бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 26, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 14, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.08.01 ДВ: Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ, 6 семестр 2 полусеместр

Б-8271, 44.03.02, Психолого-педагогическое образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-34 - Готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики. Знание современных методов и технологий, позволяющих решать диагностичнские и коррекционно-развивающие задачи. знаниевый
Владение обобщенной схемой профессиональной деятельности на основые нормативно-правовых актов в сфере образования и нормами профессиональной этики. ориентировочный
Умение планировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования . Умение применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональных компетенций в области использования технологий арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Задачи

  1. формировать знания теоретических основ арт-терипии и артпедагогики в специальном образовании
  2. формировать умения использовать основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические основы артпедагогики и арт-терапии формировать систему знаний теоретических основ арт-терипии и артпедагогики в специальном образовании и умений применять в профессиональной деятельности знание теоретических основ арт-терипии и артпедагогики в специальном образовании и умений применять их в профессиональной деятельности
  • Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции
  • Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании
  • Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ
Модуль 2 Основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ формировать умения использовать основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ владеть формами, методами и средствами организации коррекционно-развивающей работы с использованием арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗ
  • Изотерапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкальная терапия
  • Игротерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ
  • Пластичный материал и глина как стимулирование сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ
  • Куклотерапия
  • Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий
  • Специфика групповых занятий по арт-терапии
  • Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Артпедагогика в специальном образовании Лекция 2.0 1
2 Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции Лекция 2.0 1
3 Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Артпедагогика в специальном образовании Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Изотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Изотерапия Самостоятельное изучение 2.0 2
8 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 2
9 Сказкотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
10 Игротерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
11 Музыкальная терапия Лекция 2.0 3
12 Сказкотерапия Самостоятельное изучение 1.0 3
13 Песочная терапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
14 Фототерапия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
15 Песочная терапия Индивидуальная работа 2.0 4
16 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Лекция 2.0 4
17 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 4
18 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
19 Куклотерапия Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 5
20 Пластичный материал и глина как стимулирование сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
21 Куклотерапия Индивидуальная работа 2.0 5
22 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Индивидуальная работа 2.0 5
23 Специфика групповых занятий по арт-терапии Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 5
24 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
25 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
26 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 6
27 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 6

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Артпедагогика в специальном образовании Лекция охарактеризовать принципы и методы артпедагогики Воспроизведение
охарактеризовать содержание художественного развития ребенка и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать формы и специфику организации художественной деятельности в образовательной организации для детей с ОВЗ Воспроизведение
характеризовать виды арт-терапиии, их коррекционное и терапевтическое воздействие. Формы организации арт-терапевтических занятий Воспроизведение
охарактеризовать специфику работы психолога и дефектолога в образовательных организациях с применением арт-терапевтических методик Воспроизведение
2 Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции Лекция описывать современные концепции использования искусства в развитии и коррекции у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать влияние разных видов искусства на ребенка с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
3 Исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции Самостоятельное изучение описывать современные концепции использования искусства в развитии и коррекции у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать влияние разных видов искусства на ребенка с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
4 Артпедагогика в специальном образовании Самостоятельное изучение охарактеризовать принципы и методы артпедагогики Воспроизведение
охарактеризовать содержание художественного развития ребенка и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с ОВЗ Воспроизведение
5 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать методику "Нарисуй человека" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Дом. Дерево. Человек" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Несуществующее животное" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Моя семья" Воспроизведение
6 Изотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать стадии развития детского рисунка Воспроизведение
охарактеризовать специфику изодеятельности детей с психофизическими особенностями Воспроизведение
охарактеризовать сновные этапы изотерапии, нетрадиционные техники рисования Применение
7 Изотерапия Самостоятельное изучение охарактеризовать стадии развития детского рисунка Воспроизведение
охарактеризовать специфику изодеятельности детей с психофизическими особенностями Воспроизведение
охарактеризовать сновные этапы изотерапии, нетрадиционные техники рисования Применение
разработать конспект занятия Применение
8 Проективные рисуночные методики в работе с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение охарактеризовать методику "Нарисуй человека" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Дом. Дерево. Человек" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Несуществующее животное" Воспроизведение
охарактеризовать методику "Моя семья" Воспроизведение
9 Сказкотерапия Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать функции сказок Воспроизведение
охарактеризовать принципы и схему психологического анализа сказки Воспроизведение
охарактеризовать приемы работы со сказкой, сочинить сказку на предложенную тему Применение
10 Игротерапия Практическая работа (К-т. 50/50) анализировать особенности игры у детей с ОВЗ Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать задачи и механизмы психокоррекционного воздействия игровой терапии Применение
11 Музыкальная терапия Лекция охарактеризовать понятие музыкотерапии и механизмы воздействия музыки на человека Воспроизведение
12 Сказкотерапия Самостоятельное изучение охарактеризовать функции сказок Воспроизведение
охарактеризовать принципы и схему психологического анализа сказки Воспроизведение
охарактеризовать приемы работы со сказкой, сочинить сказку на предложенную тему Применение
разработать конспект занятия Применение
13 Песочная терапия Практическая работа (К-т. 50/50) описать задачи и механизм психокоррекционного воздействия песочной терапии Воспроизведение
описать оборудование кабинета песочной терапии Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать процесс песочной терапии Применение
14 Фототерапия Практическая работа (К-т. 50/50) описать психологичекие функции фотографий , раскрыть возможности использования фототерапии в работе с детьми и подростками Воспроизведение
охарактеризовать слайд-терапию, особенности работы с готовыми фотографияями, тематическими фотографиями Воспроизведение
15 Песочная терапия Индивидуальная работа описать оборудование кабинета песочной терапии Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
16 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Лекция охарактеризовать специфику работы с природным материалом в арт-терапевтической работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
17 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Индивидуальная работа охарактеризовать специфику работы с природным материалом в арт-терапевтической работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать технологии работы с природным материалом с детьми с ОВЗ Применение
18 Работа с природными материалами как фактор гармонизации психического и физического самочувствия детей с ОВЗ Семинар (Коэффициент - 50/50) охарактеризовать специфику работы с природным материалом в арт-терапевтической работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать технологии работы с природным материалом с детьми с ОВЗ Применение
19 Куклотерапия Семинар (Коэффициент - 50/50) описать историю, принципы, техники, психотерапевтические возможности куклотерпии Воспроизведение
разработка конспекта занятия Применение
охарактеризовать технологию изготовления куклы-марионетки Применение
20 Пластичный материал и глина как стимулирование сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) описать техники работы с глиной и тестопластикой Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать специфику работы с глиной и пластилином в арт-терапии Воспроизведение
21 Куклотерапия Индивидуальная работа разработка конспекта занятия Применение
охарактеризовать технологию изготовления куклы-марионетки Применение
22 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Индивидуальная работа описать принципы построения индивидуальных консультаций для детей и подростков Воспроизведение
охарактеризовать требования к процессу, анализу результатов и ограничениям в рамках индивидуальных консультаций Воспроизведение
23 Специфика групповых занятий по арт-терапии Контрольная работа (К-т 50/50) охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение
24 Организация индивидуальных арт-терапевтических занятий Семинар (Коэффициент - 50/50) описать принципы построения индивидуальных консультаций для детей и подростков Воспроизведение
охарактеризовать требования к процессу, анализу результатов и ограничениям в рамках индивидуальных консультаций Воспроизведение
25 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение
26 Арт-технологии в работе с семьей ребенка с ОВЗ Индивидуальная работа охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение
27 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) описывать современные концепции использования искусства в развитии и коррекции у детей с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать влияние разных видов искусства на ребенка с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
описать задачи и механизм психокоррекционного воздействия песочной терапии Воспроизведение
описать оборудование кабинета песочной терапии Воспроизведение
разработать конспект занятия Применение
охарактеризовать процесс песочной терапии Применение
описать психологичекие функции фотографий , раскрыть возможности использования фототерапии в работе с детьми и подростками Воспроизведение
охарактеризовать слайд-терапию, особенности работы с готовыми фотографияями, тематическими фотографиями Воспроизведение
охарактеризовать современные подходы, техники и упражнения для семейной арт-терапии Воспроизведение
подобрать примеры упражнений Применение

Литература

Основная

  1. Артпедагогика и арттерапия в образовании детей с ОВЗ: учебное пособие (курс лекций) / авторы-составители: О. П. Демиденко, М. М. Панасенкова ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2019. – 126 с.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596184 (дата обращения: 16.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим направлениям / под редакцией Е. А. Медведевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 274 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06713-2 . – Текст : непосредственный

Дополнительная

  1. Белова, Е. В. Методы НЛП и арт-терапии в работе психолога и менеджера : учебное пособие / Е. В. Белова, Е. В. Зинченко ; Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. – Таганрог : Южный федеральный университет, 2017. – 99 с. – ISBN 978-5-9275-2315-3. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=492976 (дата обращения: 16.12.2020).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду : пособие для психологов и педагогов : методическое пособие / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. – 2-е изд., испр. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с. – ISBN 978-5-86775-889-9. – (Библиотека программы "От рождения до школы"). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213092 (дата обращения: 23.12.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст: электронный
  3. Демиденко, О. П. Артпедагогика и арттерапия в образовании детей с ОВЗ : учебное пособие (курс лекций) / Демиденко О. П., Панасенкова М. М. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. – 126 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/99409.html (дата обращения: 25.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Ефимова, А. В. Арт-терапия для дошкольного образования (для детей 5–7 лет) : учебное пособие / Ефимова А. В. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 87 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/99252.html (дата обращения: 25.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Московкина, А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье : учебное пособие / А. Г. Московкина ; под редакцией В.И. Селиверстова ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2014. – 252 с. – ISBN 978-5-4263-0153-5. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275030 (дата обращения: 16.12.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  6. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 376 с. – ISBN 978-5-9765-0127-0. – (Библиотека психолога). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83393 (дата обращения: 16.12.2020).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  7. Никитин, В. Н. Арт-терапия : учебное пособие / В. Н. Никитин. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 336 c. — ISBN 978-5-89353-423-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88406.html (дата обращения: 25.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  8. Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / составители О. В. Липунова. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 145 c. — ISBN 978-5-4497-0102-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85900.html (дата обращения: 16.12.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  9. Тюрина, Э. И. Технологии социокультурной работы с семьей : учебное пособие / Э. И. Тюрина. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012. – 164 с. – ISBN 978-5-98238-030-2. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277350 (дата обращения: 16.12.2020)..– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Российская ассоциация арт-терапевтов - http://rusata.ru/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. "Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ" [Электронный ресурс]: направление подготовки 44.03.02. Педагогическое образование /БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. Чуйкова И.В. - Электрон.дан. -Сургут: СурГПУ, 2019.-Режим доступа: htth://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. -Загл. с экрана