтиков боев и походов" Практическая работа (К-т. 50/50) Перечисляет представителей романтизированной поэзии 1920-х гг Воспроизведение
Комментирует темы и особенности лирики "романтиков боев и походов" Применение
Использует прием "инсерт" для организации работы по теме Применение
8 Лирика "романтиков боев и походов" Индивидуальная работа Перечисляет представителей романтизированной поэзии 1920-х гг Воспроизведение
Комментирует темы и особенности лирики "романтиков боев и походов" Применение
9 Новокрестьянская поэзия Практическая работа (К-т. 50/50) выявляет основыные темы и мотивы лирики С.Клычкова Применение
характеризует особенности лирики С. Клычкова Применение
Готовит ментальную карту "Лирика С.Клычкова" Применение
выявляет основные темы и мотивы лирики Н.Клюева Применение
характеризует особенности лирики Н.Клюева Применение
готовит ментальную карту "Лирика Н.Клюева" Применение
выявляет основные темы и мотивы лирики П.Орешина Применение
характеризует особенности лирики П.Орешина Применение
готовит ментальную карту "Лирика П.Орешина" Применение
10 Новокрестьянская поэзия Индивидуальная работа выявляет основыные темы и мотивы лирики С.Клычкова Применение
характеризует особенности лирики С. Клычкова Применение
выявляет основные темы и мотивы лирики Н.Клюева Применение
характеризует особенности лирики Н.Клюева Применение
выявляет основные темы и мотивы лирики П.Орешина Применение
характеризует особенности лирики П.Орешина Применение
11 Имажинизм и С.А. Есенин Практическая работа (К-т. 50/50) знает эстетическую программу имажинизма и представителей литературного течения Воспроизведение
Дифференцирует подходы к поэзии имажинистов и С.А. Есенина Применение
12 Творчество постфутуристов Практическая работа (К-т. 50/50) Знает представителей эгофутуризма и эстетическую программу направления Воспроизведение
Отличает задачи эгофутуристов от кубофутуризма Применение
Комментирует особенности поэтического творчества эгофутуристов Применение
Дифференцирует понятия "литературный метод" и "литературная группа" Применение
Знает состав и задачи литературных групп 1920-1930-х гг Воспроизведение
Выявляет черты модернизма в произведениях представителей литературных групп ОБЭРИу, Кузница и др. Применение
13 Творчество постфутуристов Индивидуальная работа Знает представителей эгофутуризма и эстетическую программу направления Воспроизведение
Отличает задачи эгофутуристов от кубофутуризма Применение
Комментирует особенности поэтического творчества эгофутуристов Применение
Дифференцирует понятия "литературный метод" и "литературная группа" Применение
Знает состав и задачи литературных групп 1920-1930-х гг Воспроизведение
14 Рубежный контроль. Модуль 1 Другое характеризует особенности лирики С. Клычкова Применение
характеризует особенности лирики Н.Клюева Применение
характеризует особенности лирики П.Орешина Применение
Владеет способами оценки лирического творчества И.Анненского Применение
Владеет способами оценки лирического творчества С.Черного Применение
Владеет семиотическим комментированием лирики М.Волошина Применение
Комментирует особенности поэтического творчества эгофутуристов Применение
Выявляет черты модернизма в произведениях представителей литературных групп ОБЭРИу, Кузница и др. Применение
Дифференцирует подходы к поэзии имажинистов и С.А. Есенина Применение
Комментирует темы и особенности лирики "романтиков боев и походов" Применение
15 Философская лирика в XX веке Практическая работа (К-т. 50/50) Знает содержание тем, проблематики, затрагиваемых в лирике А.Тарковского Воспроизведение
Владеет способами комментирования философских вопросов в лирическом тексте Применение
Готовит "облако слов" для комментирования тем поэзии А.Тарковского Применение
Знает содержание тем, проблематики, затрагиваемых в лирике Д.Самойлова Воспроизведение
16 Философская лирика в XX веке Индивидуальная работа Знает содержание тем, проблематики, затрагиваемых в лирике А.Тарковского Воспроизведение
Владеет способами комментирования философских вопросов в лирическом тексте Применение
Готовит "облако слов" для комментирования тем поэзии А.Тарковского Применение
17 Творчество А.Тарковского Практическая работа (К-т. 50/50) Знает содержание тем, проблематики, затрагиваемых в лирике А.Тарковского Воспроизведение
Владеет способами комментирования философских вопросов в лирическом тексте Применение
Готовит "облако слов" для комментирования тем поэзии А.Тарковского Применение
18 Творчество Д.Самойлова Практическая работа (К-т. 50/50) Знает содержание тем, проблематики, затрагиваемых в лирике Д.Самойлова Воспроизведение
Владеет способами комментирования философских вопросов в лирическом тексте Применение
Готовит "облако слов" для комментирования тем поэзии Д.Самойлова Применение
19 Творчество А. Твардовского Практическая работа (К-т. 50/50) Знает содержание тем, проблематики, затрагиваемых в лирике А.Твардовского Воспроизведение
Владеет способами комментирования философских вопросов в лирическом тексте Применение
Готовит "облако слов" для комментирования тем поэзии А.Твардовского Применение
20 Романтическая поэзия второй половины XX века Практическая работа (К-т. 50/50) Перечисляет особенности романтической поэзии второй половины XX века Воспроизведение
Комментирует темы и особенности лирики романтиков второй половины XX века (Б. Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева и др.) Применение
Использует денотатный граф как прием организации учебного материала Применение
21 Романтическая поэзия второй половины XX века Индивидуальная работа Перечисляет особенности романтической поэзии второй половины XX века Воспроизведение
Комментирует темы и особенности лирики романтиков второй половины XX века (Б. Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева и др.) Применение
Использует денотатный граф как прием организации учебного материала Применение
22 Песенная лирика XX века Практическая работа (К-т. 50/50) Комментирует особенности песенной лирики XX века Применение
Знает понятие "массовая песня" Воспроизведение
Выделяет и характеризует течения в песенной лирике Применение
23 Песенная лирика XX века Индивидуальная работа Комментирует особенности песенной лирики XX века Применение
Знает понятие "массовая песня" Воспроизведение
Выделяет и характеризует течения в песенной лирике Применение
24 Гражданская поэзия XX века Практическая работа (К-т. 50/50) Знает перечень имен "гражданской лирики" Воспроизведение
Комментирует тематику и проблематику гражданской лирики второй половины XX века Применение
Готовит обзор творчества "гражданских поэтов" Применение
25 Промежуточный контроль (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) Перечисляет особенности романтической поэзии второй половины XX века Воспроизведение
Комментирует темы и особенности лирики романтиков второй половины XX века (Б. Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева и др.) Применение
Использует денотатный граф как прием организации учебного материала Применение
Владеет способами комментирования философских вопросов в лирическом тексте Применение
Комментирует особенности песенной лирики XX века Применение
Выделяет и характеризует течения в песенной лирике Применение
Комментирует тематику и проблематику гражданской лирики второй половины XX века Применение
Знает содержание тем, проблематики, затрагиваемых в лирике А.Твардовского Воспроизведение
Владеет способами комментирования философских вопросов в лирическом тексте Применение
Перечисляет представителей постмодернисткой поэзии второй половины XX века Воспроизведение

Литература

Основная

  1. История русской литературы XX века : учеб. для бакалавров, студентов, обучающихся по специальности 032900 "Русский язык и литература" : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. В. В. Агеносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2013. - 795, [1] c. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф МО. - ISBN 978-5-9916-2111-3.- Текст: непосредственный
  2. История русской литературы XX века: учебник для вузов / под ред. В.В. Агеносова. – Москва : Русское слово, 2014. – 689 с. – ISBN 978-5-00007-417-6. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485396 (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Соколов, А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века : учеб. для бакалавров, [студентов и аспирантов] филол. специальностей вузов / А. Г. Соколов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 501 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - ISBN 978-5-9916-2810-5. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. История русской литературы XX - XXI веков : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [В. А. Мескин и др.] ; Рос. ун-т дружбы народов ; под общ. ред. В. А. Мескина. - Москва : Юрайт, 2016. - 410, [2] c. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-6001-3.- Текст: непосредственный
  2. Матей, И.К. Русская литература XIX-XX веков : учебно-методическое пособие / сост. И.К. Матей. - Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 116 c. - ISBN 978-5-89040-603-3. - URL: http://www.iprbookshop.ru/59127.html (дата обращения: 05.10.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Серафимова, В. Д. История русской литературы XX века : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Русский язык и литература" / В. Д. Серафимова. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 538, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф МО. - ISBN 978-5-16-005635-7.- Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Русская литература 1920-1930-х гг. Портреты поэтов. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. Т.1 - URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/portrety_poetov_tom_1.pdf (Дата доступа: 05.11.2020). - Доступ: свободный. - Текст: электронный.
  2. Русская литература 1920-1930-х гг. Портреты поэтов. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. Т.2 - URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/Portrety_poetov_T2.pdf (Дата доступа: 05.11.2020). - Доступ: свободный. - Текст: электронный.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04