бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 29, 2021 утверждение отклонено Feb. 12, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Feb. 15, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено Feb. 12, 2021

Б1.В.12.05 Методика обучения предмету "Окружающий мир", 6 семестр

Б-8021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знание типов и структуры уроков по предмету "Окружающий мир" знаниевый
знание форм организации внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" знаниевый
владение обобщенным способом анализа программ внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" ориентировочный
владение обобщенным способом написания конспекта урока по предмету "Окружающий мир" ориентировочный
умение проектировать занятие внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" операциональный
умение проектировать урок по предмету "Окружающий мир" операциональный
опыт написания конспекта занятия внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" опыт
опыт написания конспекта урока по предмету "Окружающий мир" в соответствии с целями обучения опыт
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать критерии отбора методов и приемы обучения при организации урочной и внеурочной деятельности при изучении предмета "Окружающий мир" знаниевый
владение общей схемой использования современных методов, приемов и технологий обучения и диагностики при организации урочной и внеурочной деятельности ориентировочный
уметь одбирать современные методы и технологии обучения и диагностики при изучении предмета "Окружающий мир" в соответствии с целями обучения операциональный
опыт проектирования урочной и внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" с использованием современных методов обучения и диагностики опыт

Цели изучения дисциплины

формирование умения организовывать процесс обучения детей младшего школьного возраста предмету "Окружающий мир" в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Задачи

  1. научиться проектировать урок по предмету "Окружающий мир"
  2. научиться проектировать внеурочную работу по предмету "Окружающий мир"

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 14.0 ч.
Часов в неделю 3.23 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Урок по предмету "Окружающий мир" в начальной школе знать типологию, структуру уроков по предмету "Окружающий мир" умение проектировать урок по предмету "Окружающий мир"
  • Типология уроков по предмету "Окружающий мир"
  • Структура уроков по предмету "Окружающий мир"
  • Организация урока в деятельностном подходе
  • Подготовка учителя к уроку
Внеурочная работа при изучении предмета "Окружающий мир" в начальной школе знать виды внеурочной работы при изучении предмета "Окружающий мир" и особенности организации в начальной школе умение проектировать занятие по внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Общая характеристика видов внеурочной деятельности
  • Экскурсии при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Исследовательская и проектная работа при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Лекция 2.0 1
2 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Практическая работа 2.0 1
3 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Лекция 4.0 2
4 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Семинар 2.0 2
5 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Практическая работа 2.0 3
6 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Индивидуальная работа 2.0 3
7 Организация урока в деятельностном подходе Семинар 2.0 4
8 Организация урока в деятельностном подходе Практическая работа 4.0 4
9 Организация урока в деятельностном подходе Коллоквиум 2.0 5
10 Подготовка учителя к уроку Практическая работа 2.0 6
11 Подготовка учителя к уроку Вариативное задание 2.0 6
12 Подготовка учителя к уроку Индивидуальная работа 2.0 6
13 Рубежный контроль по первому модулю Минизачет 2.0 7
14 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа 2.0 7
15 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Лекция 2.0 8
16 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Семинар 2.0 8
17 Методика проведения экскурсий Лекция 2.0 9
18 Методика проведения экскурсий Самостоятельное изучение 3.0 9
19 Методика проведения экскурсий Практическая работа 2.0 10
20 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Лекция 2.0 11
21 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Практическая работа 2.0 11
22 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Конференция 2.0 12
23 Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности Практическая работа 2.0 12
24 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа 2.0 12
25 Рубежный контроль по второму модулю Другое 4.0 13
26 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа 2.0 13
27 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Лекция знание понятия урок как основной формы организации учебного процесса по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
2 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Практическая работа умение определять условия эффективности урока по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знание требования к уроку по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
3 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Лекция знание основных структурных компонентов вводного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов обобщающего урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов комбинированного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов предметного урока Воспроизведение
4 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Семинар знание видов нестандартных обобщающих уроков Воспроизведение
знание способов оценки работы обучающихся на уроке Воспроизведение
5 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Практическая работа умение проектировать вводный урок Применение
умение проектировать обобщащий урок Применение
умение проектировать комбинированный урок Применение
умение проектировать предметный урок Применение
6 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Индивидуальная работа умение подбирать способы организации активной деятельности младших школьников, направленной на применение нового знания Применение
7 Организация урока в деятельностном подходе Семинар знание критериев выбора целей урока Воспроизведение
знание сущности и особенностей организации целеполагания, планирования и оценки собственной учебной деятельности детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
8 Организация урока в деятельностном подходе Практическая работа умение выводить цели урока из заданных планируемых результатов Применение
умение определять этапы деятельности по обозначению цели в проекте урока Применение
9 Организация урока в деятельностном подходе Коллоквиум умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по осознанию цели обучения на уроке Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по планированию учебных действий Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по соотнесению целей и результатов своей работы Применение
10 Подготовка учителя к уроку Практическая работа знание различных вариантов действий при составлении проекта урока Воспроизведение
умение составлять алгоритм действий по подготовке проекта урока Воспроизведение
знание часто встречающихся недостатков при проведении студентами первых уроков Воспроизведение
11 Подготовка учителя к уроку Вариативное задание знание часто встречающихся недостатков при проведении студентами первых уроков Воспроизведение
знание методических рекомендаций, отражающих специфику организации урока в рамках определенной образовательной программы Воспроизведение
12 Подготовка учителя к уроку Индивидуальная работа умение оценивать проект урока Применение
13 Рубежный контроль по первому модулю Минизачет умение проектировать вводный урок Применение
умение проектировать обобщащий урок Применение
умение проектировать комбинированный урок Применение
умение проектировать предметный урок Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по осознанию цели обучения на уроке Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по планированию учебных действий Применение
14 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа умение определять условия эффективности урока по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
умение определять тип урока в зависимости от предметного содержания и планируемых результатов Воспроизведение
15 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Лекция знание сущности понятия внеурочная деятельность Воспроизведение
знание видов внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
16 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Семинар умение анализировать виды внеурочной деятельности, представленные в различных УМК Применение
знание инновационных видов внеурочной деятельности Воспроизведение
17 Методика проведения экскурсий Лекция знание классификаций экскурсий и особенностей их проведения в начальной школе при изучении предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
18 Методика проведения экскурсий Самостоятельное изучение умение проектировать экскурсию различного типа при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
19 Методика проведения экскурсий Практическая работа умение применять алгоритм действий по подготовке и проведению экскурсии Применение
умение вводить элементы учебного исследования в содержание школьных экскурсий Творчество
20 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Лекция знание сущности понятий исследовательская и проектная деятельность Воспроизведение
21 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Практическая работа умение использовать технологию учебного проектирования Применение
умение проектировать элементы учебно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста Творчество
22 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Конференция знание классификаций проектной и исследовательской деятельности Воспроизведение
умение анализировать исследовательские работы и проекты обучающихся Применение
23 Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности Практическая работа знание особенностей подготовки и проведения олимпиад и конкурсов Воспроизведение
умение составлять каталог олимпиад и конкурсов Применение
умения подбирать задания для организации олимпиад и конкурсов Творчество
24 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа умение анализировать исследовательские работы и проекты обучающихся Применение
25 Рубежный контроль по второму модулю Другое умение проектировать экскурсию различного типа при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
умение проектировать элементы учебно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста Творчество
умение анализировать исследовательские работы и проекты обучающихся Применение
26 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа знание инновационных видов внеурочной деятельности Воспроизведение
умения подбирать задания для организации олимпиад и конкурсов Творчество
27 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) знание типов уроков по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
умение определять тип урока в зависимости от предметного содержания и планируемых результатов Воспроизведение
знание особенностей проведения уроков в зависимости от типа Воспроизведение
знание основных структурных компонентов вводного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов обобщающего урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов комбинированного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов постановки проблемы на уроке Применение
умение подбирать способы организации активной деятельности младших школьников, направленной на применение нового знания Применение
знание способов оценки работы обучающихся на уроке Воспроизведение
умение проектировать комбинированный урок Применение
знание основных структурных компонентов предметного урока Воспроизведение
умение проектировать предметный урок Применение
знание критериев выбора целей урока Воспроизведение
умение выводить цели урока из заданных планируемых результатов Применение
умение определять этапы деятельности по обозначению цели в проекте урока Применение
знание сущности и особенностей организации целеполагания, планирования и оценки собственной учебной деятельности детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по осознанию цели обучения на уроке Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по планированию учебных действий Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по соотнесению целей и результатов своей работы Применение
знание различных вариантов действий при составлении проекта урока Воспроизведение
умение составлять алгоритм действий по подготовке проекта урока Воспроизведение
умение оценивать проект урока Применение
знание часто встречающихся недостатков при проведении студентами первых уроков Воспроизведение
знание методических рекомендаций, отражающих специфику организации урока в рамках определенной образовательной программы Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Алексеева, О. В. Окружающий мир: особенности изучения предмета в начальной школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 44.03.01 - Педагогическое образование / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. - М. : Академия Естествознания, 2017. - 143, [1] с. : ил. - ISBN 978-5-91327-456-4. - Текст: непосредственный.
  2. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учебник для вузов : для бакалавров и магистров педагогических вузов / Е. В. Григорьева. - 3-е изд. испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 193, [2] с. – (Высшее образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534- 12025-7. - Текст: непосредственный. (для основной)
  3. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов (магистратуры) вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Д. Ю. Добротин и др.] ; Моск. гор. пед. ун-т ; под общ. ред. М. С. Смирновой. - Москва : Юрайт, 2016. - 305, [2] с. – Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-6401-1. - Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Арасланова, А.А. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в кроссвордах : учебно-методическое пособие / А.А. Арасланова. – Москва/ Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 85 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-8504-4. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441788 (дата обращения: 07.11.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Куприна, Л.Е. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебное пособие / Л.Е. Куприна ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2014. – 312 с. : ил. – ISBN 978-5-400-01020-0. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573586 (дата обращения: 26.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный. (для дополнительной)
  3. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания) : учебное пособие для студентов / А. В. Миронов. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — 578 c. — ISBN 2227-8397. —URL: http://www.iprbookshop.ru/49940.html (дата обращения: 26.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Миронов, А. В. Традиции и инновации естествоведческого и обществоведческого образования младших школьников : пособие для магистрантов по направлению «Педагогическое образование», (профиль «Инновационное начальное образование»), учителей начальной школы / А. В. Миронов. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017. — 97 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/73548.html (дата обращения: 26.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Педагогика начального образования. Ч.1 : учебное пособие / составители Н. В. Донских. — 2-е изд. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 201 c. — ISBN 5-85094-392-9, 978-5-4497-0158-9. —URL: http://www.iprbookshop.ru/85825.html (дата обращения: 26.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – ISBN 978-5-09-019148-7. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769. (дата обращения: 07.12.2020). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  2. Планируемые результаты начального общего образования – ISBN 978-5-09-021058-4. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770. – (дата обращения: 07.09.2020). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Источники

  1. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" [Текст] (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953).
  2. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б.3.5 Методика обучения предмету "Окружающий мир" [Электронный ресурс]: 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.