бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 25, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано April 26, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.13.01 ДВ: Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средства коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития, 6 семестр 2 полусеместр

Б-8111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Владение общей схемой постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение схемой выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Опыт осуществления выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
Опыт постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
Опыт проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3) Владеть схемой применения методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями и ООП детей с ОВЗ ориентировочный
Умение применять методическое и техническое обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями и ООП детей с ОВЗ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов знаний о содержании и специфике работы в темной сенсорной комнате и умений организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты.

Задачи

  1. Формировать у студентов умения осуществлять коррекционно-педагогогическую работу с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 18.0 ч. из 17.0 ч.
Часов в неделю 4.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты. Формировать у студентов умения осуществлять коррекционно-педагогогическую работу с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты. У студентов сформированы умения: - планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся с особыми образовательными потребностями; - осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях темной сенсорной комнаты в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты; - разрабатывать программу занятий с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты.
  • Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с нарушениями развития
  • Показания и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате
  • Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате
  • Разработка и содержание программы занятий в темной сенсорной комнате

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности применения ресурсов сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 1
2 Особенности применения ресурсов сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Индивидуальная работа 2.0 1
3 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Индивидуальная работа 2.0 1
6 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 2
7 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 2
8 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 2.0 3
10 Принципы и формы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 4
11 Принципы и формы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа 2.0 4
12 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
13 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
14 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 2.0 5
15 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 2.0 5
16 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
17 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Самостоятельное изучение 2.0 6
18 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Индивидуальная работа 2.0 6
19 Особенности разработки программы занятий в условиях темной сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) 6.0 7
20 Особенности разработки программы занятий в условиях темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа 2.0 7
21 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 4.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности применения ресурсов сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Практическая работа (К-т. 50/50) Представляет психолого-педагогическую составляющую работы в среде темной сенсорной комнаты Применение
Определяет потенциал разных видов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
2 Особенности применения ресурсов сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Индивидуальная работа Представляет психолого-педагогическую составляющую работы в среде темной сенсорной комнаты Применение
Определяет потенциал разных видов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
3 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Практическая работа (К-т. 50/50) Отбирает оборудование, использующееся в сенсорной комнате в соответствии с ООП детей с ОВЗ Применение
4 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Самостоятельное изучение Отбирает оборудование, использующееся в сенсорной комнате в соответствии с ООП детей с ОВЗ Применение
5 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Индивидуальная работа Отбирает оборудование, использующееся в сенсорной комнате в соответствии с ООП детей с ОВЗ Применение
6 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Анализирует возможности применения сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
7 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа Анализирует возможности применения сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
8 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) Анализирует показания и противопоказания, ограничения для работы с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Применение
Представляет возможности применения среды сенсорной комнаты в работе с обучающимися различных категорий нарушений в развитии Применение
9 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа Представляет возможности применения среды сенсорной комнаты в работе с обучающимися различных категорий нарушений в развитии Применение
Анализирует специфику использования оборудования сенсорной комнаты в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями Применение
10 Принципы и формы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) Демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
11 Принципы и формы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа Формулирует задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Применение
Демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
12 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) Формулирует задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Применение
13 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа (К-т. 50/50) Демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
14 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа Формулирует задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Применение
Демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
15 Проектирование занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа Формулирует задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Применение
Демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
16 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) Составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
17 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Самостоятельное изучение Составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
18 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Индивидуальная работа Соотносит требования к подготовке специалистов для работы в условиях темной сенсорной комнаты Воспроизведение
Составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
19 Особенности разработки программы занятий в условиях темной сенсорной комнаты Практическая работа (К-т. 50/50) Разрабатывает мини-проект по работе с детьми с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Творчество
20 Особенности разработки программы занятий в условиях темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа Соотносит требования к подготовке специалистов для работы в условиях темной сенсорной комнаты Воспроизведение
Составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
Разрабатывает мини-проект по работе с детьми с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Творчество
21 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Представляет разработанный проект по работе с детьми с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01037-4.- Текст: непосредственный
  2. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00901-9.- Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / И. А. Никольская. - Москва : Академия, 2011. - 137, [3] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - ISBN 978-5-7695-7423-8.- Текст: непосредственный
  2. Сиротюк, А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников : практическое пособие / А.Л. Сиротюк. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 80 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238366 (дата обращения: 20.01.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный
  3. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – Москва : Владос, 2019. – 257 с. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=59075 (дата обращения: 20.01.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный
  4. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1–3 года: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей : [16+] / Е.А. Янушко. – Москва : Владос, 2018. – 353 с. : ил. –ISBN 978-5-907013-97-1. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455629 (дата обращения: 20.01.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате / Ю.А. Кириченко Медведев [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/80-logoped-sensor.html
  2. Крютченко Ю. Сенсорная комната / Ю. Крютченко[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orlenok-kmv.ru/sensory.html
  3. Медведев С.В. О кабинете психолога и сенсорной комнате в нашем детском саду / С.В. Медведев [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detsad2479.narod.ru/psiholog_kom.htm
  4. Шляховая Е.В. Программа работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты «Удивительный знакомый мир» / Шляховая Е.В. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trepsy.net/training/stat.php?stat=4340

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.13.01 Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана