бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 29, 2021 утверждено Feb. 12, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Feb. 8, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 10, 2021

Б1.В.01.03 Инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе, 2 семестр

М-0021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен осуществлять проектирование образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (ПК-1) способен отбирать образовательные ресурсы с применением инновационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования ориентировочный
имеет опыт проектирования образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования опыт
способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические , в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными возможностями (ОПК-6) умеет проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические , в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными возможностями (ОПК-6) операциональный
имеет опыт проектрования и использования эффективных психолого-педагогических , в том числе инклюзивных, технологий в профессиональной деятельности необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными возможностями (ОПК-6) опыт
способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3) знает методы, приемы и средства организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3) знаниевый
умеет проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3) операциональный
способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации (ОПК-2) знает специфику применения основных и дополнительных программ в современной начальной школе знаниевый
владеет методами и приемами, средствами обучения в начальной школе ориентировочный
умеет проектироватьнаучно-методическое обеспечение реализации основных и дополнительных образовательных программ операциональный
имеет опыт проектирования основных и дополнительных образовательных программ опыт
способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8) знает содержание инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе знаниевый
владеет инновационными технологиями преподавания предметов в начальной школе ориентировочный
умеет отбирать инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе операциональный
имеет опыт применеия инновационных технологий преподавния предметов в начальной школе опыт
способен реализовывать образовательные программы в соответсвии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1) знает требования федеральных государственных образовательных стандартов знаниевый
владеет способами реализации образовательных программ в соответсвии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов ориентировочный

Цели изучения дисциплины

сформировать у магистрантов готовность применять инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе

Задачи

  1. Формирование целостного представления о теоретических основах инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе
  2. Формирование умение применять инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 20.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 106.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 10 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (6.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы применения инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Формирование целостного представления о теоретических основах применения инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Сформировать целостное представления о теоретических основах применения инновационных технологий в преподавании предметов в начальной школе
  • Инновационные технологии в учебном процессе современной начальной школы
  • Обзор инновационных технологий в образовании
Модуль 2. Характеристика инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Формирование умение применять инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе Умение применять инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе
  • Педагогические технологии активизации деятельности обучающихся
  • Средства визуализации учебной информации
  • Групповое взаимодействие в учебной деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновациии в учебном процессе современной начальной школы Лекция 2.0 1
2 Инновациии в учебном процессе современной начальной школы Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Инновациии в учебном процессе современной начальной школы Практическая работа (М) 4.0 1
4 Обзор инновационных технологий в образовании Самостоятельное изучение 8.0 2
5 Обзор инновационных технологий в образовании Практическая работа (М) 4.0 2
6 Обзор инновационных технологий в образовании Коллоквиум 4.0 3
7 Обзор инновационных технологий в образовании Индивидуальная работа 2.0 3
8 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 2.0 4
9 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 2.0 4
10 Инновационные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы Лекция 2.0 5
11 Инновационные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы Самостоятельное изучение 8.0 5
12 Инновационные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы Практическая работа (М) 4.0 5
13 Технология визуализации учебной информации Лекция 2.0 6
14 Технология визуализации учебной информации Самостоятельное изучение 8.0 6
15 Технология визуализации учебной информации Практическая работа (М) 4.0 6
16 Технология визуализации учебной информации Индивидуальная работа 2.0 6
17 Групповое взаимодейстивие в учебной деятельности Самостоятельное изучение 6.0 7
18 Групповое взаимодейстивие в учебной деятельности Практическая работа (М) 4.0 7
19 Групповое взаимодейстивие в учебной деятельности Лекция 2.0 7
20 Групповое взаимодейстивие в учебной деятельности Индивидуальная работа 2.0 7
21 Рубежный контроль по модулю 2 Контрольная работа 2.0 8
22 Рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа 2.0 8
23 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновациии в учебном процессе современной начальной школы Лекция Знает сущность понятия инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе Воспроизведение
2 Инновациии в учебном процессе современной начальной школы Самостоятельное изучение Знает историю развития инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Воспроизведение
3 Инновациии в учебном процессе современной начальной школы Практическая работа (М) Описывает изменения в деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО Воспроизведение
4 Обзор инновационных технологий в образовании Самостоятельное изучение Обосновывает необходимость использования инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Применение
5 Обзор инновационных технологий в образовании Практическая работа (М) Анализирует нормативно-правовые акты сферы образования с позиции требований к использованию инновационных технологий в НОО Применение
Выделяет основания для классификации инновационных педагогических технологий (по Бондаренко О.В.) Воспроизведение
6 Обзор инновационных технологий в образовании Коллоквиум Умеет применять инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе для решения профессиональной задачи в рамках собственного диссертационного исследования Творчество
7 Обзор инновационных технологий в образовании Индивидуальная работа Выделяет критерии отбора инновационных технологий для преподавания предметов в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
8 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа Знает сущность понятия инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе Воспроизведение
Описывает изменения в деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО Воспроизведение
Знает историю развития инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Воспроизведение
Анализирует нормативно-правовые акты сферы образования с позиции требований к использованию инновационных технологий в НОО Применение
Выделяет основания для классификации инновационных педагогических технологий (по Бондаренко О.В.) Воспроизведение
Выделяет критерии отбора инновационных технологий для преподавания предметов в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
9 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа Обосновывает необходимость использования инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Применение
10 Инновационные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы Лекция Описывает признаки технологии организации коллективной творческой деятельности Воспроизведение
Описывает отличительные признаки коммуникативной технологии обучения Воспроизведение
Описывает отличительные признаки ТРКМЧП Воспроизведение
11 Инновационные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы Самостоятельное изучение Описывает отличительные признаки проблемного обучения Воспроизведение
Описывает отличительные признаки технологии организации развивающих видов деятельности школьников Воспроизведение
12 Инновационные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы Практическая работа (М) Формулирует цели занятия на основе технологии организации коллективной творческой деятельности Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе технологии организации коллективной творческой деятельности Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе коммуникативной технологии обучения Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе ТРКМЧП Применение
Отбирает игровые технологии в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе игровых технологий Применение
Проектирует проблемные ситуации в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Умеет проектировать учебную ситуацию на основе технологии организации развивающих видов деятельности Применение
13 Технология визуализации учебной информации Лекция Описывает проблемы восприятия и понимания учебной информации детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
Описывает техники (приемы) визуализации учебной информации (таймлайн, интеллект-карта, инфографика, кластер, таблица, схемы Венна) Воспроизведение
14 Технология визуализации учебной информации Самостоятельное изучение Выделяет возможности использования при преподавании предметов в начальной школе схемно-знаковых моделей в соответствии с требованиями ФГОС НОО Воспроизведение
15 Технология визуализации учебной информации Практическая работа (М) Проектирует учебную ситуацию на основе технологии визуализации учебной информации Применение
16 Технология визуализации учебной информации Индивидуальная работа Отбирает техники (приемы) визуализации учебной информации в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
17 Групповое взаимодейстивие в учебной деятельности Самостоятельное изучение Описывает особенности построения образовательного процесса на основе технологии кооперативного обучения Воспроизведение
18 Групповое взаимодейстивие в учебной деятельности Практическая работа (М) Описывает требования к организации группового взаимодействия при преподовании предметов в начальной школе Воспроизведение
Описывает способы создания малых групп Воспроизведение
Описывает требования к организации интерактивного общения субъектов образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
19 Групповое взаимодейстивие в учебной деятельности Лекция Описывает требования к организации интерактивного общения субъектов образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
20 Групповое взаимодейстивие в учебной деятельности Индивидуальная работа Результаты не указаны
21 Рубежный контроль по модулю 2 Контрольная работа Умеет проектировать учебную ситуацию на основе технологии организации развивающих видов деятельности Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе технологии визуализации учебной информации Применение
Моделирует этапы группового взаимодействия детей младшего школьного возраста Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе кооперативного обучения Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе технологии сотрудничества Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе интерактивных технологий обучения Применение
22 Рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа Описывает признаки технологии организации коллективной творческой деятельности Воспроизведение
23 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Умеет применять инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе для решения профессиональной задачи в рамках собственного диссертационного исследования Творчество

Литература

Основная

  1. Канке, В. А. Теория обучения и воспитания : учеб. и практикум для студентов, [магистрантов и аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. А. Канке. - Москва : Юрайт, 2018. - 293, [5] с. - (Авторский учебник). – Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01217-0 и предыдущие издания. – Текст: непосредственный.
  2. Лазарев, В. С. Психология развивающего образования : учеб. для студентов [бакалавриата и магистратуры] по направлениям подгот. 44.00.00 "Образование и педагогические науки" и "Психолого-педагогическое образование" / В. С. Лазарев ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО БУ "Сургутский государственный педагогическийуниверситет", 2018. - 182 с. : ил. - ISBN 978-5-93190-370-5. – Текст: непосредственный.
  3. Мандель, Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности: учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ- Медиа, 2019. – 261 с. : ил., табл. – ISBN 978-5-4499-0066- 1. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429392 (дата обращения: 27.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды : учебное пособие для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 437, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06592-3. – Текст: непосредственный.
  2. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании : учеб. пособие [для аспирантов, студентов, преподавателей вузов] / [Пузанов Ю. П. и др.] ; под ред. В. В. Рубцова и А. М. Столяренко. - Москва : ИНФPA-M, 2018. - 303, [1] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006583-0 и предыдущие издания. – Текст: непосредственный
  3. Управление качеством образования : учебное пособие / Е. А. Опфер, Е. И. Сахарчук, Е. В. Сергеева [и др.]. — Волгоград : Волгоградский государственный социально педагогический университет, «Перемена», 2016. — 122 c. — ISBN 978-5-9935-0357-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/58328.html (дата обращения: 27.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Фастова, Е. И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога : индивид. образоват. маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариатив. образоват. пространства; диагност. инструментарий на электрон. носителе : [метод. пособие] / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград : Учитель, [2017?]. - 77, [1] с. + 1 электрон. опт. диск (CD). - (ФГОС. Развивающие образовательные технологии). - ISBN 978-5-7057-4203-5. – Текст: непосредственный.
  5. Ходусов, А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учеб. для осуществления образоват. деятельности по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / А. Н. Ходусов. – 2-е изд., доп. - Москва : ИНФPA-M, 2017. - 404, [1] с. – (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО. – ISBN 978-5-16-012849-8. – Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  2. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770

Источники

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.09.2020). - Текст: электронный.
  2. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.01.03 Инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А.Арасланова – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020.