бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 27, 2021 утверждено Feb. 8, 2021
Е.И. Бреусова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 28, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 5, 2021

Б1.В.13 Практикум по выразительному чтению, 6 семестр

Б-8021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владеет основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) Знать способы работы по совершенствования техники речи, нормы литературного произношения знаниевый
Знать требования к выразительной речи знаниевый
Владеть способом исполнения литературного текста с соблюдением всех норм и требований к технике речи ориентировочный
Владеть артикуляцией губ, языка, нижней челюсти, ясной и четкой артикуляцией гласных и согласных звуков, орфоэпическими нормами русского литературного языка операциональный
Владеть принципами логического анализа текста операциональный
Уметь развивать правильную осанку, диафрагмально-реберный тип дыхания и все качества звучания голоса операциональный
Опыт интонационно-выразительной разметки текста опыт
Опыт исполнения литературного текста с соблюдением всех норм и требований к технике и выразительности речи опыт

Цели изучения дисциплины

помочь студентам овладеть основами искусства выразительности устной речи, совершенствовать навыки свободного владения голосом на основе диафрагмально-реберного типа дыхания, способствующего воспитанию лучших качеств речевого голоса

Задачи

  1. Профессиональное освоение и развитие диафрагмально-реберного типа дыхания, голоса, артикулляции
  2. Практическое освоение правил и норм интонационной выразительности речи

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 14.0 ч.
Часов в неделю 2.77 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Техника речи Профессиональное освоение и развитие диафрагмально-реберного типа дыхания, голоса, артикулляции Владение умениями постановки и развития диафрагмально-реберного типа фонационного дыхания, профессиональных свойств голоса и дикции
  • Фонационное дыхание
  • Голос, его качества и профессиональные свойства
  • Артикуляция гласных и согласных звуков
Интонация Практическое освоение правил и норм интонационной выразительности речи Владение различными техниками интонационной выразительности речи
  • Сила голоса
  • Паузирование
  • Мелодика речи
  • Эмоциональный тон
  • Темпоритм
  • Логический анализ текста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Дыхание Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Дыхательные техники Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Дыхательные техники Индивидуальная работа 2.0 1
4 Голос Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Постановка и развитие голоса Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
6 Постановка и развитие голоса Индивидуальная работа 2.0 3
7 Дикция Индивидуальная работа 2.0 3
8 Дикция Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Совершенствование дикции Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
10 Совершенствование дикции Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
11 Совершенствование дикции Другое 2.0 5
12 Сила голоса Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
13 Паузирование Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
14 Мелодика речи Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
15 Паузирование Индивидуальная работа 2.0 7
16 Эмоциональный тон, темпоритм Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
17 Логический анализ текста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
18 Логический анализ текста Индивидуальная работа 2.0 9
19 Логический анализ текста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
20 Исполнение литературных произведений разных жанров Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
21 Исполнение литературных произведений разных жанров Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
22 Исполнение литературных произведений разных жанров Индивидуальная работа 2.0 11
23 Конкурс исполнительского мастерства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 12
24 Конкурс исполнительского мастерства Индивидуальная работа 2.0 12
25 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Дыхание Практическая работа (К-т. 50/50) Называть виды фонационного дыхания Воспроизведение
Выполнять требования к эффективному фонационному дыханию Применение
2 Дыхательные техники Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь проводить статическую дыхательную гимнастику Применение
Уместь выполнять динамическую дыхательную гимнастику Применение
3 Дыхательные техники Индивидуальная работа Уметь проводить статическую дыхательную гимнастику Применение
Уместь выполнять динамическую дыхательную гимнастику Применение
4 Голос Практическая работа (К-т. 50/50) Называть качества и профессиональные свойства голоса Воспроизведение
Соблюдать правила гигиены голоса Применение
5 Постановка и развитие голоса Практическая работа (К-т. 50/50) Выполнять упражнения на постановку голоса Применение
Выполнять упражнения на развитие профессиональных свойств голоса Применение
6 Постановка и развитие голоса Индивидуальная работа Выполнять упражнения на постановку голоса Применение
Выполнять упражнения на развитие профессиональных свойств голоса Применение
7 Дикция Индивидуальная работа Характеризовать причины нарушения дикции Применение
8 Дикция Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризовать нормы дикции Применение
Характеризовать причины нарушения дикции Применение
9 Совершенствование дикции Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь проводить артикуляционную гимнастику Применение
Уметь выполнять упражнения на развитие хорошей дикции: скороговорки, многоговорки, чистоговорки Применение
10 Совершенствование дикции Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь проводить артикуляционную гимнастику Применение
Уметь выполнять упражнения на развитие хорошей дикции: скороговорки, многоговорки, чистоговорки Применение
11 Совершенствование дикции Другое Уметь проводить артикуляционную гимнастику Применение
Уметь выполнять упражнения на развитие хорошей дикции: скороговорки, многоговорки, чистоговорки Применение
12 Сила голоса Практическая работа (К-т. 50/50) Определять верное место постановки логического ударения во фразе, в тексте Применение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса Применение
13 Паузирование Практическая работа (К-т. 50/50) Определять место и назначение логических и психологических пауз в тексте Применение
Характеризовать специфические различия логических и психологических пауз Применение
14 Мелодика речи Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризовать правила мелодики различных синтаксических структур текста Применение
Уметь варьировать мелодику своей речи Применение
15 Паузирование Индивидуальная работа Определять место и назначение логических и психологических пауз в тексте Применение
Характеризовать специфические различия логических и психологических пауз Применение
16 Эмоциональный тон, темпоритм Практическая работа (К-т. 50/50) Определять необходимый эмоциональный тон речи Применение
Характеризовать темпортим речи и уметь его варьировать Применение
17 Логический анализ текста Практическая работа (К-т. 50/50) Выполнять логический анализ текста Творчество
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
18 Логический анализ текста Индивидуальная работа Выполнять логический анализ текста Творчество
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров Творчество
19 Логический анализ текста Практическая работа (К-т. 50/50) Выполнять логический анализ текста Творчество
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
20 Исполнение литературных произведений разных жанров Практическая работа (К-т. 50/50) Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров Творчество
21 Исполнение литературных произведений разных жанров Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса Применение
Определять место и назначение логических и психологических пауз в тексте Применение
Уметь варьировать мелодику своей речи Применение
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров Творчество
22 Исполнение литературных произведений разных жанров Индивидуальная работа Определять верное место постановки логического ударения во фразе, в тексте Применение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса Применение
Определять место и назначение логических и психологических пауз в тексте Применение
Характеризовать специфические различия логических и психологических пауз Применение
23 Конкурс исполнительского мастерства Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса Применение
Определять место и назначение логических и психологических пауз в тексте Применение
Уметь варьировать мелодику своей речи Применение
Определять необходимый эмоциональный тон речи Применение
Характеризовать темпортим речи и уметь его варьировать Применение
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров Творчество
24 Конкурс исполнительского мастерства Индивидуальная работа Определять верное место постановки логического ударения во фразе, в тексте Применение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса Применение
Определять место и назначение логических и психологических пауз в тексте Применение
Характеризовать специфические различия логических и психологических пауз Применение
Уметь варьировать мелодику своей речи Применение
Выполнять логический анализ текста Творчество
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров Творчество
25 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Выполнять требования к эффективному фонационному дыханию Применение
Уметь проводить статическую дыхательную гимнастику Применение
Уместь выполнять динамическую дыхательную гимнастику Применение
Выполнять упражнения на постановку голоса Применение
Выполнять упражнения на развитие профессиональных свойств голоса Применение
Уметь проводить артикуляционную гимнастику Применение
Уметь выполнять упражнения на развитие хорошей дикции: скороговорки, многоговорки, чистоговорки Применение
Определять верное место постановки логического ударения во фразе, в тексте Применение
Уметь целенаправленно варьировать общую громкость звучания голоса Применение
Определять место и назначение логических и психологических пауз в тексте Применение
Уметь варьировать мелодику своей речи Применение
Определять необходимый эмоциональный тон речи Применение
Характеризовать темпортим речи и уметь его варьировать Применение
Использовать результаты анализа текста для выразительного чтения текста Применение
Выполнять выразительное чтение текста различных жанров Творчество

Литература

Основная

  1. Малышева, Е.Г. Постановка речевого голоса. Техника речи : учебное пособие / Е.Г. Малышева, А.Ю. Крылов. – Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2017. – 244 с. - ISBN 978-5-7779-2106-2. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=563027 (дата обращения: 20.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов : для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и [аспирантов] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 292 c. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-06561-9 : 590-58. - Текст: непосредственный.
  3. Шелестова, З.А. Выразительное чтение в средней и высшей школе : учебное пособие / З.А. Шелестова. – 2-е изд., дораб. и доп. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. – 212 с. - ISBN 978-5-4263-0359-1 – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471251 (дата обращения: 20.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты : энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. - 5-е изд., стер. - Москва : Флинта [и др.], 2017. - 479, [1] с. - ISBN 978-5-89349-502-7 : 575-00. - Текст: непосредственный.
  2. Глухова, О. П. Выразительное чтение : учебно-методическое пособие / О. П. Глухова ; под редакцией Д. А. Салимова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — 130 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49916.html (дата обращения: 25.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Голос как инструмент успешности : метод. указания : направление подгот. 44.03.05 "Педагогическое образование", направленность "Русский язык и литература" (уровень бакалавриата) / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Филол. фак., Каф. филол. образования и журналистики ; [сост.: В. В. Гаврилов, Т. А. Сироткина]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 36 с. - Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Калмыкова, И. Р. Работа над техникой речи в курсе школьной риторики. – URL: http://www.studmed.ru/view/kalmykova-ir-rabota-nad-tehnikoy-rechi-v-kurse-shkolnoy-ritoriki_f78ddda5989.html. (дата обращения: 20.12.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  2. Милованова, Т. А. Постановка голоса. – URL: http://junona.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=118 (дата обращения: 20.12.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Источники

  1. ФГОС начального общего образования. - Режим доступа: https://www.google.ru/search?client=opera&q=фгос+начального+общего+образования&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8-, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04.