бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 9, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 10, 2021
О.В. Власова декан факультета
согласовано June 11, 2021

Б1.В.ДВ.14.01 ДВ: Основы учебно-исследовательской деятельности в образовательной организации, 8 семестр 2 полусеместр

Б-7022, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Математика и Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) Знание структурных компонентов исследовательской деятельности знаниевый
Умение проектировать цели и планировать достижение целей на основе анализа проблемных ситуаций операциональный
Умение ставить познавательные задачи, делать обоснованный выбор решения, осуществлять и оценивать решение познавательных задач операциональный
способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) Знание методы организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся знаниевый
Знание характерных черт исследования как способа познания действительности знаниевый
Владение общей схемой оценки качества выполненного учебного исследования ориентировочный
Владение общей схемой планирования и контроля за исследовательской деятельностью обучающихся ориентировочный
Умение анализировать материалы для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся операциональный
Умение готовить обучающихся к оформлению и презентации результатов исследований, оценивать качество выполненного исследования операциональный
Умение планировать учебный процесс по освоению учащимися умений, входящих в состав исследовательской деятельности операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование исследовательских умений студентов

Задачи

  1. формировать знания студентов о методологии научного и учебного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании
  2. формировать у студентов исследовательские умения по решению учебно-исследовательских задач

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 5.14 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы учебно-исследовательской деятельности Формирование знаний студентов о методологии научного и учебного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании Знание характерных черт исследования как способа познания действительности Знание структурных компонентов исследовательской деятельности Знание отличий научно-исследовательской деятельности от учебно-исследовательской. Знание видов и специфики исследовательских задач в школе
  • Сущность и содержание научно-исследовательской деятельности
  • Сущность и содержание учебно-исследовательской деятельности
  • Контрольная работа по модулю 1.
Модуль 2. Методические основы организации учебно-исследовательской деятельности Формирование у студентов исследовательский умений по решению учебно-исследовательских задач Владение общей схемой планирования и контроля за исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) Владение общей схемой оценки качества выполненного учебного исследования (ПК-12) Умение проектировать цели и планировать достижение целей на основе анализа проблемных ситуаций (ПК-11) Умение ставить познавательные задачи, делать обоснованный выбор решения, осуществлять и оценивать решение познавательных задач (ПК-11) Умение анализировать материалы для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся (ПК-12) Умение планировать учебный процесс по освоению учащимися умений, входящих в состав исследовательской деятельности (ПК-12) Умение готовить обучающихся к оформлению и презентации результатов исследований, оценивать качество выполненного исследования (ПК-12)
  • Научное исследование: понятие, характеристика, виды, свойства
  • Логические этапы исследовательской работы
  • Учебное исследование: понятие и характеристика
  • Исследовательская работа младших школьников: сущность и опыт организации
  • Понятийно-категориальный аппарат научно – исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата), требования к их формулировке
  • Методы исследования. Теоретические методы
  • Эмпирические методы исследования. Педагогический эксперимент
  • Формы представления результатов исследовательской деятельности обучающихся
  • Способы получения и переработки информации
  • Контрольная работа по модулю 2.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность и содержание научно-исследовательской деятельности Лекция 2.0 1
2 Сущность и содержание учеб-исследовательской деятельности Лекция 2.0 1
3 Контрольная работа по модулю 1. Контрольная работа 2.0 2
4 Научное исследование: понятие, характеристика, виды, свойства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Логические этапы исследовательской работы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
6 Учебное исследование: понятие и характеристика Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
7 Исследовательская работа младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
8 Исследовательская работа младших школьников Индивидуальная работа 2.0 4
9 Понятийно-категориальный аппарат научно – исследовательской деятельности Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
10 Методы исследования. Теоретические методы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
11 Понятийно-категориальный аппарат научно – исследовательской деятельности Индивидуальная работа 2.0 5
12 Эмпирические методы исследования. Педагогический эксперимент Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
13 Формы представления результатов исследовательской деятельности обучающихся Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
14 Формы представления результатов исследовательской деятельности обучающихся Индивидуальная работа 2.0 6
15 Способы получения и переработки информации Практическая работа (К-т. 50/50) 6.0 7
16 Контрольная работа по модулю 2 Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 7
17 Контрольная работа по модулю 2 Индивидуальная работа 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность и содержание научно-исследовательской деятельности Лекция Знание характерных черт исследования как способа познания действительности Воспроизведение
Знание структурных компонентов исследовательской деятельности Воспроизведение
2 Сущность и содержание учеб-исследовательской деятельности Лекция Знание структурных компонентов исследовательской деятельности Воспроизведение
Знание отличий научно-исследовательской деятельности от учебно-исследовательской. Воспроизведение
Знание видов и специфики исследовательских задач в школе Воспроизведение
3 Контрольная работа по модулю 1. Контрольная работа Знание характерных черт исследования как способа познания действительности Воспроизведение
Знание структурных компонентов исследовательской деятельности Воспроизведение
Знание структурных компонентов исследовательской деятельности Воспроизведение
Знание отличий научно-исследовательской деятельности от учебно-исследовательской. Воспроизведение
Знание видов и специфики исследовательских задач в школе Воспроизведение
4 Научное исследование: понятие, характеристика, виды, свойства Практическая работа (К-т. 50/50) Знание характерных черт исследования как способа познания действительности Воспроизведение
Владение общей схемой проектирования научного исследования Воспроизведение
Знание структурных компонентов исследовательской деятельности Воспроизведение
5 Логические этапы исследовательской работы Практическая работа (К-т. 50/50) Знание этапов исследовательской деятельности и особенностей их организации Воспроизведение
Владение общей схемой построения этапов исследовательской деятельности Воспроизведение
6 Учебное исследование: понятие и характеристика Практическая работа (К-т. 50/50) Владение общей схемой планирования и контроля за исследовательской деятельностью обучающихся Воспроизведение
Владение общей схемой оценки качества выполненного учебного исследования Воспроизведение
Умение проектировать цели и планировать достижение целей на основе анализа проблемных ситуаций Применение
7 Исследовательская работа младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) Владение способами организации учебного исследования детей младшего школьного возраста Воспроизведение
Владение приемами мотивации к исследованию в начальной школе Воспроизведение
8 Исследовательская работа младших школьников Индивидуальная работа Владение способами организации учебного исследования детей младшего школьного возраста Воспроизведение
Владение приемами мотивации к исследованию в начальной школе Воспроизведение
9 Понятийно-категориальный аппарат научно – исследовательской деятельности Практическая работа (К-т. 50/50) Владение общей схемой планирования и контроля за исследовательской деятельностью обучающихся Воспроизведение
Владение общей схемой оценки качества выполненного учебного исследования Воспроизведение
Умение проектировать цели и планировать достижение целей на основе анализа проблемных ситуаций Применение
Умение ставить познавательные задачи, делать обоснованный выбор решения, осуществлять и оценивать решение познавательных задач Применение
10 Методы исследования. Теоретические методы Практическая работа (К-т. 50/50) Владение общей схемой выбора методов исследования Воспроизведение
Знание основных характеристик методов теоретического исследования Воспроизведение
11 Понятийно-категориальный аппарат научно – исследовательской деятельности Индивидуальная работа Владение общей схемой планирования и контроля за исследовательской деятельностью обучающихся Воспроизведение
Владение общей схемой оценки качества выполненного учебного исследования Воспроизведение
Умение проектировать цели и планировать достижение целей на основе анализа проблемных ситуаций Применение
Умение ставить познавательные задачи, делать обоснованный выбор решения, осуществлять и оценивать решение познавательных задач Применение
12 Эмпирические методы исследования. Педагогический эксперимент Практическая работа (К-т. 50/50) Владение общей схемой выбора модели педагогического эксперимента Воспроизведение
Владение способом проектирования педагогического эксперимента Воспроизведение
Владение критериями оценки результатов исследования. Воспроизведение
Владение способом организации наблюдения Воспроизведение
13 Формы представления результатов исследовательской деятельности обучающихся Практическая работа (К-т. 50/50) Умение готовить обучающихся к оформлению и презентации результатов исследований, оценивать качество выполненного исследования Применение
14 Формы представления результатов исследовательской деятельности обучающихся Индивидуальная работа Умение готовить обучающихся к оформлению и презентации результатов исследований, оценивать качество выполненного исследования Применение
15 Способы получения и переработки информации Практическая работа (К-т. 50/50) Владение способами получения и переработки информации Воспроизведение
Умение планировать учебный процесс по освоению учащимися умений, входящих в состав исследовательской деятельности Воспроизведение
16 Контрольная работа по модулю 2 Контрольная работа (К-т 50/50) Владение способами организации учебного исследования детей младшего школьного возраста Воспроизведение
Владение приемами мотивации к исследованию в начальной школе Воспроизведение
Владение общей схемой планирования и контроля за исследовательской деятельностью обучающихся Воспроизведение
Владение общей схемой оценки качества выполненного учебного исследования Воспроизведение
Умение проектировать цели и планировать достижение целей на основе анализа проблемных ситуаций Применение
Умение ставить познавательные задачи, делать обоснованный выбор решения, осуществлять и оценивать решение познавательных задач Применение
Владение общей схемой выбора методов исследования Воспроизведение
Знание основных характеристик методов теоретического исследования Воспроизведение
Владение общей схемой выбора модели педагогического эксперимента Воспроизведение
Владение способом проектирования педагогического эксперимента Воспроизведение
Владение критериями оценки результатов исследования. Воспроизведение
Владение способом организации наблюдения Воспроизведение
Умение готовить обучающихся к оформлению и презентации результатов исследований, оценивать качество выполненного исследования Применение
Владение способами получения и переработки информации Воспроизведение
Умение планировать учебный процесс по освоению учащимися умений, входящих в состав исследовательской деятельности Воспроизведение
Владение общей схемой планирования и контроля за исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) Воспроизведение
Владение общей схемой оценки качества выполненного учебного исследования (ПК-12) Воспроизведение
Умение проектировать цели и планировать достижение целей на основе анализа проблемных ситуаций (ПК-11) Применение
Умение ставить познавательные задачи, делать обоснованный выбор решения, осуществлять и оценивать решение познавательных задач (ПК-11) Применение
Умение анализировать материалы для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся (ПК-12) Применение
Умение планировать учебный процесс по освоению учащимися умений, входящих в состав исследовательской деятельности (ПК-12) Применение
Умение готовить обучающихся к оформлению и презентации результатов исследований, оценивать качество выполненного исследования (ПК-12) Применение
17 Контрольная работа по модулю 2 Индивидуальная работа Владение способами организации учебного исследования детей младшего школьного возраста Воспроизведение
Владение приемами мотивации к исследованию в начальной школе Воспроизведение
Владение общей схемой планирования и контроля за исследовательской деятельностью обучающихся Воспроизведение
Владение общей схемой оценки качества выполненного учебного исследования Воспроизведение
Умение проектировать цели и планировать достижение целей на основе анализа проблемных ситуаций Применение
Умение ставить познавательные задачи, делать обоснованный выбор решения, осуществлять и оценивать решение познавательных задач Применение
Владение общей схемой выбора методов исследования Воспроизведение
Знание основных характеристик методов теоретического исследования Воспроизведение
Владение общей схемой выбора модели педагогического эксперимента Воспроизведение
Владение способом проектирования педагогического эксперимента Воспроизведение
Владение критериями оценки результатов исследования. Воспроизведение
Владение способом организации наблюдения Воспроизведение
Умение готовить обучающихся к оформлению и презентации результатов исследований, оценивать качество выполненного исследования Применение
Владение способами получения и переработки информации Воспроизведение
Умение планировать учебный процесс по освоению учащимися умений, входящих в состав исследовательской деятельности Воспроизведение
Владение общей схемой планирования и контроля за исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) Воспроизведение
Владение общей схемой оценки качества выполненного учебного исследования (ПК-12) Воспроизведение
Умение проектировать цели и планировать достижение целей на основе анализа проблемных ситуаций (ПК-11) Применение
Умение ставить познавательные задачи, делать обоснованный выбор решения, осуществлять и оценивать решение познавательных задач (ПК-11) Применение
Умение анализировать материалы для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся (ПК-12) Применение
Умение планировать учебный процесс по освоению учащимися умений, входящих в состав исследовательской деятельности (ПК-12) Применение
Умение готовить обучающихся к оформлению и презентации результатов исследований, оценивать качество выполненного исследования (ПК-12) Применение

Литература

Основная

  1. Егошина, И.Л. Методология научных исследований : учебное пособие / И.Л. Егошина ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2018. – 148 с. – ISBN 978-5-8158-2005-0. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494307 (дата обращения: 05.02.2021). - Режим доступа: по подписке. Текст : электронный.
  2. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - 5-е изд.пересмотр. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 282 с. - (Учебные издания для бакала ивров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-03684-2. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=573392 (дата обращения: 11.04.2020). - Режим доступа: по подписке. Текст : электронный.
  3. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с. - (Высшее образование. Магистратура). - ISBN 978-5-16-012472-8 – Текст : непосредственный.

Дополнительная

  1. Захарова, Н.Л. Планирование теоретического и эмпирического исследования : учебное пособие : [16+] / Н.Л. Захарова ; Технологический университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 90 с. : ил., схем., табл. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0547-5. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572192 (дата обращения: 18.06.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Пивоварова, О. П. Основы научных исследований : учебное пособие / О. П. Пивоварова. — 2-е изд. — Челябинск, Саратов : Южно-Уральский институт управления и экономики, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-4486-0673-1. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81487.html (дата обращения: 05.02.2021). - Режим доступа: по подписке. Текст : электронный.
  3. Пустынникова, Е. В. Методология научного исследования : учебное пособие / Е. В. Пустынникова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 126 c. — ISBN 978-5-4486-0185-9. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71569.html (дата обращения: 05.02.2021). - Режим доступа: по подписке. Текст : электронный.
  4. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований : учебное пособие / Л.А. Шипилина. – 7-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2016. – 204 с. – ISBN 978-5-9765-1173-6. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 (дата обращения: 18.06.2020).– Режим доступа: по подписке. Текст : электронный.
  5. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований : учебное пособие : [16+] / М.Ф. Шкляр. – 7-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2019. – 208 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр.: с. 195-196. – ISBN 978-5-394-03375-9 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573356 (дата обращения: 18.06.2020). .– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Бурда, А.Г. Основы научно-исследовательской деятельности: уч.пособие (курс лекций) / А.Г. Бурда. - Кубан. гос. аграр. ун-т. – Краснодар, 2015. – 145 с. - УДК 001.8:004.9(075.8) ББК 72.3. - URL: https://kubsau.ru/upload/iblock/6ea/6ea0788bbed15ac153577b254b4a7175.pdf (дата обращения: 03.02.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  2. Организация учебно-исследовательской деятельности детей 5-7 лет в вопросах и ответах: рекомендации для родителей / сост. Н.И. Нескоромных, Е.Г. Безребрая, Т.Г. Гагерова. - Сочи: МБУ ДО ЦТРиГО г. Сочи, 2018. – 19 c. - URL: https://ctrigo.ru/pic/kip2020/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.pdf (дата обращения: 03.02.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  3. Развитие исследовательских умений младших школьников: выпускная квалификационная работа / И.А. Кирьянова. – Екатеринбург, 2017. – 79 с. - URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8299/2/10Kiryanova.pdf (дата обращения: 03.02.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Источники

  1. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления ГОСТ Р 7.0.100 – 2018. – URL: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_7_0_100_2018_1204.pdf (дата обращения: 05.02.2021). - Режим доступа: свободный. Текст: электронный
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 05.02.2021). - Режим доступа: свободный. Текст : электронный.

Учебно-методические материалы

  1. Б1.В.ДВ.14.01 ДВ: Основы учебно-исследовательской деятельности в образовательной организации, 8 семестр 2 полусеместр Б-7022, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Математика и Начальное образование), зачёт [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.