бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 2, 2021 утверждено Feb. 12, 2021
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 2, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 3, 2021

Б1.В.ДВ.20.01 ДВ: Психосаматика: телесноориентированный подход в практике психологической помощи, 8 семестр

Б-7271, 44.03.02, Психолого-педагогическое образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.Ф. Берестовая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-23) знание особенностей проведения психосоматических методов знаниевый
знание психосоматических техник знаниевый
умение планировать психологическую работу с клиентом с использование телесно - ориентированных техник ориентировочный
умение диагностировать проблематику клиента ТОП операциональный
способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК – 25) умение анализировать условия реализации ТОП в практической деятельности педагога - психолога ориентировочный
умение оценивать результаты реалихации ТОП ориентировочный

Цели изучения дисциплины

формирование у студентов способности применять приемы и техники телесно-ориентированной работы в практике психологической помощи

Задачи

  1. Формирование ориентировку в понятийном и проблемном поле психосоматики
  2. Формирование умение применять психотехнологии телесно-ориентированного подхода в практике психологической помощи

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.5 ч. из 10.0 ч.
Часов в неделю 3.6 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Формировать ориентировку в понятийном и проблемном поле психосоматики знать: основные теории, принципы и понятия психологии тела; показания к применению и принципы отбора техник для клиентской работы; базовые проблемы клиента и их расположение в теле. уметь: диагностировать проблематику клиента в ТОП; строить психокоррекционную стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы с телом или телесной метафорой, адекватные клиентскому запросу.
  • Базовые понятия и принципы психологии тела.
  • Технологии работы с системой «тело-психика» в биоэнергетическом анализе
  • Диагностика в телесно-ориентированном подходе.
Модуль 2 Формировать умение применять психотехнологии телесно-ориентированного подхода в практике психологической помощи уметь: диагностировать проблематику клиента в ТОП; строить психокоррекционную стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы с телом или телесной метафорой, адекватные клиентскому запросу. владеть: способами психокоррекционной работы с психосоматическими блоками и паттернами дыхания клиента; схемой диагностики проблематики клиента в ТОП; технологиями предъявления телесных контактов; основными приемами танатотерапии; алгоритмом построения танцевально-двигательного тренинга
  • Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение
  • Применение приемов танатотерапии
  • Применение методов танцевально-двигательной терапии

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Базовые понятия и принципы психологии тела. Лекция 2.0 1
2 Базовые понятия и принципы психологии тела. Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
3 Технологии работы с системой «тело-психика» в биоэнергетическом анализе Лекция 2.0 1
4 Технологии работы с системой «тело-психика» в биоэнергетическом анализе Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
5 Технологии работы с системой «тело-психика» в биоэнергетическом анализе Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
6 Диагностика в телесно-ориентированном подходе Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 1
7 Диагностика в телесно-ориентированном подходе Самостоятельное изучение 3.0 1
8 Диагностика в телесно-ориентированном подходе Индивидуальная работа 2.0 1
9 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 1
10 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 1
11 Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение Лекция 2.0 1
12 Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
13 Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение Самостоятельное изучение 3.0 1
14 Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение Индивидуальная работа 2.0 1
15 Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
16 Технологии работы с системой «тело-психика» в биоэнергетическом анализе Индивидуальная работа 2.0 1
17 Применение приемов танатотерапии Лекция 2.0 1
18 Применение приемов танатотерапии Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
19 Применение приемов танатотерапии Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 1
20 Применение методов танцевально-двигательной терапии Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 1
21 Промежуточная аттестация Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 1
22 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа 2.5 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Базовые понятия и принципы психологии тела. Лекция знать исторические этапы развития психологии тела Воспроизведение
знать особенности ТОП Воспроизведение
знать разновидности функционального напряжения Воспроизведение
2 Базовые понятия и принципы психологии тела. Семинар (Коэффициент - 50/50) знать особенности ТОП Воспроизведение
знать разновидности функционального напряжения Воспроизведение
уметь анализировать условия применения ТОП Применение
уметь характеризовать стратегии ТОП Применение
3 Технологии работы с системой «тело-психика» в биоэнергетическом анализе Лекция знать основные методы и техники ТОП Воспроизведение
уметь давать характеристику основным методам ТОП Воспроизведение
4 Технологии работы с системой «тело-психика» в биоэнергетическом анализе Семинар (Коэффициент - 50/50) знать основные методы и техники ТОП Воспроизведение
уметь выбирать методы и техники ТОП Применение
уметь анализировать результаты применения методов ТОП Применение
уметь давать характеристику основным методам ТОП Воспроизведение
5 Технологии работы с системой «тело-психика» в биоэнергетическом анализе Практическая работа (К-т. 50/50) знать основные методы и техники ТОП Воспроизведение
уметь выбирать методы и техники ТОП Применение
уметь анализировать результаты применения методов ТОП Применение
Уметь описывать структуру ТОП Воспроизведение
6 Диагностика в телесно-ориентированном подходе Практическая работа (К-т. 50/50) знать основные сособы диагностики в ТОП Воспроизведение
уметь давать характеристику основным методам ТОП Применение
уметь ставить анализировать условия применения методов диагностирования в ТОП Применение
уметь планировать диагностическиу работу в рамках ТОП Применение
7 Диагностика в телесно-ориентированном подходе Самостоятельное изучение знать основные сособы диагностики в ТОП Воспроизведение
уметь давать характеристику основным методам ТОП Применение
уметь ставить анализировать условия применения методов диагностирования в ТОП Применение
уметь планировать диагностическиу работу в рамках ТОП Применение
8 Диагностика в телесно-ориентированном подходе Индивидуальная работа уметь давать характеристику основным методам ТОП Применение
уметь ставить анализировать условия применения методов диагностирования в ТОП Применение
уметь планировать диагностическиу работу в рамках ТОП Применение
9 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) уметь выбирать методы и техники ТОП Применение
уметь анализировать результаты применения методов ТОП Применение
уметь давать характеристику основным методам ТОП Воспроизведение
уметь давать характеристику основным методам ТОП Применение
уметь планировать диагностическиу работу в рамках ТОП Применение
10 Рубежный контроль Индивидуальная работа уметь выбирать методы и техники ТОП Применение
уметь анализировать результаты применения методов ТОП Применение
Уметь описывать структуру ТОП Воспроизведение
уметь ставить анализировать условия применения методов диагностирования в ТОП Применение
уметь планировать диагностическиу работу в рамках ТОП Применение
11 Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение Лекция знать основные контактные телесные психотехнологии Воспроизведение
уметь давать характеристику контактнам телесным психотехнологиям Воспроизведение
12 Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение Семинар (Коэффициент - 50/50) уметь давать характеристику контактнам телесным психотехнологиям Воспроизведение
уметь выбирать контактные телесные психотехнологии Применение
уметь анализировать условия применения контактных телесных психотехнологий Применение
13 Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение Самостоятельное изучение уметь давать характеристику контактнам телесным психотехнологиям Воспроизведение
уметь анализировать условия применения контактных телесных психотехнологий Применение
уметь оценивать результаты психотехнологических методов Применение
14 Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение Индивидуальная работа уметь давать характеристику контактнам телесным психотехнологиям Воспроизведение
уметь выбирать контактные телесные психотехнологии Применение
уметь анализировать условия применения контактных телесных психотехнологий Применение
уметь оценивать результаты психотехнологических методов Применение
15 Технологии и методы работы с системой «тело-психика» через прикосновение Практическая работа (К-т. 50/50) уметь выбирать контактные телесные психотехнологии Применение
уметь анализировать условия применения контактных телесных психотехнологий Применение
уметь оценивать результаты психотехнологических методов Применение
16 Технологии работы с системой «тело-психика» в биоэнергетическом анализе Индивидуальная работа уметь выбирать методы и техники ТОП Применение
уметь анализировать результаты применения методов ТОП Применение
уметь давать характеристику основным методам ТОП Воспроизведение
Уметь описывать структуру ТОП Воспроизведение
17 Применение приемов танатотерапии Лекция знать, что такое танототерапия Воспроизведение
уметь давать характеристику танатотерапевтическому процессу Воспроизведение
знать типичные запросы по применению танатотерапевтических приемов Применение
18 Применение приемов танатотерапии Семинар (Коэффициент - 50/50) уметь давать характеристику танатотерапевтическому процессу Воспроизведение
уметь анализировать условия использования танатотерапевтических методов Применение
знать типичные запросы по применению танатотерапевтических приемов Применение
19 Применение приемов танатотерапии Практическая работа (К-т. 50/50) уметь давать характеристику танатотерапевтическому процессу Воспроизведение
уметь анализировать условия использования танатотерапевтических методов Применение
уметь анализировать стадии терапевтического процесса Применение
20 Применение методов танцевально-двигательной терапии Практическая работа (К-т. 50/50) знать особенности танцевально - двигательной терапии Воспроизведение
знать базовые психотехники ТДТ Воспроизведение
уметь анализировать условия применения ТДТ Применение
уметь выбирать техники ТДТ Применение
21 Промежуточная аттестация Контрольная работа (К-т 50/50) уметь выбирать методы и техники ТОП Применение
уметь анализировать результаты применения методов ТОП Применение
уметь ставить анализировать условия применения методов диагностирования в ТОП Применение
уметь планировать диагностическиу работу в рамках ТОП Применение
уметь выбирать контактные телесные психотехнологии Применение
уметь оценивать результаты психотехнологических методов Применение
уметь анализировать условия использования танатотерапевтических методов Применение
уметь анализировать стадии терапевтического процесса Применение
22 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа уметь анализировать результаты применения методов ТОП Применение
уметь ставить анализировать условия применения методов диагностирования в ТОП Применение
уметь планировать диагностическиу работу в рамках ТОП Применение
уметь анализировать условия применения контактных телесных психотехнологий Применение
уметь оценивать результаты психотехнологических методов Применение
уметь анализировать стадии терапевтического процесса Применение

Литература

Основная

  1. Балашова, С.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии : учебное пособие / Г.И. Дереча; С.В. Балашова. - Оренбург : Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 234 c. – ISBN 2227-8397. - URL: http://www.iprbookshop.ru/51461.html (дата обращения 01.02.2021) . – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Леопольд, Сонди. Учебник экспериментальной диагностики влечений: глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии / Сонди Леопольд; пер. В. И. Николаев. - Москва : Когито-Центр, 2019. - 555 с. - ISBN 3-456-30513-3, 5-89353-136-1. - URL: http://www.iprbookshop.ru/88343.html (дата обращения 01.02.2021) . – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Падун, М. А. Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика / М. А. Падун, А. В. Котельникова. - Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. - 206 с. - ISBN 978-5-9270-0231-3. - URL: http://www.iprbookshop.ru/88369.html - (дата обращения 15.05.2020) . – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Реабилитация и восстановление высших психических функций (в схемах и таблицах) : учебное наглядное пособие / Е. В. Загорная, С. С. Вьюшкова, В. Е. Капитанаки; под редакцией С. В. Чермянина. - Саратов : Вузовское образование, 2020. - 94 с. - ISBN 978-5-4487-0751-3. - URL: http://www.iprbookshop.ru/99990.html (дата обращения 01.02.2021) . – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Фундаментальные принципы психосоматического подхода // Александер Ф. Психосоматическая медицина. – Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/lib/alexander/pm/pm_08.html (дата обращения 15.05.2020)

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ. 20.01 Психосоматика: телесноориентированный подход в практике психологической помощи Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Направленность: Психология образования) /бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет»; Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, по подписке