бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 25, 2021 утверждение отклонено Oct. 1, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 29, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено Oct. 1, 2021

Б1.В.ДВ.13.01 ДВ: Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средства коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития, 6 семестр 2 полусеместр

Б-8111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Владение общей схемой постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение схемой выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Опыт осуществления выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
Опыт постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
Опыт проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3) Владеть схемой применения методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями и ООП детей с ОВЗ ориентировочный
Умение применять методическое и техническое обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями и ООП детей с ОВЗ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов знаний о содержании и специфике работы в темной сенсорной комнате и умений организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты.

Задачи

  1. Формировать у студентов умения осуществлять коррекционно-педагогогическую работу с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 18.0 ч. из 16.5 ч.
Часов в неделю 4.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты. Формировать у студентов умения осуществлять коррекционно-педагогогическую работу с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты. У студентов сформированы умения: - планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся с особыми образовательными потребностями; - осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях темной сенсорной комнаты в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты; - разрабатывать программу занятий с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты.
  • Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с нарушениями развития
  • Показания и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате
  • Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате
  • Разработка и содержание программы занятий в темной сенсорной комнате

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности применения ресурсов сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 1
2 Особенности применения ресурсов сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Индивидуальная работа 2.0 1
3 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Индивидуальная работа 2.0 1
6 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 2
7 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 2
8 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 2.0 3
10 Принципы и формы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 4
11 Принципы и формы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа 2.0 4
12 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
13 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
14 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 2.0 5
15 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 2.0 5
16 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
17 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Самостоятельное изучение 2.0 6
18 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Индивидуальная работа 2.0 6
19 Особенности разработки программы занятий в условиях темной сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) 6.0 7
20 Особенности разработки программы занятий в условиях темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа 2.0 7
21 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 4.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности применения ресурсов сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Практическая работа (К-т. 50/50) Представляет психолого-педагогическую составляющую работы в среде темной сенсорной комнаты Применение
Определяет потенциал разных видов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
2 Особенности применения ресурсов сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Индивидуальная работа Представляет психолого-педагогическую составляющую работы в среде темной сенсорной комнаты Применение
Определяет потенциал разных видов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
3 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Практическая работа (К-т. 50/50) Отбирает оборудование, использующееся в сенсорной комнате в соответствии с ООП детей с ОВЗ Применение
4 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Самостоятельное изучение Отбирает оборудование, использующееся в сенсорной комнате в соответствии с ООП детей с ОВЗ Применение
5 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Индивидуальная работа Отбирает оборудование, использующееся в сенсорной комнате в соответствии с ООП детей с ОВЗ Применение
6 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Анализирует возможности применения сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
7 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа Анализирует возможности применения сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
8 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) Анализирует показания и противопоказания, ограничения для работы с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Применение
Представляет возможности применения среды сенсорной комнаты в работе с обучающимися различных категорий нарушений в развитии Применение
9 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа Представляет возможности применения среды сенсорной комнаты в работе с обучающимися различных категорий нарушений в развитии Применение
Анализирует специфику использования оборудования сенсорной комнаты в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями Применение
10 Принципы и формы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) Демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
11 Принципы и формы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа Формулирует задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Применение
Демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
12 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) Формулирует задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Применение
13 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) Демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
14 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа Формулирует задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Применение
Демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
15 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа Формулирует задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Применение
Демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
16 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) Составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
17 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Самостоятельное изучение Составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
18 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Индивидуальная работа Соотносит требования к подготовке специалистов для работы в условиях темной сенсорной комнаты Воспроизведение
Составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
19 Особенности разработки программы занятий в условиях темной сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) Разрабатывает мини-проект по работе с детьми с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Творчество
20 Особенности разработки программы занятий в условиях темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа Соотносит требования к подготовке специалистов для работы в условиях темной сенсорной комнаты Воспроизведение
Составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
Разрабатывает мини-проект по работе с детьми с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Творчество
21 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Представляет разработанный проект по работе с детьми с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01037-4.- Текст: непосредственный
  2. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00901-9.- Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / И. А. Никольская. - Москва : Академия, 2011. - 137, [3] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - ISBN 978-5-7695-7423-8.- Текст: непосредственный
  2. Сиротюк, А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников : практическое пособие / А.Л. Сиротюк. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 80 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238366 (дата обращения: 20.01.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный
  3. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – Москва : Владос, 2019. – 257 с. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=59075 (дата обращения: 20.01.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный
  4. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1–3 года: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей : [16+] / Е.А. Янушко. – Москва : Владос, 2018. – 353 с. : ил. –ISBN 978-5-907013-97-1. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455629 (дата обращения: 20.01.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате / Ю.А. Кириченко Медведев [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/80-logoped-sensor.html
  2. Крютченко Ю. Сенсорная комната / Ю. Крютченко[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orlenok-kmv.ru/sensory.html
  3. Медведев С.В. О кабинете психолога и сенсорной комнате в нашем детском саду / С.В. Медведев [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detsad2479.narod.ru/psiholog_kom.htm
  4. Шляховая Е.В. Программа работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты «Удивительный знакомый мир» / Шляховая Е.В. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trepsy.net/training/stat.php?stat=4340

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.13.01 Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана