бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 25, 2021 утверждение отклонено Feb. 5, 2021
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Feb. 18, 2021
А.В. Фурсов декан факультета
согласование отклонено Feb. 5, 2021

Б1.В.01.05 Формирование метапредметных результатов на уроках физической культуры, 2 семестр

М-0011, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Образование в области физической культуры и спорта), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1) реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов ориентировочный
владееет способами реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов операциональный
опыт реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование умений самостоятельного применения метапредметных результатов на уроках физической культуры

Задачи

  1. формирование понятий о сущности метапредметных результатов на уроках физической культуры
  2. формирование умений в организации и проведении занятий направленных метапредметные результаты
  3. формирование умений применения технологий метапредметных результатов на уроках физической культуры

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 1.13 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Федеральный образовательный государственный стандарт: содержание и технологии введения формирование понятий о сущности метапредметных результатов на уроках физической культуры Оценивать образовательные результаты, формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции
  • ФГОС, структура и содержание школьного образования, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре)
  • Основная образовательная программа школы как средство реализации ФГОС
  • Требования к рабочей программе по физической культуре. Требования к планируемым результатам ее усвоения и условиям ее реализации
Модуль 2. Структура и организация урока физической культуры в рамках системно-деятельностного подхода формирование умений в организации и проведении занятий направленных метапредметные результаты организовывать и проводить разнообразные формы занятий физическими упражнениями, осуществлять планирование их содержания и контроль эффективности его освоения занимающимися
  • Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода
  • Характеристика этапов конструирования урока системе деятельностного подхода
  • Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе
Модуль 3. Метапредметные результаты, особенности их достижения на уроках физической культуры формирование умений применения технологий метапредметных результатов на уроках физической культуры владеть организацией и проведением занятий направленных на метапредметные результаты, особенности их достижения на уроках физической культуры
  • Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД, их преемственное развитие средствами на уроках физической культуры
  • Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений
  • Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 ФГОС, структура и содержание школьного образования по физической культуре Лекция 2.0 1
2 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Практическая работа (М) 2.0 1
3 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Требования к рабочей программе по физической культуре. Требования к планируемым результатам ее усвоения и условиям ее реализации Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Основная образовательная программа школы как средство реализации ФГОС Самостоятельное изучение 2.0 2
6 Требования к рабочей программе по физической культуре. Требования к планируемым результатам ее усвоения и условиям ее реализации Практическая работа (М) 2.0 2
7 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Индивидуальная работа 1.0 2
8 ФГОС, структура и содержание школьного образования по физической культуре Самостоятельное изучение 2.0 2
9 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Лекция 2.0 3
10 Характеристика этапов конструирования урока системе деятельностного подхода Практическая работа (М) 2.0 4
11 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Индивидуальная работа 2.0 4
12 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Самостоятельное изучение 2.0 4
13 Характеристика этапов конструирования урока системе деятельностного подхода Самостоятельное изучение 2.0 4
14 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Практическая работа (М) 2.0 6
15 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Индивидуальная работа 1.0 6
16 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Самостоятельное изучение 3.0 6
17 Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД, их преемственное развитие средствами на уроках физической культуры Самостоятельное изучение 2.0 7
18 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Другое 2.0 8
19 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Практическая работа (М) 2.0 8
20 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Индивидуальная работа 1.0 8
21 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Самостоятельное изучение 2.0 8
22 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Другое 2.0 9
23 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Индивидуальная работа 2.0 9
24 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Самостоятельное изучение 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 ФГОС, структура и содержание школьного образования по физической культуре Лекция Охарактеризуйте ФГОС, структуру и содержание, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре Воспроизведение
2 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Практическая работа (М) Охарактеризуйте ФГОС, структуру и содержание, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре Воспроизведение
3 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Самостоятельное изучение Охарактеризуйте ФГОС, структуру и содержание, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре Воспроизведение
4 Требования к рабочей программе по физической культуре. Требования к планируемым результатам ее усвоения и условиям ее реализации Самостоятельное изучение Обосновать требования к оформлению и содержанию рабочей программы в контексте требований ФГОС среднего (полного) общего образования. Воспроизведение
Анализ нормативно-правовых документов организации физического воспитания в школе. Воспроизведение
5 Основная образовательная программа школы как средство реализации ФГОС Самостоятельное изучение Обоснуйте технологию результатов школьного обучения по предмету «физической культуре» в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
6 Требования к рабочей программе по физической культуре. Требования к планируемым результатам ее усвоения и условиям ее реализации Практическая работа (М) Обосновать требования к оформлению и содержанию рабочей программы в контексте требований ФГОС среднего (полного) общего образования. Воспроизведение
Анализ нормативно-правовых документов организации физического воспитания в школе. Воспроизведение
7 Учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре, результаты школьного обучения физической культуре Индивидуальная работа Охарактеризуйте ФГОС, структуру и содержание, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре Воспроизведение
8 ФГОС, структура и содержание школьного образования по физической культуре Самостоятельное изучение Охарактеризуйте ФГОС, структуру и содержание, учебно-методический комплекс (УМК) по физической культуре Воспроизведение
9 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Лекция Уметь характеризовать типологию уроков в дидактической системе деятельностного подхода Воспроизведение
Обосновать виды уроков физической культуры в системно-деятельностном подходе Применение
10 Характеристика этапов конструирования урока системе деятельностного подхода Практическая работа (М) Охарактеризуйте основные подходы к формированию целеполагания Воспроизведение
Обоснуйте особенности этапов урока физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
11 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Индивидуальная работа Уметь характеризовать типологию уроков в дидактической системе деятельностного подхода Воспроизведение
Обосновать виды уроков физической культуры в системно-деятельностном подходе Применение
12 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Самостоятельное изучение Уметь характеризовать типологию уроков в дидактической системе деятельностного подхода Воспроизведение
Обосновать виды уроков физической культуры в системно-деятельностном подходе Применение
13 Характеристика этапов конструирования урока системе деятельностного подхода Самостоятельное изучение Охарактеризуйте основные подходы к формированию целеполагания Воспроизведение
Обоснуйте особенности этапов урока физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
14 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Практическая работа (М) Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
15 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Индивидуальная работа Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
16 Педагогическая мастерская: Конструирование технологической карты урока системе деятельностном подходе Самостоятельное изучение Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
17 Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД, их преемственное развитие средствами на уроках физической культуры Самостоятельное изучение Обосновать виды универсальных учебных умений, их содержательное наполнение и особенности на уроках физической культуры Воспроизведение
Применение метапредметного содержания, знания и умения и опыт Применение
18 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Другое Учебные задания, упражнения и ситуации, направленные на формирование метапредметных результатов на уроке физической культуры Применение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
19 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Практическая работа (М) Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
Охарактиризовать способности определять общие и личные цели учебной деятельности, видеть пути их достижения на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
20 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Индивидуальная работа Учебные задания, упражнения и ситуации, направленные на формирование метапредметных результатов на уроке физической культуры Применение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
21 Проектирование учебных ситуаций метапредметных знаний и умений Самостоятельное изучение Учебные задания, упражнения и ситуации, направленные на формирование метапредметных результатов на уроке физической культуры Применение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
22 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Другое Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
Охарактиризовать способности определять общие и личные цели учебной деятельности, видеть пути их достижения на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
23 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Индивидуальная работа Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
Охарактиризовать способности определять общие и личные цели учебной деятельности, видеть пути их достижения на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество
24 Постановка задачи на формирование метапредметных результатов (по выбору), проектирование фрагмента урока Самостоятельное изучение Охарактеризуйте виды деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Проанализируйте систему задач, педагогических приемов, этапов урока, видов деятельности учащихся на уроке физической культуры Воспроизведение
Спроектировать средства для решения,поставленных задач урока физической культуры Применение
Умение достигать ожидаемые результаты и организовывать рефлексию на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности на уроке физической культуры Воспроизведение
Обосновать умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Воспроизведение
Опыт проектирования фрагмента урока физической культуры Творчество

Литература

Основная

  1. Германов, Г. Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры : учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. — Воронеж : Элист, 2017. — 303 c. — ISBN 978-5-87172-082-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/52019.html (дата обращения: 12.01.2021).– Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный
  2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с. - (Высшее образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-2297-3. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Архипова, Л.А. Теория и методика физической культуры. Особенности разработки рабочих программ по физической культуре: учебно-методическое пособие для студентов направления 49.03.01 «Физическая культура», профилей подготовки: «Спортивная тренировка», «Физкультурно-оздоровительные технологии», «Физкультурное образование», очной и заочной форм обучения / Л.А. Архипова ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2017. – 79 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=571825 (дата обращения: 12.01.2021).– Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный
  2. Внеурочная деятельность по предмету "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС : учеб.-метод. пособие для студентов, [бакалавров, магистрантов, аспирантов] вузов, обучающихся по направлению подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование" (профиль "Физкультурное образование") / Н. И. Синявский [и др.] ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 123, [1] с. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-93190-342-2. – Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/670810/info. – Текст непосредственный.
  3. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 131 c. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85832.html (дата обращения: 22.01.2021). — Режим доступа: по подписке. – ISBN 978-5-4497-0149-7. — Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. ФГБУ Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://фцомофв.рф/news/post/296
  2. Электронные архивы журналов "Теория и практика физической культуры" и "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка [Элетронный доступ]. - Режим доступа: teoriya.ru

Источники

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №. 273-ФЗ

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04