бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 20, 2021 утверждено Feb. 12, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 22, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 3, 2021

Б1.Б.02.09 Организация специального образования в ХМАО - Югре, 8 семестр

Б-7111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.М. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-2 Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами знать нормативно-правовые основы специального образования знаниевый
анализировать нормативные документы, регулирующие деятельность системы образования ориентировочный
осуществлять выбор и использовать нормативные документы в профессиональной деятельности операциональный
уметь определять специальные условия образования с учетом психофизических особенностей детей с ОВЗ опыт

Цели изучения дисциплины

формирование умений проектировать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития и условий региональной системы образования.

Задачи

  1. формировать знания о закономерностях развития и функционирования региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
  2. формировать умения проектировать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития детей и условий региональной системы образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 4.89 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 формировать знания о закономерностях развития и функционирования региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийском автономном округе - Югре знать нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность образования детей с ОВЗ анализировать нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов образования; осуществлять выбор и использовать нормативных документов в профессиональной деятельности; иметь опыт анализа нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов образования;
  • Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Система специального образования в ХМАО – Югре
Модуль 2 формировать умения проектировать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития детей и условий региональной системы образования знать и определять специальные условия образования детей с ОВЗ; владеть навыками выбора нормативных документов при решении задач профессиональной деятельности; осуществлять выбора в использовании нормативных документов в проектировании и осуществлении обучения и воспитания в сфере специального образования; уметь выделять и называть специальные условия образования с учетом психофизических особенностей детей с ОВЗ
  • Система дифференцированного образования в ХМАО – Югре
  • Организация интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО – Югре
  • Система образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
  • Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи
  • Образование детей с задержкой психического развития
  • Образование обучающихся с нарушениями зрения
  • Система образования детей с расстройствами аутистического спектра

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
2 Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар 2.0 1
3 Система специального образования в ХМАО – Югре Лекция 2.0 2
4 Система специального образования в ХМАО – Югре Семинар 2.0 2
5 Система специального образования в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 2.0 2
6 Система дифференцированного образования в ХМАО – Югре Лекция 2.0 3
7 Система дифференцированного образования в ХМАО – Югре Семинар 2.0 3
8 Рубежный контроль Коллоквиум 2.0 3
9 Система дифференцированного образования в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 2.0 3
10 Организация интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО – Югре Лекция 2.0 4
11 Организация интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО – Югре Семинар 2.0 4
12 Организация интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО – Югре Индивидуальная работа 2.0 4
13 Организация интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 2.0 4
14 Система образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью Лекция 2.0 5
15 Система образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью Семинар 2.0 5
16 Система образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью Самостоятельное изучение 2.0 5
17 Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи Лекция 2.0 6
18 Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи Семинар 2.0 6
19 Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи Индивидуальная работа 2.0 6
20 Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи Конференция 2.0 6
21 Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи Самостоятельное изучение 2.0 6
22 Образование детей с задержкой психического развития Лекция 2.0 7
23 Образование детей с задержкой психического развития Семинар 2.0 7
24 Образование детей с задержкой психического развития Коллоквиум 2.0 7
25 Образование обучающихся с нарушениями зрения Лекция 2.0 8
26 Образование обучающихся с нарушениями зрения Семинар 2.0 8
27 Образование обучающихся с нарушениями зрения Индивидуальная работа 2.0 8
28 Образование обучающихся с нарушениями зрения Конференция 2.0 8
29 Система образования детей с расстройствами аутистического спектра Семинар 2.0 9
30 Промежуточная аттестация -экзамен Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 9
31 Рубежный контроль Конференция 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция знать ключевые понятия дисциплины Узнавание
Специфика организации специального образования Воспроизведение
Модели интегрированного образования Узнавание
знать исторические закономерности становления специального образования в ХМАО-Югре Узнавание
2 Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар Специфика организации специального образования Воспроизведение
Инклюзивное обучение: цель, задачи, принципы, организация коррекционно-развивающей деятельности. Воспроизведение
Основы организации дифференцированного и интегрированного образования Воспроизведение
Основы организации инклюзивного образования Воспроизведение
Нормативно - правовые документы организации специального образования в ХМАО-Югре Узнавание
3 Система специального образования в ХМАО – Югре Лекция знать исторические закономерности становления специального образования в ХМАО-Югре Узнавание
4 Система специального образования в ХМАО – Югре Семинар Основы организации дифференцированного и интегрированного образования Воспроизведение
Основы организации инклюзивного образования Воспроизведение
5 Система специального образования в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Нормативно - правовые документы организации специального образования в ХМАО-Югре Узнавание
6 Система дифференцированного образования в ХМАО – Югре Лекция Цель, задачи, принципы дифференцированного образования детей с ОВЗ Узнавание
7 Система дифференцированного образования в ХМАО – Югре Семинар Условия организации диффренцированного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
Особенности организации домашнего обучения Узнавание
8 Рубежный контроль Коллоквиум знать ключевые понятия дисциплины Узнавание
Специфика организации специального образования Воспроизведение
Модели интегрированного образования Узнавание
Инклюзивное обучение: цель, задачи, принципы, организация коррекционно-развивающей деятельности. Воспроизведение
знать исторические закономерности становления специального образования в ХМАО-Югре Узнавание
Основы организации дифференцированного и интегрированного образования Воспроизведение
Основы организации инклюзивного образования Воспроизведение
Нормативно - правовые документы организации специального образования в ХМАО-Югре Узнавание
9 Система дифференцированного образования в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Особенности организации домашнего обучения Узнавание
10 Организация интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО – Югре Лекция Модели интегрированного образования Узнавание
11 Организация интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО – Югре Семинар Условия организации интегрированного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
Основы организации инклюзивного обазования детей с ОЗ Узнавание
Условия организации инлюзивного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
12 Организация интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО – Югре Индивидуальная работа Модели интегрированного образования Узнавание
Условия организации интегрированного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
Основы организации инклюзивного обазования детей с ОЗ Узнавание
Условия организации инлюзивного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
13 Организация интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Условия организации интегрированного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
Условия организации инлюзивного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
14 Система образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью Лекция Условия организации деятельности с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью Узнавание
15 Система образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью Семинар Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школе для детей с умственной отсталостью Применение
Организация профессионально-трудового обучения в классах социально-бытовой ориентировки и классах углубленной трудовой подготовки Воспроизведение
16 Система образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью Самостоятельное изучение Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школе для детей с умственной отсталостью Применение
Организация профессионально-трудового обучения в классах социально-бытовой ориентировки и классах углубленной трудовой подготовки Воспроизведение
17 Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи Лекция Условия орагнизации деятельности с обучающимися с нарушениями слуха, нарушениями речи Узнавание
18 Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи Семинар Организация обучения и воспитания детей со слуховой депривацией после операции кохлеарной имплантации Применение
19 Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи Индивидуальная работа Условия орагнизации деятельности с обучающимися с нарушениями слуха, нарушениями речи Узнавание
Организация обучения и воспитания детей со слуховой депривацией после операции кохлеарной имплантации Применение
Организация учебно-воспитательного процесса, образовательные программы, коррекционные курсы, программы дополнительного образования неслышащих детей и детей с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста. Воспроизведение
20 Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи Конференция Организация учебно-воспитательного процесса, образовательные программы, коррекционные курсы, программы дополнительного образования неслышащих детей и детей с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста. Воспроизведение
21 Организация образования детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи Самостоятельное изучение Организация обучения и воспитания детей со слуховой депривацией после операции кохлеарной имплантации Применение
22 Образование детей с задержкой психического развития Лекция Особенности организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР Применение
23 Образование детей с задержкой психического развития Семинар Организация дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования Узнавание
24 Образование детей с задержкой психического развития Коллоквиум Система психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений. Узнавание
25 Образование обучающихся с нарушениями зрения Лекция Организация интегрированного и инклюзивного образования. Узнавание
26 Образование обучающихся с нарушениями зрения Семинар Специфика орагнизации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с патологией зрения Узнавание
Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических средств и тифлологического оборудования Применение
27 Образование обучающихся с нарушениями зрения Индивидуальная работа Организация интегрированного и инклюзивного образования. Узнавание
Специфика орагнизации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с патологией зрения Узнавание
Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических средств и тифлологического оборудования Применение
Условия организации деятельности с обучающимися с нарушениями зрения Воспроизведение
28 Образование обучающихся с нарушениями зрения Конференция Условия организации деятельности с обучающимися с нарушениями зрения Воспроизведение
29 Система образования детей с расстройствами аутистического спектра Семинар Условия организации деятельности с обучающимися с РАС Узнавание
Организация совместного обучения детей с РАС с обучающимися разных нозологических групп Воспроизведение
Интегрированное обучение в отдельных классах, реализующих АООП обучающихся с РАС Применение
Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра Применение
30 Промежуточная аттестация -экзамен Промежуточная аттестация (экз.) знать ключевые понятия дисциплины Узнавание
Модели интегрированного образования Узнавание
Инклюзивное обучение: цель, задачи, принципы, организация коррекционно-развивающей деятельности. Воспроизведение
знать исторические закономерности становления специального образования в ХМАО-Югре Узнавание
Основы организации дифференцированного и интегрированного образования Воспроизведение
Основы организации инклюзивного образования Воспроизведение
Цель, задачи, принципы дифференцированного образования детей с ОВЗ Узнавание
Особенности организации домашнего обучения Узнавание
Модели интегрированного образования Узнавание
31 Рубежный контроль Конференция Условия организации деятельности с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью Узнавание
Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школе для детей с умственной отсталостью Применение
Организация профессионально-трудового обучения в классах социально-бытовой ориентировки и классах углубленной трудовой подготовки Воспроизведение
Условия орагнизации деятельности с обучающимися с нарушениями слуха, нарушениями речи Узнавание
Организация обучения и воспитания детей со слуховой депривацией после операции кохлеарной имплантации Применение
Организация учебно-воспитательного процесса, образовательные программы, коррекционные курсы, программы дополнительного образования неслышащих детей и детей с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста. Воспроизведение
Организация интегрированного и инклюзивного образования. Узнавание
Специфика орагнизации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с патологией зрения Узнавание
Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических средств и тифлологического оборудования Применение
Условия организации деятельности с обучающимися с нарушениями зрения Воспроизведение
Условия организации деятельности с обучающимися с РАС Узнавание
Организация совместного обучения детей с РАС с обучающимися разных нозологических групп Воспроизведение
Интегрированное обучение в отдельных классах, реализующих АООП обучающихся с РАС Применение
Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - ISBN 978-5-534-01037-4. - (Бакалавр. Академический курс).– Текст: непосредственный. – 25 экз.
  2. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями : учебное пособие / Л. А. Головчиц, Н. В. Микляева, И. В. Чумакова [и др.] ; под редакцией Л. А. Головчиц. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. — 288 c. — ISBN 978-5-4263-0843-5. — URL: http://www.iprbookshop.ru/94640.html (дата обращения: 20.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для вузов : для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. И. Колесникова. - 3-е изд. перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 175, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-006814-6. – Текст: непосредственный.
  4. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00901-9. -Текст непосредственный.

Дополнительная

  1. Алмазова, А. А. Специальное (дефектологическое) образование в России : концептуально-методологические основы / А. А. Алмазова, Ю. А. Костенкова. — Москва : ПАРАДИГМА, 2014. — 160 c. — ISBN 978-5-4214-0032-5. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21237.html (дата обращения: 03.02.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-011182-7. - Текст непосредственный.
  3. Подольская, О.А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / О.А. Подольская. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 57 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477607 (дата обращения: 18.01.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-8971-4. – Режим доступа: по подписке. - Текст: электронный
  4. Сухонина, Н. С. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии : учебное пособие / Н. С. Сухонина, В. Р. Ушакова. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 127 c. — ISBN 978-5-4487-0596-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87588.html (дата обращения: 19.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.zakonbase.ru (дата обращения: 10.01.2021). – Текст электронный

Источники

  1. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи") http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015

Учебно-методические материалы

  1. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Науч.-исслед. лаб. инновац. образоват. технологий ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Рассказова Н. П.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с.: ил. – Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/543517/info (дата обращения: 03.02.2020) - Текст: электронный. - 50 экз.
  2. Рабочая программ Б1.Б.02.09 Организация специального образования в ХМАО- Югре [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. О.Ф. Богатая- электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2019. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.